ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

Федорова Елена Андреевна

Цель уроков чтения – вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению литературы в среднем звене, поэтому на уроках я использую традиционные и нетрадиционные методы и приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЁДОРОВА ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА

МБОУ «СОШ № 28» ГОРОДА Норильска Красноярского края

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

«Сделать серьёзные занятия

                                                              для ребёнка занимательными –

                                                                   вот задача первоначального обучения»

(К.Д.Ушинский)

Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик учится сам. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности.

В настоящее время увеличилось количество детей, имеющих соматическую ослабленность. В школах увеличилось количество учеников, которые испытывают те или иные трудности в обучении. Эти трудности способствуют появлению боязни и отвращения к учёбе, снижению социальной активности и, как результат, снижение успеваемости. Учащиеся испытывают разнообразные трудности в обучении, в частности при изучении русского языка и чтения, как одной из его составляющей. По мнению ряда исследователей психофизиологической основой трудностей чтения являются: замедленный темп приёма и переработки информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля. И вследствие этого дети, как правило, оказываются не готовы к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения.

Поэтому, понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, мы постоянно ищем пути повышения качества обучения на своих уроках.

Моя методическая тема «Пути повышения эффективности обучения чтению через использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов». По этой проблеме я работаю в паре с логопедом уже не один год.

Цель моих уроков чтения – вызвать интерес к чтению, научить детей воспринимать художественную литературу, заложить основу формирования грамотного чтения и подготовить учащихся к систематическому изучению литературы в среднем звене.

Самым первым шагом в нашей работе было изучение трудов основоположников педагогики, психологии, логопедии, что позволило выработать научный подход к организации работы с нашими детьми, определить тактику и стратегию работы.

Организуя обучение, мы не выходили из рамок требований современной программы к знаниям, умениям и навыкам учащихся начальной школы, однако сочли необходимым усилить мотивационную сторону обучения.

В процессе работы я формирую навыки осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом с помощью способов, действий, активно влияющих на основные параметры чтения, создаю условия для реализации практических действий учащихся с учебным материалом.

Условия управления процессом формирования навыков чтения.

  1. Необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов,
    как воспитание, внимание, память, мышление.
  2. Навык чтения значительно укрепляется, совершенствуется, если параллельно с
    ним развиваются и другие виды речевой деятельности; аудирование, говорение и письмо,
  3. Формирование полноценного навыка чтения необходимо рассматривать как за дачу не только специального урока - урока чтения, но и как одну из задач уроков матема тики, природоведения, русского языка. Осуществляя межпредметную связь, мы не только
    совершенствуем навык чтения, но и способствуем усвоению других учебных дисциплин.
  4. Занятия по чтению необходимо строить так, чтобы содержание, формы и мето ды работы на уроке формировали положительную мотивацию, интерес к чтению и книге
    вообще.
  5. Необходимо преодолеть наметившийся крен в техническую сторону урока чте ния в ущерб художественной.

Технические упражнения по формированию навыков чтения выносить на отдель ный короткий этап урока (как устный счёт на занятиях по математике) и для этого подби рать или составлять тексты и другой речевой материал, не имеющий большой художест венной ценности, а основное время урока отводить чтению и работе над плановым худо жественным произведением как над произведением искусства слова.

  1. Огромную роль в формировании положительного отношения к чтению играет
    процесс обучения грамоте. Дифференцированный подход к учащимся в этот период, разноуровневое обучение - важнейшее педагогическое условие руководства процессом формирования навыков чтения.
  2. Разнообразная внеклассная работа с книгой, помощь родителей и библиотека
    рей - важные стимуляторы роста техники чтения и интереса к книге в младшем школьном
    возрасте.

        При проведении уроков чтения необходимо учитывать:

  1. Взаимосвязь и взаимодействие чтение вслух и молча
  2. Помимо совершенствования чтения в процессе анализа произведения (работа с текстом) нужно проводить ряд упражнений, которые оказывают воздействие на основные параметры чтения
  3. Необходим настрой детей перед уроком

        Урок всегда начитается с разминки, с постановки дыхания, далее идёт артикуляционная гимнастика, так как она имеет важную роль в формировании правильного произношения звуков, проводить артикуляционную гимнастику нужно на каждом уроке 1-2 минуты.

        Используем упражнения для нижней челюсти, для губ, для языка.

        Далее можно использовать чистоговорки, рифмовки, скороговорки. Эти упражнения улучшают не только звукопроизношение, но и способствуют технике чтения.

ШО-ШО-ШО всё будет хорошо. (троекратное повторение слога в начале помогает правильно произнести его  в конце фразы)

Далее усложняем ШПРИ – ШПРЯ – ШПРА – ШПРО – ШПРЕ – ШПРЮ – ШПРУ – НАЧИНАЕМ МЫ ИГРУ.

Методика Н.А. Зайцева («звучащие» кубики Зайцева)

Николай Александрович - автор новых направлений в методиках обучения чтению (русскому языку, английскому, математики).

«Опираясь на свой большой личный опыт, несомненный талант и любовь к детям, Н.А. Зайцев выводит педагогическую технологию на уровень природосообразного мето дического совершенства» - писал доктор медицинских наук В.Ф. Базарный.

Как никто и никогда Н.А. Зайцев резко отказывается от фонемного принципа и бе рет за основу складовой.

«Младенец, делающий первые усилия в произнесении самого близкого слова «ма ма», никогда не произносит раздельно фонемы [м], [а], чтобы соединить их в «ма» ...

Исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой [ма] на искусственно составленные фонетические элементы [м], [а], что противоречит принципу природосообразности.

А складовой принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков НА Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе ребенка.

Приемы работы с кубиками различны, но ведущий из них это многократное проговаривание и пропевание складов в различных комбинациях за учителем, использование попевок складов.

Использование методики складов Н.А.Зайцева наиболее целесообразно на первых этапах обучения грамоте.

В своей работе я использовала такие задания:

1) Выбери кубик и озвуч его.

2) Составим поезд (каждый ребенок берет кубик и составляют поезд). Затем про читывают вместе с учителем весь ряд.

3) «Сардельки» и «сосиски», (разберем поезд из больших кубиков на «Сардель ки», а поезд из маленьких кубиков на «сосиски» по 3-4 кубика, далее с помощью белень кого кубика прочитаем и «сардельки» и «сосиски» с ударением на первом, втором, треть ем, а там где четыре кубика, то и на четвертом слоге.

4) «Братишки» и «сестренки». Почти у всех больших кубиков есть «сестренки» среди маленьких кубиков, а у всех маленьких - «братишки» среди больших. Надо собрать вместе «братишек» и «сестренок»: АЯ, ДА, ДЯ, ДЯ, САСЯ, ГАГЯ.

5) «Нажми на кубик или «компьютер» (кубики лежат на столе в произвольном порядке. Каждый из 4-5 ребят, вызванных для игры, ставит пальчик на край любого куби ка так, чтобы не закрывать букв. Учитель, слева направо, по очереди касается рукой плеч детей, при этом озвучивая кубики дети повторяют. Затем дети сами озвучивают кубики.

6) Работа с таблицами:

а) чтение столбиков слогов.

б) печатание своего имени вместе с учителем (затем самостоятельно).

в) напечатай название любимого блюда.

г) напечатай отгадку к загадке.

д) зоопарк.

е)магазин.

 Совершенствования общеучебных умений в начальной школе

(Всеволод Николаевич Зайцев)

Резервы обучения чтению

Достичь поставленных целей можно с помощью техно логических элементов: упражнений, тренингов, объединяю щихся в следующие группы.

Подготовка школьников к развитию речи на уме нии работать по указанию, копировать рисунок, выбор пар ных слов, запоминание показанных предметов, слушание и рассказывание.

1.Частота упражнений (важна не длительность, а частота. Память человека уст
роена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то что мелькает: то
есть, то нет).

2.Жужжащее чтение (ученики читают одновременно несколько минут).

3.Ежеурочные пятиминутки чтения (на каждом уроке читаем любимую книгу).

4.Чтение перед сном.

5.Режим щадящего чтения (когда ребёнок прочитывает небольшой отрывок и за
тем отдыхает).

6.Развитие оперативной памяти.

7.Стимулирование желания читать (ежедневный учёт успехов).

Достичь поставленных целей можно с помощью техно логических элементов: упражнений, тренингов, объединяю щихся в следующие группы.

Подготовка школьников к развитию речи на уме нии работать по указанию, копировать рисунок, выбор пар ных слов, запоминание показанных предметов, слушание и рассказывание.

Зрительные диктанты.

При использовании наборов необходимо иметь в виду следующее:

1.Предложения, предлагаемые для экспозиции, написаны только печатными буквами.

2.Наборы с 1 по 5 используются для 1 класса, наборы с 5 по 10 используются во 2 классе, наборы с 10 по 18 используются в 3 классе.

3.Читают дети «про себя», записывают на отдельные листы.

4.Тренировки проводить желательно ежедневно.

5.С каждым набором надо работать до тех пор, пока все учащиеся не напишут правильно каждое предложение.

Учителя школы № 37 города Саранска Я.В.Беспалова, В.С.Беспалов разработали наборы зрительных диктантов, основанных на русских народных пословицам и поговоркам. Проводимая работа повышает заинтересованность детей при письме зрительных диктантов. Усиливает эмоциональный отклик, знакомит с народным фольклором, который развивает их речь, учит народной мудрости. Целесообразно чередовать письмо зрительных диктантов И.Т.Федоренко с диктантами, основанными на русских народных пословицах и поговорках.

Очень эффективный приём из системы Федоренко и Пальченко;

  1. многократное чтение
  2. чтение в темпе скороговорки
  3. чтение с переходом на незнакомую часть текста.

После того, как начало нового текста прочитано учителем, детям предлагается на чать чтение всем одновременно и продолжить его в течение одной минуты. После этого учащиеся отмечают, где закончили.

Затем повторное чтение этого отрывка. При этом, по сле того как прошла одна минута, учащиеся опять делают в учебнике пометку (там, где закончили читать). Затем сравнивают с результатом первого прочтения. Естественно, что второй раз они прочитают на несколько слов больше. Это вызывает у детей положитель ные эмоции и им хочется читать ещё. Однако, более трёх раз не следует читать один и тот же отрывок.

Затем, изменяем, характер упражнения, то есть, читаем этот отрывок в темпе ско роговорки. Здесь не уделяем   внимание не выразительности, а отрабатываем артикуляцию чётко проговаривая окончания. Это упражнение длится 30 секунд.

Затем переходим к третьему упражнению. Учитель ставит перед детьми задачи: "Сейчас мы будем читать красиво, выразительно". Здесь учащиеся прочитывают знакомую часть текста до конца и учитель их не останавливает, они переходят на незнакомую часть текста.

Секрет этого упражнения в том, что ребёнок, несколько раз прочитал один и тот же отрывок, выработал повышенный темп, а при переходе на незнакомую часть продолжает её читать в том же темпе. Этого хватает не надолго, но при систематическом ис пользовании этих упражнений длительность чтения в повышенном темпе увеличивается

        Так же эффективен приём с воображаемым магнитофоном. Сильный ученик чи тает отрывок, а слабый ученик следует за ним (как бы записывает на плёнку). Затем учи тель говорит: '"Магнитофон включён". Слабый ученик должен сам прочитать этот не большой текст.

         Небольшой объём, предварительная ориентация в нём зрительно и на слух помогают слабому ученику успешно справиться с заданием, вызывает интерес к не му, способствует появлению некоторой уверенности в своих силах.

        При работе с текстом можно использовать различные виды работы с текстом:

БУКСИР – учитель читает текст, дети читают про себя тот же текст. Проверка- внезапная остановка на каком либо слове и повторение его. Дети должны остановиться на этом же месте, показать слово, на котором остановились.

КТО БЫСТРЕЕ? – учитель читает начало, конец или середину предложения, дети должны отыскать это предложение и прочитать.

ЧТЕНИЕ ЗА ДИКТОРОМ – учитель читает, дети читают за ним, учитель должен периодически менять темп чтения.

МНИМОЕ СЛОВО – учитель в ходе чтения неправильно прочитывает некоторые слова, дети должны его исправить.

ЭСТАФЕТА - начинает читать текст учитель, прочитав несколько строк он передаёт эстафету ученику. Ученик, прочитав несколько предложений, называет имя следующего ученика, который продолжить чтение.

Упражнения, которые можно использовать в работе.

        Предлагаемые упражнения проводятся на каждом уроке в течение 5-6 минут, но это не значит что надо использовать все упражнения сразу. Можно взять 2-3 упражнения на один урок. Все упражнения можно разделить на несколько групп:

  1. развитие речевого аппарата
  2. расширение оперативного поля зрения
  3. развитие смысловой догадки
  4. развитие внимания, памяти, мышления  в процессе восприятия текста
  5. преодоление трудностей понимания в различных условиях восприятия текста.

1.   Дифференциация сходных слогов и слов:

ла-ра, за-са.

2.   Чтение слогов и слов по подобию:

ма-са-ла, Маша - Дима - Паша, бочка - почка - точка - дочка.

3.   Чтение слогов и слов с подготовкой:

о-то-сто-стол, о-ор-бор-сбор-сборник.

4.   Чтение слов, написание которых отличается одной двумя буквами или поряд ком их расположения.

сом        пар

сон        бар

сок        дар

сор        шар

сыр        жар

Столбики таких слов легко прочитываются детьми, т.к. относительно новыми для них в прочитываемом слове всякий раз оказывается одна - две буквы.

5.   Чтение слов с одинаковой концовкой или началом.

        тон                        мис

        нан                        мас

ба        лет                        мар        ка

зар                        нор

        ня                        лап

6.   Чтение слов с одинаковыми гласными.

сады

мина

гора

рады

липа

кора

лапы

киса

нора

вазы

лиса

пора

фары

пила

опора

шары

сила

шпора

7.   Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

кот - котик - котище - котенок - котята - кошачий

мост - мостик - мостики - мостить - мостовая - мосток; мосточек.

  1. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:

прошел - проделал - прочитал.

  1. Чтение зашумлённых слов

  1. Чтение слов наложенных друг на друга

  1. Чтение только второй половины слова:

СТИО                СТИСО        СТИБЕН        СТИНО        СТИСТИ

Какое получилось слово? (особенности)

12.Чтение слов и преложений, записанных наоборот:

АНИШАМ (машина)        АКЛОП (полка)        АЛОКШ (школа)

! ЬТАТИЧ ЬТЕМУ ОШОРОХ КАК

  1. «Словесная лесенка»

ма

мал

мала

марка

маркиз

  1. Сколько спряталось слов?

ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ

14.Найди слова, в которых спрятался слог –КРА:

краска        крот

икра                кран

красота        крапива

красный        кроткий

украл                 краб

15.Прочитай зашифрованные слова, найди лишнее, которое не подходит по смыслу: (на основе этого упражнения можно зашифровывать главных героев читаемых произведений, а также можно зашифровывать словарные слова на уроках русского языка) (упражнения из книги Эдигей «Увлечение чтением»)

ИТК                КИТ
КУАЛА        АКУЛА
ЛЕДФИНЬ        ДЕЛЬФИН
ЯЛИЛИ        ЛИЛИЯ

Так при чтении сказки «Два мороза» я зашифровала главных героев:

АВД ОРМОЗА        два мороза          ПЕЦКУ                купец                ВОДРОСЕК                дровосек

16. Изограф – Какое слово зашифровано?

17. Чтение текстов с деформированными словами.

Береги здоровье.

Чистота – ЛОАЗГ РОДОЗЯВЬ. Борись с грязью и пылью. Чаще чисти ЁОВС ТЬЕАЛП и обувь. Обязательно ВЕТРИПРОВАЙ НАКОМТУ. Помни: солнце, воздух и вода – твои ИЕШЧУЛ ЗЬЯРУД.

18. Выполни математические действия и прочитай слово:

СОМ+БАЛ-ОМ+КО-С+Н=  БАЛКОН (аналогично можно давать такие задания на уроках русского языка – словарные слова).

19. Зашифрованное слово:

Из каждого слова взять только первые слоги (второй слог, последний слог)

КОЛОС, РОТА, ВАЗА  (КО-РО-ВА)

ЗМЕЯ, РАМА (Я-МА)

СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ ( КА-РА-МЕЛЬ)

Усложнённое задание (без указания слогов)

САПОГИ, ПАРАШЮТ, ФАНТАЗИЯ (СА-РА-ФАН)

20. Прочитай слово, используя только буквы русского алфавита.

WОRКNНZО (ОКНО)

Упражнения на развитие и совершенствование статической координации движений

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитие речи и мышлением ребёнка. Поэтому желательно ежедневно делать какие-либо упражнения.

«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы (локти опираются на стол).

«Стол» - правую руку сжать в кулак, на нее сверху положит горизонтально левую руку.

«Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни ь другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

«Дом», «Крыша», «Башня» - держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев и правой руки.

«Магазин» - руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей».

«Коза» - вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

«Кошка» - пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный и мизинец слегка согнуты.

Очки» - образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

«Зайчик» - вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

Графические работы.

Выполняются   в   тетрадях,   альбомах,   на   отдельных   листах   и заключаются в:

-    обводке контуров, лекал;

-   воспроизведении изображения с помощью опорных точек;

-    штриховке в разных направлениях;

-   дорисовывании недостающих деталей у цветов, предметов, фигур;

-   раскрашивании картинок;

-    соединении точек, нанесенных на лист бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

Доклад "Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий"...

Доклад Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной   на сегодняшний день  является проблема сохранения здоровья детей.    Здоровь...

«Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий»

В последнее десятилетие аналитики образования слово "качество" повторяют чаще других слов.  Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и пре...

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.

Навык чтения – это и то, чему учат и одновременно то, посредством чего ученик учится сам. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы ...

Повышение техники чтения через использование таблиц Г.Г. Мисаренко.

Систематическая работа с таблицами, предложенными в методическом пособии Г.Г.Мисаренко  "Дидактический  материал для развития техники чтения в начальной школе", приводит к автоматизации восп...

Приёмы повышения техники чтения через привитие интереса к чтению

Чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, это...