Литературное чтение "Стихи о первом снеге"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Коваленко Лариса Валериевна

И.Бунин, Я.Аким, К.Бальмонт "Стихи о первом снеге"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.bunin_ya.akim_k.balmont_stihi_o_pervom_snege.docx213.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        &  Литературное чтение  &  Музыка  &  Изобразительное искусство &

                                                                                                                Снег идёт.

                         Тема урока: «Стихи о первом снеге»

                                                                                               № урока по теме: №1.

                                                                                                      Тип урока: интегрированный.

          Цель урока: формирование умения определять тему и находить главную мысль произведения.

Формировать УУД:

Познавательные УУД:

Личностные:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

   Формировать умение строить устные высказывания, обосновывать свое мнение, проводить сравнение и обобщение.

   Формировать первоначальные эстетические представления, понятия о добре и зле, нравственности.

   Формировать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов, участвовать в обсуждении.

    Формирование учебно - познавательного интереса к новому учебному материалу.

    Формирование осознания смысла своих учебных действий.

     Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств.

     Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

   Формирование умения осознавать и формулировать тему и цели урока.

   Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу.

   Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     Формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач.

     Формировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнёра высказывания.

       Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Организационная структура урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-уточнить тип урока

1. Организация начала урока.

- Добрый день, мои юные друзья!

Царица Поэзия приглашает вас в свою замечательную страну, где вас ждёт многого интересного и замечательного.

- Вы готовы отправиться в путешествие?

Учащиеся проверяют готовность к уроку

Называют шаги учебной деятельности.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

2. Актуализация  опорных знаний.

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1. Вступительная беседа.

- Послушайте, что происходит за окном.

- Закройте глаза и шёпотом произнесите: «Зима…».

- Какое чувство у вас возникло?

- Сколько всего зимнего вокруг нас!

Всюду зима, и даже на страницах нашего учебника!

- Прочитайте тему раздела, над которым мы будем работать.

- Как вы думаете, о чём будем читать в этом разделе?

- Чему будем учиться?                                                                               Слайд 1.

- О зиме нам рассказывали писатели и поэты, создавая литературные произведения. Художники слова заменили красками, а музыканты волшебными звуками музыки. Всё это создаёт зимнее настроение.

Чародейка и волшебница Зима предлагает нам заглянуть в её волшебный мир.

И, главная задача перед нами стоит, работая над этой темой – научиться выражать свои чувства средствами художественной выразительности.    

                                                                                                                            Слайд 2.

- А где вам пригодится это умение?

- Результатом ваших ЗУН, полученных на этих уроках, станут ваши творческие работы, которые мы с вами будем собирать для выставки.

Ответы учащихся:

- Скрипит под ногами снег, каркают вороны, треснула ветка на дереве…

- Стало холодно и грустно.

- А мне стало радостно, потому что я люблю зиму.

«Люблю природу русскую. Зима».

- Когда нам нравится что-то, например книга или фильм, хочется поделиться своими впечатлениями. И делать это надо красиво, чтобы всем было интересно.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

(Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД)

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-постановка цели урока детьми с помощью учителя.

1.Формулирование темы урока.

 – Отгадайте загадку.                                                                                 Слайд 3.                                                             

              Он слетает белой стаей
             И сверкает на лету.
             Он звездой прохладной тает
             На ладони и во рту.
             Покружились звездочки
             В воздухе немножко,
            Сели и растаяли
            На моей ладошке.                                                          

                                               

- Кто видел, как шёл первый снег?

- Об этом сказочном чуде, о первом снеге, нам рассказали поэты, художники и музыканты. И мы познакомимся с их творчеством. И сами попробуем себя в роли творцов.  

                                                                                                                            Слайд 4.

Хоровое чтение.

- Он шёл медленно, неторопливо.

- Было очень тихо и очень красиво, как в сказке.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

(Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

(Познавательные УУД).

Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. (Регулятивные УУД)

4.Усвоение новых знаний.

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения

1.  Знакомство с картиной А.Пластова «Первый снег».

                       

 - Рассмотрите репродукцию с картины А.Пластова «Первый снег».  

                                                                                                                            Слайд 5.

- Какое впечатление она на вас произвела?

- Можете ли вы определить, какое настроение, какие чувства хотел передать нам художник?

- Что притянуло ваш взгляд в первую очередь? Что заинтересовало в этой картине?

- Какие вопросы у вас возникли?

2. Чтение и анализ стихотворения И.Бунина.

              Стихотворение читает учитель.    

                                                                                                              Слайд 6.

- Какую картину вам нарисовало ваше воображение?

- Какой день, какую погоду вы себе представили?

                                                                                                                             Слайд 7.

- Подберите слова – настроения, наиболее точно передающие настроение поэта.

  • Практическая работа.

- Расставьте паузы в этом стихотворении. Какие слова вы бы выделили голосом при чтении? Почему?

- Потренируйтесь в чтении и произношении трудных слов.

   ярким пурпуром

   пред закатом

                                                                                                                                   Слайд 8.

  • Выразительное чтение стихотворения.

- Радость, красоту, торжественность.

Учащиеся следят за чтением по учебнику.

- Пасмурный, тихий денёк.

Погода тёплая, без ветерка. В природе затишье, как будто перед чем-то торжественным.

- Радостное спокойное.

Читают 2 учащихся.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

                                         Физкультминутка.

                                        Игра «День – ночь»

                                      Ведущий говорит: «День», играющие двигаются под музыку. Ведущий говорит: «Ночь», играющие замирают.

                                      В это время ведущий дотрагивается до одного из игроков, игрок произносит «зимнее» слово.

Цели:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

3. Чтение и анализ стихотворения К.Бальмонта.

  • Подготовка к восприятию.

- Ребята, вам нравится рассматривать снежинки? Какие они?

                                                                                                                                    Слайд 9.

- С чем бы вы могли сравнить снежинки?

Любил рассматривать снежинки и русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Он замечал красивое во всём, что нас окружает. Но, в отличие от нас, он нашёл для описания снежинки гораздо больше слов. И каждый, кто прочтёт его стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидят её красоту и, возможно, его охватят те же чувства, что и поэта.              Слайд 10.

  • Чтение стихотворения учителем.

- Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении?

-Что нравится поэту в снежинках?

- Какие определения даёт поэт снежинке?  Найдите и прочитайте.

- Почему поэт считает снежинку смелой?

- Сравните ваши определения с определением поэта.

- С чем сравнивает снежинку поэт? Почему?

  • Практическая работа

- Прочитайте рифмующие слова.  Какие слоги в них повторяются?

смелАЯ

белАЯ

пушистАЯ

кристальнАЯ

чистАЯ

                                                                                                                          Слайд 11.

- Можно ли назвать лёгкими рифмы в этом стихотворении? Почему?

- Почему в этом стихотворении нужны лёгкие рифмы?

- Как будем читать первые четыре строчки?

  • Чтение первого четверостишия.

- Второе и третье четверостишие как будем читать?

  • Чтение второго и третьего четверостишия.

- Четвёртое четверостишие как будем читать?

  • Чтение четвёртого четверостишия.

  • Выразительное чтение стихотворения.

4. Знакомство с музыкальным произведением.

                 Покрывая всю землю, с утра
                Хлопья снежные падают с неба.
               Сочинила зима сама
               Еле слышную музыку снега.

- Какая она «еле слышная» музыка снега?

-Давайте подберём звуки к снегу?

- Это песня, танец или марш?

- А какой танец?

- Сейчас вы послушаете «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», который написал Пётр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идёт снег.                                                        Слайд 12.

Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

- Какое настроение у вас возникло после прослушивания музыки?

- Как падал снег?

- Ажурные, серебристые, нежные, пушистые, кружевные, лёгкие.

- Белые, как сахар. Лёгкие будто пух. Ажурные, словно кружево.

-Восхищение, удивление, сожаление о том, что у снежинки короткая жизнь.

- Красота и смелость.

Учащиеся зачитывают:

«Белая, смелая, умелая, пушистая, чистая»

- Она хрупкая, может легко сломаться и всё-таки летит туда, куда ей хочется.

- Со звездой кристальною, потому что снежинка похожа на звёздочку.

- АЯ, - ЯЯ

- Они лёгкие, как вздох: -АЯ, -ЯЯ.

(Звучит не так, как, например: стук – сундук, ура – пора)

- Потому что снежинки лёгкие и порхают.

- С восхищением.

Хоровое чтение.

- Радостно, восхищённо, показывая бурную жизнь снежинки.

Хоровое чтение.

- С грустью. Снежинка завершила свой путь, её жизнь скоро кончится, потому что она достигла земли, к которой стремилась.

Хоровое чтение.

Читают 2 – 3 ученика.

- Тихая, спокойная.

- Танец.

- Вальс.

- Снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

                                           Физкультминутка.

                                         Танец «Вальс Снежинок». 

                                (Дети импровизируют танец Снежинок)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

5. Чтение и анализ стихотворения Я.Акима.

                                                                                                                                  Слайд 13.                                                                             

  • Подготовка к восприятию

- Кто помнит, как пахнет первый снег?

  • Чтение стихотворения.

- Какое настроение передаёт автор этого произведения.

- Какой день вы себе представляете?

- Какую картину нарисовало вам воображение?

  • Подготовка к выразительному чтению.

- Давайте потренируемся в чтении трудных слов.

кру – жит – ся        кружится

рас – сте – лить     расстелить

при – кор – нул      прикорнул

са – лаз – ки            салазки

                                                                                                                          Слайд 14.

Объясните смысл слов: прикорнул, салазки.

  • Выразительное чтение стихотворения.

Учащиеся читают стихотворение самостоятельно.

Устное сочинение картины «Первого снега»

- Прикорнул – уснул.

- Салазки – санки.

Стихотворение читают 1-2 учащихся.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

(Регулятивные УУД).

           

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

5. Обобщение и систематизация знаний.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

1. Обобщающая беседа.

- Какое настроение у поэтов, написавших стихи о первом снеге?

- Какое настроение вы увидели в картинах?

- Какое настроение вы услышали в музыке?

- Как вы думаете, почему первому снегу посвящены литературные произведения, музыка, произведения искусства?

- А когда вам весело и радостно, что хочется делать?

2. Творческая работа.

                                                                                                                  Слайды 15-23.

- К нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую.

- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить – единственную снежинку не похожую ни на чью другую, потому что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении.

            Звучит музыка.

- Представили?

- А теперь реализуйте ваши фантазии, пусть каждый из вас нарисует свой собственный эскиз снежинки.

          Звучит музыка.

- Радостное, спокойное, немножко грустное.

- Яркий, разноцветный, сверкающий на солнце снег морозного утра создаёт настроение веселья и радости.

- Петь, танцевать, веселиться, хочется поделиться своей радостью.

Дети закрывают глаза и фантазируют.

Дети рисуют эскиз снежинки.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других

(Коммуникативные УУД).

6. Подведение итогов урока.

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Что  больше всего запомнилось?

- Чему научились?

- Чему хотелось бы ещё поучиться?

                               Спасибо за урок!

                                                                                                                                Слайд 24.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Уметь анализировать успешность овладения знаниями и способами деятельности; выявлять типичные недостатки

(Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

 (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

7. Информация о домашнем задании

- Ребята, домашнее задание у вас будет творческое и по выбору.

Вы можете выучить понравившееся вам стихотворение наизусть, а можете научиться выразительно его читать. Кто захочет, может попробовать придумать своё стихотворение или рассказ. Вы можете проиллюстрировать полюбившееся вам произведение или пофантазировать на зимнюю тему.

В помощь вы получите карточки-помощницы. (см. приложение №1)

- К каждому уроку вы приготовите задание по желанию, но попробуйте проявить свою фантазию во всех областях искусства.

- Лучшие работы будем отбирать на выставку, а на обобщающем уроке  вы будете представлять свои работы.

Убеждение в необходимости выполнения домашнего задания для прочного усвоения материала, для реализации своих творческих способностей.

                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

Урок литературного чтения, тема: "А.Чехов. Шел первый снег"

Урок литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Урок построен с использованием музыкального и художественного сопровождения....

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

Литературное чтение - 2 класс "Стихотворения о первом снеге"

Литературное чтение - 2 класс  Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий "Стихотворения о первом снеге"...

Литературное чтение 2 класс И.Бунин Первый снег

Конспект урока литературное чтение 2 класса...

Урок Литературное чтение Тема: И. Бунин «Первый снег» 2 класс

Технологическая карта урока Литеретурное чтение 2 класс...