Технологическая карта урока "Как хорошо уметь читать!"
методическая разработка по чтению (1 класс)

Коваленко Лариса Валериевна

Создани е условий для формирования навыков смысловогго чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                      &  Литературное чтение  &  1 класс

Предмет: литературное чтение

Учитель: Коваленко Лариса Валериевна

Класс: 1

Авторы программы: по учебнику «Азбука» Горецкого В.Г., УМК «Школа России» 

Урок №73  согласно календарно-тематическому планированию

Тема урока: «Как хорошо уметь  читать»

Тип урока: Урок рефлексии (повторения и закрепления)

Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.

Цель урока: учащиеся научатся смысловому чтению.

Задачи: 1. Создание условий для формирования навыка правильного чтения; умение работать с текстом; закрепление знаний об изученных звуках, буквах.

2. Развивать орфографическую зоркость учащихся, развивать любознательность, внимание, мышление, воображение, речь;

3. Прививать стремление к осознанному чтению, поддерживать стремление, к познанию нового, как можно лучше читать, стать активным читателем.     

Технологии, методы и приёмы:  Технология личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая, развивающая.

Методы словесные, наглядно-иллюстративные, контроля, формирования УУД (упражнения), проблемные, решения учебных задач.

 Основные понятия, термины:   Алфавит, автор, произведение, библиотека                                                                               

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные умения

Метапредметные:

Личностные:

   читать авторские тексты, узнавать авторов, показывать свое отношение к читаемому, рассматривать обложки детских книг, предполагать темы книг, соотносить отрывки из произведений с обложками книг, определять содержание текста на основе названия, сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием, разыгрывать фрагмент текста по ролям; правильно строить высказывания; выражать собственное мнение об изучаемом объекте; культуре обращения с книгой. 

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 формулировать учебные задачи;

 высказывать свое предположение на основе учебного материала;

отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль;

совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные: ориентироваться в учебнике;

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

проводить анализ учебного материала;

проводить классификацию, указывая на основание классификации;

уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение, позицию; 

уметь слушать и понимать речь других;

уметь  участвовать в коллективном обсуждении проблем;

уметь продуктивно взаимодействовать со сверстниками; 

     Самоопределение  - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Смыслообразование  - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

Нравственно-этическое - оценивать успешность учебной деятельности на уроке.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

 Фронтальная

Групповая, парная

Индивидуальная

Учебник «Азбука» Горецкого В.Г., УМК «Школа России», 1 класс» часть 2: стр.

Алфавит                                  Презентация                                  

Раздаточный материал: карточки с текстами; листы самооценки (круги)

Карандаши красного, жёлтого, зеленого цветов

План урока

1. Организация начала урока – 5 мин.

2. Актуализация знаний – 11 мин.

3. Формулирование темы урока – 4 мин.

4. Усвоение новых знаний – 7 мин.

5. Обобщение и систематизация знаний – 15 мин

6. Рефлексия – 3 мин.

Организационная структура урока.

Этап урока

                      Цель

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

УУД

1. Организационный момент. Мотивация.

- включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность.

1. Организация начала урока.

               Снова прозвенел звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряем –

На вопросы отвечаем.

Громко, четко говорим

И тихонечко сидим.                                                              Слайд 2

- Как называется ваш первый учебник?                               Слайд 3

- За что вы полюбили эту книгу?

- Чему вас научила “Азбука”?

Если хочешь много знать, многого добиться,

                Обязательно читать должен научиться!                   Слайд 4

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

 –  «Азбука»

Ответы детей

–  Она научила нас читать

Личностные:

- формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2. Актуализация  опорных знаний.

-организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.

1. Вступительная беседа.

 - А вы уверены, что знаете все буквы?

- А читать хорошо умеете?

- Тогда можно проверить?

                Вас ждут задания Деда Буквоеда.                       Слайд 5

2. Актуализация знаний.

  • Отгадайте загадки.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

А однажды из болота

Вытащил он бегемота.                                            Слайд 6 (1)

Живёт в лесной избушке.

В избушке на курьих ножках.                             Слайд 6 (2)                                        

- А теперь подумайте и скажите, почему именно  эти загадки я для вас выбрала?                                                                                      Слайд 7

- Что вы знаете о буквах и звуках русского алфавита?  Давайте проверим.

  • Задание 1.

 (Рабочая тетрадь «Обучение грамоте»,  стр.48)

- Молодцы! Вы показали хорошие знания букв и звуков Алфавита.

  • Задание 2. Мастерская слова.       

  Отгадайте  загадку и составьте схему слова к отгадке.

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.                                                              Слайд 8

  • Задание 3. Игра «Кто составить больше слов»  

                     ДОРОГА                                              Слайд 9

                                       

- Молодцы! Вы показали хорошие знания букв и звуков Алфавита.

Ответы учащихся

 – Айболит

– Яга

– С буквы «А» начинается алфавит, а буквой «Я» - заканчивается.

Работа в группах, проверка по группам

– Дятел

Дети составляют схему слова,

Дети составляют слова:

город, гора, рога, год, дог, дар, рад

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

 - ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации;

Коммуникативные: 

- развитие устной речи, внимания, мышления, воображения учащихся.

- создание условий для психоэмоциональ-ной разгрузки.

Физкультминутка.

А теперь давайте отдохнём,

  а буковки приготовили для вас физминутку для глаз.              Слайд 10

                       Игра «Угадай букву»                                              Слайд 11-16

             - Какое получилось слово?                                            Слайд 17-18                                                                    

                       Берегите зрение!                                                         Слайд 19

Выполнение ОРУ

Коммуникативные:

- уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе.

3.Формулирование темы урока, постановка цели.

-организовать формулирование темы урока учащимися;

-постановка цели урока детьми с помощью учителя

1.Формулирование темы урока.

    - Ребята, дома вы читали стихотворение  С.Маршака.            Слайд 20

         - Кто выучил его наизусть?

    Трое учащихся читают стихотворение наизусть, последние строчки все дети произносят хором.

- Как   вы озаглавили стихотворение?

- Почему буквы сравнивают  с волшебными ключами?

- О чём вы можете прочитать в книгах?

- Какие края откроет вам азбука от А до Я?

- Прочитайте, как называется раздел.

  - Нужно ли уметь читать?

- Уметь читать – это хорошо или плохо?

- Согласны ли вы с утверждением, что уметь читать это хорошо? Почему?

- Давайте попробуем найти вместе с вами ответ на этот вопрос. В конце урока я снова спрошу вас об этом. И мы проверим, изменится ли ваше мнение.

       - Значит, как мы назовем тему нашего урока?                 Слайд 21

       - Чем мы будем заниматься на нашем уроке?    

Хоровое чтение.

- Буквы, как ключи, помогают нам открывать новые знания.

Из букв составляют слова, читают, и узнают новое.

«Как хорошо уметь читать!»

- Чтобы познавать что-то новое, надо уметь читать.

- Будем развивать свою технику чтения

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;-анализировать, проверять, фиксировать информацию;

4.Усвоение новых знаний.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения

1.  Знакомство с произведением В.Берестова «Читалочка»   Слайд 22                               

  • Чтение стихотворения «цепочкой».

 - Понравилось ли Вам стихотворение?

- Кому из вас оно знакомо?

- Кто знает его наизусть?  Расскажите.

- С каким настроением нужно читать это стихотворение?

  • Чтение стихотворения наизусть.

- Прочитайте стихотворение в парах в виде диалога двух детей. Распределите роли.

  • Чтение по ролям.

- Чем гордится герой стихотворения?

- Почему автор считает, что уметь читать - это хорошо?

- Есть ли в этом диалоге противоречие, спор?

- А что здесь есть?

   - Уметь читать – это хорошо или плохо?

   -  Почему вы так считаете?

Гордо, торжественно, важно.

Учащиеся следят за чтением по учебнику.

- Тем, что он умеет читать.

- Не надо звать, не надо ждать, а можно взять и прочитать.

- Нет

- Подтверждение того, что хорошо уметь читать.

Ответы детей

Познавательные:

-воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- ориентироваться в информационном материале, осуществлять поиск необходимой информации;

- умение  делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками;

- умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь

                                         

- создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Физкультминутка.

                                        Игра «День – ночь»

Ведущий говорит: «День», играющие двигаются под музыку. Ведущий говорит: «Ночь», играющие замирают.

В это время ведущий дотрагивается до одного из игроков, игрок произносит «зимнее» слово.

Выполнение ОРУ

Коммуникативные:

- уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе.

5. Обобщение и систематизация знаний.

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону, самооценку;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

3. Тренажёр для чтения.

 - Чтобы развивать скорость чтения и смысловое чтение, мы работаем с вами с тренажёрами чтения.

          1. Отгадайте загадку.                                                           Слайд 23                                     

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в тройке белы.

А в санях сидит царица.

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом

Всё покрыла серебром.  

  - О какой тройке говорится в загадке?

- Удивительное время года зима. Сегодня мы читаем стихи о зиме.

                                                                                                                Слайд 24

        2. Речевая разминка                                                              Слайд 25                                                                                                             

          Ма-ма-ма  – за окном метёт ……

          Ме-ме-ме – много песен о …….

          Мы-мы-мы – не боимся мы ….

          Ме-ме-ме – скоро вот конец ….

        3. Тренажёр по чтению

        1 группа.                                                                            Слайд 26-27                                            

       Бе-лый снег пу-шис-тый  в воз-ду-хе кру-жит-ся

       И на зем-лю ти-хо па-да-ет, ло-жит-ся.

       А под ут-ро сне-гом по-ле за-бе-ле-ло,

       Проч-но пе-ле-но-ю  всё его о-де-ло.

      2 группа.                                                                               Слайд 28-29

       А как хо-рош пу-шис-тый снег,  ле-тя-щий с вы-со-ты!

     Он по-ви-са-ет на вет-вях,  как бе-лы-е цве-ты.

     Ус-ну-ли ре-ки по-до льдом. Под сне-гом спят по-ля.

     Ри-су-ет по-ут-ру мо-роз  у-зо-ры на стек-ле,

     Дру-зья, хо-ро-ша-я зи-ма,   у нас в род-ной зем-ле!

3 группа.                                                                              Слайд 30-31

Снег се-год-ня шёл с ут-ра.

Ра-да сне-гу дет-во-ра.

Снег в бе-сед-ке. Снег на лис-тьях,

Снег у Све-ты на рес-ни-цах.

        4 группа.                                                                               Слайд 32-33

       Бе-лый снег пу-шис-тый  в воз-ду-хе кру-жит-ся

       И на зем-лю ти-хо па-да-ет, ло-жит-ся.

       А под ут-ро сне-гом по-ле за-бе-ле-ло,

       Проч-но пе-ле-но-ю  всё его о-де-ло.

       5 группа.                                                                             Слайд 34-35

Щип-лет у-ши, щип-лет нос, ле-зет в ва-лен-ки  мо-роз.

      Брыз-нешь в во-ду – у-па-дёт  не во-да у-же, а лёд.

      Да-же пти-це не ле-тит-ся.  От мо-ро-за сты-нет пти-ца.

6 группа.

Кто-то стукнул к нам в окно. Тихо еле, еле…

За окном темно-темно. От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел. - И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел в форточку из сада.

Оказалось, он живой, с крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо - запушённый, белый.

Догадались мы, о чём песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря! Приютите снегиря!»

                       Что тут  делает скворец?                            Слайд 36                                   

                     Покормите птиц зимой!                       Слайд 37                                           

       

Работа с тренажёрами по чтению

- Зима

- Зимних месяцах: декабрь, январь и февраль.

Чтение с чётким проговариванием

Работа в группах

Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Каждый из учащихся получает текст. Готовятся к чтению вслух.

Затем группа читает свой текст вслух, отвечает на вопросы.

Тексты распределяются по уровню сформированности  навыков чтения.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; 

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные:

Уметь работать по коллективно составленному плану

- создание условий для психоэмоциональной разгрузки.

Физкультминутка.  Зарядка для глаз                                              Слайд 38                                           

Скачет шустрая синица,                                        Вот присела на минутку,

Ей на месте не сидится.                                         Почесала клювом грудку

Прыг-скок, прыг-скок,                                              И с дорожки на плетень,

 Завертелась, как волчок.                                       Тири-тири, тень-тень-тень!                       

                                                                                                                                             

Выполнение ОРУ

Коммуникативные:

- уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе.

5. Обобщение.

- осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности.

1. Обобщающая беседа.

- Вам понравились стихи, которые вы сейчас прочли?

- Как вы думаете, почему зиме  посвящены литературные произведения, музыка, произведения искусства?

2. Творческая работа.                                                                                                             

- К нам прилетели снежинки. Плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым одаривает нас природа. Все снежинки разные, ни одна не похожа на другую.

- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и представить – единственную снежинку не похожую на другую, потому что это ваша снежинка, вы создали её в своём воображении.

            Звучит музыка.

- Представили?

- А теперь реализуйте ваши фантазии, пусть каждый из вас нарисует свой собственный эскиз снежинки.

          Звучит музыка.

- Зима красивое время года, очаровательное.

Дети закрывают глаза и фантазируют.

Дети рисуют эскиз снежинки.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; 

- оценивать 

собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

6. Подведение итогов урока.

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Рефлексия.

- Как вы сейчас ответите на вопрос: «Уметь читать - это хорошо?»

- Как бы вы думаете, сколько человеку надо читать, чтобы быть грамотным, умным, современным?

- Вот и мы не будем терять времени и будем больше читать не только дома, но и в классе с помощью книг в классной библиотеке.

- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.

Красный - я доволен своей работой,

зелёный – я старался быть активным,

жёлтый – мне было неинтересно.

- Благодаря вашей совместной, дружной, активной работе на уроке нам всем было интересно.

  • Разгадайте ребус.                                                         Слайд 39                                                                                                                                                                

- Мы смогли найти ответ на вопрос  «Уметь читать - это хорошо?»

Я сегодня очень рада, дорогие дети!

Стало больше грамотных на свете! 
        Трудно было вам в начале,

        Вы полгода буквы изучали! 

Но теперь вам совершенно ясно,

                      Что старанья были не напрасны! 
                               Ничего на свете лучше нету, 

       Чем прочесть журнал или газету. 

 Пусть книги друзьями заходят к вам в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

                             Спасибо за урок!                              Слайд 40

                              До новых встреч!                                                                   

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку.

Регулятивные УУД

Уметь анализировать успешность овладения знаниями и способами деятельности; выявлять типичные недостатки

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7. Информация о домашнем задании

- проявление самостоятельности, инициативы

- Ребята, домашнее задание у вас будет творческое и по выбору.

Вы можете выучить понравившееся вам стихотворение наизусть, а можете научиться выразительно его читать.

Кто захочет, может попробовать придумать своё стихотворение или рассказ.

Вы можете проиллюстрировать полюбившееся вам произведение или пофантазировать на зимнюю тему.

Убеждение в необходимости выполнения домашнего задания для прочного усвоения материала, для реализации своих творческих способностей.

                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок «Литературного чтения» Коваленко Лариса Валериевна , учитель начальных классов МОБУ СОШ №34 ЛГО 1 класс

Слайд 3

Дед Буквоед

Слайд 5

Мастерская слова ДЯ ТЕ Л

Слайд 6

Д О Р Г О А город рога гора год дог дар рад

Слайд 7

Самуил Яковлевич Маршак 1887 г. – 1964 г. поэт драматург переводчик критик

Слайд 8

Как хорошо уметь читать! Тема урока:

Слайд 9

Валентин Дмитриевич Берестов 1928 г. – 1998 г. русский детский поэт писатель переводчик

Слайд 10

ЗИМА ТРЕНАЖЁР ПО ЧТЕНИЮ

Слайд 11

Ма - ма - ма - за окном метёт … Ме - ме - ме - мы - мы - ме - ме - Ме - Мы - много песен о … не боимся мы … скоро вот конец…

Слайд 12

Е-ли на-де-ли бе - лы -е шап-ки . Спря -та-ли в ва-реж-ки кол- ки -е лап- ки . Ти -хо сто- ят под вы-со-ко-й го -рой. Е- лям теп- ло да-же снеж -ной зи -мой.

Слайд 14

А как хорош пушистый снег, летящий с высоты! Он повисает на ветвях, как белые цветы. Уснули реки подо льдом. Под снегом спят поля. Рисует поутру мороз узоры на стекле. Друзья, хорошая зима, у нас в родной земле!

Слайд 16

Снег сегодня шёл с утра. Рада снегу детвора. Снег в беседке. Снег на листьях. Снег у Светы на ресницах.

Слайд 18

Белый снег пушистый в воздухе кружится. И на землю тихо падает ложится. А под утро снегом поле забелело, Прочно пеленою всё его одело.

Слайд 20

Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз. Брызнешь в воду – упадёт не вода уже, а лёд. Даже птице не летится . От мороза стынет птица.

Слайд 21

Страна знаний Тебе чудесные края откроет путь от А до Я

Слайд 22

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

как хорошо уметь читать

рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

Блог "Как хорошо уметь читать!"

Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...