Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению

Максимова Татьяна Викторовна

В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Работа строится на принципах научности, наглядности, учета возрастных и психологических особенностей детей, педагогики сотрудничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rech_razv_mlad_shk_na_ur_liter.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие младших школьников

 на уроках литературного чтения.

В основе работы - идеи оптимизации учебно-воспитательного процесса, поиска творческих приемов речевого развития учащихся начальной школы, создания на уроке благоприятной психологической атмосферы. Работа строится на принципах научности, наглядности, учета возрастных и психологических особенностей детей (опора на их ведущие каналы восприятия информации), педагогики сотрудничества. 

Теоретическое обоснование: концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева по психологии речи.

Целью данной работы явилось создание условий для успешного речевого развития учащихся начальной школы на уроках литературного чтения путём решения следующих задач:

- определение наиболее эффективных путей речевого развития детей на уроках литературного чтения;

- разработка системы развивающих упражнений для расширения словарного запаса учащихся с учетом их типов восприятия, а также для формирования способности перевода информации из одной системы восприятия, обработки и хранения информации в другую;

- устранение пробелов в развитии грамматического строя речи;

- обогащение словарного запаса, развитие интереса к слову, к речи;

Актуальность. Научные исследования и опыт педагогов показывают, что неумение выразить свою мысль, бедный словарный запас, негибкость в использовании синонимов и антонимов могут существенно затормозить развитие школьников.

        В настоящее время актуальность развития речевых способностей не вызывает сомнений и приобретает особое значение. Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребёнка возникают трудности, особенно в овладении русским языком  связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложение, у них бедный словарный запас. Следовательно, надо начинать уделять внимание развитию речи как можно раньше.

Технологии: коммуникативно-деятельностного подхода, приемы развивающего обучения, информационные технологии в образовании.

Методы обучения: Интерактивные, наглядные, практические, самостоятельной работы, творческой работы. Для реализации цели мной разработана система упражнений игрового характера, направленных на развитие различных каналов восприятия информации и способности перевода информации из одной системы обработки информации в другую, а также система вопросов и заданий для диагностики ведущего типа восприятия и уровня речевого развития. С целью координации работы всех систем восприятия после изучения каждой темы учащимися самостоятельно выполняются различные  проекты с использованием новых слов (рисунки, аппликации, сочинения и др.).

Особенности содержания. Речевые нарушения и ограниченность словарного запаса - одна из причин низкой успеваемости учащихся. Речь человека тесно связана с его вниманием и памятью, образным мышлением, восприятием. В зависимости от преобладающей роли того или иного органа чувств различают зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие информации. Как правило, младший школьник опирается на одну из трех, ведущую систему восприятия, что и порождает многие трудности при освоении школьной программы. Если у ребенка развиты зрительная, слуховая и кинестетическая системы восприятия и возможен перевод из одной системы в другую, то такой ребенок обладает высокой способностью к обучению. 

         Важно, чтобы работа над словом велась в нескольких направлениях:

  1. Орфоэпия (правила литературного произношения).

Слово должно прозвучать! Можно произнести его с ребёнком хором, проговорить по слогам (особенно те слова, в произношении которых ученик может допустить ошибки). Многократное повторение обеспечивает хорошее усвоение произносимых норм.

  1. Лексико-семантическая сторона речи (словарный состав языка (стиль произведений), смысл языковой единицы).

   Работу над лексическим значением слова лучше начать с самостоятельного объяснения ребёнком смысла, с опорой на предложения, догадки, ассоциации. Для понимания значения слова важную роль играет контекст. На него также необходимо обращать внимание. Далее надо осуществить подбор синонимов, антонимов, отметить однозначность, многозначность слова. И как завершающий этап в этом направлении – обращение к толковому словарю.

     Очень важно заставить слово работать: составить  с ним словосочетания и предложения; объяснить разницу между парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению (например: «экономный» - «экономичный»)

  1. Этимология (происхождение того или иного слова или выражения).

 Это направление помогает объяснить и запомнить  слово и его написание. Особенность его в том, что здесь формируется интерес к слову, языку, к его истории.

  1.  Творческое направление.

Ознакомление со словом должно продолжиться творческими заданиями: художественными, выборочными или подробными пересказами, сочинениями с обязательным включением изучаемых слов (например: сочинение на тему «Слово о словах»).

        В своей работе я использую игры и задания, позволяющие устранить пробелы в развитии грамматического строя речи, обогатить словарный запас ребёнка, развить интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.

  1. Работа над произношением.

      Чрезвычайно важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчётливое выговаривание звуков. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, обычно плохое выговаривание отдельных звуков речи – р/л, с/ш и некоторых других. Поэтому методика развития речи   тесно связана с логопедией – практикой исправления недочётов произношения.

  1.    Дыхательная гимнастика

Для развития навыка чтения я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок. Эта работа вносит в урок оживление, делает его более интересным и эмоциональным. Речевая гимнастика,  которая проводится в начале урока, включает в себя 2-3 упражнения на тренировку дыхания, голоса, дикции. Правильно дышать – это значит:

  • незаметно для окружающих делать вдох (плечи при этом неподвижны);
  • вовремя запасаться воздухом;
  • постепенно плавно выдыхать, расходуя воздух равномерно.

Например: Упражнение 1. Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть рёбер. Вдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Плавно, неспеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение 2. Задуй 1, 3, 5, много свечей на торте.

  1.     Артикуляция.  

Артикуляция – в переводе с латинского «членораздельно выговаривать». Работа органов речи, направленная на производство звуков.

  1.    Упражнения со слогами.

Например.

  • Работа с таблицей составления слогов: - Составь слог в клетке пересечения согласной и гласной букв.
  • Чтение по таблице – треугольнику, где смотрят на букву в центре треугольника и читают слоги: мы, мо, мы, му, ми.
  • «Чистоговорки»

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ры-ры-ры – у нас в руках шары.

Ру-ру-ру – ….

- Досочиняйте стихи сами.

В моей копилке много таких упражнений для работы со слогами.

        

    4)     Упражнения со словами.

Например. Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел  - мель, мыл – мил, мал – мял, мышка – мошка, мишка - миска и многие другие.

II. Обогащение и активизация словарного запаса.

Мною составлены и систематизированы задания, на обогащение словарного запаса школьников, т.к. богатство словаря – признак высокого развития  как общества в целом, так и каждого человека в отдельности. Это упражнения на объяснение образных сравнений, подбор антонимов, синонимов, образования степени сравнения и т.д. при выполнении этих упражнений применяю приемы развивающего обучения.

III. Средства речевой выразительности.

Систематизирована и постоянно пополняется копилка четверостиший, песенок, загадок, скороговорок, которые сначала анализируем, а затем готовим для выразительного чтения. Средства речевой выразительности – интонация, логическое ударение, различные паузы.

                                              

Развивать речь младшего школьника мы должны на каждом уроке, и, особенно, на уроках литературного чтения. Все представленные  методы и приёмы речевого развития помогают ученику не только при работе со словом и при работе с текстом, но и способствует улучшению техники чтения. Для анализа эффективности данной работы проводилась диагностика чёткости выговаривания звуков, использования средств речевой выразительности, оценка выполнения требований к технике чтения. Результаты подтвердили целесообразность и эффективность применения данной системы.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и методологические приемы для развития мотивации на уроках литературного чтения.

Древняя мудрость применительно к школе гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать поз...

Тест по развитию речи на уроке литературного чтения во 2 классе.

Тест опирается на текст, представленный в рабочей тетради по развитию речи  "Волшебная сила слов" (авторы Л.Ф.Климанова и др., УМК "Перспектива"). Тест разработан для работы на форуме сетевой меж...

Игры как средство развития речи на уроках литературного чтения

Уроки чтения – это уроки постижения литературно-худо-жественных произведений, уроки формирования читательских интересов, уроки развития речи, где в комплексе решаются задачи образования, воспитания и ...

Творческое и эстетическое развитие детей на уроках литературного чтения

Через стихи дети  учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, видеть образ самого автора в данном стихотворении, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворе...

Развитие речи на уроках литературного чтения в начальной школе

От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего воспитания и обучения школьников. Главные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность. И условия речевой деяте...

"Развитие речи младших школьниковна уроках литературного чтения"

Речь-это канал развития  интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,тем легче и полнее будут  усваиваться знания. ...

презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"

Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...