Внеклассное мероприятие к 99 летию со дня написания сказок В.В. Бианки
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Внеклассное мероприятие поможет учителю начальных классов провести углубленный урок литературного чтения или внеурочное мероприятие о сказках известного на весь мир советского писателя Виталия Валентиновича Бианки. Учащиеся начальной школы смогут ближе и в доступной форме познакомиться со сказками: "Лесные домишки", "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги" и др. Данный материал поможет учителю, воспитателю в формировании у детей первоначальных этических представлений, уважительного отношения к природе родного края, развитию у ребят навыков устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, готовность к нравственному самосовершенствованию и саморазвитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_99_letiyu_so_vremeni_napisaniya_skazok_v.v._bianki_2.docx | 61.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
Тема: « 99лет со времени написания сказок В.В. Бианки «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?» 1923 г».
Цель: знакомить учащихся со сказками великого писателя В.В. Бианки «С севера», «С востока», «Последний полет» и продолжить знакомство с праздниками (некалендарными).
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- формирование первоначальных этических представлений;
- формирование уважительного отношения к природе нашей страны и ее современной жизни;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- готовность к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести;
- осознание ценностей человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- формирование представлений о мире, окружающей природе;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы, норм здоровьесберегающего поведения в природной среде;
- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация и др., с получением информации от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование потребности в систематическом чтении;
- понимание роли чтения (ознакомительного, изучающего, выборочного, поискового).
Ход внеклассного мероприятия:
Этап мероприятия | Деятельность участников | Примечания |
I. Орг. момент | - Здравствуйте! Я, Анна Олеговна, очень рада вас видеть! Я думаю, каждый из нас любит праздники и дни рождения. - Какие праздники вы знаете? Назовите их. (Школьники называют некоторые календарные праздники) - Как вы думаете, существуют ли такие праздники: «День рождения книги», «…(столько-то) лет со времени публикации повести / романа». - Это всё памятные даты. | Учитель проводит беседу о праздниках и памятных датах. Слайд № 1. Слайд № 2. |
II. Основная часть 1. В.В. Бианки – великий писатель. Творчество писателя. | - Памятная дата у нас и сегодня. Как вы думаете, какая? (Школьники высказывают свои предположения). - Сегодня исполнилось 90 лет сказкам великого русского писателя Виталия Валентиновича Бианки. Раньше все писатели и поэты отслеживали праздники и посвящали им некоторые свои произведения. В произведениях этих были показаны разные времена года. Героями были не только люди, но и звери, птицы и даже насекомые. Виталий Валентинович Бианки еще в детских и юношеских записях сумел накопить тот материал личных впечатлений и наблюдений, который потом вошел в книгу «Лесная газета» - о непрерывном круговороте явлений в живой природе. - Подумайте, почему автор назвал свою газету лесной? (В ней показаны жители леса и их жизнь). - Верно. В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Автор же, в своей газете, писал про обитателей леса и об их непростой, полной происшествий, жизни. Виталий Бианки отмечал: «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полету, разыскивать самые скрытые гнезда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И вот я пишу рассказы, повести, сказки – про зверей и птиц, про охоту, про лес, мою радость!». Действительно, в лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в городских газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей. И действительно, наблюдать за животными очень интересно. Также, не менее интересно знать и про то, как живут звери, птицы и насекомые. Именно об этом автор писал в каждом номере своей газеты. - Посмотрите за окно. Какое время года сейчас? (Сейчас осень). - Все правильно. Автор посвятил этому времени года много сказок. - А какой месяц сейчас идет? (Ноябрь) - К какому времени года он относится? (Это осенний месяц). - Этот месяц в старину называли «полузимник». - Как вы думаете, почему люди его так называли? (Предположения учащихся) - В эту пору еще бывают солнечные деньки, которым радуется все живое на Земле. Вы, может быть, скажете: «Какие комарики и одуванчики, когда на дворе ноябрь месяц?!» А вот представьте себе, в теплый ноябрьский день из-под корней деревьев вылезают черные комарики, мушки, под ногами зацветают золотые одуванчики, мать-и-мачеха – все весенние цветки! Первый снег растаял. Начинается пора лесозаготовок. - Месяц «ноябрь» также называют внуком сентября, октябрю он сын. Как вы думаете, декабрю кем он будет? (Предположения учащихся). - Декабрю он родной брат. - Подумайте, когда так говорят: «Ноябрь с гвоздем, декабрь с мостом»? (Эта поговорка говорит о том, что в ноябре месяце начитают делать что-то и только в декабре заканчивают. О том, что работа предстоит долгая и кропотливая, занимающая много времени). - Верно считаете! | Слайд № 3. Беседа с учащимися о великом русском писателе В.В. Бианки, его творчестве. Слайд № 4. Слайд № 5. Слайд № 6. Слайд № 7. Беседа «Ноябрь – осенний месяц». |
2. Игра-соревнование по группам: «Поговорки» | Инструкция к игре: - Внимание! Вам предлагается такое задание. На слайд вынесены некоторые поговорки. Вашей задача заключается в том, чтобы как можно быстрее и понятнее объяснить смысл выбранной вами поговорки. Самое главное, объяснить правильно. | Учащиеся делятся на 3 группы. Слайд № 8. |
3. Чтение сказок «С севера», «С востока», «Последний полет». | - Так как зима уже на подходе и у нас есть зимующие и перелетные птицы, то, должно быть, есть еще какие-то? Как вы думаете, о каких птицах идет речь? (Предположения учащихся). - К нам с севера и востока прилетают на зимовку птицы. Почему они к нам прилетают? (Предположения учащихся). - Бианки ответил на этот вопрос следующим образом. | Учитель читает сказки. Слайд № 9. |
4. Игра по группам: «Птицы в лесу» | Инструкция к игре: - Внимание! Посмотрите на слайд. На нем изображены под цифрами разные звери. Ваша задача: во-первых, разделиться на 3 группы; во-вторых, назвать (а это надо сделать как можно быстрее!) всех обитателей леса, записать их названия на бумагу; в-третьих, определить тех, кто остаются на зимовку у нас в лесу и назвать их. | Учащиеся делятся на 3 группы. На экране показаны изображения разных животных, птиц, зверей. Задача: назвать животных и определить зимующих и не зимующих в лесу. Слайд № 10. – задание. Слайд № 11. – ответ. |
III. Заключительная часть. | - Итак, почему же к нам прилетают птицы на зимовку? (Птицы прилетают к нам на зимовку, потому что там, где они жили раньше становится очень холодно и голодно). - Посмотрите на слайд. На нем показаны некоторые птицы, которые прилетают к нам издалека. Чтобы вы их знали и узнавали, когда случайно увидите в лесу, я вынесла их на слайд. Но помните: если вы заметите их гнезда, то ни в коем случае не разоряйте их! Птицы осенью так сильно трудятся, что строят очень прочные и надежные гнезда. На будущий год многие из них прилетают на это же место и занимают свои родные гнезда. - Виталий Бианки, написавший множество сказок о лесных обитателях, нередко сам наблюдал за ними в лесу, подмечал что-то новое и удивительно необыкновенное для него самого. Из своих наблюдений он и складывал свои сказки. Писать мог от имени, выдуманных им самим, детей. Например, в сказке «Последний полет» он пишет: Утром я пошла гулять и смотрю: всюду на снегу – на дороге, в кустах, между деревьями – летят черные комарики. Полет у них слабенький, беспомощный. Поднимутся откуда-то снизу, пролетят дугой, точно их ветром сносит, хотя совсем тихо, и приземлятся на снег как-то боком. - Автор не указал, каких именно белых комариков он видел. Подумайте, кого он имел ввиду? (Предположение учащихся). - Он говорит о снежинках, которые медленно ложатся на Землю красивым белым покрывалом. - Зимой в лесу становится красиво и так же интересно, как и в любое другое время года. Птицы – удивительные и интересные существа несмотря на то, что они не сравнятся с ласковой домашней кошкой, с которой можно поиграть. Даже у нас в городе, наблюдая за местными птицами, вы можете заметить, что они живут какой-то своей жизнью, своим умом. | Слайд № 12. Беседа учителя с учащимися: «Птицы – удивительные и интересные лесные обитатели». |
1. Рассказ «Ворона и хлеб». | - Сейчас я вам расскажу историю из своих личных наблюдений. Прошу заметить, что я увидела это случайно. Рассказ. Каждый год, зимой, мы с бабушкой делаем кормушку для птиц. Она получается очень простая – из бутылки. Вешаем ее на ветку сирени, растущую за окошком. Каждый год она встречает стаи разных птиц – и крупных, и мелких. Все они – и воробьи, и синицы – весело резвятся, перелетая с ветки на ветку. В лютые морозные деньки не побоится прилететь в гости и ворона, которая, конечно же, в кормушку попасть никак не может. Поэтому она, обычно, ходит по земле и собирает крошки, которые нечаянно выпадают из кормушки, когда какой-то самый вороватый воробей начинает отгонять от кормушки других птиц. Как-то раз, в самую непогоду, к нашей кормушке прилетела ворона со своим вороненком. Сели они на соседнее дерево и стали наблюдать за порхающими вокруг кормушки воробьями и синицами – начали поджидать свою добычу. Немного погодя прилетает откуда-то воробьишка-воришка и начинается суматоха. Хлебные крошки начали разлетаться по разным сторонам. Ворона, ожидающая падающих крошек, проворно и ловко слетела на Землю, отыскала самую большую хлебную корку и стала закапывать ее в снег. Мы с бабушкой сначала удивились и подумали: «Для чего же ворона в снег хлебную корку закапывает?! Вороненок-то ждет, на ветке сидит». А потом догадались, что она так заботится о своем птенце: хлебная корка оказалась слишком жесткой, а в снегу она размякла и вороненок смог с легкостью ее съесть. В самом деле! Немного подождав, ворона быстро и ловко откопала свою добычу, взлетела на ветку и стала кормить птенца. | Учитель рассказывает учащимся историю из жизни птицы. |
2. Творческая работа | - Рассказав вам одно из своих наблюдений, я хотела бы, чтобы каждый из вас подкармливал птиц, особенно зимой, когда на улице холодно. - Теперь ваша очередь. Расскажите, что интересного вы видели или замечали случайно из жизни животных или птиц. | |
IV. Итог внеурочного мероприятия. | - Итак, мы сегодня с вами прекрасно поработали. Какой праздник отпраздновали? (День рождения сказкам Виталия Бианки). - Сколько его сказкам лет? (90). - Каких новых птиц вы узнали? (Лесные птицы, прилетающие к нам на зимовку). - Вспомните их названия. (Иволга, клест, малиновый щур, чиж, щегол, чечетка, хохлушка-свиристель). - О чем мы с вами еще разговаривали? (О поговорках). - Назовите те поговорки, которые вы узнали сегодня впервые. (1. Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодит. 2. В ноябре солнце сквозь слезы и «белых мух» улыбается. 3. Ноябрь без топора мосты наводит.). - Обратите внимание на то, что все они о том месяце, который идет у нас сейчас. С каждым годом, с каждым месяцем лес изменяется. Меняются и его обитатели: птицы, звери, насекомые. Причиной всех этих изменений служат необдуманные действия и поступки человека. Поэтому я призываю вас к поиску полезной и важной информации о сохранении и заботе о лесе и его обитателях из книг, которых хранятся в нашей библиотеке. - Спасибо вам за внимание! Я надеюсь, что вы будете внимательны к лесным и нашим городским обитателям. |
Приложение № 1.
Сказка В.В Бианки «С севера»
Это наши зимние гости – маленькие певчие птицы с далекого севера. Тут и красногрудые, красноголовые маленькие чечетки, и дымчатые, с пятью красными пальчиками-перьями на крыльях хохлушки-свиристели, и малиновые щуры, и зеленые самки, красные самцы – клесты. Тут и золотисто-зеленые чижи, и желтоперые щеглята, и толстые, с пышной ярко-красной грудью снегири. Наши чижи, щеглы и снегири передвинулись к югу, где потеплей. А эти гнездовали на севере. Там теперь такой мороз и стужа, что им у нас кажется тепло.
Чижи и чечетки занялись ольховыми и березовыми семенами. Свиристели, снегири – рябиной и другими ягодами. Крестоносые клесты – сосновыми и еловыми шишками. И все сыты.
Приложение № 2.
Сказка В.В. Бианки «С востока»
Низенький ивняк неожиданно расцвел пышными цветами белых роз. Белые розы порхают с куста на куст, крутятся на веточках, быстро перебирают стебельками-лапками с черными цепкими коготками. Трепет белых лепестков-крылышек, свист и легкие мелодичные голоса в воздухе.
Это синицы, белые лазоревки. Они не с севера, они перебрались к нам через горный Урал с востока, из вьюжной, морозной Сибири. Там уже давно зима, и глубокий снег засыпал низкорослый тальник.
Приложение № 3.
Сказка В.В. Бианки «Последний полет»
В последних числах ноября, когда намело уже порядком снега, вдруг повеяло теплом. Но таять – еще не таяло.
Утром я пошла гулять и смотрю: всюду на снегу – на дороге, в кустах, между деревьями – летят черные комарики. Полет у них слабенький, беспомощный. Поднимутся откуда-то снизу, пролетят дугой, точно их ветром сносит, хотя совсем тихо, и приземлятся на снег как-то боком.
После полудня стало таять, снег падал с деревьев; поднимешь голову – капнет тебе в глаз или обдаст лицо холодной мокрой пылью. И тут появилось откуда-то много-много маленьких мушек – тоже черных; я летом таких комариков и мушек не видала. Мушки совсем весело летали, только низко – над самым снегом.
Когда под вечер опять стало холоднее, мушки и комарики все куда-то попрятались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "100-летие деревни Филимоновка"
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...
Презентация внеклассного мероприятия "70 - летию освобождения Лабинска посвящается"
Презентация Внеклассного мероприятия "70 - летию освобождения Лабинска посвящается"Тупицына Т.А....
Внеклассное мероприятие по немецкому языку "По страницам сказок братьев Гримм. "Золотой гусь". Адаптированная сценка сказки на немецком языке
Данная инсценировка подходит для проведения внеклассного мероприятия на немецком языке в начальной школе. Дети очень любят играть, они с удовольствием участвуют в сценках, им нравится говорить н...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "По страницам сказок" 2 класс.
Ребята работали со сказками,изученными во 2 классе....
Внеклассное мероприятие для 3 класса "В стране сказок"
Внеклассное мероприятие для 3 класса "В стране сказок"...
Внеклассное мероприятие в 1 классе "По дорогам сказок"
Игра-викторина позволит увлекательно провести занятие во внеурочное время...
Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе "На тропинках сказок А.С. Пушкина"
Конспект внеклассного мероприятия в 3 классе "На тропинках сказок А.С. Пушкина"...