Урок "Басня И. А. Крылова "Лебедь, рак и щука"
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

В ходе урока дети знакомятся с басней И. А. Крылова  "Лебедь, рак и щука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок "Лебедь, рак и щука"555.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок литературного чтения

Басня И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука»

2 класс

Ход урока

     I. Организационный момент

     П. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть отрывок сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

  1. Постановка цели урока

Учитель читает сказку «Лев и Лисица»

"Однажды Лисица попросила Льва взять ее с собой на охоту. "Хитра я и проворна", – хвалилась Лиса. Лев согласился. Лисица рыскала по лесам и полям и выгоняла добычу прямо на Льва. Он хватал зверя и делил добычу. Себе Лев брал долю побольше. И Лев был сыт, и Лисица сыта. Скоро Лисица стала обижаться на Льва, что не поровну добычу делит. Лисица думала: "Все я делаю одна: я и зверя выслежу, я и гоню его, а Лев только готовое хватает". Отошла Лисица от Льва и стала одна ходить на охоту. Добычи она находила много, да жила впроголодь, потому что поймать ее не могла".

-Что вы узнали о Льве и Лисице?

Дети. Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил ее.

– Лисица хитра и проворна.

У. Можно ли их назвать друзьями?

Д. Нет.

– Друзья помогают друг другу.

У. О чем эта сказка?

Д. Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи.

У. Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость – это беда от себя.

-        Прочитайте, что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ

-        Правильно, сегодня мы с вами прочитаем басню Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, Щука и Рак».

       IV.        Изучение нового материала

  1. Вступительное слово об И.А.Крылове

Родился 13 февраля в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и в Твери. В семье не было возможности оплачивать обучение сына, и И. А. Крылов был вынужден заниматься самообразованием: изучал литературу, математику, иностранные языки. Литературное творчество начал с драматургии. Всемирное призвание получил как талантливый   баснописец.

Первые басни были написаны в 1788 г., а первая книга «Басни Ивана Крылова» увидела свет в 1809 г. Крылов написал более двухсот басен. Многие из них переведены на десятки языков   мира.

Крылов не создавал басни специально для детей, но, благодаря интересным сюжетам, ярким образам героев, точным языковым выражениям, в круг детского чтения прочно вошли басни: «Ворона и Лисица» (1807), «Волк и Ягнёнок» (1808), «Стрекоза и Муравей» (1808), «Слон и Моська» (1808), «Лисица и Виноград» (1808), «Квартет» (1811), «Лебедь, Щука и Рак» (1814), «Зеркало и Обезьяна» (1815), «Мартышка и Очки» (1815), «Свинья под Дубом» (1825), «Кукушка   и   Петух»   (1834)   и  др.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

  1. Актуализация знаний.
  • Кто из вас знает, что такое басня? (Ответы детей.)
  • Правильно. Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором
    действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.
  • На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку.)
  • Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали
    осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня
    найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей
    басней И.А.Крылов.
  • Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по
    характеру?
    (Добрый, умный и т.д.)
  • Иван Андреевич был еще и очень трудолюбивым. Давайте прочитаем текст на с. 79. (Дети читают текст по цепочке.)
  • Что нового вы узнали из этой заметки?
  • Какие вопросы у вас возникли? (Что же это за басни? Мы их не
    знаем...)

Показ картинок с героями басни.

  • Что общего у героев этой басни? (Живут в воде.)
    Показ иллюстрации.
  • Что они делают?
  • Получится у них сдвинуть воз или нет?
  • А вот что рассказал об этом И.А.Крылов.

3.        Чтение басни учителем.

4. Первичная проверка понимания:

  • Понравилась ли вам басня?
  • Что заставило вас улыбнуться?
  • Каким был ваш смех?
  • Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?
  • Есть ли незнакомые слова? (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне.)
  • Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в
    воде, должны бы быть друзьями.)

V.        Физкультминутка

  • Изобразите лебедя. (Дети машут руками.)
  • А теперь - рака. (Дети, нагнувшись вперед и вытянув вперед руки,
    пытаются скользящими шагами пройти назад 5 шагов.)
  • Изобразите щуку. (Руки вдоль тела, и скользящие движения, как
    плавниками.)

VI.        Закрепление изученного

1.        Выборочное чтение.

  • Прочитайте басню про себя, найдите слова, которые помогают
    увидеть образ каждого героя.
    («Лебедь рвется в облака» он стремительный, упрямый, быстрый; «Рак пятится назад» — неповоротливый, нерасторопный, идет назад; «Щука тянет в воду» упрямая, только свое дело знает.)
  • Обратите внимание на глаголы, которые очень точно передают
    характер каждого героя.
  • Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон.)
  • Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз можно было
    бы свезти? (
    Товарищи, поклажа легка.)

- Почему же «воз и ныне там»?

-        Как надо читать эту басню? С каким настроением?

2.        Выразительное чтение басни.

  • Какое чувство вызывают у вас герои?
  • Найдите главную часть басни — мораль. (Первые три строчки.)

3.Перед вами иллюстрации к басням И.А.Крылова. Они все перемешались. Помогите определить,  какой басне относится каждая из них.  

VII.        Итог урока

  • С каким писателем мы сегодня познакомились?
  • С каким произведением?
  • Что такое басня?
  • Для чего и зачем написана басня?
  • Какая мораль была в этой басне?

-        Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Выставляются оценки за работу на уроке.

VIII. Домашнее задание

  1. Самостоятельно прочитать басню «Стрекоза и Муравей»; найти мораль
    басни, выписать в тетрадь;
  2. Подготовиться к выразительному чтению басни.

И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак»

     Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с произведениями И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; донести юмор и иронию басни; работать над выразительным чтением басни;
  2. развивать интеллект, логическое мышление, умение делать выводы, творческое воображение, графические умения для передачи настроения и своего отношения к героям; пробуждать добрые чувства;
  3. воспитывать высокие моральные качества, воспитывать высокие моральные качества.                                

Оборудование: 

Портрет И.А. Крылова; иллюстрации к басням; карточки - отрывки из басен; выставка книг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс

Цели:1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...

Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...

Байки. Леонід Глібов “Лебідь, Щука і Рак”

Мета.  Ознайомити дітей із жанром байки, розвивати способи і види читання байки, вчити передавати інтонаційно особливості характерів дійових персонажів байки, оцінювати їхні вчинки, виявляти моти...

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной...

И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"

Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...