Гласные буквы Ё, ё
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Технологическая карта урока.Литературное чтение,1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx122.92 КБ
Файл refleksiyauroka_yuzhakovoy_n.g.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 класс

Учитель: Южакова Н.Г.                                           

Тема

Гласные буквы Ё, ё

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [j’о]), развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Открытие новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Определяют особенность буквы Ё (обозначает целый слог-слияние – два звука и является показателем мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии); выполняют слого-звуковой анализ слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; озаглавливают текст; составляют рассказ по картинке

Личностные результаты

Обладают чувством ответственности за сохранение природы

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: регулируют собственную деятельность, в том числе учебную, направленную на познание природы.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебных задач; логические – характеризуют звук [j’о] и букву Ё.

Коммуникативные: выразительно читают художественные тексты

Основное содержание темы, понятия и термины

Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии;

особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука); слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация, предметные картинки, учебник, макет елочки, елочные игрушки,снежинки

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся

Мы пришли сюда учиться –не лениться, а трудиться.

Работаем… старательно,

Слушаем… внимательно.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

КоллективнаяСловесный. Фонетическая зарядка

– Пропойте гласные звуки
по «ленте букв»

Поют гласные звуки

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный Правильное произношение звуков

III. Актуализация опорных знаний

Фронтальная Словесный. Беседа, объяснение учителя

– Какие гласные звуки служат для обозначения твердости, а какие – для обозначения мягкости согласных в слиянии?

Буквы е и я особенные. Они могут обозначать не только мягкость согласных в слиянии, но и слияние, сразу два звука [j’э], [j’а], когда эти буквы находятся в начале слова или после других гласных.

– Твердость согласных обозначают: а, о, у, ы.

–  Мягкость согласных обозначают: и, е, я.

Слушают объяснение учителя.

Вспоминают все изученные гласные буквы и их функции.

Фронтальный Устные ответы

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная Словесный Беседа, объяснение учителя

Ой, ребята, тише, тише, что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит и как будто бы …шуршит.

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (Ёжик)

Ёжик – гость нашего урока. Сегодня он будет нам давать задания и познакомит нас с новым звуком и буквой.

Слушают учителя, отгадывают загадку

Принимают учебную задачу

Фронтальный

Наблюдение учителя

V. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Фронтальная. Словесный, практический.

Отгадайте загадку.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт.

А в иголках круглый год? (Ель.)

- Как по - другому называют это дерево? 

-Ребята, сегодня в гости к нам пришла  елочка, которую мы с вами должны украсить .За каждый правильный ответ в нашей корзинке будет появляться шарик, а в конце урока вы ее украсите.

-Проведём звуковой анализ слова ёлка.

Отгадывают загадку

Производят слого-звуковой анализ слова ёлка 

Фронтальный Устные ответы

1. Слого-звуковой анализ слова

Беседа, анализ слова, объяснение учителя, чтение правила

– Произнесите слово ёлка по слогам.

Сколько слогов в слове? Какой первый? Какой второй? Какие это слоги?

– Два звука, образовавших слияние [j’о], принято обозначать не двумя буквами, а одной – буквой Ё.

Если буква Ё находится в начале слова и после гласной, то при чтении надо просто назвать букву. Когда мы будем называть её, то сразу произнесем два звука [j’о] и тд.

Ребята, смотрите, похоже, к нам пришел еще один гость.

- Кто это? (утенок)

- Что он делает? (поет)

Ребята, мы с вами составили…(предложение).

- Составьте схему предложения..

-Давайте составим звуковые модели слов утенок и поёт.

-Первое слово утенок.

-Произнесем это слово так, чтобы отчетливо был слышен каждый звук.

- Кто хочет составить звуковую модель этого слова на интерактивной доске?

Выполняют слого-звуковой анализ слова ёлка.

– Первый слог – это слияние, во втором слоге – слияние с примыкающим к нему согласным звуком. Первый слог состоит из двух звуков и отдельного звука [л], второй слог состоит из слияния [ка].

 Ученик составляет схему предложения и  звуковую модель слова утенок, поёт характеризуя каждый звук, а остальные в тетради.

Обозначают слияние [j’о] буквой Ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных и согласных, середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется

Практическая работа у доски

Физкультминутка для глаз «Найди снежинку»

Коллективная

 - Без чего не возможна зима?(Снег)

-А снег-это...

-Ребята, давайте глазками поищем снежинки и посчитаем их.

Выполняют под руководством учителя, считают снежинки, которые развешаны по классу

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный Правильное выполнение

2. Знакомство с буквой Ё

Видеопрезентация

Учебник с.31

Фронтальная Словесный, практический.

– На что похожа буква Ё?

Е и Ё – родные сестры,

Различать сестер не просто.

Но у буквы Ё две точки,

Словно в лесенке гвоздочки.

В. Степанов

Находят букву Ё на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Находят букву Ё на «ленте букв».

Фронтальный

Работа с учебником

Сравнительный анализ буквы Устные ответы

3. Чтение слогов и слов (учебник, с. 31)

Фронтальная Словесный Чтение слов

– Прочитайте слоги.

– Прочитайте слова.

– Сколько звуков произносите вы, читая букву ё в слогах
и словах?

Читают слоги и слова.

– В слогах – [о], в словах – [j’о]

Читают слова с буквой Ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой Ё

Работа с учебником Чтение, устные ответы

4. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 30)

КоллективнаяСловесный, наглядный. Беседа

– Рассмотрите картинку. Что на ней изображено, какие животные?

– Составьте по ней предложение (Звери играют на поляне.)

Рассматривают картинку, составляют предложение

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Составляют предложение и схему

Коллективный Устные ответы

5. Дидактическая игра «Малыши заблудились» (учебник, с. 30)

Парная Словесный, практический. Беседа, игра

– Прочитайте слова (названия животных и их детенышей).

– Найдите каждому детенышу родителя

Читают, выполняют задание

Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Объясняют образование слов, обозначающих детенышей

Работа в парах

 Устные ответы, дидактическая игра игра

Физкультминутка

Коллективная. Практический

"Танец снеговиков"

Выполняют задание

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

Коллективный Правильное выполнение движений

VII. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

-Чему мы научились?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

–Посмотрите, сколько игрушек мы собрали!

-Давайте,украсим нашу елочку!Какая красавица у нас получилась!

-Ребята,оцените свою работу смайликом.

– Вы прекрасно поработали!Спасибо за урок!

Отвечают на вопросы учителя

Дети украшают елочку

C:\Users\Вера Васильевна\Downloads\ef534bf522b6691f7406905820deb865c182402182a5dfc9f2c9e328bf10e20e.jpg

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

C:\Users\Вера Васильевна\Downloads\chanel_logo_UC8EUIc6aSGzF1v5q9JUj1xg.pnghttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1888335/pub_5cc820c924de2d00b2ddce67_5cc8230c3e66cc00af04a2e4/scale_1200

Индивидуальный,

Фронтальный

Оценочный Устные ответы



Предварительный просмотр:

Рефлексия урока в соответствии с требованиями ФГОС

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

Южакова Наталья Григорьевна

2

Дата

декабрь

3

Предмет

Литературное чтение

4

Класс

1

5

Учащихся по списку

10

6

Учащихся по факту

10

7

Цель  урока

Проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.

8

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Урок оснащен наглядными пособиями, компьютерная презентация; Счетные палочки. Предметные картинки

9

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Соответствуют санитарным нормам

10

Наличие технологической карты урока.

Технологическая карта урока в наличии

11

Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока.

«Открытие» нового знания»

Тема урока: «Гласные буквы Ё, ё»

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с особенностью буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука [j’о]), развития речи, памяти, логического мышления

2

1. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

2. Речевая разминка.

3. Актуализация опорных знаний

4.  Постановка учебной задачи

5. Усвоение новых знаний и способов деятельности

6. Физкультминутка для глаз «Найди снежинку»

7.Работа по учебнику

8. Закрепление знаний и способов действий.

9.Работа в парах/Дидактическая игра

10.Физминутка  «Танец снеговиков»

11. Рефлексивно-оценочный.

Весь класс активно работает

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Вспоминают все изученные гласные буквы и их функции.

Принимают учебную задачу

Производят слого-звуковой анализ слова ёлка.   Обозначают слияние [j’о] буквой Ё. Объясняют разницу между количеством букв и звуков в словах. Называют особенность буквы Ё (обозначать целый слог-слияние – два звука). Формулируют способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных и согласных, середине и на конце слов

Читают слова с буквой Ё в начале слова и после гласных. Различают звуки, обозначенные буквой Ё. Составляют предложение и схему.

Понимают смысл прочитанного стихотворения. Выразительно читают его наизусть. Умеют работать в паре, контролируют работу друг друга. Объясняют образование слов, обозначающих детенышей.

Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Урок спланирован в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

Воспроизводящая деятельность – 20 минут, творческая – 20 минут.

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

-

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

Работа в парах

Взаимопроверка

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся  

Нагрузка на память и мышление учащихся соответствует возрастным особенностям учащихся

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

Актуализация знаний о гласных буквах; Формулируют способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных и согласных, середине и на конце слов: буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом – просто называется

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

Каждый учащийся был включен в образовательный процесс и выполнял предложенные задания на доступном для него уровне.

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

8 учащихся из класса легко давали полные и точные ответы на вопросы, быстро усвоили теоретический материал. Два  ученика допускали ошибки в ответах. С ними  пришлось работать совместно.

9

Выполнение санитарных норм:

- Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

- Своевременное и качественное проведение физминуток.

- Соблюдение правильной рабочей позы.

Чередование деятельности учащихся: от фронтального опроса к индивидуальной работе.

В течение  урока проведены 2 физминутки.

В течение всего урока учитель следил за осанкой учащихся.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов

На уроке используются формы работы: индивидуальная,

фронтальная, парная.

Используемый метод целесообразен и обоснован.

2

Групповые формы деятельности учащихся

Использовалась коллективная работа в процессе актуализации знаний, открытия нового знания, закрепления знания и способов деятельности, рефлексии урока.

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности

В классе царила атмосфера взаимопонимания, в работе были задействованы все ученики. Учитель отличает такт в отношении к ученикам. Учащихся привлекает также грамотная речь учителя и доброжелательный тон.

4

Использование установок в форме убеждения, внушения

Использовала установки в форме убеждения ,приводит примеры по теме урока

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых

 Применяла различные формы работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся

Открытие нового понятия «особенная буква»

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы

В течение урока  использовала уже имеющиеся знания о гласных буквах

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы)

Данный материал был связан со  знаниями  учащихся, полученные на уроках окружающего мира, - Без чего невозможна зима?

-А снег-это...

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д

Грамотно формулировала задания для учащихся, используя формулировки: давайте вспомним отличительные признаки гласных звуков, Проведём звуковой анализ слова ёлка,

 Произнесите слово ёлка по слогам.

Докажите, что на доске записано предложение.

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения

Учащиеся планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в паре, координируют свои действия

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера

Упражнения творческого характера

включены в содержание урока

12

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Учащиеся под руководством учителя выявляли особенности буквы Ё, Формулировали способ чтения буквы Ё в начале слов и после гласных и согласных, середине и на конце слов, что способствовало развитию познавательных УУД.

В течение всего урока им приходилось общаться либо с учителем, высказывая свое мнение, либо с соседом по парте, что способствовало формированию их коммуникативных УУД.

Саморегуляция своей деятельности при выполнении практической работы направлена на  формирование регулятивных УУД.

13

Планирование задания на дом:

– объем, характер материала, его посильность;

– наличие и характер инструктажа;

– дифференцированность задания.

- своевременность окончания урока.

На уроке использовался разнообразный материал, постоянно сменялись виды деятельности

Урок закончен вовремя

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

Эмоциональность урока на довольно высоком уровне

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными)

Темп урока оптимальный, все действия на уроке завершены

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда

Атмосфера на уроке доброжелательная, способствующая активному творческому труду

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения

7 раз на уроке менялись виды деятельности; сочетались различные методы и приемы обучения

6

Соблюдение единого орфографического режима

Учитель следил за тем, чтобы учащиеся соблюдали правильную посадку за партой

7

Обеспечение активного учения каждого школьника

На уроке обеспечивалось активное участие каждого ученика

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

Педагогическое поведение на уроке было на высоком уровне, соблюдался педагогический такт и самообладание; корректное взаимоотношение с учащимися

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

 Умело организовывала класс на учебную деятельность

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

На уроке  владела голосом, правильностью речи, дикцией. Использовала артистическое умение, педагогическую технику.

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств)

 Рациональное  использование средств обучения. Соблюдение норм СанПиН

12

Результаты урока:

– ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;– подведение итога урока;

– выполнение намеченного плана урока;

– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

– качество знаний, умений, навыков учащихся – достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.

Организовано  обсуждение: – Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Ребята,оцените свою работу смайликом.

Учащиеся проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса.(Украшенная елочка)

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха)

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Считаю, что урок прошёл продуктивно и насыщенно, цель урока достигнута.

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Продолжать работу в том же направлении, включать в работу дифференцированные задания, менять состав пар

Подпись учителя:

Н.Г.Южакова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёры по написанию букв. Гласные буквы

В материале представлены тренажёры по написанию гласных букв. Данный тренажёр может быть полезен  учителям, родителям и детям,  позволяет учащимся запомнить написание прописных букв....

Звуки буквы. Гласные буквы е, ё, ю,я

Проверка знаний: чем отличаются звуки от букв?Минутка чистописания, объяснение нового словарного слова и т.д.Определение в словах букв и звукв....

Урок обучения грамоте : "Гласная буква «Е».Письмо строчной буквы. Упражнения в чтении и письме".

Урок обучения грамоте и письму . 1 класс УМК "Школа 2100" Цели: познакомить с новой буквой и звуком, который она обозначает, научить писать строчную «е»; формировать навык орфоэпического правильного, ...

Открытый урок по обучению грамоте (чтению) с использованием Сингапурских структур по теме: "Буква ю в начале слова и после гласных. Буква ю после согласных"

1В класс  Учитель Каримова З.Р.Тема: «Буква ю в начале слова и после гласных.  Буква ю после согласных »Цель: познакомить учащихся с новой йотированной  буквой Ю ю, особенностями этой б...

Двузвучные гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. Одна буква – два звука

Расширить представления учащихся о «работе» букв е, ё, ю, я, помочь открыть новые знания о данных буквах, формировать умения рассуждать при определении количества звуков в буквах е, ё, ю, я в ра...

Чего больше: гласных звуков или гласных букв?

Данный проект используется на уроках русского языка в 1 классе....

Открытый урок. Урок обучения чтению: "Буквы Я, я в позиции – в начале слова и после гласных букв".

Тип урока: открытие нового знания.Проводится по учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой "Азбука" системы "Перспектива", часть 2, с.24-25...