Оптимальное чтение
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Морозова Ольга Николаевна

«Оптимальное чтениеэто чтение в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.» (См.: Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.).

Структура занятия

Этапы занятия

Хронометраж

1.

Пятиминутка чтения

5 мин

2.

Постановка учебной задачи

1 мин

3.

Речевая зарядка

10 мин

4.

Работа с таблицами Шульте

6 мин

5.

Многократное чтение текста

20 мин

6.

Подведение итогов

3 мин

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Оптимальное чтение35.89 КБ
Файл Тексты16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Оптимальное чтение

«Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи, в оптимальном темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.» (См.: Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.).

Если скорость чтения будет повышена, например, если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то естественно понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения (до 120 слов в минуту), когда ученику, чтобы понять содержание необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды (для осмысления).

Занятия по оптимальному чтению проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время.

Цель: развитие потребностей младших школьников в      познании, повышение осознанности и активности учащихся в совершенствовании технической стороны процесса чтения.

Задачи:        1.Выработка чёткого произношения слов,   правильного речевого дыхания, внимания и его распределение, единого темпа речи.

         2.Развитие оперативного поля зрения (чтения).

         3.Накопление в памяти школьника зрительных образов слов.

4.Обучение быстрому, правильному и     сознательному чтению без напряжения.

5.Развитие коммуникативных навыков младших школьников, потребностей в эмоциональном освоении действительности.

Структура занятия

Этапы занятия

Хронометраж

1.

Пятиминутка чтения

5 мин

2.

Постановка учебной задачи

1 мин

3.

Речевая зарядка

10 мин

4.

Работа с таблицами Шульте

6 мин

5.

Многократное чтение текста

20 мин

6.

Подведение итогов

3 мин

Многократное чтение одного предложения

 (III, IV четверть 1 класса, I четверть 2 класса)

Порядок чтения

Виды чтения

1-й раз

Медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слов

2-й раз

Повторное прочтение без учителя

3-й раз

Плавное слитное чтение

4-й раз

Чтение в темпе разговорной речи (как бы вы сказали друг другу)

5,6,7-й раз

Предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом значимом слове

8,9,10-й раз

Темп чтения доводится до уровня скороговорки

Формулировка нескольких вопросов к данному предложению самими учащимися *

Предложения для многократного чтения

  1. Морозы запечатали крепким ледком реки.
  2. Высокие деревья скрипели в лесу.
  3. Протянулся через дорогу заячий след.
  4. Ложится лисица только на сухую землю.
  5. Дятел клювом по дереву постукивает.
  6. Над берлогой наросла белая крыша.
  7. Снегири перелетают с дерева на дерево.
  8. Клесты выводят птенчиков зимой.
  9. Летом снегири живут на севере.
  10. Главная еда белки в дупле старого дерева.
  11. Озимые хлеба без снега замёрзнут.
  12. Зайчата родятся в тёплых шубках.
  13. На берёзах тетерева кормятся почками.
  14. Около дома растёт много деревьев.
  15. Лягушки скачут с берега в пруд.
  16. Коровы давали всё больше молока.
  17. Хвостатый тритон прожил в пруду.
  18. С деревьев дождём сыплются листья.
  19. В лесу свищет холодный ветер.
  20. На дубах ещё держится листва.
  21. Уже выкопали в поле картошку.
  22. Спрятался ёж в гнездо под корнями.
  23. Верхние ветви дерева росли в небо.
  24. Поздней осенью медведь выбрал место для берлоги.

Речевые зарядки

(II – IV четверть 2 класса, 3 класс, 4 класс) *

Материалом для речевых зарядок является скороговорка.

Правила разучивания скороговорок

(См.: Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. - №1)

 №

Правила

1.

Послушай (прочитай) скороговорку

2.

Подумай, о чём говорится в скороговорке

3.

Послушай, какие слова похожи по звучанию. Определи, какой согласный звук (или сочетание звуков) много раз повторяется

4.

Проговори скороговорку медленно вслух, выучи наизусть

5.

Проговори теперь шёпотом несколько раз: сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее

6.

Проговори скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе

7.

Посоревнуйся с ребятами в классе, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку

8.

Обыгрывание скороговорки с разным интонационным подтекстом *

9.

Проговаривание скороговорки, сопровождаемое определёнными действиями *

Набор скороговорок

2 класс

3 класс

4 класс

I четверть

У ежа и ёлки иголки колки.

В живом уголке жили ежи да ужи.

Лара у Вали играет на рояле.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Поля пошла полоть петрушку в поле.

Болтунья болтала пока не переболтала.

Звёздный змей звенел зубами.

От топота копыт пыль по полю летит.

Возжи из кожи в хомут вхожи.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.

II четверть

Хвала халве.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Купи кипу пик.

Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Уже ужи в луже.

У Паши – шахматы, у Саши –шашки.

Съел Слава сало, да сала было мало.

Добр бобр до бобрят.

Под плетень, в тень!

Топором в пень – дзень!

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Наш Полкан попал в капкан.

На рынке Кирилл кружку купил.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Течёт речка, печёт печка.

Три корабля лавировали,

Да не вылавировали.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Жутко жуку жить на суку.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Не руби дрова на траве.

III четверть

Зоиного Зайку зовут Зазнайка.

Косарь Касьян косой косит косо.

Сшила Саша Сашке шапку.

Дарья дарит Дине дыни.

Не скосит Касьян-косарь покоса.

На гармони громко заиграл Ерёмка.

Слишком много ножек у сороконожек.

Валин валенок провалился в проталинок.

Пекарь Пётр пёк пироги.

Чешуя у щуки, щетинка у чушки.

Хитрую сороку поймать морока.

Веселей Савелий сено пошевеливай.

У осы не усы, а усики.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Клала Клава лук на полку.

Сел сокол на гол ствол.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Кликнула к себе Николку.

Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.

Жук жужжит над абажуром.

Проворонила ворона воронёнка.

Добры бобры идут в боры.

Юла возле Юльки крутится, поёт.

Архип осип, Осип охрип.

У четырёх черепашек четыре черепашонка.

Юре и Юле спать не даёт.

У Кондрата куртка коротковата.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Дятел дерево долбит,

день-деньской кору дробит.

Три вороны на воротах.

IV четверть

Не найти ушки у нашей лягушки.

Стоит воз овса, возле воза – овца.

Летели три вороны, черны, пестроголовы.

У Зины болит зуб, она не может есть суп.

Толком толковать, да без толку расперетолковать.

Милая Мила мылась с мылом.

Сколько не ело сито – ни разу не было сыто.

Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Сыворотка из-под простокваши.

А сорок сорок – сорок морок!

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Не живут ужи, где живут ежи.

Носит Сеня в сени сено.

Тимошка крошит в окрошку крошки.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Спать на сене будет Сеня.

Сыпь песочек в жёлтенький черепочек.

На возу лоза, у воза коза.

Саша шапкой шишку сшиб.

У пеньков опять пять опят.

Работа с таблицами Шульте

(1, 2, 3 класс) *

 (См.: Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. - №11).

В первом классе это числа от 1 до 10, во втором классе – от 1 до 20, в третьем классе - от 1 до 25. По такому же принципу изготавливаются карточки с алфавитом. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке учащиеся считывают их за 5-4 секунды.

Правила работы с таблицами

1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение двух-трёх следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы – видят всю её целиком.

       1 класс                                      2 класс                                        3 класс

5

7

3

1

16

3

6

5

13

16

8

10

9

1

8

20

8

19

11

11

22

20

24

6

10

6

4

10

13

4

9

15

1

9

13

18

2

15

18

2

14

7

19

4

23

21

5

12

7

17

2

12

25

17

14

д

ё

в

б

р

д

ж

и

е

о

з

м

з

а

ж

е

л

с

в

а

ж

т

ц

б

й

е

г

п

и

а

н

р

a

и

у

к

п

и

к

г

о

т

ё

п

й

х

д

и

н

з

у

к

ё

г

л

с

в

Многократное чтение текста

(II, III, IV четверть 2 класса, 3, 4 класс) *

(См.: Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения. – Луганск, 1989)

Виды чтения

Время работы

2 класс

1.

Чтение вслух (отметка конечного слова)

1 мин

2.

Повторное чтение вслух (сравнение результатов)

1 мин

3.

Убыстрение темпа чтения (чтение в темпе скороговорки)

20 с

4.

Чтение за диктором (чтение вместе с учителем)

1 мин

5.

Чтение текста шёпотом до конца*

6.

Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос) *

2 мин

7.

Чтение вслух отрывка в паре

5 мин

8.

Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон)

2 мин

3-4 классы

1.

Чтение вслух (отметка конечного слова)

1 мин

2.

Повторное чтение вслух (сравнение результатов)

1 мин

3.

Чтение «Молния» (чтение вслух на максимальной скорости без соблюдения знаков препинания)

20-30 с

4.

Чтение хором чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно, соблюдая все знаки препинания, выдерживая нужную интонацию

1 мин

5.

Чтение «про себя» (не проговаривая слова, работают только губы, используется указка) *

1 мин

6.

Чтение «глазами» (губы не шевелятся, без использования указки, сравнение результатов с чтением вслух) *

2 мин

7.

Проверка осознанности чтения (нахождение в тексте и запись предложения, которое является ответом на поставленный вопрос) *

2 мин

8.

Чтение вслух отрывка в паре

5 мин

9.

Проверка чтения вслух одной пары (чтение в унисон)

1 мин

Тексты для многократного чтения

2 класс

3 класс

4 класс

I четверть

 В.Бианки «Сентябрь»

А.Волков «Астраханский заповедник»

В.Бианки «Месяц прощания с Родиной»

А.Волков «Астраханский заповедник»

Н.Сладков «Синичий запас»

К.Паустовский «Зелёная стража»

В.Бианки «Октябрь»

К.Паустовский «Зелёная стража»

В.Бианки «Живые памятники»

К.Паустовский «Зелёная стража»

Э.Шим «Тяжкий труд»

С.Небесный «Деревья-пылесосы»

II четверть

В.Бианки «Телеграмма из лесу»

Н.Надеждина «Как спят змеи»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Беловежская пуща»

И.Соколов-Микитов «Приготовились к зиме»

В.Бианки «Ноябрь»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Беловежская пуща»

В.Бианки «Переполох в Южной Африке»

В.Бианки «А мы их перехитрили!»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

В.Бианки «Прячутся»

И.Надеждина «Как человек удлинил лето»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

В.Бианки «Готовятся к зиме»

В.Бианки «Декабрь»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

В.Волков «Лисица»

В.Бианки «Лес зимой»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

Э.Шим «Кому было плохо»

З.Трофимова «Что такое ветер?»

Г.Скребицкий, В.Чаплина «У зубров»

III четверть

Э.Шим «Кто был рад снегу»

Н.Калинина «Добрый ветер»

К.Меркулова «В степи»

И.Соколов-Микитов «Первая пороша»

В. Бианки «Любитель холодных ванн»

К.Меркулова «В степи»

В.Бианки «Приспособился»

З.Трофимова «Вода на земле»

А.Грибанов «Озеро Баскунчак»

Г.Скребицкий «Как белочка зимует»

Н.Калинина «Водяные пары»

А.Грибанов «Озеро Баскунчак»

В Чаплина «Чем дятел кормится»

Д.Тихомиров «Снежные узоры на окнах»

Г.Скребицкий «В субтропическом лесу»

Ю.Дмитриев «Снегирь»

А.Клыков «Рыбы»

Г.Ганейзер «На Памире»

Ю.Дмитриев «Вот чудеса-то!»

Г.Скребицкий «На пороге весны»

Г.Ганейзер «На Памире»

В.Бианки «Ягодки под снегом»

Г.Скребицкий «Весна»

Г.Ганейзер «На Памире»

М.Пришвин «Птицы под снегом»

Н.Павлова «Первые цветы»

А.Ивич «Как хлеб растят»

В.Бианки «Стеклянные лягушата»

В.Бианки «Март»

А.Ивич «Как хлеб растят»

IV четверть

Н.Раковский «Это интересно знать»

В.Бианки «Великое переселение птиц на Родину»

А.Ивич «Про соль»

В.Бианки «Сосунки в лесу»

В.Бианки «Апрель»

А.Ивич «Про чай»

Л.Толстой «Деревья дышат»

Н.Надеждина «Весеннее расписание»

А.Ивич «Про сахар»

В.Бианки «Мать-и-мачеха»

В.Бианки «Календарь земледельца»

М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости»

В.Бианки «Перезимовали»

Г.Скребицкий «Раненые деревья»

М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости»

В.Бианки «Кому смех, кому слёзы»

Н.Павлова «Гости»

М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости»

М.Пришвин «Заработал трактор»

В.Бианки «Лесной оркестр»

М.Ильин «Как река пришла к тебе в гости»

Список использованной литературы

  1. Быстрова Н.Л. Обучение динамическому чтению // Начальная школа. – 1994. – №11.
  2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., 1991.
  3. Калинина И.Л. Формирование первоначального навыка чтения: проблемы и перспективы // Начальная школа. – 2009. – №2.
  4. Павлова Л.А. Как формировать навык чтения у младших школьников. – М., 2007.
  5. Пальченко И.Г. Система упражнений для развития навыка чтения у детей. – Луганск, 1989.
  6. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. (Стандарты второго поколения). М., 2010.
  7. Стручаева Т.М. Подготовка студентов к руководству процессом формирования навыков чтения // Начальная школа. – 1994. – №12.
  8. Рудыка Т.П. Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. – №11.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010.
  10.  Шпунтов А.И. Вариативность учебно-воспитательных заданий на разных этапах обучения грамоте // Начальная школа. – 1994. – №1.



Предварительный просмотр:

Тексты 2 класс

В. Бианки

Телеграмма из лесу

 Ударили холодные утренники.

На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождём сыплются листья.

Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда.

Певчие перелётные торопливо пробираются рощами и перелесками: им уже становится голодно.

Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины.

В оголённом лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно.

И. Соколов-Микитов

Приготовились к зиме

I

Давно скосили и убрали луга и поля. Травы высыпали в землю свои семена, и под ветром качаются их голые стебли. Деревья сбросили листву, и только на дубах она ещё держится.

Ярко зеленеет на дальнем поле свежая, молодая озимь.

Поля совсем опустели, и над ними уже ходят низкие,  осенние облака.

II

Уже выкопали в поле картошку. На огородах собрали красную морковку и жёлтую сладкую репу. Всех позже срезают капусту – тяжёлые светло-зелёные кочаны.

В деревне и в городе приготовились к холодной зиме люди. Утеплили дома и скотные дворы. Колхозники собрали богатый урожай. Картофель, свёклу, морковь спрятали в подвалы.

Заготовили корм для скота. Набили им силосные ямы1, насыпали зерно в закрома, сложили сено в стога, чтобы и бурёнушкам, и овцам, и курам было зимой тепло и сытно.

1 Силосные ямы – строения, где хранят овощи и другие зелёные корма для скота на зиму.

Переполох в Южной Африке

В Южной Африке случился большой переполох. В стае аистов заметили одну птицу с белым металлическим кольцом на ноге. Аисты спустились с неба.

Аиста поймали и прочли буквы, выбитые на кольце.

Об этом напечатали в газетах, и так мы узнали, где очутился зимой аист, пойманный на Украине.

Учёные этим способом – кольцеванием – узнают много удивительных тайн из жизни птиц: места их зимовок, перелётные пути.

(По В. Бианки)

Прячутся…

Холодно становится, холодно!

Прошло красное лето…

Стынет кровь, вялыми становятся движения, одолевает дремота.

Хвостатый тритон всё лето прожил в пруду, ни разу не вылезал из него. Теперь вскарабкался на берег, побрёл в лес. Нашёл гнилой пень, скользнул под кору, свернулся там в клубочек.

Лягушки, наоборот, скачут с берега в пруд. Ныряют на дно, забиваются поглубже в тину, в ил. Змеи, ящерицы прячутся под корни, зарываются в тёплый мох. Рыбы стаями громоздятся в омутах, в глубоких подводных ямах.

Забрались в щёлочки, скважинки коры, в трещины стен и заборов бабочки, мухи, комары, жуки. Муравьи закупорили все ворота своего высокого города. Забрались в самую глубину его, жмутся там в кучи, потесней, - и застывают так.

Холод не так страшен тем животным, у которых кровь горячая, - зверям, птицам. Лишь бы пища была: поел – словно печечку в себе затопил. С холодом приходит и голод.

Скрылись бабочки, мухи, комары, - и нечего стало есть летучим мышам. Они прячутся в дупла, в пещеры, под крышу на чердаках. Повисают там вниз головой, прицепившись за что-нибудь коготками задних лапок. Засыпают. Спрятался ёж в своё травяное гнездо под корнями. Барсук реже выходит из норы.

(По В. Бианки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева

Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......

Формирование навыков оптимального чтения как основы успешного учения младших школьников.

Ты ищешь знаний, мудрости земной,Ты ищешь смысла жизни во вселенной?Найди на полке книгу и раскрой,Источник мысли чистый, вдохновенный...                  ...

Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"

В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению

Материал для уроков чтения в начальных классах...