"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".
статья на тему

Юсупова Елена Евгеньевна

Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные акты обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО,  какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности, все ли ученики должны посещать занятия - эти и другие вопросы уже были решены образовательными учреждениями в той или иной степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".

Подготовила

 учитель начальных классов

 МБУ лицея № 60 г.о. Тольятти

 Юсупова Елена Евгеньевна.

2015г.

За шесть лет апробации и введения Федеральных образовательных стандартов начального образования  и включения  внеурочной деятельности в учебный план образовательных учреждений педагоги сталкивались с различными ситуациями, которые требовали своего разрешения.

Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные акты обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО,  какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности, все ли ученики должны посещать занятия - эти и другие вопросы уже были решены образовательными учреждениями в той или иной степени.

Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые помогут разнообразить занятия, сделать их более эффективными и позволят достичь наилучших результатов.

Древняя мудрость гласит:

 «Можно привести коня к водопою,

 но заставить его напиться нельзя»

 Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины.

Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации

освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», - писал Л.С. Выгодский.      

   Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя,  умения организовать учебный процесс.

Также одним из путей повышения интереса к изучению школьных предметов является хорошо организованная внеклассная работа. Соревнования, классные часы, ролевые игры, экскурсии способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика.  

Вопрос о роли внеклассной и внеурочной работы в учебном процессе, о ее влиянии на мотивацию в учении  представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся

Педагоги, отбирая формы, методы и приемы конечно должны руководствоваться не только интересами детей, но и социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к личностным и метапредметным  результатам образовательной деятельности. Но нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке.

Формы организации внеурочной деятельности

Чтобы формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, учить осознавать свою этническую и национальную принадлежность; возможно использование таких форм организации внеурочной деятельности как:

  • встречи с ветеранами ВОВ и труда;
  • проведение «Уроков мужества»;
  • проведение музейных занятий;
  • выставка рисунков, коллажей, плакатов «Моя малая Родина»;
  • выставка рисунков, боевых листков «Герои всех времен»;
  • конкурс тематических презентаций;
  • тематические классные часы к 23 февраля, 9 мая, Дням воинской славы;
  • проведение праздников - знакомств с традициями разных народов.

Чтобы ученик овладел начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, необходимо включать во внеурочную деятельность такие формы как:

  • коллективные творческие проекты: подарок к празднику, украшение класса;
  • проведение учащимися тематических, праздничных, творческих  мастер-классов.

Чтобы появились основы для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств нельзя забывать про такие формы организации:

  • посещение музеев, выставок;
  • создание и проведение собственных тематических выставок;
  • проведение занятий в форме игры (например: «Мы в изостудии»);
  • проведение тематических классных часов;
  • участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества.

Для овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии предлагаю  использовать такие формы организации:

  • проведение коллективного исследования (опытная, экспериментальная деятельность);
  • организация и проведение долговременного, кратковременного проекта;
  • игровые занятия предметного кружка;
  • бинарные занятия.

Использование данных форм возможно в любом классе. Существенное отличие будет в отборе методов и приемов, так как педагогу необходимо учитывать возрастные особенности, способности и интересы учащихся.

Развитию творческого потенциала моих учеников служит  проектно-исследовательская деятельность. Мы начали ею заниматься ещё с первого класса, в рамках курса "Я исследователь".  Хотя она и  включена в урочную деятельность, естественно, что основной объем работы приходится на внеурочное время: работа с ресурсами  Интернет, посещение библиотеки, музея, основная работа по  обработке и оформлению результатов.

Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

В рамках этого занятия  дети выполнили следующие проекты: "В мире сказок", "Перелётные и зимующие птицы", "Тайны Древнего Египта"(этот ктп в прошлом году занял 1 место на нпк), "Интересные факты науки Арахнологии", "Что такое Новый Год", "История возникновения матрёшки",  "Полезные свойства  шоколада"( в этом году заняли 1 место на нпк). С данным проектом мы планируем выйти в 2016г.  на городской конкурс НПК.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

Внеурочная  деятельность помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.

И как заключительные слова хочется сказать: ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно запалить, и сделать все для того, чтобы она не затухал!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.

Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД  у младших школьников в учебной деятельности: - опора на субъектный опыт ученика; - применение активных методов обу...

Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного

Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...

Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО  как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя  сказ...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ

Как выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост...