Классный час "Прощание с азбукой"
классный час по чтению (1 класс)

Классный час "Прощание с азбукой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Прощание с азбукой»

Цели:

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей. Развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками.

Развивать мыслительные операции в ходе игры.

Воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.

Сегодня у нас праздник-прощание с «Азбукой». Хотя прощаться - это обычно грустно. Но у нас будет не грустное прощание. Мы будем прощаться с «Азбукой» весело.

У.Представляем наш 1 «г» класс!

Шустрые, спортивные,

Смелые, активные,

Умные, болтливые,

Весёлые, красивые,

Сообразительные, любознательные,

Дружные и привлекательные

В общем, ребята очень классные !  (аплодисменты, выход детей под музыку)

Д.Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший первый класс

У.Давайте вспомним, что произошло у нас в школе в первый день-1 сентября.   (рассказ детей и видеоролик)

У.Дорогие ребята, я приглашаю вас совершить последнее путешествие по страницам азбуки.

Я устрою вам экзамен,
Не позволю вам скучать. 
Буду трудные вопросы 
Вам, ребята, задавать.

Итак, начнём!

Задание№1.Игра Да/Нет («да»-хлопаем,»нет»-топаем) 

а). Звуки бывают гласные и согласные.(да)

б). Звуки мы пишем.(нет)

в). Гласные звуки мы не можем петь, произносить их нам мешает преграда, в их произношении участвует только шум.(нет)

г). Гласных звуков 10.(нет)

д). Гласные звуки бывают ударными и безударными.(да)

е). Гласные звуки не образуют слог. (нет)

ё). Согласные звуки мы не можем петь, произносить их нам мешает преграда, в их произношении участвует голос и шум или только шум.(да)

ж). Согласные звуки бывают парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. (да)

з).Всегда мягкие согласные звуки (ж, ш, ц) ,а всегда твердые согласные звуки (ч,щ,й) . (нет)

Задание №2. 

У.Ребята, ответьте пожалуйста, на следующие вопросы.

- С помощью чего звук обозначается на письме?

- Какие бывают буквы?

- Назовите особые гласные буквы?

- Почему буквы я, ё, е, ю хитрые?

Задание № 3

Исправьте ошибки в рассказе Незнайки. (слайд или карточки на парту- работа в паре )

Жили- были буквы. Дружно жили, не ссорились. А было их всего 36. Или 34? Не помню. Десять из них согласные. А еще там есть две странные буквы. Они всегда молчат. Может, немые? Вы не знаете их ? Буква ч очень дружит с буквами я и ю. Она прямо- таки не может с ними расстаться! А вот ж и ш не водятся с буквой и, а дружат только с ы. Все буквы живут в домиках, расположенных в определённом порядке. В первом домике живёт буква буквы я, а последнем – буква а. Вот только я забыл, как называется страна, в которой они живут. Знаю только, что это слово не наше русское, а иностранное. Подскажите ребята, пожалуйста, мне.

Задание № 4.  (слайд) Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.

  • А О Б Я (б)
  • И Е Я Ю (и)
  • В С Р Ь (ь)
  • Ш Й Ж Ц (й)

Задание №5. Ну, а в этом задании нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении.(отгаданные буквы вывешиваются на доску)

- Утром на траве росою
Эта буква заблестит,
А под вече
р на крылечке
Рядом громко зарычит.

Дети. Буква "Р".

 Эта буква на морозе,
Как оса, у
жалить может.
Ну а в мае на березе
Жук ее узнать поможет.

Дети. Буква "Ж".

- С этой буквой – добрым другом –
Долгою дорогой в дом
День за днем назло недугам
Даже под дождем идем.

Дети. Буква "Д".

Эту букву паровоз
На свой тр
убе привез,
Г
убы вытяни в трубу
И пол
учишь...

Дети. Букву "У".

- Буква эта знаменита –
Стоит в н
ачале алфавита.

Дети. Буква "А".

- Эта буква бодрым шагом
В 
бой идет под барабан,
И 
бодает буква букву,
Будто баловник баран.

Дети. Буква "Б".

Учитель: 

Вот все буквы перед нами –
Каждый может их назвать.
А теперь нам надо с вами 
В слово буквы все собрать.

Все буквы написаны на карточках (на доске), дети собирают из них слово дружба.

Задание №6. Расставьте буквы по порядку. (Задание индивидуальное)

1.В, А, Е, Д, Г, Б, Ж, Ё

2.М, И, З, Й, Л, К, О, Н,

3.У, П,Ф, Р,С, Х, Ц, Ч, Т,

4.Я, Ш, Щ, Ъ, Ь, Э, Ы, Ю

Задание №7. Среди слов найти те предметы, которые нужны в школе. (задание индивидуальное)

ОВРУЧКАК ручка

МРАНЕЦНС ранец

ТЕТРАДЬБ тетрадь

РУКПЕНАЛ пенал

ОЛАСТИКМ ластик

ПАЛЬБОМГ альбом

БРКНИГАВ книга

МКАРАНДАШРО карандаш

У. Почему наш учебник назван азбукой?

Дети (Д.). В старину буквы «А» и «Б» назывались «аз», «буки», по названию букв книга названа азбукой.

У. Что мы делаем с помощью букв?

Д. При помощи букв обозначаем звуки на письме, читаем, пишем.

У. Как мы воспринимаем звуки?

Д. Мы их слышим, произносим.

У. Я вам предлагаю выполнить задание «Слушай внимательно». Я читаю вам слова, вы внимательно слушаете, выделяете первый звук в каждом слове.

Из этих звуков получится слово.

Крот    Бабушка

Ночь    Умница

Иволга    Кран

Грач      Волк

Астра     Анна

У. Какие слова у вас получились?

Д. Книга, буква.

У. Что общего у данных слов?

Д. В этих словах по 5 звуков: по 3 согласных и по 2 гласных, 2 слога, в этих слова ударение падает на первый гласный звук. Оба слова отвечают на вопрос что? Стоят в единственном числе.

У. Молодцы, успешно справились с заданием, продолжим наш урок.

Пока мы упражнялись со звуками, жучок-буквоед подъел буквы. Давайте, восстановим их. (На доске изображение фрагментов букв).

Предлагаю дописать буквы и правильно назвать их.

Дети по одному выходят к доске, дописывают буквы: И, М, Б, Я, К, Ю.

У. У кого есть другие варианты?

Д. Н, Т, П, Ф, Ж.

У. Чего больше в русском языке: звуков или букв?

Д. Звуков больше. Есть буквы, которые обозначают два звука, например, звуки [м], [м‘] обозначаются одной буквой «М».

У. Молодцы, вы разобрались в этом сложном вопросе. Действительно, в русском языке больше звуков (42), чем букв (33). Разделите буквы русского языка на три группы.

Д. 1. Буквы, обозначающие гласные звуки.

2. Буквы, обозначающие согласные звуки.

3. Буквы, не обозначающие звуков.

У. Ваш выход, гласные! (дети читают стихи)

Буква А сладка на вкус,

Словно сахарный арбуз.

Буква Е есть в слове «ель»,

Заметает ель метель.

Буква Ё есть в слове «ёж»,

Ты легко её найдешь!

Буква И.

И – игрушки,

И – игра.

Любит игры детвора!

Буква О.

О – похожа на колечко,

Словно шерстка на овечке.

Буква У.

Замычит буренка: «Му-у!»

Узнает букву У?

Буква Ы.

Буква Ы есть в слове «бык»,

Травку бык щипать привык!

Буква Э.

Этот дом похож на ваш –

У него один этаж.

Буква Ю.

Скачет Юля, как юла,

Хоть и ростиком мала!

Буква Я.

Ты твердишь всё: «Я да я!

Всех умнее я, друзья!»

Не забудь, что буква Я –

Самая последняя!

У. Буквы, разделились на две группы!

Д. Гласные, обозначающие мягкость согласного на письме. Гласные, обозначающие твердость согласных.

У. Попробуйте из данных букв составить слова: А, О, И, У.

Д. Ау, уа – и все слова. Нужны согласные.

У. Согласные!

У. На какие группы можно разделить согласные?

Д. На звонкие и глухие, твердые и мягкие. Если нужно разделить на три группы, то можно так: на непарные звонкие, непарные глухие, парные звонкие и глухие.

У. Прошу выйти «буквы», обозначающие звуки, по предложенным группам.(дети выходят и читают стихи)

1-я группа

Буква Й.

Йогурт из малины

Самый наш любимый!

Буква Л.

Лето, ливень, листопад,

Я любой погоде рад!

Буква М.

Букву М узнал я рано,

Ведь оно есть в слове «мама».

Буква Н.

Н – веселый Новый год,

Скоро в гости к нам придет!

Буква Р.

Р – рычит, как будто рысь,

Эй, меня остерегись!

2-я группа

Буква Х.

Веселится буква Х:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Буква Ц.

Кап-кап-кап – за каплей капля

Мелкий дождик моросит.

Буква Ц, как будто цапля,

На одной ноге стоит.

Буква Ч.

Чашки, чайник, сладкий чай,

Что за буква? Отвечай!

Буква Щ.

Буква Щ есть в слове «щит».

От удара он трещит!

3-я группа

Буква Б.

По полю барашек белый

Темной ночью брел несмело.

Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»

Узнаете букву Б?

Буква В.

Буква В есть в слове «вол»,

Я её легко нашел!

Буква Г.

Что за грохот? Что за гром?

Букву Г принес нам гном.

Зацепился он за гвоздь

И упал наш бедный гость!

Буква Д.

Буква Д, как будто дом,

Я в деревне жил в таком.

Буква Ж.

Узнаешь знакомый звук?

Буква Ж жужжит, как жук.

Буква З.

З звенит, словно звонок,

Нас торопит на урок.

Буква К.

Буква К, как куколка,

Славненькая буковка!

Буква П.

П – прекрасные подарки

Принесли в пакете ярком.

Буква С.

С – свистит, словно свисток:

Удирайте со всех ног!

Буква Т.

Взял я толстую тетрадь,

Буду букву Т писать.

Буква Ф.

Я в лесу нашла фиалку –

Только рвать фиалку жалко!

Буква Ш.

Я шуршу, как будто шины,

Есть я в слове и «машина»,

И собой я хороша!

Вы узнали букву Ш?

У..Согласные, найдите свои пары!

Д. Б – П, В – Ф, Г – К, З – С, Д – Т, Ж – Ш.

Физкультминутка

У. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите в начале слова согласный, то приседаете.

Утюг стол книга апельсин

Окно школа лошадь карандаш

Мост урок ириски жук

Доска карандаш эхо ослик

У. Объявляю конкурс для детей на самое длинное слово. Из предложены вам букв предлагаю составить слова: к о л у м а н.

Д. Лук, кол, мак и др.

Клуб, кулон, клоун.

У. Победителем является… назвавший слово клоун (кулон).

Чем похожи слова: лук, кол, мак, лом, ком?

Д. В них 3 звука по два согласных, 1 гласный, 1 слог, 3 буквы.

У. Что можете сказать о слове клоун?

Д. В этом слове 2 слога, так как 2 гласных, ударение падает на первый гласный, слово отвечает на вопрос кто? Оно обозначает одушевленный предмет, стоит в единственном числе.

У. Задание всем: «Найдите лишний слог».

1) Хо, ло, мо, ну

2) Ти, си, ми, щи

3) Ту, чу, ку, ву

Д. Ну – другой гласный звук

Хо – здесь согласный глухой, в других слогах – звонкий

Ми – согласный звонкий или ши – согласный твердый

Чу – мягкий согласный, ву – согласный звонкий

У. Обо всех ли буквах мы вспомнили? Никого не забыли?

Д. Забыли о буквах, не обозначающих звуков: Ь и Ъ

Твердый знак

Знак я очень твердый,

Оттого и гордый.

Буквы в слове разделяю,

Только жаль, меня теряют!

Мягкий знак

Я – мягкий знак.

Меня найдешь,

И в слове «льет»,

И в слове «дождь».

Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам. Дорогие ребята, я поздравляю вас с первой школьной победой, которую вы одержали благодаря своему старанию, трудолюбию, желанию учиться. Вы уже выучили все буквы алфавита, научились хорошо читать по «Азбуке». Страницы этой необыкновенной книги, первой в вашей жизни, которую вы смогли прочитать самостоятельно, учили не только буквам и чтению, но и доброте, воспитанности и, конечно же, дружбе. Так давайте же скажем «спасибо» своей первой книге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Дорожная Азбука.»

        Повторить правила безопасного поведения пешеходов и велосипедистов на улицах города; познакомить ребят с различными группами дорожных знаков; научить понимать схемат...

Классный час "Дорожная азбука"

Классный час для 4 класса "Дорожная азбука"...

Классный час «Правовая азбука».

Классный час «Правовая азбука».«Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим».Цель: Знакомство с Международными правовыми документами: декларацией и конвенцией по правам ребёнк...

Классный час «Дорожная Азбука»

Повторить правила безопасного поведения пешеходов и велосипедистов на улицах города; познакомить ребят с различными группами дорожных знаков; научить понимать схематичное изображение дорожных знаков д...

Сценарий открытого классного часа "Прощай, Азбука!"

Цель мероприятия: формировать у учащихся стремление к активной   интеллектуальной деятельности, воспитывать  умение общаться, совместно трудиться на общее  благо....

Классный час "Прощай, Азбука!" для 1 класса

Данный материал необходим для подготовки к празднику, посвященному первому учебнику "Азбука". Здесь представлены разнообразные виды работ: от познавательных до творческих.  Помощники для организа...

Классный час «Дорожная азбука» в 1 классе «А»

Правила дорожного движения в игровой форме...