Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева
материал по чтению (3 класс) на тему

Кургина Нина Ивановна

Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.

Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Обучение

                      оптимальному чтению.

( Технология В.Н.Зайцева)

Кургина Нина Ивановна, учитель начальных классов,

город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровской области.

Современному обществу требуются высококлассные специалисты, знающие своё дело.

Работодатели выбирают специалиста, который не утонет в потоке бумаг, сможет быстро обработать информацию. А это возможно только в том случае, если человек быстро читает. Во многих странах на руководящую работу ноте принимают людей, которые медленно читают.

Большинство обучающихся наших школ читают медленно. Но не следует гнаться за скорочтением, так как скорочтение – это чтение со скоростью более300 слов в минуту.

Читать вслух с такой скоростью невозможно.

Чтение в темпе скороговорки - это от 180 до 300 слов в минуту. Это тоже невозможно.

Дикторы телевидения читают в пределах 90 – 170 слов в минуту. Среднее значение – 130.

Вот эта скорость и попадает в зону оптимального чтения.

Оптимальное чтение – это чтение  со скоростью разговорной речи, то есть в темпе 120 – 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие годы артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание смысла прочитанного.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту для будущего пятиклассника. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи и поэтому порождает сомнение: не слишком ли занижен норматив?

Педагоги, сторонники достижения к концу начального обучения оптимальной скорости чтения, понимают, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Конечно, все эти факторы учесть просто невозможно. Если в классе обучается 20-30 человек и на влияют 200 факторов, то для того, чтобы всё это учесть, надо собрать многотысячную информацию, обработать её, найти зависимость, оценить тесноту связи между факторами и успеваемостью. Может и не следует учитывать действие всех факторов на успеваемость.

Правда, есть демагогическое утверждение, что в педагогике всё важно. Это в какой-то степени верно, но всё важно в разной мере. Возможно, более важные факторы надо учитывать, а менее важные можно не учитывать, так как физически всё предусмотреть не может никто.

Опираясь на мнение учителей, в лаборатории педагогической диагностики Донецкого университета под руководством профессора В.Н.Зайцева были отобраны 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость; затем ввели их в тесты, анкеты, протестировали, проанкетировали более 2000 учеников – и оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения. Изложенный выше довод – не единственный в пользу совершенствования техники чтения.

Рассмотрим проблему в нескольких аспектах.

                         Аспект обучения.

Если ученик читает ниже нормы, то для приготовления домашнего задания он затрачивает несколько часов. При обследовании одной из школ был найден ученик  9 класса, который читал всего 38слов в минуту. Такую скорость имеют обучающиеся первого класса на конец учебного года. В 9 классе домашнее задание в среднем на один день составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на38 получается примерно170 минут, или около 3 часов необходимо такому ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения естественно, что он за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды три – это уже 9часов; ещё прибавим 6 часов, которые ребёнок провёл в школе, - то получится 15 часов, да при этом ещё не учли: ведь есть ещё письменные задания. А в 9 классе это задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, сочинения по литературе. Если всё это сложить, то ясно, что 24 часов в сутки не хватит, чтобы выполнить домашние задания. Таким образом, этот ученик обречён на неуспеваемость. И никакой самый талантливый учитель не в состоянии ему помочь до тех пор, пока его не научат элементарному – читать.

                   Аспект развития.

Быстро читают обычно те дети, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Иногда противопоставляют навыки и мышление. Это широко распространённая ошибка, которая имеет чрезвычайно тяжёлые последствия для школы. На самом деле здесь нет альтернативы, более того, успешно развивать мышление можно, только опираясь на навыки. Если мы судим о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо сначала довести до автоматизма, до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

                         Аспект воспитания.

Вряд ли кто будет сомневаться, что воспитательная работа зависит от отзывчивости учеников.

Поэтому было исследовано, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения. Оказалось, что в 5 классе отзывчивость нарастает, в 6 классе становится ещё больше, а вот в 7 классе резко падает вниз, в 8 классе такого падения уже не наблюдается, в 9 классе отзывчивость снова немного повышается. Возник вопрос: «Почему в 7 классе отзывчивость падает?»  Стали искать ответы. Протестировали в нескольких школах по 26 факторам учеников, собрали данные об их успеваемости, посмотрели, каким образом влияют различные факторы на отзывчивость, и оказалось, что наиболее сильное влияние на отзывчивость оказывает обязательность. Более того, обязательность и отзывчивость тесно связаны. Затем были найдены факторы, влияющие на обязательность. Оказалось, что здесь наиболее тесная связь с успеваемостью. А на успеваемость сильное влияние оказывает скорость чтения. Если в 3 классе дети плохо читают, то в 5 классе падает успеваемость. Теперь большинство детей учится на тройки. В классе преобладает психология троечника. Это пагубная психология; она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе всё большее и большее количество детей.

В чём смысл психологического заражения в 5 классе? Большинство учеников рассуждают так: учиться хорошо недостижимо. Двойку всё равно не поставят. Значит, единственный вариант – тройка. Хоть учись, хоть не учись – всё равно тройка. Ну а если это так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 5 класса дети начинают это хорошо понимать, а в 6 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учёбе, мягко говоря, наплевательски. Если посмотреть дальше, то мы увидим, что падение отзывчивости приводит к слому воспитательной работы. В 8 классе увеличивается число трудных учеников, в 9 классе некоторые из них совершают правонарушения.

                  Экономический аспект.

Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. А без образования запросто можно остаться безработным или выполнять только чёрную работу.

Мы рассмотрели необходимость оптимального чтения в нескольких аспектах.  Думается, что приведённых примеров достаточно, чтобы убедить в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Самое слабое звено в этом – это начальные классы. Здесь теряется 60-70% учеников.

Далее они не могут учиться на 4 и 5. Дети переходят в 5 класс, где увеличивается объём информации, а низкая техника чтения не позволяет усваивать материал. В средних и старших классах тоже есть потери, но относительно небольшие. Наибольшие потери наблюдаются в начальных классах.

О скорости чтения говорится много.

В нормативах указана скорость чтения к концу начального обучения 80-90слов в минуту.

Доцент Московского государственного педагогического института Н.А.Лошкарёва рекомендует: к концу начального обучения желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Видный педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» пишет, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, то есть150слов в минуту, то и тогда точка зрения Сухомлинского не совпадает с действующими нормами.

Как же выпутаться практикам из этой ситуации?

Посмотрим, как учатся дети в средних  классах, по-разному закончившие начальные классы.

Оказалось, что те, кто в среднем и старшем  звене стали  отличниками, читали в конце начального обучения 130-170слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту.  Те, кто в 6-8 классах стали «хорошистами», имели в конце начального обучения 100-140слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90слов в минуту. Такова закономерность.

Эту закономерность надо учитывать в работе.

Значит, если учитель хочет, чтобы его ученики занимались преимущественно на 5, он должен выполнять рекомендацию Сухомлинского.

Если он ставит более скромные задачи, если он хочет, чтобы дети были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендации Лошкарёвой. А если он хочет, чтобы все его ученики стали троечниками, тогда ему достаточно выполнять норматив.

Такова закономерность.

В реальных условиях вряд ли в какой школе возможно, чтобы все дети занимались на отлично. Коллективы школ не устраивает, когда большинство учеников троечники, так как это является причиной негативного психологического заражения, отрицательного отношения детей к учёбе.

Поэтому устроило бы такое положение, когда большая часть обучающихся, то есть больше, чем 50% занимались на 4. Для этого нужно, чтобы к концу начального обучения большая часть детей имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Может быть, это лишь благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь разные ученики имеют разный темперамент.

Холерики говорят быстро и читают быстро, а вот флегматики говорят медленно и читают медленно. Каковы здесь возможности? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе скороговорки – это 180слов в минуту и более.

Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120-130слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих детей вряд ли достижима такая скорость. Но природа преподнесла подарок. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. По данным Научно-исследовательского института психологии Украины, более 90% учеников относятся к этим двум категориям. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, то есть не более 3-4 человек в классе.

Значит, большинству обучающихся  вполне доступна скорость чтения 120слов в минуту.

Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения здесь можно использовать7

Некоторые рекомендации - старые, давно известные. Другие отличаются новизной. Главное, что они полезные.

 

В идеале нужно снизить наполняемость классов до европейского уровня. Если в классе не более 20 человек, можно ожидать, что учитель добъётся  средней скорости 120слов в минуту. При наполняемости же более 20 человек – максимум 90слов в минуту. Однако уменьшение наполняемости – не единственный способ улучшения навыка чтения.

Так же надо учитывать, что выше техника чтения у детей из интеллигентных семей, где есть заинтересованность в результатах обучения. Когда в классе большинство обучающихся из семей неблагополучных, малообеспеченных, неполных, результаты намного ниже. Во многих таких семьях кроме учебников вообще нет никаких детских книг. Дома эти дети не читают. А если в классе большинство учеников с задержкой психического развития, то результаты будут соответствующие.

Но в таких классах просто необходимо проводить в системе работу, о которой пойдёт речь далее.

Оказывается, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени, мы должны проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается в семьях? Родители усаживают ребёнка – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, заставляют его прочитать произведение за один присест. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо много времени, чтобы прочитать это произведение. Это час – полтора очень трудной работы. Родители допускают серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать.

Родителям своих учеников уже на первых родительских собраниях советую дробить чтение на несколько эпизодов. Читать по5-10минут несколько раз в день. Такая тренировка гораздо эффективнее, чем чтение за один приём.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах. Пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычных методах учитель опросит за урок не более 10 учеников. При этом каждый ребёнок поупражняется в течение не более 2 минут.

Что же такое жужжащее чтение? Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монголии. Группа учителей, работавших там, рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Это выглядело очень обидно и вызвало естественный интерес. Оказалось, что никакой особой методики нет: просто у каждого ребёнка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, математика, рисование – начинается с того, что все дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, а дальше идёт обычный урок.

Проанализируем, что же получается. Если учитель работает обычными методами и в неделю проводит3-4 урока чтения, то за неделю опросит каждого ученика не более 2 раз. При этом ребёнок будет иметь время для тренировки 2-3 минуты в неделю.

Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать. Хорошо, если ребёнку повезло с семьёй. А если нет?

Проследим, что дают пятиминутки.

Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельная тренировка получается в объёме 100 минут. Сравните с 2-3 минутами при обычных методах.

Очевидно, что время тренировок увеличилось почти в 50 раз. И всё это без всяких методических ухищрений.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Известны примеры этой закономерности.

Ещё 200лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Очень часто взрослые советуют детям положить книжку под подушку. Этот совет означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним событием дня.

Общеизвестно, что в семье Ульяновых, как и во многих дворянских семьях, было традиционным вечернее чтение. Семья собиралась за столом, родители и дети по очереди читали книгу. Это было последним ярким впечатлением дня, это укрепляло интерес к чтению. Впоследствии, В.И.Ленин читал про себя более 600слов в минуту. К сожалению, в наш стремительный век книгу заменили телевизор и Интернет. И дети, придя домой из школы зачастую и не открывают книгу. Чтобы хоть как то заставить детей читать перед сном, на уроках чтения отвожу время, чтобы опросить ребят, что они читали перед сном.

Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать.

Режим щадящего чтения, о котором говорим, - это такой режим, когда ребёнок прочитает несколько строчек и отдыхает. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы, читает комиксы…

Этот приём обучения можно порекомендовать родителям, дети которых неохотно читают.

Многочисленные эксперименты показывают, что даже в старших классах ученик, который не любит читать, может быть приобщён к чтению с помощью режима щадящего чтения.

Развитие техники чтения также тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит?

Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из нескольких слов. Дочитав до 3-4 слова, он забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики.

Зрительные диктанты проводятся следующим образом.

В каждом из18 наборов, предложенных профессором, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое содержит всего 2 слова «Тает снег» - 8букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения; читать ему становится интереснее, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишутся 6 предложений набора и закрываются листом бумаги. Затем открывается первое предложение. Дети в течение определённого времени ( для каждого предложения оно разное) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции обычно небольшое, колеблется в пределах 4-7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам записать его по памяти. Затем следует работа над вторым предложением и т.д.

Если слишком много детей не успели запомнить предложения, то на следующий день этот же набор повторяется снова. Возможно, придётся повторить и третий раз. Только после того, как подавляющее большинство детей справятся с работой, можно переходить к следующему набору.

В среднем на каждый набор уходит 3 дня. 18 наборов – это 54 дня, около 2 месяцев. При данной работе необходимо соблюдать одно условие: зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если их писать через день, тренировка почти не даёт результатов. Если писать зрительные диктанты через2-3 дня, то можно совсем не писать – это уже ничего не даёт.

Обычно уже через месяц тренировок появляются первые результаты. Дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Если предложения не соответствуют теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

Тексты диктантов пишем на листке. Листочки не проверяются и нее возвращаются. Достаточно просматривать работы.

Также целесообразно чередовать письмо зрительных диктантов И.Т.Федоренко с диктантами, основанными на русских народных пословицах и поговорках, так как они помимо основной задачи выполняют и воспитательные функции. (СоставителиЯ.В.,В.С.Беспаловы). Пословицы воспитывают доброту, справедливость, трудолюбие, смелость…

Наиболее эффективны из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко оказались 3 упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Все 3 упражнения проводятся коллективно. Читают одновременно все ученики.(Каждый в своём темпе). Читают вполголоса, чтобы не мешать товарищам.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Практически это проводится таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый ученик замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ребёнок опять замечает, до какого слова он прочитал. Сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Но более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.

Лучше изменить характер упражнения и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат. Вот для этого предназначено следующее предложение системы Федоренко - Пальченко – чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание на выразительность чтения. Нельзя ставить две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончания слов.

Окончания слов не должны «проглатываться» детьми, они должны чётко проговариваться.

Упражнение длится не более 30секунд.

Затем останавливаем детей и начинаем третье упражнение. Теперь они должны читать медленнее, зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста и переходят на незнакомую часть. Учитель не останавливает их. И вот здесь происходит небольшое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе.

Его возможности хватит на строчку. Полстрочки. Но если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

Через 2 – 3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.

Учителя начальных классов имеют на своём вооружении много приёмов стимулирования.

Некоторые из них с успехом используются в 3 классах. Например, в конце урока учитель оставляет 1-2 минуты для самозамера техники чтения. Ребята в течение 1 минуты все одновременно вполголоса читают текст. Замечают, до какого места дочитали. Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в читательские дневники или в свои обычные дневники. Изо дня в день проводится эта работа. Уже через несколько дней можно сравнить результаты. А результат всегда свидетельствует о  повышении темпа чтения. Это благотворно сказывается на отношение к чтению. В процессе применения этого приёма создаются только положительные эмоции.

Для расширения поля чтения используются таблицы Шульте.

В этих таблицах написаны числа от1 до 25. Дети, пользуясь указкой, находят числа от1 до 25. Таких таблиц 8. Тренировка проводится 1 раз в день.

Подводя итоги выше сказанному, хочется обратить внимание на то, что школьная реформа может идти сверху и снизу. На верхних этажах пересматриваются цели,задачи, программы, учебники…  На нижних этажах коллективы школ должны позаботиться о качестве обучения.

Первый шаг в улучшении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению.

Например, в школе №23 г.Донецка в течение 2 лет учителя усиленно работали, используя рассмотренные выше резервы. Количество хорошо читающих детей превысило 50%. А до этого было – 12%. Донецкий опыт получил широкое признание. Учителя начальных классов многих городов России освоили эффективные резервы обучения чтению.

Учителя, которые добились успеха в своих классах, пришли к выводу, что необходимо использовать :

- ежеурочные пятиминутки чтения;

-ежедневные зрительные диктанты;

-для расширения поля чтения использовать таблицы Шульте;

-систематический замер и самозамер техники чтения.

Конечно, учителя не должны забывать и старые, испытанные временем виды работ по чтению. Это  и чтение по ролям, инсценирование, чтение по цепочке. Чтение «Эхо» (читает учитель или сильный ученик, дети повторяют с этой же интонацией хором), усное рисование и многое другое.

В заключение можно добавить, что у некоторых учителей не получаются хорошие результаты из-за ошибок в использовании рекомендаций.

  Вот наиболее типичные ошибки при обучении оптимальному чтению.

-Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями.

Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.

Надо стремиться достигнуть скорости чтения  80-90слов в минуту уже к концу 3 класса, а к концу 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту.

-Учитель не проводит периодических замеров техники чтения, обучающиеся не могут судить, каковы их успехи.

-Зрительные диктанты проводятся не ежедневно.

                                                      Литература.

1.ЗайцевВ.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990год.

2.НикандровН.Д., СитниковаН.А. «Скорочтение: когда оно нужно, когда – вредно».

Журнал «Начальная школа», №4, 1994год.

3.БеспаловаЯ.В., БеспаловВ.С. « Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения». Журнал «Начальная школа», №6, 1994год.

                                              Результаты.

По технологии В.Н.Зайцева работаю несколько лет. В 3 «А» классе из 27 человек 20 детей с проблемами в здоровье: 19человек с задержкой психического развития (7 из них воспитанники детского дома), 1 ребёнок-инвалид.

Подавляющее большинство родителей с низким уровнем образования, много безработных. Есть асоциальные семьи, семьи без определённого места жительства, многодетные. Очень много малообеспеченных семей. Большинство обучающихся живут на окраине города. В.Н.Зайцев в своей статье «Резервы обучения чтению» писал, что выше результаты обучения оптимальному чтению в центральных школах, где в основном проживают интеллигентные семьи. Он называл это «эффектом центральных школ».

При таком составе класса особенно важно работать над резервами обучения чтению.

Замер техники чтения провожу 1 раз в месяц. Самозамер техники чтения дети проводят 1раз в неделю. Результаты записывают в дневники.

Таблица личного роста обучающихся 7 вида.

Список

Начало учебного года

Конец учебного года

Темп

Кол-во ошиб

Темп

Кол-во ошиб

1

Б

31

19

41

10

2

В

22

21

34

15

3

Г

55

18

65

7

4

Д

48

20

51

9

5

К

41

15

47

7

6

К

60

14

70

5

7

К

50

25

57

15

8

Н

41

24

57

18

9

П

45

21

54

11

10

С

60

15

71

4

11

С

40

18

54

9

12

П

27

14

40

7

13

С

30

18

38

11

14

Х

53

14

64

7

15

Б

55

9

75

4

16

В (вновь прибывший)

5(слог, в каждом слове делает по 3-4 ошибки)

18

32

10

17

М

30

14

46

9

18

С

40

18

65

9

19

Н

38(март)

22

41

10

На начало учебного года не справились с нормой техники чтения 6 человек.

На конец учебного года – 3 человека.

Налицо положительная динамика у каждого обучающегося.

Данные личного роста ребёнка – инвалида.

Фамилия

Начало учебного года

Конец учебного года

Темп

Кол-во ошиб

Темп

Кол-во ошиб

А

58

2

75

0

Данные личного роста обучающихся 3 «А» класса.

Список

Начало учебного года

Конец учебного года

Темп

Кол-во ошиб

Темп

Кол-во ошиб

1

З

58

5

70

2

2

З

60

5

70

4

3

Л

45

7

58

5

4

М

65

2

75

0

5

П

50

8

65

4

6

У

57

5

70

2

7

Х

40

9

60

5

На начало учебного года качество обученности – 47%.

На конец учебного года – 71%.

                            Приложения.

                           Урок чтения в 3 «А» классе.

Тема: Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Цели: 1.Работать над техникой чтения.

           2.Развивать речь, память, мышление.

           3.Воспитывать взаимовыручку и дружбу.

Оборудование: Книги Н.Носова, таблицы Шульте, читательские дневники, жетоны,

                           пятёрки, пословицы, таблица «Читаем книги Н.Носова».

                                      План-конспект урока.

  1. Работа с таблицами Шульте.
  2. Пятиминутка чтения ( в режиме жужжащего чтения).
  3. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы продолжаем читать отрывок из повести замечательного русского писателя Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

Повторим наше золотое правило «Чтобы читать быстро, надо читать»

-А как надо читать?

-Что ты прочитал вчера перед сном?

4.Упражнения Федоренко – Пальченко.

Открываем страницу 97. Читаем 1 минуту (Дети отмечают карандашом до какого места они прочитали). Читаем этот же отрывок ещё раз.

-Кто во второй раз прочитал больше? Почему?

А теперь этот же отрывок читаем в режиме скороговорки.

А теперь выразительно!

Дочитываем до страницы 98.

5.Опрос домашнего задания.

Чтение по ролям. ( все читающие получают жетоны)

6.Чтение текста.

Дети читают повесть дальше.( На доске записаны пословицы: «Повторенье – мать ученья», «Без труда нет плода», «Судят не по словам, а по делам», «Не бросай друга в беде», «Всякий человек в деле познаётся»).

-Какие пословицы подойдут по смыслу к этому отрывку?

-Какие ещё пословицы ты знаешь про учёбу?

-В чём проявляется дружба ребят этого класса?

-Какие черты характера проявляются у Вити и Кости во время занятий?

-Кто из ребят тебе больше понравился? Почему?

7.Устное рисование.

В учебнике нет ни одной иллюстрации. Нарисуем устно картинки к тексту.

Расскажи, каким ты представляешь себе Витю, Костю?

8.Выборочное чтение.

       Найдите в учебнике отрывок, где мальчики занимаются.

-Какие правила повторили ребята?

-Как бы вы проверили эти слова?

Физминутка для глаз по офтальмологической таблице.

9. Игра «Догони соседа».

(Чтение в паре)

Положите книжку на книжку. При чтении старайтесь не отстать от соседа.

10.Самозамер техники чтения.

(Дети читают 1 минуту.  Подсчитывают количество прочитанных слов. Результаты записывают в дневники. В это же время у учителя читает слабый ученик).

11.Викторина.

-Кто автор этих книг? ( Выставка книг Н.Носова).

-Какие ещё произведения Носова вы читали?

-Кто главные действующие лица в этих рассказах?

-Проверим  вас на  внимательность. (На доске отрывок из произведения Н.Носова).

Упражнение по тренировке поля чтения.

-Сосчитайте сколько в тексте слов. О чём этот текст? Из какого он произведения?

(Учитель показывает указкой каждое слово. Дети считают слова и улавливают смысл отрывка).

  1. Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде на самом краю лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу…

                                                                     (Живая шляпа)

  1. Целый день ребята трудились, строили снежную горку во дворе, сгребали лопатами снег. А Котька Чижов из 6 квартиры горку не строил.

                                                                (Горка)

  1. Пошёл он домой, попросил у мамы лоскуток зелёной материи, иголку и нитку. Он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать её к штанам.

                                                               (Заплатка)

  1. Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они не просто разговаривали, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт?

                                                                  (Фантазёры)

5)    Вот Костя занял два места. На одно сел сам, на другое положил замазку. Вдруг пришёл незнакомый гражданин и сел на замазку.

                                                                   (Замазка)

6)     Да,- говорит Барбос,- я живу хорошо. Что хочу, то и делаю. Хочу – гребешком причёсываюсь, хочу – на телевизоре играю, ем, пью, что хочу или на кровати валяюсь.

                                                              (Бобик в гостях у Барбоса)

  1. Из какого произведения Носова этот сказочный герой? (Незнайка)

Продолжение  викторины на этом листе. (Таблица «Читаем произведения Н.Носова»)

    Подготовьте ответы к уроку внеклассного чтения.

12. Домашнее задание.

Стр.102, вопрос4.

13. Итог урока.

Обмен жетонов на оценки.

Таблицы Шульте (Для расширения поля чтения)

14

18

7

24

21

7

18

8

11

12

22

1

10

9

6

16

25

13

2

9

16

5

8

20

11

6

10

1

20

5

23

4

25

3

15

15

24

17

14

19

19

13

17

12

2

3

12

21

23

4

5

14

12

23

2

15

6

16

9

14

16

25

7

24

13

1

8

20

24

2

11

3

20

4

18

18

22

10

21

12

8

10

19

22

6

17

11

23

5

25

21

15

9

17

1

7

4

13

19

3

6

1

18

22

14

22

25

7

21

11

12

10

15

3

25

8

2

10

3

23

2

20

5

23

13

17

12

16

5

18

16

21

8

11

24

1

15

20

9

24

9

4

17

19

7

19

13

4

14

6

12

21

4

13

8

9

5

11

23

20

1

10

17

19

2

1

25

17

19

13

23

16

5

15

6

3

21

7

16

1

7

24

22

18

25

18

12

6

24

4

11

20

3

14

9

22

15

10

2

8

                        Тексты зрительных диктантов ( по И.Т.Федоренко)

             Предложения

Число букв

Время экспозиции(сек)

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

                     Набор№1

Тает снег.

Идёт дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.

                     Набор№2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берёз.

                   Набор№3

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

                 Набор№4

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить дерево.

Иней запушил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

              Набор№5

Солнышко светит и греет.

Федя решал задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

              Набор№6

 Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил маме цветы.

Дежурные стёрли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу.

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле берёзовой рощи.

             Набор№7

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело тёплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

       Набор№8

Идёт дождик.

Мы любим наш Киев.

Береги учебные вещи.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Октябрята-внучата Ильича.

              Набор№9

Воды морей солёные на вкус.

Наша страна борется за мир.

Октябрята-будущие пионеры.

Началась большая перемена.

Дети ходили в лес за грибами.

Красивы улицы нашего города.

           Набор№10

Москва-столица нашей Родины.

Школьники поливают саженцы.

Депутаты съехались на съезд.

Надо быть честным и правдивым.

Звёзды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

        Набор№11

Весело колосится густая рожь.

Поля запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Мичурин много и упорно работал.

Новые дома растут очень быстро.

Из машины вышел Владимир Ильич.

               Набор№12

Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевает рожь и пшеница.

Добровольцы поехали на стройку.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.

             Набор№13

Давно скосили и убрали луга и поля.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Солнце ярко светило, и дети купались.

Весь народ гордится героями космоса.

Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

              Набор№14

Поднялась за рекой большая серая туча.

В далёкой тайге живут охотники-эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчицы отправились в опасный путь.

Дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь необходимо всегда очищать от пыли.

    Набор№15

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Хороши и привольны широкие степи Украины.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Нам велит трудиться школа, учит этому отряд.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

    Набор№16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в колхозном саду ранней весной.

На берегу моря раскинулся пионерский лагерь.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

     Набор№17

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

От города в тайгу добровольцы проложили шоссе.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

Прохладная вода хорошо освежила уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

     Набор№18

Победа над врагом наполнила грудь Павла счастьем.

Каждый день тысячи людей въезжают в новые квартиры.

Школьники выращивают мандарины, лимоны и апельсины.

По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.

Мальчик подошёл к окну и увидел строящийся дом.

Советский Союз живёт в мире и дружбе с другими народами.

 Тексты зрительных диктантов на основе устного народного творчества(Составители Я.В., В.С.Беспаловы)

                     Предложения

                          Набор1.

Утро мудро.

Будь здоров.

Делай добро.

Беда ум родит.

День – трудень.

С делом не шути.

                       Набор2

Было, да сплыло.

Беден, да честен.

Ошибка – не обман.

Умный уступает.

Свой хлеб сытнее.

Первый блин комом.

                   Набор3

Век живи – век учись.

Один в поле не воин.

Секрет не для двоих.

Без труда нет добра.

Время дороже золота.

Шути, да оглядывайся.

                Набор4

Без ума голова – котёл.

Вольного бъют больно.

Кто ленив, тот и сонлив.

Людей сближает улыбка.

В злобе теряется разум.

Непоседа портит беседу.

                 Набор5

Без старых не проживёшь.

Без терпенья нет уменья.

Бумага терпит, перо пишет.

Добро помни, а зло забывай.

Спрос – не грех, отказ – не беда.

Говори меньше – умнее будешь.

                Набор6

Говорит бело, а делает черно.

Мать плачет, что река льётся.

За доброго человека сто рук.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Бранись, а рукам  воли не давай.

Поменьше слов, побольше дела.

                     Набор7

Ум без догадки и гроша не стоит.

Глаза страшатся, а руки делают.

Других не суди – на себя погляди.

После драки кулаками не машут.

Русский человек добро помнит.

С миру по нитке – голому рубашка.

               Набор8

Сробел – пропал.

Каша – радость наша.

Ссора – оружие глупца.

Аптека не прибавит века.

Без беды друга не узнаешь.

Тому тяжело, кто помнит зло.

                   Набор9

Как ты к земле, так и она к тебе.

После дела и гулять хорошо.

Без хлеба куска везде тоска.

Частые гости – в доме порядок.

Доброму слову – добрый ответ.

Больше слушай – меньше говори.

              Набор10

Доброе слово – это доброе дело.

Добро того учить, кто слушает.

Бранись, а рукам воли не давай.

С поклону голова не отвалится.

Силу применить легче, чем разум.

Берут завидки на чужие пожитки.

           Набор11

Поменьше слов – побольше дела.

Азбука к мудрости ступенька.

Бархатный весь, а жальце есть.

Старого учить, только портить.

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Своего не бросай, чужого не бери.

               Набор12

Ошибся, что ушибся – вперёд наука.

Будет и на нашей улице праздник.

Людям хорошо – тогда и тебе хорошо.

На всякое хотенье есть терпенье.

Кто быстро помог, тот дважды помог.

Красив тот , кто красиво поступает.

                          Набор13

Без дела жить – только небо коптить.

Дитя плачет, а у матери сердце болит.

Бабушке один только дедушка не внук.

Без ужина подушка в головах вертится.

Любви, огня и кашля от людей не спрячешь.

Кто часто злится и завидует, тот слабый.

                          Набор14

Не беда ошибиться, беда не исправиться.

Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.

Не для того голова, чтобы шапочку носить.

С малыми детками горе, а с большими – вдвойне.

Хороший ученик тот, кто поправит учителя.

Болтуна видать по слову, а рыбака по улову.

                          Набор15

Не затем руки даны, чтобы даром болтаться.

Человек должен быть доволен своим трудом.

Если хочешь иметь друзей, будь другом сам.

Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит.

Смотри дерево по плодам, а человека по делам.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

                        Набор16

От лихого человека – хоть полу отрежь, да уйди.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Битого, пролитого, да прожитого не воротишь.

Солнце, как родная матушка, никогда не обидит.

Будешь учиться доброму, худое и на ум не пойдёт.

Когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

                    Набор17

Кто за своё дерётся, тому и сила двойная даётся.

У бездельника охота до того, чтобы обмануть кого.

Гостя по одёжке встречают, а по уму провожают.

Не гонись за двумя зайцами – ни одного не поймаешь.

Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлёшься.

Хорошо из лаптей обувать сапоги, а не из сапог – лапти.

                       Набор18

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Выразительны не только дурные примеры, но и хорошие.

За правое дело своей головы не жалей и чужой не дорожи.

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно.

Будешь сладок – живьём проглотят, будешь горек – проклянут.

Конь вырвется – догонишь, а слова сказанного не воротишь.

8

9

10

11

11

12

12

13

13

14

14

15

15

16

16

16

16

17

17

18

18

19

19

20

20

21

21

21

22

22

23

23

24

24

24

24

25

25

25

26

26

26

10

14

17

20

21

22

22

22

23

23

23

24

24

24

24

25

25

25

25

24

25

26

26

26

26

26

27

27

28

28

28

29

30

31

32

32

32

33

33

33

34

34

34

35

35

36

36

36

36

36

37

37

38

38

38

39

39

40

41

42

42

43

44

45

46

46

Кол-во букв

9

10

10

11

11

12

12

13

13

13

14

15

15

15

16

16

17

17

17

18

18

19

19

20

20

20

21

21

22

23

23

23

23

23

24

24

25

25

25

25

25

25

12

15

17

20

21

22

23

22

23

23

23

24

24

24

24

25

26

26

24

24

24

25

26

26

26

26

27

27

28

28

28

29

30

31

32

32

32

33

33

33

34

34

34

35

35

36

36

37

36

36

36

37

38

38

38

39

39

40

41

42

43

43

42

44

47

46

4

4

5

5

5

6

6

6

6

7

7

8

8

8

8

8

8

8

8

7

7

7

7

7

6

6

6

6

6

6

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

5

7

8

10

10

10

7

7

7

7

7

7

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

5

6

6

6

7

7

7

7

7

8

8

8

Время экспозиции

4

5

5

5

5

6

6

6

6

6

7

8

8

8

8

8

8

8

8

7

7

7

7

7

6

6

6

6

6

6

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

6

7

8

10

10

10

7

7

7

7

7

7

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

5

5

6

6

6

6

7

7

7

7

7

7

8

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.

Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...

Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению

Материал для уроков чтения в начальных классах...

Обучение оптимальному чтению

Рекомендации для учителей и родителей по развитию оптимального чтения у учащихся начальных классов....

"Обучение оптимальному чтению"

Статья "Обучение оптимальному чтению" содержит краткое описание технологии Зайцева В.Н....

Статья на тему "Обучение оптимальному чтению младших школьников"

Статья касается проблемы обучения оптимальному чтению младших школьников, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной....