Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики
материал по математике (4 класс)

Салтынская Ольга Николаевна

Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл работа745.71 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 2. Описание опыта работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики в 4 классе МБОУ НОШ № 21             г. Южно-Сахалинска

2.1. Диагностика исходного уровня развития мыслительных процессов обучающихся             4 класса МБОУ НОШ №21 г.Южно-Сахалинска

В целях реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы была проведена опытно-практическая работа в 4 классе МБОУ  НОШ №21 г.Южно-Сахалинска.с 22.04.2015 г. по 17.05.2015 г. Работа проводилась в 3 этапа – констатирующий, формирующий, контрольный. Исследованием было охвачено 20 учеников 4 класса (8 девочек и 12 мальчиков).

Задачи констатирующего этапа:

  1. Выявить уровень развития мыслительных процессов у обучающихся  4 класса МБОУ  НОШ №21 г.Южно-Сахалинска..
  2. Изучить возможности УМК по математике и предметно-развивающей среды для использования  различных форм проверки предметных умений обучающихся на уроках математики.

Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы исследования:

  1. Наблюдение.
  2. Изучение УМК по математике.
  3. Методика определения уровня умственного развития детей 7-10 лет. Автор Э.Ф. Замбицавичене.

Методика позволила выявить уровень развития мыслительных процессов учеников по следующим критериям:

  • дифференциация существенных признаков;
  • выделение существенных признаков;
  • установление логических связей;
  • умение обобщать.

На их основе я определила 3 уровня развития: высокий, средний, низкий.

Для проведения констатирующего этапа был составлен план (Приложение 1).

В учебнике математики УМК «Школа России» предусмотрена целая система заданий для проведения самостоятельных и практических работ как в классе, так и дома. Кроме тога у детей есть тетрадь на печатной основе для самостоятельных и контрольных работ. Целью данных в тетради КИМ (контрольно-измерительных материалов) является определение уровня усвоения изученного материала и сформированности предметных результатов по математике.

Текст каждой письменной контрольной работы представлен в двух равноценных вариантах и содержит обязательную часть, которую выполняют все учащиеся (из раздела «Ученик научится», и дополнительную (задания повышенной сложности, отмеченные звездочкой), которая выбирается по желанию ученика (из раздела «Получит возможность научиться»). Перед текстом каждой работы формулируются цели ее проведения. На выполнение каждой письменной контрольной работы отводится один урок. Контрольная работа выполняется письменно на индивидуальных листах или в специальных тетрадях.

При оценивании результатов каждой работы отметкой необходимо учитывать число правильно выполненных заданий, которое для положительной отметки «удовлетворительно» не должно быть ниже 50%, а для отметки «хорошо» – ниже 80%. Каждое задание оценивается баллами. Итоговые баллы переводятся в отметки.

23.04.15 г. проведено исследование уровня развития мыслительных процессов.

Для выявления интеллектуальных умений была использована методика Замбицавичене.

Проанализировав результаты, я сделала выводы об уровне развития у обучающихся мышления как в целом, так и отдельных его сторон. Результаты представлены в таблице и диаграммах (Приложения 2-5).

Интерпретация результатов выявила следующие данные:

  1. Высокий уровень развития мыслительных процессов показали 6 чел/27%
  2. Средний уровень – 11 чел/50%
  3. Низкий уровень – 5 чел/23%.

Высокий уровень по критерию дифференциация, последовательность и обобщение продемонстрировали 8 человек, по критерию существенные признаки – 6 человек, по критерию логические связи – 5 человек и по критерию обобщение – только 2 человека. От 14% до 23% обучающихся имеют низкий уровень развития мышления по отдельным критериям.

Уровни выраженности отдельных сторон колеблются от 62% до 74.

Можно сделать вывод, что уровень развития мыслительных процессов четвероклассников достаточный, однако следует обратить внимание на развитие таких мыслительных операций, как установление логических связей и обобщение.

2.2. Описание работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики в 4 классе МБОУ НОШ № 21                                   г. Южно-Сахалинска

Формирующий этап проводился с 24.04.2015 г. по 15.05.2015 г.

Основные задачи этапа:

  1. Разработать серию уроков математики  с использованием различных форм и методов контроля предметных умений для обучающихся 4 класса МБОУ  НОШ №21 г.Южно-Сахалинска. Включить обучающихся в работу на уроках математики с использованием различных форм и методов контроля предметных умений.

В ходе реализации этапа я использовала устные и письменно-графические методы контроля.

Применяла как традиционные формы контроля: самостоятельная работа, контрольная работа, теоретический опрос, тест, так и нетрадиционные:

  1. Диктанты
  2. Творческие работы
  3. Кроссворды
  4. Головоломки
  5. Викторины

Я использовала эффективные на современном этапе формы и методы контроля: взаимоконтроль,  самоконтроль, проектирование, интерактивный (компьютерный) контроль.

Приведу примеры этих форм и методов. За данный период  было проведено две контрольные работы по темам: Письменное деление на двузначное число Письменное деление на трёхзначное число. По первой теме (6 мая) была проведена традиционная контрольная работа по КИМам УМК Школа России:

Тема: «Письменные приёмы  деления многозначного числа на двузначное число»

Цель: проверить уровень усвоения письменных приёмов умножения и деления на двузначное число, решение задач , умений решать уравнения; совершенствовать умения выполнять вычисления с многозначными числами; умение находить длину и ширину по известной площади, воспитывать уверенность в собственных силах.

                        к/р  «Деление на двузначное число» 4 класс

1 вариант

  1. Решите задачу:

В один магазин привезли в одинаковых ящиках  580 кг капусты, а в другой – 460 кг в таких же ящиках. В  первый  магазин  привезли   на  6  ящиков  капусты  больше,  чем  во второй. Сколько ящиков  привезли  в каждый магазин ?

2.    Вычисли в столбик:

    481 : 13           2 0 5 2   : 19             11016 : 27           12096 : 56           16533 : 33

3.      Вычисли значение выражения  по  действиям:

2603 • 58 + (100000 -19975) : 75=

4.     Реши уравнение:    142 + Х = 426*2

5.   *  Геометрическое задание:

Площадь  участка  156 м2.  Ширина  участка  - 12 м. Чему равна длина этого участка?

2 вариант .

  1. Решите задачу:

 На  одном  участке  было  47 теплиц, а на  другом – 52  теплицы. С первого участка собрали на 350 кг огурцов меньше, чем со второго. Сколько кг огурцов собрали с каждого  участка, если с каждой  теплицы получали  одинаковое  количество  огурцов ?

2. Выполни действия:

    529 : 23          5070:78       12502 :14      

   26334 : 19       15652 : 26          

3.     Вычисли значение  выражения  по  действиям :

 16095 : 15 + (940 • 70 - 7948)=

4.    Реши уравнение:      Х - 99 = 169 * 5                      

 5. *  Геометрическое задание

Площадь  участка  224 м² . Длина  участка  - 16 м. Чему  равна  ширина этого участка?

Результаты работы:

В классе: 22 человека.

Выполняло работу: 18 человек.

5 - 4/22%

4 - 5/28%

3 - 9/50%

2 - нет

СБ - 3,7

КЗ - 50%

УО - 100%

Я считаю, что это неплохой результат. До проведения этой контрольной работы я, в период с 25 по 30 апреля использовала на уроках различные нетрадиционные формы контроля по данной теме: викторина, тест, блиц-опрос на знание алгоритма деления, командная игра-соревнование: Кто быстрее, кто вернее? Эти формы контроля занимали часть урока и обычно проводились с использованием интерактивных методов работы (работа в паре, работа в группе или в команде). Детям очень нравились эти виды работы. Так, на уроке 30 апреля я провела математический диктант с проверкой в парах по образцу:

H:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (1).bmp

Я предложила детям работать на этом уроке с листом достижений:

Лист оценки индивидуальных достижений

Ученик а/цы  4__ кл.        ФИ ____________________________

Итоговая самооценка:        +   — знаю и умею;

?   — знаю неуверенно, сомневаюсь;

   — пока не знаю и не умею.

№ задания

Самооценка

Оценка

эксперта

Итоговая

самооценка

На этом же уроке применялась и самопроверка. Следует отметить, что весь урок был насыщен различными формами проверки. Представим конспект этого урока.

Тема урока «Письменное деление на двузначное число. Закрепление»

Тип урока: закрепление

Цель: Создать условия для продуктивной работы при закреплении письменного приёма деления многозначного числа на двузначное число, совершенствовать вычислительные навыки, формировать навыки самоконтроля;

Развивать математическую речь, внимание, память, аналитическое мышление;

Воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность.

1. Организационный момент.

- Математика пришла! Занимай свои места!

- Математика сложна, но скажем мы с почтением,

  Математика нужна всем без исключения!

- Проверим готовность к уроку.

2. Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока

- Какую большую тему мы изучаем на уроках математики?

Тема урока: «Деление на двузначное число»

- У всех ли хорошо получается выполнять деление на двузначное число?

- Что мы должны уметь, какими знаниями владеть, чтобы выполнить деление на двузначное число? (Устные вычисления, таблицу умножения, алгоритм деления

3. Работа по теме урока.

1. Устный счёт. Математический диктант.

Выполним задания математического диктанта и оценим свои достижения (проверка в парах по образцу)

Оценки заносятся в лист достижений.

2. Вспомним алгоритм письменного деления.

1. Нахожу первое неполное делимое.

2. Определяю количество цифр в частном.

3. Определяю первую цифру частного.

4. Нахожу второе неполное делимое.

5. Определяю вторую цифру частного….

3. Решение примеров №250

1 пример – с объяснением.

2-4 – самостоятельно.

Самопроверка по образцу.

Оценки заносятся в лист достижений.

H:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (2).bmp

4. Решение примеров №252 (деление с остатком)

1 пример – с объяснением.

2-5 – самостоятельно по вариантам.

Самопроверка по образцу.

Оценки заносятся в лист достижений.

H:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (3).bmp

5. Решение задачи № 249

H:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (4).bmp

H:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (5).bmp

6. Выполнение упражнений учебника.

H:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (6).bmp

H:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (7).bmp

H:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (8).bmpH:\4 кл_Пособия\4 кл_Мат\Мой урок Математика\Новый рисунок (11).bmp

6. Рефлексия.

Быстро пролетел урок,

Подведем быстрей итог!

Чем сегодня занимались,

В чем с охотой упражнялись?

Что узнали и познали,

Почему умней вы стали?

- Оцените каждый свою работу.

Продолжите фразу

Сегодня я узнал …

Было интересно …

Я понял, что …

Я научился …

Я смог …

Я попробую …

Меня удивило …

Урок дал мне для жизни …

Мне захотелось …

7. Домашнее задание

На уроке 15 мая по теме: Письменное деление на трехзначное  число, я провела контрольную работу в форме  теста.

 

В ходе своей  деятельности я предложила ребятам по желанию выполнить исследовательскую работу по любому математическому вопросу. Детей не пришлось знакомить с требованиями к исследовательской работе, так как мини-проекты и мини-исследования также практикуется  с первого класса. На  предложение отозвалось 4 ученицы, которые за одну неделю провели исследования и представили свои работы. Одну из работ я поместила в приложение 7.

Я применяла листы самоконтроля работы, особенно, когда использовали групповые формы работы.

Таким образом, формирующий этап позволил мне применить различные формы работы по проверке предметных умений младших школьников. На уроках я применяла задания на развитие всех видов мыслительных процессов, особенно часто использовала задания по основам логического и алгоритмического мышления (на развитие умений находить логические связи и обобщать).

2.3. Результаты работы по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики в 4 классе МБОУ НОШ № 21                                    г. Южно-Сахалинска

Контрольный этап проводился с 16.05.2015 г. по 18.05.2015 г.

Основные задачи этапа:

Проверить эффективность использования форм  методов проверки предметных умений обучающихся 4 класса.

Для выявления эффективности использования форм  методов проверки предметных умений было продублировано исследование по методике Замбицавичене.

Результаты диагностики представлены в приложениях 9-12.

Выявлен общий высокий уровень развития мыслительных процессов у 8 человек/36% (динамика на 9%), средний – у 9 человек/50%  и низкий – у 3 человек/14% (снижение на 9%). Два ученика с низкого уровня перешли на средний, пополнились ряды высокого уровня на два человека, на констатирующем этапе эти дети были на среднем уровне.

По каждой операции мышления уровни сформированы более, чем на 65% (динамика от 2% до 5%).  

Возросло количество учеников, находящихся на высоком уровне по всем критериям– на 1-2 человек. Снизилось количество детей низкого уровня также на 1-2 человека.

 Таким образом, по всем показателям у обучающихся наблюдалась положительная динамика. Значит применение на уроках математики специальных упражнений, приёмов и форм работы, позволило  развивать различные стороны мышления обучающихся.


Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя опытно-практическую работу, я пришла к выводу, что систематический контроль предметных  умений обучающихся –  одно  из  основных условий повышения качества  обучения и развития мышления.  Учитель   в  своей  работе должен использовать не только общепринятые формы  контроля  (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски  и  т.д.),  но  и  систематически изобретать,  внедрять  свои  средства  контроля.  Умелое  владение  учителем различными  формами  контроля  знаний  и   умений   способствует   повышению заинтересованности обучающихся в изучении предмета,  предупреждает  отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для  учеников  должен быть обучающим.

В результате проведения нетрадиционных форм контроля  знаний  и  умений раскрываются   индивидуальные   особенности   детей,   повышается    уровень подготовки к  уроку,  что  позволяет  своевременно  устранять  недостатки  и пробелы в их знаниях.

Я описала различные формы и методы проверки предметных умений обучающихся на уроках математики, выявили наиболее эффективные: устный опрос обучающихся у доски,  проверка  учителем  тетрадей  с домашним заданием, математический  диктант,  самостоятельная  и  контрольная работы, зачёт, тестовые задания,  компьютерные типовые и интерактивные задания, нетрадиционные формы контроля  и другие.

В ходе опытно-практической работы доказана эффективность созданных  условий по развитию мышления младших школьников на основе специального комплекса заданий математического характера и различных форм проверки умений. По всем показателям развития  мышления выявлена положительная динамика.

Поэтому я считаю, что цель работы обосновать необходимость применения различных форм и методов проверки предметных умений обучающихся как средства развития мыслительных процессов мною достигнута.

Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что если использовать на уроках математики различные формы и методы проверки предметных умений, то это будет способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся, подтвердилась.

По результатам работы я разработала методические рекомендации по использованию различных форм и методов проверки предметных умений на уроках математики в начальных классах (Приложение 13).  Они будут полезны для  учителей начальных классов.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 2013. 105 с.
  2. Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопросы психологии. 2015.     № 2. С. 7-10.
  3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: LINKA-PRESS, 2012. 316 с.
  4. Кармазина Г.А. Система оценки предметных результатов школьников на уроках математики. // Начальная школа. 2015. С. 8-13.
  5. Кларин М.В. О возможностях формирования у младших школьников способности к работе с алгоритмизированными обучающими средствами. М.: Просвещение, 2017. 115 с.
  6. Коротаева Е.В. Развитие мышления в раннем возрасте. Учебное пособие. М.: Профит Стайл, 2015. 224 с.
  7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Просвещение, 2016. 175 с.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: Не совсем обычные и совсем необычные уроки. Ростов-на-Дону: Учитель, 2016. 109 с.
  9. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок: Инновационные уроки. Ростов-на-Дону: Учитель, 2015. 86 с.
  10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Росмэн, 2015. 225 с.
  11. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М.: Дрофа, 2014. 102 с.
  12. Пидкасистый П.И.  Технология игры в обучении.  М.: Союз, 2017. 301 с.
  13. Подласый И. П., Педагогика. М.: Владос, 2015. 211 с.
  14. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников // Начальная школа.  2015. № 5. С. 9-13.
  15. Психология: Учебник / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Академия, 2015. С. 73-74.
  16. Репкина Г. В., Заика Е. В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. М.:  Учитель, 2015. 147 с.
  1. Речицкая Е. Г. , Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. М.:  «ВЛАДОС», 2017. 156 с.
  2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. т. 1. М.:  Просвещение, 2013. 323 с.
  3. Сидорчук Т. А.,Хоменко Н.Н. Технология развития мышления. М.: Академия, 2018.                      304 с.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
    64 с.
  5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Дрофа, 2012. 235 с.
  6. Урунтаева Г.А. Психология. М.:  Академия, 2013. 338 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования/ Под ред. Л.П. Кезина, А.М. Кондакова. М. 2011. 83 с.
  8. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М.: Просвещение, 2014. 145 с.
  9. Фридман Л.М. Справочник учителя. М.: Просвещение, 2011. 115 с.
  10. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. М.: Просвещение, 2015.                137 с.
  11. Шукина  Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Просвещение, 2014. 112 с.
  12. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2018. 413 с.
  13. Яшина В. И.,Алексеева М. М.Теория и методика развития математической речи. М.: Академия, 2016. 448 с.


Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы с использованием технологий

Описание опыта работы с использованием различных технологий...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы

В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ ПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Формы и методы проверки предметных умений обучающихся на уроках математики в начальных классах. Теоретическая часть...

Формы и методы развития логического мышления на уроках математики у младших школьников

Я работаю учителем начальных классов в сельской школе, где в основном дети со средним уровнем обучаемости и обученности.   Работаю по государственной программе Министерства образования и нау...

Использование различных форм и методов работы для повышение профессиональной компетенции воспитателя ГПД

Профессионально компетентным можно назвать воспитателя ГПД, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результат...

Формы и методы проверки знаний, умений и навыков по математике в начальных классах.

Общим  стержневым понятием выступает «контроль».Контроль - выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.Проверка - выявление и измерение....