Статья «Роль поэзии на уроках литературного чтения в развитии младших младших школьников».
статья по чтению (3 класс)

Пеганова Ирина Александровна

 Статья  «Роль поэзии на уроках литературного чтения  в развитии младших младших школьников». (Обучение детей оценивать работу своей группы по коллективно составленным критериям).

Учитель начальной школы : Пеганова Ирина Александровна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._uroki_poezii_v_nachalnoy_shkole.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Статья

     «Роль поэзии на уроках литературного чтения  в развитии младших

                                          младших школьников».

(Обучение детей оценивать работу своей группы по коллективно составленным критериям).

Учитель начальной школы : Пеганова Ирина Александровна.

                Поэзия – особая, насыщенная смыслом и специфически организованная речь, реализующая поэтическую функцию языка. В стихах мы гораздо  обострённее, чем в прозе, ощущаем звучание слов, их связь не только по смыслу, но и по звуку. В стихотворении именно звучание оформляет замысел поэта. В поэзии интонация неразрывно сливается с ритмом, с композиционным строением и содержанием.

                Поэтические уроки бесспорно более сложные, чем работа с прозой. Увлечь детей красотой стихотворения сложнее.

                Каждый ли человек способен увидеть и понять красоту художественного слова? Многие взрослые не любят читать поэзию.

                Задача учителя в начальной школе учить детей понимать поэзию. Именно в этом возрасте дети делают выбор, будут ли они любить стихи и читать их. И очень важная роль отводится именно учителю, который закладывает в детях отношение к поэзии. Поэтому, очень важно и ответственно тщательно продумывать такие уроки, уделять должное внимание подбору интересного материала для уроков внеклассного чтения, продумывать увлекательные и серьёзные задания для работы с поэтическими образами.

                Художник пишет картину красками, а поэт – это художник слова.  Что художник  хочет передать в красках, поэт передаёт словами. Нужно учить детей видеть красоту поэтического языка, анализировать стихи. Учитель должен найти ту золотую середину, когда анализ стихотворения не испортит целостного впечатления о нём, чтобы анализ не затмил красоту.

                Анализируя стихи можно предложить детям ответить на вопросы:

-Одинаково ли восприятие поэта и обыкновенного человека?

        -Что позволяет творческой натуре видеть всё по-другому?

                Можно провести небольшую дискуссию. (В споре мы доказываем правоту.  В дискуссии дети учатся выражать свои мысли, выслушивать каждого). Тут нет правильных и неправильных ответов. Мысли всех детей  философские и важные. Дети учатся рассуждать и анализировать.

                Готовясь к урокам поэзии, мне кажется, каждый учитель должен строго придерживаться  следующей схемы:

- Задачи, стоящие перед учителем.

- Подбор материала (стихи).

- Создание правильной атмосферы восприятия.

                Умение создать особую атмосферу для восприятия поэзии на уроке – очень важно! Это могут быть: затемнение и свечи, приятная музыка, необычно расставленные парты. На таких уроках можно разрешить детям отвечать с места, но не вставая. Учитель тоже может работать сидя. Короче говоря, нужно немножко приблизить атмосферу к поэтическому салону.

                Какие навыки позволяют отработать у детей такие поэтические  уроки? Они помогают детям учиться видеть красоту поэтического языка, через художественное средство – олицетворение. (Олицетворение – это художественное средство, чаще всего используемое  в поэзии. Образы выступают в качестве символов тех или иных человеческих свойств.) Помогают детям учиться читать между строк и понимать отношение  автора к героям своего произведения. Ученик, который плохо читает, может выбрать чтение стихотворения небольшого объёма и подготовить его выразительное чтение.

                В стихотворении можно много над чем поработать. Это и рифма, и  логические ударения, и темп, и тон, и соблюдение пауз, и выразительность.

                Например, готовя урок «Час поэзии. Осень», я решила выбрать малоизвестные стихи нашей современницы Екатерины Васильевой из цикла «Времена года», для того, чтобы был свежий взгляд на известные вещи.

                Многие не любят осень, представляя её одноплановой: грязь, слякоть… Я  подобрала такие стихи и поставила перед собой задачу – поработать над многоликостью осени. Я считаю, что эту работу надо проводить через олицетворения. Нахождение в стихах олицетворений развивает воображение детей. Именно работа с поэзией даёт возможность формировать у детей умение выстраивать ассоциативные ряды.

                Данный урок, по моему мнению, нужно проводить в группах. Прежде чем начать работать в группах, дети предлагают критерии для оценивания работы их групп, используя предыдущий опыт подобных уроков.

                Критерии:

                1.Уметь работать по плану и выполнять все задания.

                2.Все стараются высказывать свои мнения.

                3.Каждый уважает мнения других и выслушивает их.

Четвёртый и пятый критерии задаёт учитель.

                4.Дисциплинированность.

                   5. Справиться с творческим заданием.

                Я считаю, что критерий «уметь работать по плану» - развивает самостоятельность детей. А критерий «справиться с творческим заданием» - развивает воображение и творчество.

                Подводя итог урока,  дети обсуждают, всё ли у них получилось, и от каждой группы выступает представитель, анализируя вслух работу своей группы и оценивая её.

                В конце урока дети получают задание выучить наизусть стихотворение об осени любого автора.

                На следующем уроке чтения по теме: «Стихи об осени разных авторов по выбору детей» проводится проверка домашнего задания.  Ученики рассказывают подготовленные ими стихи и учатся оценивать свои достижения по готовым критериям, заполняя диагностическую карту самооценки (образец прилагается). В данной таблице отмечается выполнение критериев самим ребёнком и его самооценка, а также оценка учителя.

         Задача ребёнка рассказать стихотворение, затем оценить себя по критериям в таблице, заполнив все графы:

1.Объём.

2.Точность воспроизведения текста.

3.Соблюдение логических и смысловых ударений.

4.Тон, темп, ритм соответствуют стихотворению.

5.Настроение.

                После этого учитель обсуждает с остальными детьми, что получилось у их одноклассника и что не  получилось, и какую оценку, по их мнению, он заслуживает. В ходе данной беседы         нужно выслушать мнения всех, кто хочет высказаться. Далее учитель вписывает все замечания в таблицу и ставит оценку. Подводится итог совпадения самооценки ребёнка и оценки учителя.

                На данном уроке очень важно не только учить детей выразительно рассказывать стихи, соблюдая логические ударения, тон, темп, паузы         и т. д., но и учить детей не бояться высказывать свои мысли, учить  правильно оценивать достижения свои и других. Умение оценивать самого себя способствует критической самооценке. Во время процесса самоконтроля и самооценки, ученик выполняет обобщения и сопоставления, осмысливает критерии, учится анализировать.

                Потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она станет неотъемлемой чертой его характера, которая будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей ученика.

                Потребность в самоконтроле результатов своих действий, умение критически относиться к собственной деятельности, являются важнейшими навыками, которые должны вынести учащиеся для жизни.

                Негативные выводы, полученные в результате объективной самооценки, заставляют ученика задуматься и искать причину своих ошибок, изменять методы своей работы.

                Положительные же выводы, наоборот способствуют повышению уровня самооценки.

                Школа должна учить любого ребёнка мыслить и научить учиться.

       

                                           


                                          Групповая технология.

     Работа в группах -  является одной из важных общепедагогических технологий. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учитель, при использовании метода групповой работы, регулирует внутриколлективные отношения.

    Основные правила:  - полное внимание к одноклассникам

                                       - серьёзное отношение к мыслям, чувствам других

                                       - терпимость, дружелюбие ( например,  не смеяться над  ошибками товарищей, т.к. каждый имеет право на ошибку.

                                   

                           Урок

         по литературному чтению

         с применением групповой

                    технологии.

                         Тема:

          «Час поэзии. Осень.»

                                                                     

                                                                 Учитель: Пеганова

                                                                 Ирина Александровна

                   Урок по литературному чтению

             с применением групповой технологии.

                       Тема: « Час поэзии. Осень»

    Цели: 1. Познакомить детей со стихами поэтессы Екатерины Васильевой.

                  2. Работать над выразительным чтением стихов.

                  3. Прививать любовь к поэзии.

                  4. Помочь разглядеть в стихах разные образы Осени, чтобы каждый ребёнок нашёл образ близкий ему, который совпадает с его восприятием.

                  5. Учить работать в группах, выслушивать мнение других и находить общее решение.

                  6. Развивать воображение, творчество и любознательность.

                 7. Учить детей оценивать свою работу по критериям.

   Оборудование: 1. Иллюстрации осенних пейзажей.

                                    2. Презентация « Многоликая осень».

                                    3. Конверты с заданиями для групп.

                                    4. Аудиозапись Ю.( Гомберг ) Соболев «Музыка            леса».

                             

                               Ход урока

    Эпиграф: «Рождается внезапная строка,

                        За ней встаёт немедленно другая,

                        Мелькает третья ей издалека,

                        Четвёртая смеётся, набегая. (К.Бальмонт) (2 слайд)

    К.Бальмонт: «У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей…». ( 3 слайд)

  1. Организационный момент.

Звучит музыка леса « Осень», композитора Юрия (Гомберга) Соболева.

- Какие чувства рождались у вас, когда вы слушали эту музыку?

- Как вы думаете, какое время года может приходить под эту музыку? Осень.

    1.  Проверка домашнего задания.

-  Выразительное чтение стихов про осень А.С.Пушкина «Унылая пора…» и К.Бальмонта «Поспевает брусника».

  1. Работа в группах.

Прежде чем начать работать в группах, давайте опредилим. Какие критерии вы будете выполнять на уроке? Ваши предложения? (Дети высказываются, а учитель выставляет таблички).

Критерии работы группы:

1.Выполнить все задания.

2.Все высказывают свои предположения.

3.Каждый уважает мнения других.

Учитель задаёт 4 и 5 критерии.

4.Уметь работать по плану.

5.Справиться с творческим заданием.

 Сегодня у нас необычный урок – час поэзии. Мы познакомимся с некоторыми  стихами малоизвестной современной  петербуржской поэтессы Екатерины Васильевой. Она всю жизнь живёт в нашем городе и очень любит писать стихи из цикла «Времена года».

- Прочитайте эпиграф К. Бальмонта к уроку.

- О каких строках идёт речь?

           1) Знакомство со стихами Е. Васильевой.

( Каждая группа получает напечатанное стихотворение, конверт с заданиями и планом работы).

- Вы получили стихотворение и  конверт с заданиями. Там есть план работы. Прочитайте его.

           План:

         - Прочитайте стихотворение и обсудите в группе, что понравилось.

         - Постарайтесь определить, в каком образе Осень.

           Нарисуйте  словесный портрет вашей Осени.

         - Назовите, какие предметы будут нужны вашей Осени, чтобы другие

          поняли этот образ, и где живёт ваша Осень?

         

     -Прежде, чем читать стихи в группе, давайте прочитаем с доски ещё одно высказывание К. Бальмонта…

- Что значит множество ликов?

- Что значит множество людей в одном человеке?

- А у осени один образ или несколько? Приведите примеры.

Осень загадочная многоликая, в ней тоже скрыто  много разных образов.          

          Прочитайте стихотворение в группе и создайте образ вашей Осени по плану.  Обсуждайте  в командах тихо, чтобы кроме своей команды вас больше никто не слышал. Чтобы вам легче было работать, вы можете подчёркивать и писать на листке со стихотворением.

         (Во время работы групп учитель ходит по классу и слушает обсуждение групп.)

   1группа

Осень – рыжая девчушка

Баловница, хохотушка.

Глазки спелых два каштана,

Словно яблочко румяна.

У нее в руках цветы

Гладиолусы и астры,

Бантик дивной красоты

Ветер вплел ей в косы. Мастер!

Ей тетради - облака.

Буквы - стайки журавлей.

На дорогах свысока

Ставит кляксы от дождей.

Осень любит танцевать

В вальсе с листьями кружиться,

С солнцем в прятки поиграть

Меж ветвей берез таиться.

И нельзя не удивиться

Осень с нами откровенна,

Как любая ученица

Очень любит перемены. (4 слайд)

(Образ Осени – школьницы.

Живёт в городе в доме – книге.

Она одета в школьную форму, с букетом астр, с портфелем.)

2 группа

Осень взялась за палитру и кисти,

Вмиг изменили наряды все листья.

Клёны надели мундир золотой,

Ясень укрыл всё лимонной листвой.

Алые бусы надели рябинки,

Утром умыли их с песней дождинки,

Осины краснеют, дрожат на ветру,

Листья, как мышки, шуршат по ковру.

Грустно желтеет листва на берёзке,

На ветках повисли хрустальные слёзки.

Дубы величаво и гордо стоят,

Их листья янтарные чинно молчат.

Осень дождём развела акварели,

Чтоб листья кружились, как на карусели.

Изыскан, прекрасен осенний пейзаж,

Но жаль он растает, как сон, как мираж.  (5 слайд)

(Образ Осени – художницы.

Живёт в мастерской, там холсты.

Из одежды накидка, берет, в руках палитра, краски, кисти.)

3 группа

Нарядилась осень в жёлтый сарафанчик,

С вышивкой рубашка, на фартуке карманчик.

Пшеничные косички, из липы лапоточки,

Бусы из бруснички и в листиках платочек.

Некогда хозяюшке на лавочке сидеть.

Столько урожая! Как же всё успеть?!

В березовой кадушке грибочки посолить,

Капусту, лук, свеколку в подполье положить.

Варенье из малины душистое сварить,

Потом зимой холодной приятно чай с ним пить.

А вечером холодным сяду у печи

И буду шить наряды из золотой парчи. (6 слайд)  

( Образ Осени – хозяюшки.

Живёт в лесном тереме, в шалаше, в избушке, в сторожке.

Одета в платочек, лапти, корзина с овощами и фруктами.)

4 группа

Распустила осень волосы дождями,

Расчесала гребнем серых облаков.

Реки и озёра служат зеркалами,

Отразился облик из каких-то снов.

Природу, как ребёнка, дождём своим умыла.

Устроила из листьев цветную колыбель.

Под шум дождя и ветра заснуть её просила,

Сказала, что разбудит весенняя капель. (7 слайд)

   

(Сложный  образ: Осень – непогода. Осень – заботливая мать.

Живёт на небе, дом из облаков.

Одета в прозрачную полиэтиленовую накидку, волосы распущены, в руках гребень и лейка.)

        2) Работа с предметами.

(Учитель раздаёт корзины с предметами)

- Осень прислала посылки. Выберите только те предметы, которые помогут всем остальным определить  в каком образе Осень из вашего стихотворения.

- Когда команды будут готовы поднимите кленовый листок – это будет сигнал.

Осень – школьница: букет астр, портфель, учебник.

Осень – художница: палитра, краски, кисти.

Осень – хозяюшка: платочек на голове, корзина с фруктами и овощами.

Осень – матушка – непогода: лейка с водой…

- Выходят представители от команды, показывают предметы, а дети из остальных команд отгадывают образ осени.

- Посовещайтесь в командах и крупно напишите на бумажках образ.

- Готовы?

- Покажите молча, что написали.

(После этого подготовленный ребёнок из группы читает выразительно стихотворение.)

- Где живёт ваша осень? Какая она? Как стихотворение помогло вам это понять?

          3) Работа с текстом стихотворения.

(Учитель выдаёт группам новые задания).

1 группа:

- Подумайте, на что похож клин журавлей в школьной тетради? (слова из букв)

- На что похожи разноцветные листья? (разноцветные кляксы)

2 группа:

- Красивая речь тогда, когда слова не повторяются, а заменяются, но смысл остается. Жёлтая листва – не поэтично. Поработайте над точностью, над разнообразием языка.

- Перечислите все оттенки жёлтого цвета, о которых говорится в стихотворении.

- Лист (какой?)…  (золотой, лимонный, янтарный)

3 группа:

             Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

- Найдите в стихотворении все рифмованные слова…

(Сарафанчик – карманчик,

посолить – положить…)

4 группа:

             Олицетворение – это воплощение чего – либо в образе живого существа.

- Подчеркните в стихотворении все олицетворения.

 (Осень распустила волосы, расчесала…)

  1. Итог урока.

- Что значит многоликая осень?

- Какие образы осени прозвучали на уроке?

        Итак, обсудите в группах, со всеми критериями вы справились.

( Из каждой группы выступают по представителю и оценивают по критериям работу своей группы).

            Нас не перестают привлекать стихи, потому что одно и тоже время года каждый воспринимает по-разному. ( Просмотр конца презентации под музыку Чайковского «Времена года» 8 – 12 слайды)

            Читайте стихи – это согреет ваши души, окунёт вас в мир прекрасного. Если вы полюбите поэзию – вы откроете для себя много нового!

4.Домашнее задание.

- Подумайте, в каком образе может ещё приходить к нам осень?

- Выучите понравившееся вам стихотворение про осень любого автора.

                 

                                                                     

.

 

           

             

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников

Результатом работы учителя является участие в городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов образовательных учреждений, где она стала победителем номинации «За лучшее опис...

Применение игр−драматизации на уроках литературного чтения при адаптации младших школьников к школе

Игра подготавливает обучающихся к началу школьного обучения, заключающегося в развитии разных форм интеллектуальных действий, самостоятельности, инициативности, кроме того формируются творческие возмо...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...

Использование схем и разнообразных моделей в развитии связной речи на уроках литературного чтения у детей младшего школьного возраста.

Схемы и модели, используемые на уроке литературного чтения, в начальной школе.Цель: развитие речи у детей младшего школьного возраста с использованием наглядного моделирования...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, как средство активизации интереса школьников к чтению.

В данной статье говорится о необходимости использования игр на уроках литературного чтения , для  появления  у детей интереса  к чтению....

Доклад для выступления на семинаре "Влияние использования музыки на уроках литературного чтения на эмоциональное развитие младших школьников."

Музыка… Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы,...

Совершенствование навыков чтения и развитие речи младших школьников

laquo;Для того чтобы научиться читать, — надо читать» Т.С. Резниченко ....