Рабочая программа по литературе (на родном русском языке) 4класс
рабочая программа по чтению (4 класс)

Эгнатосян Юлия Ивановна.

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura_3-4_klass_h.docx47.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

по

«литературному чтению на  родном (русском) языке»

 3 -4 класс

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском языке)» составлена в соответствии:

1. ФГОС НОО (от 6 октября 2009г. №373,  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 - «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»,  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. N 712- "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся".

2.ООП НОО БОУ «Русскополянская гимназия№1» (Протокол № 6 от 26 мая 2017).

3.Примерная программа по литературному чтению на родном (русском языке), планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной «Литературное чтение» (УМК «Школа России») для 1 – 4 классов, Москва «Просвещение» 2020 год. а также учебников для общеобразовательных учреждений: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 частях М.Просвещение 2018; Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 частях М.Просвещение 2018г.  Сборник рабочих программ  «Школа России»  М.: «Просвещение».  

Описание места учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для 3-4-х классов начальной школы.

В соответствии с ООП НОО и учебным планом БОУ «Русскополянская гимназия №1» на изучение предмета  отводится 0,5 ч в неделю,

       3 класс – 17 часов 4 класс- 17 часов, всего на курс 34 часа.

Реализация программы в 3 – 4 классах предусматривает текущий контроль предметных умений на уроке в форме контрольных, проверочных работ, чтения наизусть и выразительно и т.п. Работы оцениваются в соответствии с Нормами оценки. Промежуточная аттестация в 3 и 4 классах проводится в форме контрольной работы.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.                                                                                                                                                                                

Личностные результаты

- Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование УУД.

 Регулятивные УУД.:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,
  • работать по плану,
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД:

Обучающийся  научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • основам смыслового восприятия художественных текстов,
  • выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
  • владеть диалогической формой коммуникации,
  • формулировать собственное мнение и позицию – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты изучения курса

Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
  • воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
  •  понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, способность воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта.
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • определять главную мысль и героев произведения;
  •  воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором;
  •  этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения;
  •  определять основные события и устанавливать их последовательность;
  • озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
  •  находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде;
  •  задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста;
  • объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы.
  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

 

Содержание учебного предмета

Каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) писателей и поэтов Омского Прииртышья,

 произведения русской классики, помогающие школьнику осмыслить еѐ непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.

 Критерии отбора художественных произведений для изучения:

  • высокая художественная ценность,
  • гуманистическая направленность,
  • позитивное влияние на личность ученика,
  • соответствие задачам его развития и возрастным особенностям,
  • культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы, соответствующие разделам учебников литературное чтение:

  • Устное народное творчество.
  • Поэтическая тетрадь
  • Великие русские писатели
  • Люби живое
  • Литературные сказки
  • Были-небылицы
  • Собирай по ягодке-наберешь кузовок
  • Летописи. Былины. Жития.
  • Чудесный мир классики
  • Делу время- потехе час
  • Страна детства
  • Природа и мы
  • Родина

тематическое планирование 3 класс

Тематический раздел.

Часы

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

Планируемые образовательные результаты

Контроль и оценка

Личностные

Метапредметные

Предметные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Обучающиеся с ОВЗ

3класс

Раздел1

Устное народное творчество.

 сказки, пословицы, загадки, обрядовый фольклор Омского Прииртышья 

основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общееблагополучие

принимать и сохранять учебнуюзадачу

.

Понимать значение выражения «докучные сказки». Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Приводить примеры произведений фольклора. Называть виды устного народного творчества. Позитивно относится к родной культуре и своей национальной принадлежности.

Называть виды устного народного творчества.

Приводить примеры произведений фольклора.

Контрольная работа

Для обучающихся с ОВЗ:

Ответы на вопросы

Раздел 2

Поэтическаятетрадь

2часа

Стихи омских   поэтов о Родине,  родном  городе,  о природе  родного  края  

развитие этических чувств — стыда, вины, совести какрегуляторов

морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

осуществлять синтез как составление целого изчастей.

Обогащать активный и потенциальный словарный запас , развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами письменной и устной речи, правилами речевого этикета. Анализировать средства художественной выразительности (эпитеты). Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

Обогащать активный и потенциальный словарный запас

Конкурс чтецов

Раздел 3 Великие русские писатели

2часа

Особенности волшебной сказки М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающихлюдей;

Работать поплану,Определять учебные задачи урока, планировать их выполнение;

-Самостоятельно делать выводы по итогам рассуждения.

Называть произведения  М.Ю.Лермонтова . Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Анализировать средства художественной выразительности (сравнение). Понимать художественно выразительное значение звукописи. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативныхзадач.

договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности.

Называть произведения  М.Ю.Лермонтова. Читать выразительно и осознанно текст стихотворения.

Чтение по ролям

Раздел 4

Любиживое

2часа

Поэтическое изображение родной природы в произведениях омских писателей. .М

понимание морального поведения;

Строить сообщение в устнойформе;

Деление произведения на смысловые части. Находить в произведении понравившиеся отрывки. Чувства эмоции героев и читателей. Мастерство писателя. Отражение биографии и интересов писателя в его произведениях. Выразительное чтение в отрывках произведения.

Формулировать собственное мнение ипозицию –строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а чтонет,задаватьвопросы.

Выразительное чтение в отрывках произведения.

Устный ответ на вопрос

Раздел 5 Литературные

Сказки

1час

Сравнение народной и литературной сказок

умение чувствовать красоту и выразительность  речи.

выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередьтекстов);

Воспринимать художественное произведение на слух . Отвечать на вопросы по содержанию сказки. Называть героев сказок и причины совершаемых ими поступков ,давать им нравственную оценку. Читать по ролям отражая характер сказки. Пересказывать сказки выборочно или подробно.

Строить монологическое  высказывание  (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой).

Отвечать на вопросы по содержанию сказки. Называть героев сказок

Подробный пересказ

Для обучающихся

(ОВЗ)

Вопрос- ответ

Раздел 6

Были-небылицы

2часа

Особенности жанра УНТ «были-небылицы»

Определять нравственный смысл поступков героя.

Основы смыслового восприятия художественныхтекстов,

Выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Анализировать средства художественной выразительности (сравнение).

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

Чтение наизусть

Раздел 7

Собирай по ягодке- наберешькузовок

2

Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы   и содержания произведения.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не существенных признаков

Называть произведения русских писателей. Соотносить пословицы и содержание произведения. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам,

Устойчивому познавательному интересу к чтению

работать с иллюстрацией, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Устный ответ на в

опрос

 Тематическое планирование 4класс

Раздел1

«Летописи ,былины, Жития»

3часа

Летопись- источник исторических фактов

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности,

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Пересказывать содержание произведения от лица автора, от лица героя;

Составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

Пересказывать содержание произведения,

Выразительное чтение

Выразительное чтение

Раздел 2

«Чудесный мир классики»

2часа

Нравственный выбор героя рассказа М.М. Зощенко «Самое главное».

Рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием, объяснять свои чувства и эмоции.

формулировать учебную задачу урока в малых группах; планировать процесс сравнения текстов в малой группе; оценивать свою работу на уроке и работу своих товарищей в группе

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям.

Характеризовать героев. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать текст в темпе разговорной речи,

Устный вопрос - ответ

Раздел3

«Литературные сказки»

3часа

Сказка или рассказ. Особенности жанра. Мотивы народных сказок в литературном тексте.

Получать удовольствие в ходе исполнения своей роли при ролевом чтении; высказывать чувство удовлетворённости или неудовлетворённости качеством исполнения; рефлексировать по поводу выполняемой работы

воспроизводить выводы по сказке, сделанные на предыдущем уроке;

осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; • находить в произведении средства художественной выразительности.

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; •

Обобщение в виде

Тестового задания

Для обучающихся с ОВЗ

Устный-вопрос-ответ

Раздел 4

«Делу время,потехе час»

1час

Нравственный смысл произведения Натальи Елизаровой «Прекрасная дама из пятого Б».

Проявлять интерес к чтению, различных книг

Составлять план работы по решению учебной задачи урока

Анализировать художественное произведение выделяя в них основную мысль

Оценивать свою работу и работу своих одноклассников

Находить в тексте выразительные средства.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения.

квн

Раздел5

«Страна детства»

2часа

Сравнение

взаимоотношений героев

произведения, с родителями в литературе.

Определять своё отношение и отношение автора к героям.

Использовать в своей речи средства художественной выразительности

Прогнозировать содержание раздела.

Анализировать заголовки произведений.

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.

Контрольная работа (кроссворд)

Раздел 6

«Поэтическая тетрадь»

1час

Особенности оформления стихотворной речи,рифма,ритм

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять

Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм

Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя..

Заучивать стихи наизусть.

Обобщение в виде теста

Для обучающихся

(ОВЗ)

Устный ответ-вопрос

Раздел7

«Природа и мы»

3часа

Образ родной природы в рассказах омских писателей,

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы.

Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного.

Устный вопрос-ответ

Раздел8

«Родина»

2часа

Образ малой родины в поэтических текстах. текстах омских писателей.

Понимание

национальной истории и культуры, знание истории своего края.

Предполагать содержание произведения по его названию. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков.

Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения.

Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно

Обобщение в виде теста

Для обучающихся

с ОВЗ Выразительное чтение

Календарно – тематическое планирование (3класс)

раздела

Тема урока

Дата по программе

Факт.

дата

1

Что такое «родная литература».

2

Сказки, пословицы, загадки,

3

Обрядовый фольклор Омского Прииртышья.

4

Стихи омских поэтов о Родине, (Т. Белозеров, И. Романча,)

5

М. Ю. Лермонтов «Ашик- Кериб».

6

Особенности волшебной сказки.

7

Животный мир Западной Сибири», в произведениях омских писателей.

8

Рассказы о животных Т Белозерова

9

Стихи В. Новикова, Г. Шмакова о «братьях наших меньших».

10

Сказка «Волшебные краски».

11

Сказка «Что значитдосуг?».

12

Пермяк Е.А. «Сорока, которая крякала».

13

Владимир Новиков «Пень и пичуга».

14

Соотнесение пословицы исодержания произведения.

МарияЮрасава «Мой другЧапа».

15

Промежуточная итоговая аттестация

16

повторение

17

Резерв

Календарно – тематическое планирование (4класс)

раздела

Тема урока

Дата по программе

Факт.

дата

1

Исторические факты (происхождение былин,летописей)

2

Родословная Ермака. (Жизнь человека в деяниях его)

3

Легенды о Ермаке

4

М.М.Зощенко «Самое главное»

5

М.М.Зощенко «Самое главное» Нравственный выбор героя рассказа

6

Анна и Александр Дерюшевы «Сказка про светофорчик»

7

Николай Трегубов «Просто сказка»

8

Прекрасная дама из 5 «Б»Нравственный смысл произведения

9

«Красивая Риточка Гагина», «Предательство Петьки», «Звезда на соломинке»

10

«В природе столько красоты»

11

Т.Белозёров «Как медведица рыбу ловила»

12

Л.Мартынов «Иртыш», Н.Разумов «Грачиха»

13

М.Юрасава «Мой друг Чапа»

14

Т.Белозёров «Берёза», «Родина», И Романча  «С чего начинается Родина»

15

Промежуточная итоговая аттестация

16

повторение

17

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению на родном (русском ) языке для 2 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по чтению на родном  (русском ) языке  для 2 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа Литературное чтение на родном (русском) языке

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке" Рассчитана программа на 0,5 часа (17 часов в год)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение на родном (русском) языке»

При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»  обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, ...

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык» для 2 класса

Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»  для 2 классаРабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»  для 2 класса...

Рабочая программа по литературе на родном русском 4 кл

Рабочая программа по литературе на родном русском 4 кл...

Рабочая программа 1 - 4 классы "Родной (русский) язык"

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной рабочей программы начального общего образования и на основе ав...

Рабочая программа "Литературное чтение на родном (русском) языке, 3 класс

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке предназначена для 3 класса, по программе "Планета знаний". Рабочая программа содержит в себе следующие разде...