Обучение оптимальному чтению
учебно-методический материал по чтению на тему
Рекомендации для учителей и родителей по развитию оптимального чтения у учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 станицы Владимирской муниципального образования Лабинский район
Обучение младших школьников оптимальному
чтению
Учитель начальных классов Катасонова Наталья Григорьевна
Можно и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать .Тот, кому недоступно искусство чтения- невоспитанный человек, нравственный невежда, перед которым закрыто окно в мир…Плохое чтение- забрызганное грязью окошко, через которое ничего не видно.»
В.А. Сухомлинский
Чтение - это раздел практического курса родного языка. Язык - универсальное средство хранения и передачи информации. Мы видим и слышим язык только в конкретных речевых высказываниях, в текстах. А чтение - это вид речевой деятельности. Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать – вступать в осмысленное речевое общение с любым собеседником, через написанный им текст, т.е. подготовить из ребенка читателя. Младший школьник при выходе из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Психологи утверждают, что понимание читаемого тем полнее. Чем быстрее читает ребенок. Следовательно, необходимо научить читать ребенка в оптимальном для него темпе(в зависимости от темперамента) Заботясь о формировании оптимального чтения, нужно помнить, что чтение должно быть: беглым, безошибочным, плавным (слоги, слова),
сознательным, выразительным.
Многие учащиеся общеобразовательных школ испытывают трудности при чтении, которые приводят к затруднению в выполнении домашних заданий. Также пропадает интерес на уроках: ребёнок неусидчив, безразличен. Не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука. Быстро и выразительно читают обычно те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. С первого класса я начала работать над развитием оптимального чтения.
Изучив методические пособия А.Ф.Банновой «Обучение младших школьников оптимальному чтению» и «Развитие оперативной памяти у младших школьников», В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению», О.В.Узоровой «Практическое пособие для обучения детей чтению», я начала использовать многие упражнения и задания на уроках. По книге О.В.Узоровой составила индивидуальные карточки для формирования навыка чтения. (Приложение №1 Нумерация карточек соответствует изучению букв по программе «Школа России»). Составила словесные горки к каждому уроку чтения для работы в послебукварный период. Из книги Зайцева В.Н. использую некоторые рекомендации обучения оптимальному чтению. С этими рекомендациями я познакомила родителей на собрании. Они помогают правильно выполнять домашние задания, а также дополнительно читать книги, не переутомляя ребёнка и не подавляя желание читать, а также читать быстро и осмысленно.
Как добиться оптимальной скорости чтения.
Данные рекомендации предлагает в своей книге В.Н.Зайцев, которые использую в работе.
- Важна не длительность, а ч а с т о т а тренировочных упражнений.
Ежедневно, через определенные промежутки времени и небольшие по объему упражнения. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает. Через 1-2 еще одна порция, перед сном еще одна порция. Такое упражнение рекомендую для родителей для домашней тренировки.
- Ж у ж ж а щ е е чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
- Е ж е у р о ч н ы е п т и м и н у т к и ч т е н и я. У каждого ребенка на парте лежит книга, с любимыми произведениями. И любой урок начинается с чтения ровно 5 минут в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
- Хорошие результаты дает ч т е н и е п е р е д с н о м.
- Развитие о п е р а т и в н о й п а м я т и. Делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко.(Приложение №2)
- Из системы Федоренко И.Т. заимствовала 3 у п р а ж н е н и я: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/23/picture-41005-1400809730.jpg)
Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева
Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123329-1350038237.jpg)
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123329-1350038237.jpg)
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123329-1350038237.jpg)
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-163729-1355411054.jpg)
Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению
Материал для уроков чтения в начальных классах...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-270847-1373223777.jpg)
"Обучение оптимальному чтению"
Статья "Обучение оптимальному чтению" содержит краткое описание технологии Зайцева В.Н....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-1131302-1635669438.jpg)
Статья на тему "Обучение оптимальному чтению младших школьников"
Статья касается проблемы обучения оптимальному чтению младших школьников, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной....