Басня Крылова Ворона и Лисица
методическая разработка по чтению (4 класс)

Евтушенко Елена Ивановна

 обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylov-urok-_konspkt.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

                      урока литературы

Тема: “Басня И.А. Крылова “Ворона и Лисица”

2013

Класс: 4

Предмет: литература

Учебник: Литературное чтение 4  класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2    ч– Москва, «Русское слово», 2010 г

Название раздела, темы: Русская басня.

Тема урока:   И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Образный мир басни.

Цели урока:

1)   обучающая: обучить основным навыкам выразительного чтения, графической работы над текстом, научить постигать ход художественной мысли автора, понимать логику его образов.

2)   развивающая: развивать коммуникативную компетенцию, логически обосновывать высказывания, размышлять над изобразительно-выразительными средствами языка, развивать индивидуальные творческие способности учащихся

3)   воспитательная: воспитывать неприязнь к отрицательным чертам характера человека, развивать умение «чувственного» понимания произведения, формировать умения читать, прививать любовь к  русской классической литературе.

Оборудование: учебник «Литература 5 класс 1 часть» Г.С. Меркина, компьютер и проектор, компьютерная презентация,  карточки с текстом  басни, карточки- информаторы

.

   Планируемые результаты:

познавательные УУД: выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Межпредметные связи:  

                

               

                                          Ход урока.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организация начала занятия

личностные: внимание, уважение к сверстникам;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: мобилизация сил и энергии.

Психологический настрой детей на урок.

Учитель: Посмотрите  друг на друга и произнесите: «Мне приятно тебя видеть!»

Самоопределение

1 мин

Мотивация к учебной деятельности

личностные:

самоопределение, установление связи  между целью учения и  ее  мотивом.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли

--Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет  три жетона и больше, тот получит за урок «5».

--Человек всегда любил слушать интересные истории. На предыдущем уроке, знакомившись с биографией И.А. Крылова, мы узнали глагол, который в древнерусском языке обозначал слово «рассказывать» -БАЯТЬ.(слайд1)

 --Название какого литературного жанра произошло от этого глагола? (басня)

--Сегодня мы будем вести разговор о басне Крылова и учиться её выразительно читать.(слайд 2)

-Вы догадались, о какой басне пойдёт речь? («Ворона и Лисица»)

(слайд 3)

 Знакомство со статьёй учебника «О чтении и читателях». Учащиеся читают текст, делают выводы

 

Выявление желания знакомиться с творчеством  автора

6мин

Постановка цели

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

 

-Как же научиться читать с таким же мастерством?

Определим цели нашего урока.(слайд 4)

Ознакомление с целями урока

2 мин

Открытие обучающимися нового знания

регулятивные: составление плана и последовательности действий;

познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач;

коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в парах

-Для того чтобы было легче работать с текстом басни, необходимо разделить текст на небольшие отрывки. У каждого из вас есть карточки с текстом басни. Давайте составим план басни.

-Итак, у нас получился такой план. (слайд5)

Работа в парах

5 мин

Физкульт-минутка

Буратино потянулся,

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Три – нагнулся.

 Руки в сторону развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

 

***Хорошо мы с вами потрудились, на пользу!

Вместе с ребенком  учитель декламирует стихотворение, выполняя все движения по тексту.

1 мин

Организация деятельности по восприятию и анализу басни

личностные: самоопределение,  побуждение к деятельности;

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

коммуникативные: инициативное сотрудничество  в поиске и сборе информации в группах

Регулятивные

 1.Мораль (слайд 6)

-Какова роль морали в басне? (в ней содержится поучение) ---Давайте разберёмся, чему учит нас мораль этой басни? Для этого найдём ключевые слова. -Подчеркните самые важные для понимания слова.(слайд 6)

--Используя значение ключевых слов (смотрите карточку-информатор), попробуйте своими словами сказать, чему учит нас эта басня?(угодливое восхваление опасно)

-Мы сказали, что мораль- это поучение. С какой интонацией будем её читать? (поучительной)

-Но поучать можно по –разному.

-А как будет поучать «дедушка Крылов»? (добродушно журить) -----Попробуйте прочитать с учётом подсказок(слайд7)

 2. Ворона и сыр

 -Дальше у нас появляется одна из героинь басни – Ворона. -Какой «секрет» спрятал «дедушка Крылов» в слове Ворона? Почему оно написано с большой буквы?  (под Вороной подразумевается человек)

-Обратите внимание, говорит ли Ворона какие-нибудь слова? (нет)

- Её описывает сам автор. Поэтому нам нужно понять, какая Ворона, пользуясь словами Крылова. (слайд 8)Ключевые слова в этом отрывке подчёркнуты. Ваша задача – послушав объяснение ключевых слов, понять, какая Ворона и назвать прилагательные, которыми можно её охарактеризовать, и подумать, с какой интонацией мы будем читать её описание. Объяснение ключевых слов учителем.

Воспользуйтесь иллюстрацией.(слайд 9)

-Как относится к ней Крылов (с усмешкой)  В каком темпе? (медленно, с расстановкой, нерасторопно)

(слайд 10)

 ---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации. 3.Появление лисицы (слайд 11)

--Какие слова повторяются в этом отрывке? (сыр, Лисица) -Почему? (показать, как голодна Лиса)

-А зачем выделены глаголы «Остановил….видит…..пленил»?   

-На этих словах мы будем повышать голос.(слайд 12)   

- А как вы думаете, какие слова в этих трех строчках мы будем читать с интонацией тревоги? (на ту беду, близёхонько)-Как называет Крылов Лису? (плутовка) -То есть, какая Лиса? (хитрая)    --Найдите и подчеркните  слова, которыми Крылов показывает, что Лиса – плутовка. (на цыпочках подходит; вертит хвостом, глаз не сводит, говорит так сладко, чуть дыша) --------Какие слова подсказывают нам интонацию чтения? (говорит так сладко, чуть дыша)

- То есть читать, чуть задерживая дыхание, очень мягко, сладко.

 ---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации

  1. Лесть Лисы

(слайд 13)

 - Итак, в этом отрывке Лиса заговорила. ----------Какова цель Лисы? (заставить Ворону открыть рот)

- Найдите в этом отрывке самые важные предложения, которыми Лиса уговорила Ворону открыть рот.

 -С какой интонацией мы будем произносить эти уговоры?(просить, уговаривать)

-Какими словами Лисица льстит Вороне?--Найдите и подчеркните.(слайд 14)

-Что общего между этими словами? То есть, как мы будем произносить эти строки? (ласково, с интонацией перечисления, обратить внимание на обилие восклицательных знаков)

- А какое слово окончательно убедило Ворону открыть рот? (царь – птица). Это слово мы должны особенно выделить.

---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации

  1. Потеря сыра

(слайд 15)

  -В какое состояние пришла Ворона после таких слов?(восторг), это нужно показать интонацией.

- Но сам автор восторгается Вороной? (нет, он над ней смеётся). -Найдите выражения, которые не соответствуют образу царь – птицы.-С какой интонацией нужно произнести эти предложения? (с усмешкой, грубо).     А как стоит произнести последнюю строчку?

-Выберите один из предложенных вариантов и объясните. Можно предложить свой вариант.(слайд 16)

---Попробуйте прочитать с учётом основных данных интонации

   

Выражают свои чувства от прочтения, размышляют над вопросами

Работают в группах

Тренинг для 1 группы – выразительное чтение отрывка

Тренинг для 2 группы – выразительное чтение отрывка

тренинг для 3 группы –выразительное чтение отрывка

тренинг для 4 группы –выразительное чтение отрывка

тренинг для 5 группы –выразительное чтение отрывка

20мин

Рефлексия деятельности

(итог урока)

личностные:

- оценивать результат учебной деятельности.

регулятивные:

- соотносить полученный результат с поставленной целью.

-А теперь послушаем профессиональное чтение басни.

-Вам понравился урок?  -Чему научил вас сегодняшний урок?

-В заключение сосчитайте свои солнышки.

Учащиеся делают выводы

4 мин

Домашнее задание

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.  

Задание на выбор:

1.Сопоставить язык басен Сумарокова, Тредиаковского и Крылова.

2. Инсценируйте басню.

3. Выучить басню наизусть.

1 мин

Карточка-информатор

                                          Ключевые слова

1)    Лесть (льстец) – угодливое восхваление

2)    Сколько раз твердили – постоянно повторяли

3)    Гнусна - внушающая омерзение, вредна - опасна

4)    Не впрок - не на пользу

5)    Уголок – маленькое местечко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературному чтению. Басня И.А.Крылова "Ворона и Лисица" "

Цель: познакомить с басней И.А. Крылова "Ворона и Лисица"; дать характеристику главным героям басни. Урок соровождается презентацией....

Презентация к уроку по теме: Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

Презентация способствует развитию интереса учащихся к произведению....

Урок литературного чтения по басне И.А.Крылова "Ворона и Лисица"

Урок построен с учётом современных образовательных технологий....

Поэтическая басня И. А. Крылова. « Ворона и лисица».

Цели:Образовательные:·         продолжить знакомство с художественным жанром–басней;·         обобщить знания дете...

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме: « Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица» и Эзопа «Ворон и Лисица».

Урок  литературного чтения в 3 классе  по УМК "Школа России" построен в  соответствии с требованиями ФГОС, учебной программы, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Структур...

Урок "Басня Крылова"Ворона и Лисица"

"Басня Крылова"Ворона и Лисица"...

обязательно найти презентация по теме басни Крылова "ворона и лисица"

Презентация для 3 класса по теме басни Крылова "Ворона и лисица"...