Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ
материал по орксэ (4 класс) по теме

Как выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления: Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ

Актуальность темы:

Перед учителем данного курса встал вопрос: как выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету?

Сегодняшний учебный  процесс включает в себя множество установок,  методов и приемов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, но в то же время нужно отходить от стандартного урока, вносить что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Необходимо создать такие психолого-педагогические условия в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

Этому может способствовать применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы приемов и методов обучения. Они способствуют формированию умения принимать решения и решать проблемы, формированию коммуникативных умений и качеств, умения ясно формулировать мысли, выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде.

Сразу хотелось бы отметить, что в нашей школе преподается модуль “Основы мировых религиозных культур”, поэтому преподнесения информации я могу показать на примере тех уроков, которые входят в изучение данного модуля.

Перечислю методы обучения, которые используются  в учебном процессе.

Cсуществуют следующие методы обучения:

Метод моральных дилемм и дискуссий

Эвристические методы

Проектирование

Исследовательский метод

Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ:

дискуссии (дебаты, диспуты)

эвристические беседы

учебные и социальные проекты

уроки-экскурсии

деловые и ролевые игры

практикумы

различные викторины

конкурсы

творческие мастерские

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два и более вопроса. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

 Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Например, урок «Проповедь Христа» возможно обсуждение проблемной ситуации: Как поступить, если тебя обидели?

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Например, на уроках «Милосердие и сострадание» ребята выбирали в тексте отрывки, с которыми они полностью согласны или те, где хочется поспорить. Формулировали правила, которые необходимо выполнять всем людям для совместной жизни в обществе (тема «Заповеди»).

Проектирование -  особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповым занятиями, в результате, которого обучающиеся создают конечный продукт из собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Вышеперечисленное является лишь теорией, которую “доказывают” на различных уроках и на разных ступенях обучения учителя современной школы. Мне хотелось бы показать, как можно использовать некоторые методики и приёмы на разных  уроках модуля “Основы мировых религиозных культур”.

Например, при изучении темы «Православный храм»: при изучении данной темы можно использовать метод моральных дилемм и дискуссий 

На этапе  урока «Актуализация знаний учащихся» учитель просит детей  дать определение слову «храм».

Учитель: - Одинаковые ли храмы у всех религий?

По изображению фоторепродукций или на интерактивной доске, учащиеся определяют, что они разные.

Учитель спрашивает: - Почему? Докажите. (Ученики приводят свои гипотезы.)

В процессе, приведённых примеров, выясняется, что у каждой религии своё видение мира и миросоздателя.

Далее детям можно предложить нарисовать свой храм, каким они его видят в христианской религии. А затем проанализировать свои рисунки перед одноклассниками.

И сделать вывод: главное, это вера в добродетель, что храм является источником живительной благодати каждого верующего человека.

  Тема “Семья” : при изучении данной темы можно использовать метод проектов (в данном случае, краткосрочный проект). Ранее на уроках окружающего мира учащиеся уже познакомились с понятием “семья’, поэтому на уроках ОРКСЭ можно расширить их представление  по данной теме и предложить подготовить мини-проект (можно с презентацией), в котором будет отражена личная позиция и отношение каждого ребенка. В дальнейшем можно объединить все детские работы и выпустить один большой проект от класса.

Особый интерес у детей вызывает такая форма работы, как интервью. Ребята составляют  вопросы и берут  интервью у своих родственников о семейных традициях.

  Тема “Добро и зло” : В учебнике понятие добро и зло даётся через Библейскую трактовку и объясняется, как грехопадение и раскаяние. Учащимся 4 классов не всегда доступны для понимания некоторые термины, в связи с маленьким личным опытом.  На данном уроке можно предложить следующие варианты работы:

  • сам урок можно построить в форме дебата  или дискуссии.

В качестве основного материала можно предложить для прочтения притчу из Библии. Это позволит, во-первых, познакомить учащихся с самим текстом священной книги, во-вторых, научить работать с текстом религиозного содержания (таким образом, мы введем в словарь ребёнка новые религиозные термины и в будущем можем составить из них словарик, придумать для него обложку на уроках труда – это уже интеграция предметов, и провести выставку данных словарей).

  • После прочтения притчи можно предложить учащимся ответить на вопрос “Что такое добро и зло в их понимании? Где в своей жизни они встречались с этими понятиями?”. Попросить привести примеры, чтобы понять, как каждый ребенок для себя дает объяснение добру и злу. Таким образом, мы на  уроке применяем метод дискуссий на заданную тему.
  • На втором уроке по данной теме можно предложить групповую работу. Для этого класс необходимо разделить на группы (достаточно двух) и предложить изобразить (коллективно) доброго и злого человека. (На листках формата А2 или А3 учащиеся рисуют доброго или злого человека, в одной части, а в другой - пишут, какими качествами должен обладать, по их мнению, данный человек). Нужно чаще обращать ребят к их собственному мнению, развивать личностные УУД.

           Работа с притчами

На  занятиях ОРКСЭ    большая часть урока  отводится работе с текстом.

 Притча - дидактико- аллегорический литературный жанр, заключающий в себе моральное и религиозное поучение. Близка к басне. Именно притча является наибольшим воспитательным потенциалом и развивает аналитические навыки, логическое и критическое мышление. Использую на этапе объяснения нового материала, закрепления, на этапе рефлексии.

     Понять смысл притч помогают гравюры, картины, презентации, рисунки, картинки, фотографии.

Большое значение имеет работа над анализом   притчи:

1.Обсуждение основной идеи, смысла истории.

2.Анализ названия притчи (придумать новое название притчи)

3.Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться)

4.Сформулировать  вопросы или ответить на поставленные вопросы.

5.Выделение  ключевых понятий.

6.Инсценировка   притчи.

7.Сравнение  нескольких притч.

8.Нахождение и вставка пропущенных слов в притче (или предположить их).

Тема “Священные сооружения”: На данных уроках учащиеся знакомятся со священными зданиями христианства, иудаизма, буддизма и ислама.

Для того, чтобы познакомить учащихся с данной темой, можно использовать заочные видео-экскурсии или реальные экскурсии в храм, мечеть или любое другое священное сооружение, которое доступно для посещения в городе. В ходе экскурсии по православным храмам ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа. 

После проведение экскурсии, на втором уроке, можно предложить учащимся подготовить отзыв или эссе о том, что они увидели или узнали, нарисовать или представить в виде таблицы основные черты священных сооружений  разных религий.

Мне кажется, что курс ОРКСЭ  можно интегрировать с такими школьными дисциплинами, как литературное чтение (тем более, что на один урок чтения стало меньше), ИЗО, технология, по крайней мере, в начальной школе.

Тема “Любовь и уважение к Отечеству”: При изучении данной темы в модуле “Основы мировых религиозных культур”  необходимо обратиться к примерам из истории нашего Отечества, к нашим предкам, к истории своего народа. Для этого в качестве домашнего задания можно предложить учащимся подготовить сообщение о своих предках, которые участвовали в ВОВ, затем все доклады и сообщения оформить в единую “книгу памяти” и подарить ее в школьный Музей, приурочив к дате 9 мая. Данный урок можно построить в виде выступления с презентацией, круглого стола.

Методические приемы на уроке составная часть или отдельная сторона метода. В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала: постановка вопросов при изложении учебной информации, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей. К таким приёмам относят: дидактические игры, логические задачи, кроссворды, самостоятельные работы и т.д.

Приём «Фишбоун»

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который могут располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы. Основная цель метода - стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает самой главной задачей школьного образования.

Приём "Толстых" и "Тонких"

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Одним из ведущих приёмов является кластер.

Кластер (от англ. Cluster -гроздь) –
это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
 

Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда систематизируем информацию до знакомства с новым материалом. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: В центре звезда – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты также могут быть свои спутники.

Например, в теме «Добро и зло» задается вопрос: «Что для вас добро?». Слово «добро» записываем в центре, от него отходят лучики, которые ведут к «планетам». Далее дописываем то, что предлагают дети. У нас получилось, что от слова «добро» появились направления к «планетам»: «вежливость», «хорошие поступки», «помощь нуждающимся», «взаимовыручка», «внимание к окружающим». Это один из вариантов записи, возможно в другом классе будет иное количество лучиков и другие «планеты». Аналогично составляем кластер от слова «зло» и продолжаем работать над этими понятиями, используя другие методы и приёмы работы: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, обсуждение положительных и отрицательных поступков героев.

Большой потенциал имеет приём кластеров на стадии рефлексии: это исправление неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации.

На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы, как:

приём «синквейн»

 Он используется как способ обобщения изученного материала. Краткость формы развивает навык резюмировать информацию. Синквейн дети пишут чаще всего индивидуально, но возможна и работа в парах или в группах. Правила написания синквейна хорошо известны:

  • 1 строка – одно ключевое слово, существительное, отражающее главную идею; 
  • 2 строка – два прилагательных или причастие, описывающие основную мысль, которые подходят к теме существительного; 
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках заданной темы; 
  • 4 строка – короткое предложение из 4-х слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата или пословица; 
  • 5 строка – существительное – синоним ключевого слова (желательно 1 слово или словосочетание). 

Очень интересен детям приём «Круги по воде». 

Желательно использовать его на стадии рефлексии, но вполне оправданно и применение и на стадии осмысления. Опорное слово – это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. Например. При изучении темы «Дружба» можно использовать данный приём, разделившись на группы.

Последовательность работы по приёму:

Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок  для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

Выбрать любое ведущее слово  (из 5 – 6 букв, без мягкого знака )

  1. Записать это слово в столбик.
  2. Написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы.

Вот что получилось:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

доброта

добропорядочный

Доверять

добродушно

радость

радушный

Радоваться

разумно

уважение

учтивый

уметь понимать

уступчиво

желание

жизнерадостный

желать помогать

жизнерадостно

бескорыстие

благородный

быть бескорыстным

бескорыстно

альтруизм

аккуратный

анализировать

адекватно

Приём «Чудесное превращение»

Вариантов может быть много. Условие одно - чудесное превращение. Например, на доске белые цветы, необходимо выполнить ряд заданий, чтобы “оживить" цветы, и тогда они станут разноцветными. Одно задание - один цветок. Могут быть заколдованными бабочки, осенние листочки и др. Можно на рисунок прикрепить промокательную бумагу, которая "тает" от воды. Когда задание выполнено, мокрой кисточкой провести по бумаге, появится изображение.

Тема урока “Праздники и календари”: Изучение этой темы предполагает и даёт учителю простор для творчества. Здесь возможны и творческие мастерские (изготовление и раскрашивание фигурок к Пасхе,  коллективный макет или инсталляция Рождества Христова с традиционными фигурками волхвов, яслей, Девы Марии и самого Христа); работа с иллюстративным материалом (при создании макета учащиеся сначала знакомятся с его изображением на страницах Библии); кроссворды (по главным государственным и церковным праздникам)и др. Возможно, даже при изготовлении пасхальных фигурок реализовать социальный проект, подарив эти фигурки детям из приюта (эта работа социально очень значима, потому что покажет учащимся, как важно и нужно помогать тем, кто нуждается в помощи, покажет жизнь такой, какая она есть на самом деле, а не на страницах учебника).

 В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные работы. Конечные результат: мини- проекты -книги, газеты, рисунки, фото выставка коллаж и пр.

В курсе ОРКСЭ много различных понятий. Составление словаря терминов и понятий  способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют основные понятия курса. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать, они должны знать наизусть. Чтобы понятия лучше запоминались, а также для контроля за усвоением их используется на уроках следующие приемы:

Домино - состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части - на одной записано понятие, на другой - определение к другому  понятию.

Буквомикс

Зашифрованный текст, который нужно расшифровать, прежде чем начать с ним работать по существу. Пример: Найдите закономерность и расшифруйте текст:
(подсказка - в каждом слове первая и последняя буква стоят на своих местах)
        Оитллчныитьеми чмаетри дубржы ялтсювяя иеарьбтзнситоль, бросткыосстнеь, ваиамзня самипитя, доирвее и ощнбстоь иернотесв.
Решение: Отличительными чертами дружбы являются избирательность, бескорыстность, взаимная симпатия, доверие и общность интересов.

Расшифруй слово.

Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:
О — объединение, открытость;
Б — близость, безопасность;
Щ — щедрость;
Е — единение, единомыслие;
Н — необходимость;
И — искренность, истина.
      Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.

Анаграммы.


Учащиеся  с удовольствием разгадывают
анаграммы по терминам, изученным на предыдущем уроке. Можно усложнять задания, загадав четыре слова, одно из которых – «лишнее». Пример: Заполните табличку, для чего, решите анаграммы, объясните слова, выберите лишнее.
анаграмма               термин         значение
рльома                      мораль    
родоб                         добро    
релспавдьивсто     справедливость    
рокпо                         порок    
бдосова                    свобода   

Жемчужина в раковине.

Как мы видим, у всех людей есть свои достоинства как «Жемчужина в раковине» и недостатки как «Камушек в ботинке», и все мы желаем толерантного отношения к себе.

Учитель:

Работа в группах. Сейчас я предлагаю собрать на доске цветок толерантности. На лепестках написаны формы проявления толерантности, а вы должны договориться и выбрать, какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие – нет:

уважение мнения и прав других

доброжелательность

желание что-либо делать вместе

(сотрудничество)

уважение человеческого достоинства

чуткость, милосердие

сострадание,

прощение,

принятие другого таким, каким он есть,

жестокость,

неуважение,

эгоизм,

нетерпимость,

пренебрежение,

зависть, унижение


Данные формы и приемы работы способствуют успешности обучения, повышению мотивации к изучению предмета, повышению уровня воспитанности обучающихся. Такие уроки конечно нужны. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения оставят след в сердцах наших детей. Но для этого и мы должны учиться, встречаться и делиться опытом. Только сообща можно добиться эффективных результатов в воспитании нравственного гражданина России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности учителя и обучающихся на уроке.

Предлагаю краткий перечень видов деятельности учителя    и обучающегося на уроке русского языка в 1 классе. Эти же виды можно с успехом использовать на других уроках: математике, окружающем ...

"Организация совместной деятельности учителя с ребенком в системе развивающего обучения"

Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Личностно-ориентированная направленность и г...

Организация совместной деятельности учителя- логопеда, педагога- психолога, и учителя начальных классов по профилактике школьной дезадаптации ребенка с речевым недоразвитием

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для ребенка. Практический опыт психологического и логопедического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подгото...

Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.

Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО  как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя  сказ...

"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".

Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные ак...