ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).
опыты и эксперименты на тему

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глазова Наталья Анатольевна

                                                                          учитель начальных классов

                                                                             ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии.

Чтобы создать оптимальную образовательную среду, мотивирующую учащегося на учебную деятельность, учить детей так чтобы им захотелось учиться, для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения.

 В.А. Сухомлинский писал:

“Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Наиболее полно потребности в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности, в играх можно реализовать посредством внеурочной деятельности.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать  мотивацию,  познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

В нашей школе мы постарались разработать оптимальную модель организации внеурочной деятельности в начальных классах.

Для начала проанализировали наши возможности, кадровый потенциал учителей школы, учли выбор родителей. В ходе первого собрания родители определили направления внеурочной деятельности для своих детей на основе информации педагогов о целесообразности введения тех или иных курсов, их задачах и ожидаемых результатах. Приоритеты со стороны родителей отданы деятельности по укреплению здоровья детей и формированию гражданской позиции школьников. Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10-12 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Реализация внеурочной деятельности в нашей школе строится на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. В реализации данной модели принимают участие все имеющиеся педагогические работники: учителя, педагог-психолог, педагог-организатор, библиотекарь, педагоги дополнительного образования. Также активно используются возможности различных организаций города. Координирующую роль выполняют заместитель директора по УВР и классный руководитель.

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия проводятся в первую смену, имеется столовая, в которой организовано двухразовое питание. Для организации внеурочной деятельности школа располагает 3 спортивными залами библиотекой, стадионом.

Кабинеты  начальных классов оснащены компьютерами, ноутбуками, телевизорами или экранами, интерактивными досками, ноутбуками для детей, логическими конструкторами, настольными играми.

Данная модель внеурочной деятельности позволила создать единое образовательное и методическое пространство в образовательном учреждении.

Составляя план и разрабатывая программы, учителя старались, чтобы каждый ребенок получал разностороннее развитие.

Педагогами школы разработаны образовательные программы внеурочной деятельности следующих направлений:

1. Общекультурное направление.

  • «Юный художник» (3 класс)
  • «Домисолька» (2 класс)
  • «Веселые капельки» (1 класс)
  • «Литературная гостиная» (4 класс)
  • «В гостях у сказки» (1 класс)

Все программы разработаны с учетом интересов и возрастных особенностей детей и подразумевают использование разнообразных форм и методов работы.

Особый интерес у детей вызывают литературные викторины, театральные постановки, заочные экскурсии, посещение городской библиотеки филиал 18, встречи с творческим людьми, писателями города, посещение  Драматического театра города, краеведческого музея, различных концертов и выставок.

2. Спортивно-оздоровительное направление

  • Реализовывать это направление помогает система часов «Уроки здоровья», «Здоровейка». Через игры, викторины, путешествия, анкеты, агитбригады, беседы дети учатся правильно относиться к своему здоровью. Особое внимание уделяется навыкам здорового питания.
  • Ещё одна образовательная программа, реализующая здоровьесберегающие технологии – это «Подвижные игры». Возрождаются такие игры, как лапта и городки. Эти незаслуженно забытые игры вызывают интерес у современных ребят. В школе создана методическая копилка игр народов мира.
  • Пользуются успехом секции баскетбола, тхэквондо, прогулки на свежем воздухе.
  • Хочется отметить большое количество детей, занимающихся шахматами. Среди ребят есть победители на городском и региональном уровнях.
  • Туристско-краеведческая деятельность школьников организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных занятий, так и в форме нерегулярных походов выходного дня, оздоровительных походов, спортивных походов, соревнований, краеведческих олимпиад и викторин, работы в библиотеках, архивах и т.п.

Наш город имеет большую возможность для экскурсионной деятельности.

3. Общеинтеллектуальное направление.

Особое внимание уделяется программам научно-познавательного направления. На кружках  «Познавайка», «Занимательная грамматика» в 1 классе используются игровые и тренинговые технологии с целью преодолеть этап адаптации первоклассников, наладить отношения в складывающемся коллективе, приобретения навыков общения между детьми и со взрослыми.

В 2-4 классах реализуются программы:

«Зеленая планета»             «Занимательное словообразование»

«Английский язык»            «Развитие речи»

«Я познаю мир»                  «Умникам и умницам»

 Игровая деятельность пронизывает все направления внеурочной деятельности.

Внеурочная познавательная деятельность школьников организована в форме научного общества учащихся, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин, защиты проектов, конкурсов тематических  газет и  т.п.

На каждом занятии используются ИКТ-технологии. Это не только использование учебно-лабораторного оборудования, в том числе средств обучения, входящих в мобильную часть автоматизированных рабочих мест педагога, на занятиях «Инфознайка» в 3 классе ребята учатся работать в системе Офис, самостоятельно создавать презентации.

5. Духовно-нравственное направление.

Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. Занятия «Основы православной культуры» будут способствовать   духовному развитию личности.

Гражданско - патриотическое воспитание во внеурочной деятельности младших учащихся реализуется через организацию различных видов деятельности, направленных на освоение знаний:
-  об истории, традициях, культуре народов России, своём родном крае, месте рождения;
- содержательному знакомству с историей своей семьи,
- формирование уважительного отношения к труду, стремления посильно участвовать в нем,
и как результат  -  умение проявлять нравственное поведение.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников реализуется через  систему общешкольных мероприятий, в рамках внеурочной деятельности.

  • «Мама, папа, я - спортивная семья»,                       «Дочки-матери»,
  • «Посвящение в первоклассники»,                            «Рыцарский турнир
  • «День космонавтики»,                                               Масленица,
  • Смотр строя и песни.                                                Уроки мужества,  
  • «Бабушка рядышком с дедушкой»,                   «О том, что дорого и свято».

6. Социальное направление.

Ученическое самоуправление -  управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Ребята отзываются на участие в различных  акциях, например, «Зелёная планета» (сбор макулатуры), «Цветы победы» (ко Дню Победы), подарки Детскому дому, «Письмо солдату», «Весенняя неделя добра».

«Дорожный виртуоз» во 2 классе  помогает детям ориентироваться  в дорожной ситуации. Интересно проходят занятия в школьном автогородке.             

Доброй традицией стали школьные мероприятия:

  • «Мама, папа, я – спортивная семья».
  • «Дочки - матери»

Актуальный вид деятельности – трудовая. Техническое моделирование позволяет раскрыть способности к конструированию, ориентации в пространстве. Трудовой десант дисциплинирует учащихся.

Школа постоянно совершенствует систему внеурочной деятельности, расширяя разнообразие кружков, интегрируя с системой профильного обучения, что сказывается положительно на занятости учащихся во внеурочное время, тем самым способствуя социализации личности и повышению мотивационной сферы учащихся.

Результативность работы системы внеурочной деятельности определяется:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
  • в ходе проведения творческих отчетов (презентации, конкурсы, соревнования, викторины, олимпиады, обряд инициаций)
  • в ходе проектов, конференций, практических работ
  • с помощью самоанализа, самооценки, наблюдений, карты наблюдений кружков.

Библиографический список.

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/06/19/napravleniya-i-formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-ramkakh
  2.  Библиотека материалов для начальной школы
  3. http://www.nachalka.com/biblioteka
  4.  Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
  5. http://katalog.iot.ru/
  6.  Методические рекомендации по технологии создания  электронных ресурсов к урокам
  7. http://svetly5school.narod.ru/metod1.html
  8. В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67
  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в урочное и внеурочное время. Из опыта работы.

Метод проектов открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью....

Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО  как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя  сказ...

"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".

Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные ак...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Развитие у обучающихся интереса к чтению через использование различных форм и методов индивидуальной и массовой работы

В статье рассматриваются различные формы и методы работы с учащимися на уроках чтения...

Использование различных форм и методов работы для повышение профессиональной компетенции воспитателя ГПД

Профессионально компетентным можно назвать воспитателя ГПД, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результат...