литературное чтение. И. Белов «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.
учебно-методический материал по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya_rasskaza.docx | 34.21 КБ |
opisanie.docx | 13.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения рассказа
В. И. Белова «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»
Учитель начальных классов: СодномоваБаирмаАюшеевна
Программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
Современная система обучения в начальной школе, реализуется программой «Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника.
Цель ФГОС раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников учебных умений. Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.
В связи с реализацией ФГОС при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать метапредметные цели мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.
Практическая значимость данного урока заключается в том, что было использовано в 3 классе. Урок оценен на высоком уровне, построен методически правильно.
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Литературное чтение |
Класс | 3 |
Тип урока | Открытие нового знания |
Тема урока | Рассказы о всякой живности В.И. Белова. «Рассказы о всякой живности. Петух. Рома» |
Цель урока | Формирование умения увидеть в рассказах-миниатюрах внутренний мир героев. |
Задачи урока | - познакомить учащихся с двумя рассказами – миниатюрами; -развивать умение анализировать характер и поступки героев; -формирование навыков ориентироваться в тексте, делать выводы и обобщения, составлять сравнительные характеристики; -развитие способностей внимательно и вдумчиво относиться к художественному слову; -воспитать доброе и бережное отношения к природе, животному миру. |
Технологии, методы, приёмы | Объяснительно-иллюстративное обучение, информационно-коммуникативная технология; проблемно-идеологическая технология. |
Основные понятия, термины | «воинственный», «настоящий красавец», «живность», «неприкаянный», «одинокий», Словарная работа: струхнуть, дёрновый, гумно, стожар. |
Планируемый результат
Предметные умения | - развивать и совершенствовать навыки выразительного и беглого чтения; - умение видеть художественные образы, представленные автором; - умение сравнивать, анализировать, обобщать. |
Метапредметные умения | Регулятивные: - умение планировать свою деятельность, во время урока, исходя из поставленной задачи; - умение контролировать и оценивать свою работу и работу своих сверстников; - вносить коррективы в свою работу. Познавательные: - уметь устанавливать причинно- следственные связи, уметь обобщать; - умение сравнивать, анализировать; - уметь осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: - умение формулировать свое собственное мнение и собственную позицию; - умение задавать вопросы и выслушивать ответы; - владеть диалогической и монологической формой речи. |
Личностные | - познавательный интерес к изучению материала; - объективная самооценка; -привитие навыков культурного общения; - умение оценивать свою деятельность и деятельность других людей. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
- фронтальная; - индивидуальная; - групповая; | - учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 ч. Е.И. Матвеева, -картинка с петухом, быком -Рабочая тетрадь « Литературное чтение» 3 класс 2 ч. Е.И. Матвеева -интернет-ресурсы: презентация о В.И. Белове, герои произведений. |
Технология обучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Орг.момент | -осуществлять самоконтроль; -положительная мотивация к учебной деятельности; | -Деткам всем пора проснуться и И, конечно, улыбнуться. Дружно, славно потрудиться И чему-то научиться. -Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку? -Молодцы! Начинаем урок. | -Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. |
2.Подготовка к чтению 3.Первичное чтение 4.Проверка впечатлений | -уметь прогнозировать текст по картинке, автору; -уметь высказывать свою точку зрения; -уметь слышать и понимать речь других; -уметь понимать учебную задачу, искать способы её решения; -слушать и понимать речь других; -осуществлять самоконтроль; | -Посмотрите внимательно на картинки. Какая птица на ней изображена? А ещё, какое животное изображено? -Верно, а как вы думаете, почему на картинке изображен именно петух? Бык? -Верно. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с образом петуха в рассказе «Петух» и образом быка по кличке Рома. Где живут петух и бык? К диким птицам или к домашним отнесем петуха? А быка к диким животным отнесём или к домашним? -О ком же первый рассказ? -А сейчас я вам назову автора рассказа. Этот рассказ написал Василий Иванович Белов. -Вам уже знаком этот автор? Что вам известно об авторе произведения? -Василий Иванович Белов – известный русский прозаик. Родился он в 1932 году в небольшой северной деревушке. Став писателем, он поселился в Вологде, но никогда не забывал своей малой родины. В любое время года приезжал в любимые с детства места, где надолго оставался, писал свои замечательные книги о селе, о четвероногих и пернатых обитателях русской деревеньки. Василий Иванович Белов жил в гармонии с природой. Девизом его отношения к миру могли бы стать слова нашего талантливого писателя Александра Ивановича Куприна: «Надо любить все: зверей, птиц, растения. В этом красота жизни». -А какие произведения В.Белова вы уже читали? -Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказами «Петух» и « Рома» из сборника Василия Белова, который называется «Рассказы о всякой живности». - Чтение произведения о петухе. -Понравился ли вам этот рассказ? Чем он вам понравился? - Что вы можете сказать о петухе? -Настоящий красавец? - Почему автор говорит о петухе, что он воинственный? Работа с непонятными словами: «воинственный», «настоящий красавец» | -Петух. Бык. -Произведения будут о петухе и быке. -Да. Ответы детей. -Высказывают свои предположения Презентация о В.И. Белове, и о его произведениях (в приложении). Чтение подготовленными учащимися. |
5.Первичное чтение | -слушать и понимать речь других; -осуществлять самоконтроль; | Сейчас мы с вами проверим, насколько вы проницательны. Сейчас я прочитаю вам рассказ «Рома», а вы внимательно его послушайте и сделайте вывод, почему автор говорит нам о быке, что он неприкаянный и одинокий? Учитель вслух, выразительно читает текст. | Внимательно слушают учителя. |
6.Проверка впечатлений | -уметь высказывать своё мнение; -уметь слушать и понимать речь других; -уметь учитывать различные мнения и стремиться к координации; | -Понравился ли вам этот рассказ? -Чем он вам понравился? Грустное или смешное это произведение? Почему? (Чувство родины оказалось даже свойственно быку.) -А вы видели подобные ситуации? -Хорошо, молодцы! | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. |
7.Физкультминутка | - умение применять правила охраны своего здоровья; | -А теперь, ребята, давайте с вами немного отдохнем. -Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладошки три хлопка, головою три кивка На четыре - руки шире На пять – руками помахать На шесть – за парты тихо сесть. | |
8.Подготовка к повторному чтению | -осуществлять поиск необходимой информации; -уметь правильно и точно выражать свои мысли; | (Работа с непонятными словами: «неприкаянный», «одинокий») - Ребята, а как вы понимаете слово живность? Что это такое? -Неприкаянный? - Одинокий? Словарная работа: - струхнуть, дёрновый, гумно, стожар | Отвечают на вопросы учителя, работают со словарем. Чтение слов из сносок. |
9.Повторное чтение текста | -умение бегло и выразительно читать; | Чтение рассказа детьми перекрестной цепочкой. | |
10.Анализ текста | -умение оформлять свои мысли в устной форме; -внимательность -умение анализировать, сравнивать, обобщать; -осуществлять поиск необходимой информации в тексте; -моделировать; -умение работать в группах; -уметь применять новые знания на практике; | -Что таилось в этой большой голове? -Ребята, а как вы понимаете выражение: «В печальных круглых, отливающих синевой глазах сквозило что-то нездешнее и тоскливое»? - Ребята, а как вы понимаете выражение «но иногда глаза Ромы наливались кровью» В. И. Белов размышляет о понимании и глубине отношений между природой, стремится и читателя вызвать на эти размышления. Как ревел бык? Найдите это в тексте и прочитайте. Каким изобразил белов быка? -Тонна- это сколько? -Куда уходил бык? -Ребята, что хотел сказать нам автор этим рассказом, как вы думаете? -А чему нас может научить этот рассказ? -Ребята, какие вы молодцы. А давайте, сейчас мы с вами будем создавать «живую картину». | - Роме плохо от того, что его никто не хочет понять. Чувство сожаления и сострадания вызывает этот случай, бережно рассказанный автором. - Вроде бы ревел двигатель пролетающего реактивного самолета. Нет, на самолет не похоже. Машины тоже так не рычат, даже когда буксуют. -В нём была добрая тонна весу. - На центральную усадьбу. -Что во всем обычном есть необычное. -Быть внимательными и любить природу. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЯ 1. Возраст и внешний вид героя 2. Черты характера героя 3.Как изменяется герой по ходу содержания произведения 4.0тношение автора и учащегося к герою произведения |
11. Постановка «живой картины». Прояви творчество. | - принимать творческую задачу и искать способы её решения; - показывать свои творческие способности; | - Работа в группах. Задание каждой группе: прочитать текст, догадаться о каких героях пишут авторы, и показать пантомиму. -А теперь покажем эту «живую картинку» перед классом. -Сейчас мы перед доской встанут участники каждой группы и покажут движения. Показывают картину. Происходит обсуждение исполнительского мастерства учащихся. -Ребята, какие вы все молодцы! | -На карточках задание: покажи пантомиму на корову, собаку, кошку. Работа в группах - Как изобразить? Как выглядит? Какие есть повадки у животного? - Кто изобразит? |
12.Итог урока. Рефлексия. | -уметь формулировать выводы; -самооценка и контроль своей деятельности; -оценивать качество и уровень усвоения полученных знаний; | - Итак, ребята, с рассказами какого писателя мы сегодня работали на уроке? - О чем эти рассказы? - Как вы думаете, почему автор решил изобразить их и выразить свои впечатления о жизни в деревне через описание животных? - Чему может научить рассказ «Петух»? -Чему может научить этот рассказ Рома? -Молодцы ребята! Верно. Вы сегодня хорошо поработали. Карточки у каждого ребенка. Прошу выполнить упражнение. «Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления) Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика). Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. | Василий Ивановича Белова. -О петухе и о быке Роме. -Потому что это домашние животные, и они живут в деревне, с их помощью лучше показать жизнь в деревне со всеми ее переживаниями. - Не быть горделивым, не зазнаваться. -Быть добрыми, послушными, заботливыми, любить природу и Родной дом. Рефлексия- Дети пишут буквы. |
13.Домашнее задание | -слушать и понимать речь других; | -Вашим домашним заданием будет написать сочинение «Мой любимый питомец». -Для слабоуспевающих детей: задание – в рабочих тетрадях с. 25 №10(Прояви творчество) |
Список литературы:
- Учебник «Литературное чтение» 3 класс 2 ч. Е.И. Матвеева,
- Картинка с петухом, быком
-Рабочая тетрадь « Литературное чтение» 3 класс 2 ч. Е.И. Матвеева
- Интернет-ресурсы: презентация о В.И. Белове, и о его героях произведений.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения рассказа
В. И. Белова «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №3»
Учитель начальных классов: СодномоваБаирмаАюшеевна
Программа Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова
Современная система обучения в начальной школе, реализуется программой «Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, обусловила необходимость новых подходов как в организации самого учебного процесса, так и к поиску и разработке новых технологий, моделей развития школьника.
Цель ФГОС раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. Для успешного решения поставленной задачи необходим переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе над заданиями с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к изучению сложных жизненных ситуаций, от сотрудничества учителя и учащихся в ходе овладения знаниями к активному участию последних в этом сотрудничестве.
Одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников учебных умений. Начальная школа – фундамент дальнейшего образования, и от успешности прохождения этого периода во многом зависит результативность обучения на последующих ступенях общеобразовательной школы.
В связи с реализацией ФГОС при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Обосновать и сформулировать метапредметные цели мало – необходимо создать учебную ситуацию, где обозначенные метапредметные цели можно будет реализовать.
Практическая значимость данного урока заключается в том, что было использовано в 3 классе. Урок оценен на высоком уровне, построен методически правильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».
Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...
Урок литературного чтения в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова Тема: "Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя"
конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. урок предполагает использование диска "Проверь себя" на ноутбуках....
План-конспект урока ИЗО во 2 классе: "Изображение характера животных. Знакомство с анималистическими произведениями."
План-конспект урока ИЗО во 2 классе: "Изображение характера животных. Знакомство с анималистическими произведениями."Цель урока: Формирование представления учащихся об анималистическом жанре, зн...
В .И. Белов. Рассказы о всякой живности « Петух», « Рома»,« Последняя синичка»
Конспект урока по литературному чтению...
Конспект урока "В .И. Белов. Рассказы о всякой живности « Петух», « Рома», « Последняя синичка».", 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...
литературное чтение. И. Белов «Рассказы о всякой живности.Петух. Рома » Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним.
И. Белова Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним. Учитель начальных классов: Содномова Баирма Аюшеевна Программа Д.Б. Эльконина...
Технологическая карта урока изобразительное искусство «Изображение характера животного. Изображение доброго, весёлого животного» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока: создание условий для ознакомления с характером и настроением животных, передача выразительности средствами художественной деятельности характера и настроения животных, знакомство с графико...