Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.
статья на тему

Паршина Оксана Евгеньевна

Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО  как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя  сказать о  полной разработанности технологий, приемов и методов,  которые помогут разнообразить занятия, сделать их более эффективными и позволят достичь наилучших результатов. Без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет. Поэтому в данной статье приводится технология   применения форм и методов работы с младшими школьниками во внеурочное время уже дающая результаты в повышении мотивации ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл внеурочная деятельность19.77 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ.

Паршина О.Е.,

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» город Губкин

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО  как повышение мотивационной сферы учащихся. Сегодня еще нельзя  сказать о  полной разработанности технологий, приемов и методов,  которые помогут разнообразить занятия, сделать их более эффективными и позволят достичь наилучших результатов. Без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет. Поэтому в данной статье приводится технология   применения форм и методов работы с младшими школьниками во внеурочное время уже дающая результаты в повышении мотивации ученика.

Ключевые слова:    педагогические технологии, внеурочная деятельность, младший школьник.   

За время апробации и введения Федеральных образовательных стандартов начального образования и включения внеурочной деятельности в учебный план образовательных учреждений педагоги сталкивались с различными ситуациями, которые требовали своего разрешения. Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие локальные акты обеспечивают реализацию внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности, все ли ученики должны посещать занятия - эти и другие вопросы уже были решены образовательными учреждениями в той или иной степени. Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые помогут разнообразить занятия, сделать их более эффективными и позволят достичь наилучших результатов.    Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.  Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность учащихся? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги, ученые, методисты, психологи.   Прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности надо заинтересовать его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. Существует ряд форм и методов, применение которых способствует повышению мотивации к учебно-познавательной деятельности. В первую очередь это касается форм проведения урока. В этом вопросе многое зависит от мастерства учителя, умения организовать учебный процесс. Также одним из путей повышения интереса к изучению школьных предметов является хорошо организованная внеклассная работа. Соревнования, классные часы, ролевые игры, экскурсии способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. Вопрос о роли внеклассной и внеурочной работы в учебном процессе, о ее влиянии на мотивацию в учении представляется очень актуальным в связи с необходимостью поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня подготовки учащихся Педагоги, отбирая формы, методы и приемы конечно должны руководствоваться не только интересами детей, но и социальным запросом общества, требованиями к условиям, содержанию, к личностным и метапредметным результатам образовательной деятельности. Но нужно помнить, что внеурочная деятельность только дополняет,   расширяет образовательное пространство и формы должны отличаться от тех, которые используются на уроке.  

 Чтобы формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, учить осознавать свою этническую и национальную принадлежность; возможно использование таких форм организации внеурочной деятельности как:

 встречи с ветеранами ВОВ и труда;

 проведение «Уроков мужества»;

 проведение музейных занятий;

 выставка рисунков, коллажей, плакатов «Моя малая Родина»;

 выставка рисунков, боевых листков «Герои всех времен»;

 конкурс тематических презентаций;

 тематические классные часы к 23 февраля, 9 мая, Дням воинской славы;

 проведение праздников - знакомств с традициями разных народов.

Чтобы ученик овладел начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, необходимо включать во внеурочную деятельность такие формы как:

 коллективные творческие проекты: подарок к празднику, украшение класса;

 проведение учащимися тематических, праздничных, творческих мастер-классов.

Чтобы появились основы для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств нельзя забывать про такие формы организации:

 посещение музеев, выставок;

 создание и проведение собственных тематических выставок;

 проведение занятий в форме игры (например: «Мы в изостудии»);

 проведение тематических классных часов;

 участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества.

Для овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии предлагаю использовать такие формы организации:

 проведение коллективного исследования (опытная, экспериментальная деятельность);

 организация и проведение долговременного, кратковременного проекта;

 игровые занятия предметного кружка;

 бинарные занятия.

Использование данных форм возможно в любом классе. Существенное отличие будет в отборе методов и приемов, так как педагогу необходимо учитывать возрастные особенности, способности и интересы учащихся.   Развитию творческого потенциала моих учеников служит проектно- исследовательская деятельность. Мы начали ею заниматься ещё с первого класса, в рамках курса "Я исследователь". Хотя она и включена в урочную деятельность, естественно, что основной объем работы приходится на внеурочное время: работа с ресурсами Интернет, посещение библиотеки, музея, основная работа по обработке и оформлению результатов. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. В рамках этого занятия дети выполнили следующие проекты: "В мире сказок", "Перелётные и зимующие птицы", "Тайны Древнего Египта", "Интересные факты науки Арахнологии", "Что такое Новый Год", "История возникновения матрёшки", "Полезные свойства шоколада". Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Внеурочная деятельность помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.

Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД  у младших школьников в учебной деятельности: - опора на субъектный опыт ученика; - применение активных методов обу...

Рабочая программа учебного предметаРабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организации образовательного

Рабочая программа учебного предмета- это индивидуальный инструмент педагога, предусматривающий наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса, содержания, формы, методы и приемы организац...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГБОУ СОШ № 33 г. Сызрани).ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИС...

"Формы, методы и приемы организации внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся".

Что понимается под внеурочной деятельностью, каковы цели и задачи внеурочной деятельности, какие нормативные документы необходимо изучить для введения внеурочной деятельности, какие  локальные ак...

Методы и приемы организации совместной деятельности учителя и обучающихся на уроках ОРКСЭ

Как выстроить  взаимодействие и сотрудничество с обучающимися в процессе изучения культурологического курса, направленного  на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, сост...