Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы
статья по чтению на тему

В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_u_obuchayushchihsya_interesa_k_chteniyu.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы

          Мир вступил в новое тысячелетие, где господствует телевидение, компьютеры, видео игры, дети потеряли интерес к чтению. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе.

     А для этого нужно организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении. Создать условия для формирования активного читателя через развитие собственных творческих способностей ученика. Решать эту задачу я начинаю с 1 класса, целенаправленно создавая атмосферу сотворчества взрослого и ребенка.  

            Структуру уроков чтения я пересмотрела так, что дети стали очень активными, полюбили чтение, увлеклись им. В основе работы с детьми по развитию интереса к чтению использую основополагающие принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Слободчикова, Н. Е. Щурковой. Пользуюсь системой Е. Н. Ильина (Санкт-Петербург).
Для меня урок литературного чтения — это:
— урок - общение, а не просто работа;
— это искусство, а не только учебное занятие;
— это жизнь, а не предмет в расписании.
Стараюсь как и Ильин  следовать закону "Трёх О":
очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

         Использую разные методы и виды работ, чтобы дети читали с интересом. Учу детей читать – думать, читать – чувствовать, читать – жить, читать-творить. Дети должны знать, что на уроках литературного чтения они не только будут анализировать произведение, делать общий вывод о нём и его основной идее, но и то, что все их переживания, образы, мысли и воспоминания, рождающиеся у них в процессе чтения, не останутся на уроке без внимания.

     Стараюсь при подготовке к уроку учитывать все особенности читателей младшего школьного возраста: эмоциональность, отождествление художественного мира и реального, наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали, способность ребёнка жить в образе, отсутствие реакции на художественную форму.

        Иду к ребятам не только с темой урока, а с проблемой, поскольку каждое художественное произведение, входящее в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. На уроках создаю такие ситуации, когда ученик должен постоянно думать и чувствовать и делать выводы. Часто предлагаю творческие задания по выбору. Это задания, где нужно не просто пересказать произведение, а составить творческий пересказ или поработать «авторами учебника» - составить свои вопросы к тексту. Написать свою сказку или рассказ по изученной теме. Провожу конкурсы чтецов.  Небольшое стихотворение вызываю читать двух учеников. Они читают одновременно. Класс делится на две группы. Каждая группа оценивает одного из учащихся. Дети комментируют чтение товарища: «Ваня, ты неплохо прочитал, но увлекся беглостью, прочитал быстро, а надо бы читать неторопливо...».  

  — Можно, я попробую,— часто приходится слышать на уроке, и дети пробуют, читают, обсуждают, стараются интонацией голоса выразить настроение автора. Иногда, читая первый раз стихотворение, прошу детей закрыть глаза и представить картину, которую вызывает у них это произведение. После чтения они словесно описывают, то, что удалось им представить. Начиная уже с первого класса, использую сложный вид работы – драматизация, экранизация литературных произведений. Это анализ иллюстраций с точки зрения выразительной мимики и пантомимики, изображенных на них героев; постановка индивидуальных и групповых «живых картин», подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности, чтение по ролям, драматизация развёрнутой формы. Особенно нравятся учащимся такие виды деятельности как театр – экспромт, с Великим – запросто (методика Н. Е. Щурковой). Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, позволяет не быть актёром, и дети с интересом участвуют в нём. Общаясь с Великим – запросто, ребята общаются с ним на равных, как бы игнорируя, что Великий жил в другом веке, в другой эпохе. Учащиеся 3-4 классов часто сами готовят сообщения о писателях и поэтах. Иногда на уроке рассказываю об авторе произведения только часть материала, а остальное прошу учащихся самостоятельно  найти и подготовить к следующему уроку. Для этого дети используют материал книг и интернета. Немало у меня индивидуальных опорных карточек и перфокарт для работы по чтению с сильными, хорошо читающими, и слабыми учащимися.

      Учащиеся имеют тетради (или блокноты) для записей, рисунков. Записи в тетрадях дисциплинируют учащихся, вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста, к предложению, словосочетанию, самому слову. И к концу  обучения в таких тетрадях можно прочитать собственные впечатления о прочитанном, увидеть рисунки с записями и картинки с любимыми стихами и баснями, пословицы и поговорки, рекламу своего любимого произведения, образные выражения, стихи, сказки собственного сочинения.  Вместе с детьми выбираем более интересные отрывки из произведений, инсценируем их и включаем в праздники для родителей.  

    А вместе с работниками городской библиотеки и школьным библиотекарем организуем для детей викторины, эрудит-шоу, литературные игры.

     Научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её - это долг каждого педагога. Нам нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей, какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми.

Библиографический список

1. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991.
3. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

4. Ильин Е.Н. Рождение урока. - М.1973

5. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006

6. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11 –18

7.  Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми.-2-е изд., перераб. - М.: Новая школа, 1994.

8. Интернет-ресурс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Цель уроков чтения – вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению л...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а ...

Формирование и развитие нравственных качеств детей раннего возраста через использование малых форм устного народного творчества

в презентации рассказывается  и показывается о значении устного народного творчества для маленьких детей...

Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики

Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики (4 класс)...

Использование различных форм и методов работы для повышение профессиональной компетенции воспитателя ГПД

Профессионально компетентным можно назвать воспитателя ГПД, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результат...