Литературное чтение - 2 класс "Стихотворения о первом снеге"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Брацук Ирина Николаевна

Литературное чтение - 2 класс  Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий "Стихотворения о первом снеге"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_-2_klass._urok_65.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение 2 класс. Урок 65.

Тема: Стихотворения о первом снеге.  И. А. Бунин, К. Д. Бальмонт,  Я. Л. Аким.

Цель: Познакомить обучающихся со стихотворениями русских поэтов о первом снеге, о зиме; развивать внимание, память, речь обучающихся, формировать навык сравнения и анализа стихотворных произведений.

Задачи: Совершенствовать навыки чтения: сознательность, правильность, выразительность; Формировать умение сравнивать, анализировать литературные произведения;  Обогащать  словарный запас детей; Воспитывать интерес к чтению, навык выразительного чтения; Прививать любовь природе, к русской словесности.

Планируемые результаты: Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений, читать выразительно  стихотворения, передавая их настроение;  Уметь ориентироваться в сборниках стихов, определять  их содержание по названию; Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему.

Оборудование: Репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», презентация.

Ход урока

  1. Психологический настрой.

Я рада видеть каждого из вас.                                                                                                                                                                                                     И пусть в окно зима прохладой дышит,                                                                                        Нам будет здесь уютно и тепло                                                                                                                  Ведь весь наш класс  друг друга любит, чувствует и слышит.

  1. Введение в тему урока.

- О каком времени года эта загадка?

Запорошила дорожки,                                                                                                                        Разукрасила  окошки,                                                                                                                           Радость детям подарила.                                                                                                                                 И на санках покатила.

- Нравится ли вам это время года? Чем именно?    (слайд 1)

- Назовите зимние месяцы.

- Какие пословицы, поговорки  вы знаете о зимних месяцах?

- Давайте  отправимся в путешествие в снежное царство Зимы и возьмём с собой в попутчики  чуткий слух музыканта, внимательный взгляд художника, зоркий взгляд натуралиста и пусть будет вместе с нами яркое, образное слово писателя.

- Зимушка - зима у поэтов – красавица, волшебница, порой озорная, порой тихая, словно сон.

- Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя, …».

Зима появляется холодная, спокойная, величественная.                                                            (Чтение стихотворения  подготовленным учеником)

- Как Александр Сергеевич называет зиму?                  (слайд 2)                                                                          - Как ещё можно назвать зиму?

- Прочитайте загадки на странице 189.

- Что означает  «серебром деревья убирает»? Как вы понимаете эти слова?

3.Сообщение темы урока.  (слайд 3)                                                                          

- Сегодня  мы будем читать стихотворения русских поэтов о зиме. Каждый из них по - своему воспринимал зиму. И каждый из них в свойственной только ему манере, рассказал нам о ней. Мы будем читать стихотворения русских поэтов и смотреть на зиму их глазами, чувствовать их сердцем: радоваться первому снегу, удивляться завываниям вьюги,  восторгаться картинами русского пейзажа.

4. Работа над картиной А. А. Пластова  «Первый снег».

- Вспомните и расскажите,  как шёл самый первый снег. (слайд 4)                                                                          

- Очарование первого снега, ещё робкого, нежного, нашло отражение в картине русского художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину?

- Какие чувства испытывают дети, изображённые на картине?

- Выберите слова, которые помогут передать настроение детей (Слайд).

(радость,  удивление,  испуг, восторг, волнение, печаль, восхищение, грусть, тоску, интерес, беспокойство,  восторг)    (слайд 5)                                                                          

5. Знакомство со стихотворениями  И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта,  Я. Л. Акима.

- Сейчас мы познакомимся со стихотворениями  И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта,  Я. Л. Акима и я попрошу вас подумать над тем, какое из этих стихотворений больше подходит к картине А. А. Пластова  «Первый снег»  и объяснить,  почему вы так думаете?

Знакомство со стихотворением  И. А. Бунина.   (слайд 6)                                                                          

- Мы уже знакомились с творчеством И. А. Бунина, только его стихотворение было посвящено другому времени года – осени, а сегодня прочитаем стихотворение о зиме.

- Откройте 190 страницу. Возьмите в руки простые карандаши, следите за моим чтением, непонятные для вас слова подчеркните.

- Какую картину вы себе нарисовали, слушая стихотворение?

- Подберите слова, наиболее точно передающие чувства и настроение поэта.

- Встретились ли вам непонятные слова? Какие?

- Перечитайте это стихотворение.

- Какое настроение создаёт стихотворение? Найдите слова, которые подтверждают ваше мнение.

Физминутка.

- Давайте совершим небольшую экскурсию в сказочный лес. Встаньте, закройте глаза и представьте  себя  тихо идущими по тропинке. Хорошо в лесу! Медленно  падают  снежинки. Поднимите руки  и они опустятся  на ваши ладони.  Ощутите прохладу и свежесть снежинок.

Полюбуйтесь их красотой и отпустите их на волю. Сдуйте снежинки. Полетели снежинки, закружились в хороводе. Окутали деревья  в серебряные  шубы.

Не торопясь, выходим из леса. Потянитесь, глубоко вздохните и откройте глаза, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.

- Продолжаем работать.

- Расскажите, какие снежинки вы видели?

Работа в парах.    (слайд 7)                                                                          

- Допишите  предложения. С чем можно сравнить снежинки?  

 Белые, как …

 Нежные, как …

 Лёгкие, как …

 Ажурные, как …

- Послушаем, что у вас получилось.

Знакомство со стихотворением К. Д. Бальмонта.          (слайд 8)                                                                                                                                                                        - Послушайте ещё одно стихотворение о первом снеге, его автор  К. Д. Бальмонт.                                      - Следите за моим чтением (стр. 191) и отмечайте простым карандашом  непонятные слова.

- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

- Чем снежинка восхищает поэта?

- Прочитайте это стихотворение самостоятельно.

- Найдите слова, которые помогают представить снежинку?

- С  чем сравнивает автор снежинку?

- А знаете ли вы, что все  снежинки разные, ни одна не похожа на другую. Но у всех снежинок  шесть лучей (слайд 9).

Знакомство со стихотворением  Я. Л. Акима.        (слайд 10)                                                                                                                                                                                   - А вы помните, чем пахнет снег?

- Со стихотворением  Я. Л. Акима вы знакомы с первого класса, поэтому прочитайте его самостоятельно и подготовьтесь  читать его выразительно вслух (стр. 192, 193).

- Каким  настроением проникнуто стихотворение?   (слайд 11)                                                                          

Выразительное  чтение стихотворения 2 – 3 учениками.

6. Итог  урока.                                                                                                                                                       - Мы  прочитали три стихотворения русских поэтов, какой одной темой объединены все три произведения?                                                                                                                                                             - Какое из них вам особенно запомнилось?

- А как вы думаете, какое из них больше всего подходит к картине   А. А. Пластова  «Первый снег»?    Докажи свою точку зрения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               - Одинаково ли изображён первый снег?                                                                                                                         - Что интересного вы нашли в каждом стихотворении?

- Согласитесь ли вы с мнением, что снежинка – визитная карточка зимы?                                                        - Какая она бывает?

- У каждого  на столе приземлилась своя снежинка, волшебная.                                                                             -  Попробуйте составить и записать на ней четверостишье, используя данные рифмы (слайд 12)

… … снежинка                                                                                                                                                     … …  пушинка                                                                                                                                            … … летала                                                                                                                                                                             … … упала

Желающие ученики зачитывают свои четверостишья.

    7. Рефлексия.  

- Выберете и продолжите любое предложение (слайд 13) 

На уроке я узнал(а)  …                                                                                                                                                  На этом уроке я похвалил(а) бы себя за …                                                                                                                                         Сегодня я сумел(а)

8. Домашнее задание.              (слайд 14)                                                                                                                                                         - Выучить наизусть понравившееся стихотворение.                                                                                                         - Нарисовать зимний рисунок.

- Спасибо за урок.

                                                                                                                                         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д.Бальмонт, Я.Л.Аким. (первый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                           ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Стихотворения о первом снеге. И.А. Бунин, К.Д...

Урок литературного чтения, тема: "А.Чехов. Шел первый снег"

Урок литературного чтения для 2 класса, УМК "Школа России". Урок построен с использованием музыкального и художественного сопровождения....

Открытый урок по литературному чтению Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Тема: Стихи: Я.Аким «Первый снег», С. Сейфулин «Зима», А.С.Пушкин              «Вот север   тучи нагоняя…»Цели и задачи урока...

Открытый урок по литературному чтению 1 класс " Первая охота" В.В..Бианки

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Жигарева Елена Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 439 »Интеллект» Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота" Цель: Форми...

Литературное чтение "Стихи о первом снеге"

И.Бунин, Я.Аким, К.Бальмонт "Стихи о первом снеге"...

Рабочий лист по литературному чтению "Иван Коданев "Первый снег""

Рабочий лист создан  по произведению Ивана Коданева к уроку литературного чтения для изучающих коми язык как неродной....