Методическая разработка урока «Басни И.А.Крылова»
методическая разработка по чтению

Козлова Татьяна Викторовна

Методическая разработка урока по творчеству  И.А.Крылова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козлова Татьяна Викторовна

Учитель начальных классов

Разработка урока по литературному чтению

«Басни И.А.Крылова»

                           

Цель: - закрепить полученные знания детей о творчестве    И.А.Крылова.

Задачи:

Образовательные: - выявить степень сформированности  умения находить главную мысль, мораль в басне;

Развивающие: - развивать восприятие, память (зрительную, слуховую), речь детей, умение слушать и оценивать ответы товарищей;

Воспитывающие: - воспитывать интерес к чтению;

- формировать нравственные представления детей о добре и зле, трудолюбии, лени.

Ход урока

           Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

           Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

                                    М. Исаковский.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок. На меня все посмотрели и за парты тихо сели!

  1. Вводная беседа.

Ребята, мы с вами на протяжении нескольких уроков знакомились с творчеством замечательного русского баснописца И.А.Крылова. И сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить полученные знания.

  1. Закрепление изученного.

А) сообщение о жизни И.А.Крылова.

Вначале, давайте, вспомним о жизни и творчестве И.А.Крылова. Кто из вас готовил сообщение и готов нам напомнить его жизненный путь?!

( выступление ученика, портрет на доске)

Крылов – русский баснописец. Родился в 1769г.  Был трудолюбивым ребенком. Знал итальянский и французский язык. Любил переводить книги. Когда ему  исполнилось 9 лет, умер его отец, мама много работала, но денег не хватало, и Ваня поступил на службу в тверской суд. Там он переписывал бумаги, разносил пакеты и много читал, переводил. Он прекрасно рисовал, играл на скрипке, но И.А.Крылов решил стать писателем. Он писал пьесы для театра и, конечно же, басни.

Б) Беседа.

- Спасибо!

- И так ребята, когда же родился И.А.Крылов? (в 1769г.)

- Какие языки хорошо знал Крылов? (итальянский, французский)

- Что умел делать И.А.Крылов (рисовать, играть на скрипке, переводить)

- Как  же называют И.А.Крылова? (русским баснописцем)

- А кто же такой баснописец? (тот, кто пишет басни)

- А что такое басня? (короткий рассказ в стихах или прозе, нравоучительное повествование со скрытым смыслом, в котором действуют звери или птицы, они умеют говорить)

(Показ презентации 1 слайд)

- А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (на сказку)

- А чем басня отличается от рассказа, стихотворения, сказки? (имеет мораль)

- А что такое мораль? (нравоучение)

- Давайте вспомним, из каких элементов состоит басня?

( завязка (начало басни), развитие действия, концовка, мораль)

- Какие же басни И.А.Крылова вы знаете? ( «Лебедь, Щука и «Рак», «Чиж и Голубь», «Стрекоза и Муравей» и т.д.).

Выставка книг (работа по ней)

Ребята, посмотрите на выставку книг, здесь представлены книги И.А.Крылова, известного вам баснописца, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. Они тоже писали басни, но не в стихах, а в прозе. В дальнейшем мы с ними тоже будем знакомиться. После урока подойдите, посмотрите, и советую вам прочитать понравившиеся книги.

В) Чтение басни «Свинья под дубом» по ролям.

Дома вы готовили чтение  басни «Свинья под дубом» по ролям. И сейчас мы прочитаем эту басню по ролям и найдем мораль басни. Тексты у вас на столах. Нашли все!? Кто назовет мне действующих лиц  этой басни? (автор, ворон, свинья, дуб) (презентация слайд 2)

-выбор действующих лиц;

- чтение басни;

- Назовите мораль басни? Кто нашел, прочитайте? Как вы понимаете эти слова?

Г) Рассказ о понравившейся басне по плану.

А сейчас вы должны будете рассказать о понравившейся вам басне по плану. План у вас на партах.

1.Автор, название басни.

2. Герои басни.

3. Основная мысль басни (мораль).

4. Почему понравилась эта басня.

(презентация слайд 3)

Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз.

- Голову держим ровно, посмотрим наверх, налево, направо, вниз.

- Глазами начертите круг, треугольник, квадрат.

- Закройте глазки.

- А теперь открываем и продолжаем работу.

Д) «Угадай басню».

Теперь мы не много поиграем. Я читаю вам отрывок из басни, а вы должны угадать название басни и найти рисунок детей на доске к этой басне, если есть.

1. «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука».

                                        ( «Лебедь, Щука и Рак»)

2. «Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза».

                                   ( « Стрекоза и Муравей»)

  1. « Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок,

И в сердце льстец отыщет уголок».

                                         ( «Ворона и лисица»)

  1. «Невежда так же в ослепленье

Бранить науки и ученье

И все ученые труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды».

                                   ( «Свинья под дубом»)

  1. По улицам Слона водили,

Как видно, напоказ.

Известно, что Слоны в диковинку у нас».

                                    ( « Слон и Моська»)

  1. Мартышка, к старости слаба, глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки.

                                     ( «Мартышка и очки»)

Е) Инсценировка басни « Ворона и лисица».

Ваши одноклассники приготовили для вас инсценировку одной из басен И.А.Крылова. Посмотрите инсценировку, и скажи, как называется эта басня.

Ж) Работа по иллюстрациям к басням.

Ребята, я буду показывать вам иллюстрацию к басне. А вы должны, угадать к какой она басне.

  1. «Демьянова уха»
  2. «Ворона и лисица»
  3. «Стрекоза и Муравей»
  4. «Квартет»
  5. «Слон и Моська»
  6. «Зеркало и обезьяна»
  7. «Мартышка и очки»
  8. « Лисица и виноград»
  9. «Свинья под дубом»

10« Петух и жемчужное зерно»

11 « Скворец»

12. « Волк и ягненок»

13. «Обоз»

14. «Кукушка и петух»

15. «Осел и соловей»

    З) Игра «Чудо-мешок.

     У меня в руках «Чудо-мешок». В нем звери из басен. Вы должны достать животное и продолжить название басни. Например, я достаю ворону и говорю название басни «Ворона и лисица». Понятно!? (ворона, стрекоза, слон, мартышка, лисица, свинья, кукушка, осел)

Физкультминутка

- Изобразите лебедя. (Дети машут руками)

- А теперь - рака. ( Дети, нагнувшись вперед и вытянув вперед руки, пытаются скользящими шагами пройти 5 шагов)

- Изобразите щуку. (Руки вдоль тела, и скользящие движения, как плавники)

 И) Конкурс чтецов.

Дома вы учили наизусть басни И.А.Крылова. Давайте послушаем своих товарищей. Но не просто послушаем, а проведем конкурс на лучшего чтеца. Оценивать ваше чтение будет жюри. В составе Ольги Викторовны и Наталье Юрьевны.

 ( награждение детей книгами И.А.Крылова)

К) просмотр видео басни И.А.Крылова

Л) Тестирование по басням И.А.Крылова

М)Работа с пластилином

У вас на партах пластилин. Сейчас мы будем лепить из него героев басен, любых которые вам запомнились.

4. Итог урока

- О чем же мы сегодня говорили на уроке? (о баснях)

- Кто автор этих басен?  (И.А.Крылов)

- А сейчас прочитайте эпиграф к уроку (презентация слайд 4)

- Согласны ли вы со словами русского поэта?

- выставление оценок

 5. Домашнее задание

Подготовка к тестированию (если не успеем выполнить на уроке), нарисовать рисунки к басням Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе на тему: С.Михалков. Басня "Зеркало".

усвоение кейса-текста по произведению           С. Михалкова.  Басня "Зеркало"...

Учебно-методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: Басни И.А.Крылова. Обобщение.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний. Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.Задачи:обобщить знания дет...

Урок "Басня И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука"

В ходе урока дети знакомятся с басней И. А. Крылова  "Лебедь, рак и щука"...

урок "Басни И.А.Крылова"

Презентация "Жанр басни в литературе"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

Конспект урока литературного чтения Конспект урока "Басни И.А.Крылова"

Цели:Повторить произведения И.А. Крылова;Развивать интеллект, логическое мышление, творческое воображение, пробуждать добрые чувства;Воспитывать высокие моральные качества, любовь к литературе....

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...