Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".
статья по теме

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavat._deyatelnost.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные подходы к организации урочной деятельности

в условиях ФГОС НОО         

С урока начинается учебно-воспитательный процесс,

уроком он и заканчивается.

Все остальное в школе играет хотя и важную,

 но вспомогательную роль,

дополняя и развивая все то,

 что закладывается в ходе уроков.

                                                                                   Ю.А. Конаржевский

Урок остаётся основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС. По словам Ивановой Е.О. и  Осмоловской И.М., урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая педагогами для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая группой учащихся постоянного (переменного) состава, в определенный отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога.

 Возникает вопрос: остаются ли традиционными подходы к организации урочной деятельности при введении ФГОС или модернизация урока обязательна? Что конкретно должно меняться?

  В соответствии с положениями и требованиями нового образовательного стандарта  происходит переход от знаниевой парадигмы образования  к компетентностной. Основными результатами  начального образования являются:

  • формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания -  формирование универсальных учебных действий (УУД):

  • регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции);
  • познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структурированием, а также действия логические и  действия постановки и решения проблем);
  • коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, пла-нирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов);
  • личностные УУД (действия смыслообразования, нравственной и эстетической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).

 Происходит  смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация».

У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

 Учитель моделирует урок  в соответствии с  новыми требованиями стандарта.  Урок строится на базе предметного содержания курсов фундаментального ядра начальной школы,  с учётом тех УУД, которые могут быть сформированы через различные виды деятельности. Педагог, ориентируясь на те или иные УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные  методы, приёмы, технологии. Уроки будут носить чаще интегрированный характер.

Увеличится доля таких уроков, как урок – исследование: форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

Урок на основе групповой технологии: работа в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д. Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива.

Уроки дифференцированного обучения: строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний. Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося. Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Меняется роль учителя: он играет роль наставника, организует и направляет деятельность учащихся. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.

 Важен отбор учебно-методических систем.  Мы такой выбор сделали: УМС «Школа 2100»,развивающая система Л.В.Занкова. В основе данных учебно-методических систем лежит системно-деятельностный подход. Дидактические принципы обеих систем полностью соответствуют содержанию и задачам нового стандарта. В нашем лицее накоплен положительный опыт реализации данных систем. 12 лет мы успешно работаем по УМС ««Школа 2100»,18 лет – по развивающей системе Л.В.Занкова.

 Для реализации ФГОС НОО потребуются различные технологии, в основе которых лежит деятельностная направленность. В нашем лицее накоплен достаточно богатый опыт в реализации инновационных технологий, которые могут успешно использоваться педагогами в достижении целей нового стандарта. Например, технология междисциплинарного обучения (МДО). Автором данной технологии является доктор психологических наук Н.Б.Шумакова. Технология МДО предполагает построение урока в виде индуктивного или дедуктивного исследования. Технология проведения занятий междисциплинарного обучения в режиме индуктивного исследования имеет следующую структуру:

  • Возникновение вопроса, проблемы
  • Анализ фактов
  • Обобщение
  • Открытие.

Режим дедуктивного исследования предполагает следующую структуру:

  • Формулировка гипотез(ы)
  • Проверка гипотез(ы) с помощью фактов
  • Вывод (верна гипотеза или нет).

Этапы урока-исследования в технологии МДО:

  • Мотивация
  • Исследование
  • Обмен информацией
  • Организация информации
  • Связывание информации
  • Рефлексия
  • Применение открытия или способа к решению практических задач
  • Постановка новых вопросов, формулирование новых проблем, возникновение новых гипотез

Формы общения на МДО:

  • Групповая работа
  • Межгрупповая работа (дискуссия)
  • Условия эффективной работы в группах на МДО:
  • Создавать малые группы только на одно исследование (сменный состав групп)
  • Распределение ролей в группе
  • Доброжелательные взаимоотношения в группе
  • Ответственность каждого за результат работы в группе (отчитываются о работе все члены группы)
  • Рефлексия

Итак, урок, оставаясь основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС, должен формировать  универсальные учебные  действия. Изменяется целевая установка урока.  Мотивация направлена на саморазвитие ученика. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС

В этом выступлении я раскрываю понятие и составляющие внеурочной деятельности. Объясняю как формируется содержание занятий и какие целесообразно использовать формы организации деятельности обучающихся...

"Организация исследовательской деятельности в условиях ФГОС НОО"

Практические советы, как помочь учащимся первых классов включиться в  исследовательскую работу....

Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения

Доклад содержит основные теоретические направления, которые можно использовать при организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения...

« Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно...

Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...


 

Комментарии

Я обобщила ( кратко) свой опыт работы по данной теме.Он с интересом был заслушан на региональной конференции учителей начальных классов.

Я обобщила свой опыт работы по данной теме. Он с интнрнсом был заслушан на региональной конференции учителей начальных классов.