Открытый урок по литературному чтению 1 класс " Первая охота" В.В..Бианки
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Николаевна Елена Жигарева
Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» Жигарева Елена Николаевна учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 439 »Интеллект» Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота" Цель: Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения. Задачи: 1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки. 2. Развивать умение анализировать рассказ. 3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка. 4. Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы. 5. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира. Коммуникативные УУД: формируется умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией. Личностные УУД: формируется действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные УУД: формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Межпредметные связи: окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biankinovyy_1.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

УМК «Школа России»

Жигарева Елена Николаевна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 439  »Интеллект»

Тема урока: "В.В. Бианки "Первая охота"

Цель:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи:

1. Познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки.

2. Развивать умение анализировать рассказ.

3. Совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

4. Расширять знания о природе, о взаимосвязи человека и природы.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Познавательные УУД: формируется умение читать и отвечать на вопросы к тексту, умение вести наблюдение с целью изучения окружающего мира.  

Коммуникативные УУД: формируется умение выражать свои мысли, используя различные средства общения в соответствии с конкретной ситуацией.

Личностные УУД: формируется действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД: формируется умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Межпредметные  связи: окружающий мир.


Ход урока

Слайд

Этап урока

Содержание

Формирование

УУД

1. Организация учащихся.

 Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Посмотрите друг на друга.

Улыбнитесь.

Пожелайте всем удачи

И тихонечко садитесь.

 Представьте, что вы в лесу. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть и красоту леса, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

   – Проверь, мой маленький дружок,

 Готов ли ты начать урок?

 Все ль на месте, все ль в порядке:

 Книжки, ручки и тетрадки?

 Проверили? Садитесь!

Регулятивные действия. Организация учебной деятельности учащихся  .

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Слайд 1

Слайд 2-5

 Физминутка.

Слайд 6

  1. Постановка целей и определение темы урока.

    - Начать наш урок ,я  хотела бы начать словами Михаила Михайловича Пришвина – русского писателя, автора многих произведений о природе:

 «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!»

    - Как вы понимаете это высказывание? Что, значит, охранять природу?

   - Конечно, любой человек любит природу. Но иногда встречаются люди, наделённые каким-то особенным отношением ко всему живому. В присутствие таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а самые пугливые животные забывают про все свои страхи.

Сегодня нас приглашает в гости человек, который обладал этим волшебным даром, а как его зовут, вы узнаете сами.

Прочитайте через букву, начиная со второй

А В П И Р Т А Д Л Т И В Й          Р Б Т И У А С Н Д К Ф И Ц

Правильно это Виталий Бианки.  

Посмотрите на доску (На доске портреты писателей:  Толстой, Пушкин, Чуковский, Бианки.)

- Найдите портрет писателя,  назовите имя, отчество, фамилию человека, к которому сегодня на уроке мы отправляемся в гости. Используйте запись на доске. (Виталий Валентинович Бианки).

    - Ребята, а вы хотите узнать, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте слова  и распределите их на четыре равные группы, работаете в паре.

(лисица, ворона, сосна, василёк, липа, ласточка, кабан, лилия)

    (В первую группу можно отнести слова лиса, кабан - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ласточка - это названия птиц. Третью группу составляют слова сосна, липа. Они обозначают названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василёк,  лилия - это названия цветов.)

    - Подумайте, а на какие две группы можно разделить эти слова и скажите, о ком или о чём писал Виталий Бианки?

(Можно объединит  слова лиса, кабан, ворона, ласточка   - это животные. Можно объединить слова сосна, липа, василёк,  лилия  - это растения. Значит, Виталий Бианки писал о животных и растениях.)

    - Всё что нас окружает можно назвать одним словом, каким? (Природа). 

    - Правильно, Виталий Валентинович Бианки писал о природе.

   

 Руки подняли и покачали

 (Это деревья в лесу)

 Руки согнули, кисти встряхнули,

 Ветер сбивает росу.

 В стороны руки, плавно помашем.

 Это к нам птицы летят.

 Как они тихо садятся покажем.

 Крылышки сложим назад.

Прочитайте название рассказа по первым буквам этих слов.

Какой рассказ мы будем читать сегодня на уроке?

Познавательные УУД.

Смысловое чтение.

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Слайд 7-10

Слайд 11-15

3. Работа над новым материалом.

Глядя на портрет,  В. Бианки и зная о том, что он писал о природе, как вы думаете, каким он был человеком?

 Биография писателя.

В. Бианки (1894 -1959) родился в Петербурге. Природу любил с детства. Эту любовь ему привили родители. Отец был ученым — орнитологом, изучал птиц и их повадки. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Маленькому мальчику, каким в то время  был В. Бианки, нравилось наблюдать за жизнью животных и растений. Он пытался понять, о чем «разговаривают» птицы, почему одни животные строят домики на деревьях, другие на воде или под водой. Когда он повзрослел, интересные наблюдения отразил в своих многочисленных книгах.

– Читая произведения В. Бианки можно узнать много о повадках, образе жизни животных.

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

  1. Работа по учебнику.

– Назовите животных, которых видите на странице учебника.

– Почему художник именно этих животных разместил на странице?

– Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких представителя изображены В. Бианки в произведении “ Первая охота”.

– Зная название произведения и по иллюстрации, предположите, о чем вы узнаете из произведения?

  1. Первичное восприятие текста.

(слушают запись рассказа)

-У кого предположения оправдались?

-Назовите героев произведения. (щенок и ящерица)

- А каким вы себе представляете этого щенка?

    (Добрый, отчаянный, отважный, добродушный, весёлый, радостный, беззаботный, неунывающий).

-Что произошло со щенком?  (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

- Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

– А вы знали о такой особенности ящериц?

- Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как оно выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица - небольшое животное. У нее удлинённое тело, длинный хвост).

-Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

-Чем отличается ящерка от ящерицы? (Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

3. Вторичное восприятие текста.

  1)   - Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

     - Скажите, что в начале рассказа делала ящерка? (Грелась на солнышке).

     - Прочитайте, как об этом говорит Виталий Бианки? (Выборочное чтение).

     - Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

     - Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

  3)   -  Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной? (Дети читают текст с хлопками).

     - Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

     - Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно, и что неправильно. (Выборочное чтение).

     - Какие действия были правильными? (Щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул).

     - Какое действие было неправильным? (То, что щенок схватил ящерку за хвост). 

     - Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (Щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост).

      - И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок и неправильных решений.

  •  Рассмотрите иллюстрацию в Азбуке. Какие слова из произведения мы могли бы написать под рисунком?
  • Сколько раз автор в тексте употребляет слово щенок? (2)
  • Сколько раз автор в тексте употребляет слово ящерка? (3)

  • Найдите в тексте слова, которые указывают на действия щенка.  Выберите из  данного списка нужные слова и подчеркните.

Сидела, ухватился,  фыркнул,  закрыла,  грелась,  извернулась,  оставила, бросил, подкрался.

     - Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

Коммуникативные  УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения  (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации).

Познавательные УУД.

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста. 

Личностные  УУД.  Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

4. Домашнее задание

- Придумайте загадки или стихи о героях рассказа.

- Нарисуйте любимого героя.

Слайд 16

Слайд 17

5. Рефлексия 

- Понравился вам урок? Что нового узнали? Чему научились? Что было самым интересным на уроке?

- Поможет вам ответить на вопросы, небольшая подсказка.

- Я для себя сделал открытие…

- Меня удивило…

- Оказывается, что…

-Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Почему? (смайлики)

- Я приготовила для вас выставку книг В.Бианки. Прочтите эти книги и ответьте на вопросы которые есть в названиях этих книг:

"Чей нос лучше?"

"Кто чем поет?"

Прочтите книги Бианки, вы многое узнаете. Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тематическое планирование по литературному чтению1 класс

тематическое планирование по литературному чтению 1 класс...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению1 класс

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению для 1 класса....

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс

Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена  на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Ю.А. Ага...

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по литературному чтению1 класс

Рабочая программа, календарно-тематическое планирование по литературному чтению1 класс...