МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ
статья по чтению

В  младшем школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учителя. Часто ли мы задаем себе вопросы: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grebenshchikova_o.v._statya_metod_proektov.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Иркутская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 24»

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО  ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ

Подготовила:

 Гребенщикова Оксана Викторовна

учитель начальных классов

Братск  

Гребенщикова О.В.

МБОУ «СОШ № 24» города Братска

В  младшем школьном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учителя. Часто ли мы задаем себе вопросы: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем, или встреча с книгой в  детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме «Младший школьник  и книга», которые заключаются в следующем:

-     Книга и мир видеотехники в жизни младшего школьника  существуют параллельно, не отменяя и не подменяя  друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем».  Начиная с раннего возраста, нужно приобщать ребенка к книге, к процессу чтения, обдумывания,  считая этот процесс важным в жизни современного человека.

-    Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач. И воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов работы с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое  действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей.

В проекте систематизирована деятельность работы школы с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.

Одна из особенностей проводимых различных видов деятельности состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. Это позволяет родителям глубже понять своего ребенка, сплотить семью через чтение художественных произведений, вести индивидуальную работу с каждым ребенком и его семьей.

Данный проект позволяет осуществить приоритетные направления работы по развитию ребенка с внедрением ФГОС.

Предложенный проект «Читаем дружно» сформирует интерес к чтению.

По составу участников: групповой

По срокам реализации: долгосрочный

По целевой установке: практико-ориентировочный 

Цель проекта, основные задачи

Цель: Содействие воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщение их к семейному чтению. 

Нахождение способов формирования  интереса к чтению у младших школьников.

Задачи:

  1. Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.
  2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  4. Повысить культуру речи  педагогов, родителей, детей.
  5. Воспитывать бережное отношение к книге. 

Ожидаемый результат 

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя. 

Основное содержание проекта

Современная система школьного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания школьников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.

Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основе познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и  в школе.

Этапы работы:

I этап.  Мониторинго – исследовательский

1.Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

2.Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии  литературных праздников, викторин, турниров, КВН.

3.Разработать перспективное планирование по работе с детьми в   образовательной деятельности и режимных моментах.

4.Провести анкетирование родителей.

5.Разработать перспективное планирование по взаимодействию с  родителями.

6.Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

II этап. Внедренческий 

1.Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в

образовательной деятельности и режимных моментах.

2.Внедрить новые формы работы с детьми.

3.Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

4.Провести родительское собрание для родителей с целью повышения   компетенции в  приобщении детей к художественной литературе.

5.Провести  консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя. 6.Осуществить контроль реализации проекта.

III этап. Аналитико – просветительский 

1.Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.

2.Обработать результаты реализации  проекта.

3.Провести презентацию проекта  «Читаем дружно».

4.Оформить фотовыставку.

5.Оформить методические рекомендации для родителей.

Планируемые результаты:

Какие навыки, умения и приемы будут освоены учащимися в работе над проектом

  • читательские навыки: беглое, осознанное, выразительное и правильное чтение в пределах (и выше) возрастной нормы;
  • навыки работы с книгой;
  • анализ информации  и создание отзывов на литературные произведения, спектакли, экскурсии;
  • выявление существенной информации, полученной в ходе чтения произведения и умение представить эту информацию товарищам;
  • навыки культурного общения;
  • умение работать в сети «Интернет»;
  • умение создавать творческие работы.

                                         Список литературы:

  • Бардин К.В.  Как научить детей читать – М.: «Просвещение» 2007 г.
  • Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и нечитающих детей – М., 2003 г.
  • Дереклеева Н.И.  Родительские собрания – М.: «ВАКО», 2001г.
  • Лалаева Р.И.  Нарушение процесса овладения чтением у школьников–М.: «Просвещение», 2003 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный творческий проект "Развитие познавательного интереса к уроку русского языка на основе использования частично - поискового метода обучения"

Цель работы:   -  развитие  познавательного  интереса  к  уроку  русского  языка  на  основе  использования  частично – поискового...

Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »

СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...

«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

«МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ, ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ И УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»...

Способы и методы развития интереса к чтению у младших школьников

Статья представляет собой краткое описание путей развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста...

Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы

В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...

Проект ученицы 4 класса "Снижение интереса к чтению книг в настоящее время"

Читая авторов, которые хорошо пишут,  привыкаешь хорошо говорить. (Ф. Вольтер)...

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...