Презентация педагогического опыта. Мастер - класс "Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности".
презентация к уроку по теме

В данном материале представлен опыт педагога с 2010 по 2014 годы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon master-klass.ppt2.81 МБ
Файл materialy_master-klassa.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Материалы публичной презентации

Слайд 1.

Мастер-класс

«Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности».

Слайд 2.

За четыре года апробации и введения Федеральных образовательных стандартов начального образования  и включения  внеурочной деятельности в учебный план образовательных учреждений педагоги сталкивались с различными ситуациями, которые требовали своего разрешения.

Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные акты обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО,  какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности, все ли ученики должны посещать занятия - эти и другие вопросы уже были решены образовательными учреждениями в той или иной степени.

Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые помогут разнообразить занятия, сделать их более эффективными и позволят достичь наилучших результатов.

Как известно, субъектами  образовательного процесса являются педагоги, родители и учащиеся.

И начнем наш разговор с главных участников образовательного процесса -  с детей.

Слайд 3.

Учащимся 3-4 классов были заданы следующие вопросы:

  1. Какие занятия после уроков тебе наиболее интересны? Менее интересны?
  2. На каких занятиях ты многому научилась (научился)?
  3. Какие бы занятия ты еще посещал (а) и почему?

Ученики по-разному отвечали на данные вопросы:

  1. В рамках занятий образовательного учреждения наибольший интерес вызывает  МДО. Чуть меньше риторика, внеклассное чтение, театральный кружок, (в  «Юном химмашевце» - изонить, оригами, вязание).
  2. Наиболее полезными занятиями для себя ребята считают РПС, МДО, стрельбу, кружки, где обучают рукоделию.

«На МДО я научилась ладить лучше с ребятами, работать с ними в группе».

  1. Ученикам 3-4 классов хотелось бы дополнительно заниматься в  лицее иностранными языками, танцами, продолжать те занятия, которые по каким либо причинам оставили.

Есть и очень интересные, перспективные предложения: фигурное катание, лыжи, вокал, приглашать «перенести» педагогов из школы №12 (школа искусств), рисование, шорт-трек, сноуборд, биатлон.

Но есть и другое мнение: я уже и так занят - лыжи, шахматы, тэквандо, хоккей (родители не всегда могут помочь ребенку сделать выбор).

Проанализировав ответы детей можно достоверно сказать: многое из предложенного детьми – это веяние времени, событий, которые происходят в мире; дети любят заниматься тем, что им интересно, то, что им доступно и понятно, то, что они могут воплотить на практике.

Педагоги, отбирая формы, методы и приемы конечно должны руководствоваться не только интересами детей, но и социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к личностным и метапредметным  результатам образовательной деятельности. Но нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет, расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке.

Слайд 4.

Приложение 1.

Слайд 5.

Формы организации внеурочной деятельности (через формирование личностных и метапредметных УУД).

Чтобы формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, учить осознавать свою этническую и национальную принадлежность; формировать ценности многонационального российского общества возможно использование таких форм организации внеурочной деятельности как:

  • встречи с ветеранами ВОВ и труда;
  • встречи с участниками «горячих точек»;
  • проведение «Уроков мужества»;
  • проведение музейных занятий;
  • выставка рисунков, коллажей, плакатов «Моя малая Родина»;
  • выставка рисунков, боевых листков «Герои всех времен»;
  • конкурс тематических презентаций;
  • тематические классные часы к 23 февраля, 9 мая, Дням воинской славы;
  • проведение праздников - знакомств с традициями разных народов.

Чтобы ученик овладел начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, необходимо включать во внеурочную деятельность такие формы как:

  • коллективные творческие проекты: подарок к празднику, украшение класса;
  • проведение учащимися тематических, праздничных, творческих  мастер-классов (4 класс).

Чтобы появились основы для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств нельзя забывать про такие формы организации:

  • посещение музеев, выставок;
  • создание и проведение собственных тематических выставок;
  • проведение занятий в форме игры (например: «Мы в изостудии»);
  • проведение тематических классных часов;
  • участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества.

Для овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии предлагаем использовать такие формы организации:

  • проведение коллективного исследования (опытная, экспериментальная деятельность);
  • организация и проведение долговременного, кратковременного проекта;
  • игровые занятия предметного кружка;
  • бинарные занятия.

Использование данных форм возможно в любом классе. Существенное отличие будет в отборе методов и приемов, так как педагогу необходимо учитывать возрастные особенности, способности и интересы учащихся.

Методы и приемы организации внеурочной деятельности

Курс «Детская риторика».

Очень легко на этом занятии переступить грань и занятие речевой деятельностью превратится в урок. Как этого избежать?

Игровые приемы

Игровые приемы - это выход из положения. Ребенок должен «наиграться», иначе уже в десятилетнем возрасте он превратится в «маленького взрослого», который будет совершать взрослые поступки, не сможет преодолеть грань между игровой и учебной деятельностью.

Риторическая игра

(Начальная школа плюс до и после. Т.А. Федосеева. Задачи и игры на уроках риторики)

Риторическая игра основывается на описании значимых компонентов речевой ситуации: адресат и адресант речи, речевая задача, место общения и др.

Она  предполагает определение победителя по заранее указанным критериям (при необходимости).

В начальной части игры можно инструктировать участников:

1) описать воображаемую ситуацию;

2) распределить  роли;

3) сообщить правила игры, последовательность игровых действий;

4) сообщить о времени для подготовки к выступлению.

Основная часть  включает деятельность игроков, ведущего, работу жюри. Как показывает опыт проведения риторических игр, при подведении итогов следует обращать внимание учеников на корректность, уместность поведения всех игроков и членов жюри.

Заключительная часть – это анализ игровых действий, сообщение результатов игры, обобщение приобретённого опыта.

Слайд 6.

Шаг 1. Анализ и отбор игры в соответствии с задачами занятия.

Шаг 2. Подготовка игроков.

Шаг 3. Успешная реализация своего коммуникативно-методического замысла и выбранной речевой модели поведения.

Шаг 4. Критический анализ хода и результатов игры по риторическим критериям.

Например: занятие по теме «Согласие или отказ».

Риторическую игру можно построить на материале учебного пособия.

  1. Детям предлагается представить (проиграть) ситуацию, когда возможен и невозможен отказ в просьбе.

- Сынок, сходи, пожалуйста, за сестрой в детский сад. Я задерживаюсь на работе.

  1. Выбираются несколько исполнителей ролей. Каждый исполняет роль по-своему.
  2. Свои поступки и последствия комментируют сами дети, а не педагог, который ведет занятие.
  3. Успешной игра -  инсценировка будет тогда, когда дети самостоятельно подойдут к моральной оценке поступка героя. А ценят его по тем критериям, которые подскажет ведущий.

Следует отметить, что такая игра будет тогда интересна детям, когда используются соответствующие атрибуты, дети раскованны и имеют возможность самостоятельно принимать решения.

Слайд 8.

Бинарные занятия

Бинарное занятие основывается на следующих принципах:

  1. Практическая направленность.
  2. Взаимосвязь теории и практики. Использование теоретических знаний в нестандартных практических ситуациях.
  3. Взаимодействие двух или нескольких педагогов.
  4. Бинарное занятие - это одна из форм проектной деятельности.

Тематика занятий:

1. Риторика и русский язык. 2 класс. Хочу вам рассказать. Дети решают риторические задачи, направленные на развитие коммуникативных УУД, и при составлении рассказов пользуются знаниями, полученными на уроке русского языка.

2. Риторика и изо. 3 класс. Добрые дела - добрые слова. Дети решают риторические задачи, направленные на развитие коммуникативных и регулятивных  УУД;  выполняют коллективный проект «Город доброты», для изображения улиц которого нужно разобраться в практических ситуациях.

3. Риторика и технология.  3 класс. Поздравляю Вас. Заключительное занятие в разделе. Дети, пользуясь знаниями, полученными на риторике, подписывают открытки к празднику.

Слайд 9.

Практика 1.

Отобрать темы занятий, которые подойдут для организации бинарного занятия.

Приемы ТРКМ

Это универсальная, проникающая, «надпредметная» технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить занятие, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, включающая 3 этапа (стадии): вызов,  осмысление, рефлексия.

Слайд 10.

Прием «Кубик».

Использование на уроках:

1.Математика: геометрические фигуры, тела, площадь, периметр, числовой луч.

2.Русский язык: работа с любым орфографическим правилом.

3.Литературное чтение: работа с литературоведческими понятиями.

Использование на любых внеурочных занятиях, связанных с построением высказывания: детская риторика, развитие познавательных способностей, я – исследователь и т.д.

 Положительные стороны приема "Кубик":

  • позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
  • создает на занятии целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
  • создает условия для представления полученной информации.

Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)

 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?)

 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)

 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?)

 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?)

 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это).

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Возможно другое построение работы, когда каждый ученик бросает кубик по - очереди и решает свою проблему. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Слайд 11.

Практика 2.

4 класс. Описание. Тип текста. Описание предмета.

Учитель бросает кубик группы. В зависимости от выпавшей стороны группа выполняет задание по составлению текста - описания любимого дерева.

Слайд 12.

Курс МДО.

Приемы мотивации

Прием “ключевых слов”

1.Что мы знаем? Что мы не знаем?

2. Опорные (ключевые) слова.

3. Постепенное введение разных ключей.

Прием “загадки-интерпретации”

  1. Использование реальных объектов окружающего мира.
  2. Наличие связи между объектом и предполагаемой гипотезой.

Выполнимое/невыполнимое действие

Детям на основе ранее изученного материала предлагается выполнить определенное действие.

  1. Дается задание с ловушкой.
  2. Ученик представляет задание как легкое и выполнимое.

Погружение в проблему.

  1. Представление себя в определенной социальной роли.
  2. Учет разных мнений и позиций для доказательства гипотезы или ответа на проблемный вопрос.

Слайд 13.

Например: 4 класс. Практическое применение знаний по теме «Симметрия».

Невыполнимое задание.

Мы на прошлых занятиях познакомились с понятием симметрия. Вы теперь без труда справитесь с заданием. Какие фигуры симметричные , а какие нет? Выберите несимметричные фигуры и зарисуйте их на листочке.

Детям предлагаются буквы. А, М, бабочка, гусеница, дерево, вывеска на магазине «ТКАНИ», т.е. такие объекты, которые либо не вызывают сомнений, либо являются основой для создания проблемной ситуации.

Слайд 14.

Занятие строится по индуктивному пути: когда ставится проблемный вопрос: а есть ли еще признаки, по которым можно отличить симметричные и несимметричные фигуры? И как правильно построить симметричные фигуры?

Дети работают на рабочих листах с текстами, которые знакомят со способами построения симметричных фигур.

В конце занятия возвращаются к предположениям, которые прозвучали вначале.

Занятия курса «Я - Исследователь» (методика Савенкова).

Методы и приемы  активизации поисковой деятельности.

  1. Проведение мини-курсов (приглашаются родители, родственники).
  2. Экскурсии.
  3. Коллективные игры, проекты, задания.
  4. Коллективное моделирование.
  5. Коллективные и индивидуальные эксперименты.

Курс РПС - это не только практическое освоение задач нового типа, но и развитие внимания, логики, памяти, мышления через дидактические, развивающие игры, экспериментирование,

Курсы технологии и изодеятельности в рамках лицея не проводятся, но работы, которые выполняют дети, можно увидеть на выставке.

Слайд 15.

Рефлексия

Итоги мастер-класса мы подведем в форме игры. У каждого из детей есть копилки. У нас тоже она есть - это копилка опыта, знаний, пожеланий, удач и трудностей, которые мы стараемся преодолеть. Выберите листочки разного цвета. И напишите на них: розовые,  если хотите отметить,  какой вы опыт приобрели, зеленые - пожелания, желтые – трудности, которые вы отметили, белые – если просто хотите что-то написать в адрес ведущих мастер-класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические возможности клуба интеллектуального развития как формы организации внеурочной деятельности в школе для становления личностных компетентностей у младших школьников

Педагогическое сопровождение и поддержка развития способных и одаренных детей актуальная проблема современной практики. Способом решения данной проблемы может стать организация на базе школы клуба инт...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО  как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя  сказ...

"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".

Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные ак...

Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ

Как выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост...

Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи.

Формирование опыта социального взаимодействия обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в СКК с нарушениями речи...