И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Курманова Жанаргуль Анатольевна

Урок литературного чтения во 2 классе

по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной

Тема урока:   И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Дата: 14.11.2012 г.

Цель урока:  Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова. Формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы. Способствование развитию навыка выразительного чтения,  умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся. Расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.

Воспитание интереса к чтению, к творчеству И.А.Крылова и культуры  речи.

Планируемые результаты:

предметные: научатся отличать басню от стихотворения, сравнивать басню и сказку, видеть структуру басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев.

метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;

-устанавливать аналогии; формулировать собственное мнение; выделять существенную информацию;

-строить понятные для партнёра высказывания

личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу,

Будет интересно! Слайд 1 (заставка)

Дети приводят в порядок рабочее место.

Регулятивные  УУД (самоконтроль)


Речевая разминка

- А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе

Девиз уроков литературного чтения

Слайд 2

«Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим».

Актуализация знаний

- А  сегодня на уроке знакомство с произведением одного замечательного писателя. Вы должны постараться научиться  это произведение хорошо читать.

Фамилию этого писателя смогут отгадать самые внимательные ученики. Возьмите карточки и выполните задания.

1.Зачеркни все буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Б Д З К Р

2. Зачеркни все глухие согласные.   П Р Ф С Ч

3. Зачеркни все гласные, указывающие мягкость согласных.  Ё Ю Ы Я И

4. Зачеркни согласные, которые всегда мягкие. Л Ч Щ Й

5. Зачеркни все гласные, которые могут обозначать два звука. Я Е Ё О Ю

6. Зачеркни согласные, которые всегда твёрдые. Ш В Ж Ц

- Какое слово получилось? Слайд 3

- Оцените работу своей пары.

- А теперь отгадайте как его зовут?

ИВАНАНДРЕЕВИЧ               Слайд 4


Уч-ся выполняют задание самостоятельно.






















- Крылов.

Ученики ставят отметку на карточке, подписывают и сдают учителю.


- Иван Андреевич.


Презентация детей о Крылове

Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний)



Познавательные УУД




















Регулятивные УУД (самооценка)

Постановка цели урока

- Вспомним сказку. Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”.

- Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу.

Слова-ответы на вопросы записаны на доске.

ЗОЛОТАЯ РЫБКА 
СТ
АРИК
СТАРУХА
НЕВОД                        Слайд 5.

Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

  • Третья буква в слове “рыбка” Б
  • Третья буква в слове “старик” А
  • Первая буква в слове “старуха” С
  • Первая буква в слове “невод” Н
  • Седьмая буква в слове “золотая” Я

- Какое слово получилось? Слайд 6.


- Ребята, сформулируйте цель нашего урока.



Что такое басня?


Выставка книг

Золотая рыбка, старик, старуха



Невод


















Басня.


Познакомится  с произведениями И.А. Крылова и новым жанром литературы.



Презентация детей










Регулятивные  УУД (целеполагание)

(прогнозирование)

Открытие нового

-Сегодня мы будем читать басню, а чтобы узнать как она называется нужно прочитать эту строчку справа налево.  

АКУЩ  И КАР, ЬДЕБЕЛ  (Лебедь, рак и щука) Слайд 7

-Эта басня была написана в 1814 году. 196 лет назад. Запишем в тетради.



-Рассмотрите иллюстрацию к басне. Слайд 8

-Что общего?                                  

-Что делают герои?                      

-Получается или нет?                  

Чтение строки со слайда



Запись в тетрадь И.А. Крылов «Лебедь, рак и щука»


-Все живут в воде, могут плавать,

-Пытаются сдвинуть телегу с места.


-Нет.

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм

- Есть ли незнакомые слова? Как вы понимаете смысл этих слов:

Дело на лад – налаживается.

Воз – деревянная повозка для лошадей.

Поклажа – багаж.

Впряглись – вместо лошадей.

Из кожи вон – очень стараются.

И ныне там – на том же месте.

Работа в парах.

Обсудить с соседом смысл непонятных слов

Коммуникативные УУД

(лидерство и согласованность действий с партнерами)

- Послушайте, что рассказал об этом Крылов.


- Понравилась ли вам басня?

-Как написана эта басня прозой или стихотворением?

-Назовите героев басни.

- Что заставило вас улыбнуться?

Прослушивают запись басни (сеанс воображения)








- Глупые: тянули в разные стороны

Физкультминутка

Поднимает руки класс-это раз,
Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

- Прочитайте басню самостоятельно

с. 104

Дети читают басню самостоятельно.

Общеучебные  УУД ( умение работать с текстом)

Первичное закрепление

- Найдите слова, которые позволяют увидеть образ каждого героя



- Какими словами описано усердие героев?                      

 - Был ли воз на самом деле тяжёлым?  

 - Почему же воз и ныне там?  

- Лебедь рвётся в облака - Лебедь стремительный, упрямый, быстрый.

-Рак пятится наза  -Рак неповоротливый, нерасторопный.

-Щука тянет в воду.     -Щука упрямая


- Из кожи лезут вон.

-Поклажа бы для них казалась и легка.

-Потому что они не смогли договориться

Коммуникативные УУД








Физминутка

-Вот сейчас я вам открою секрет. В басне есть главная часть- мораль.

-А что такое мораль?  Я вас просила найти толкование слова


- Найдите главную часть басни – мораль.


-Кто прочитает мораль этой басни?


- Чему же учит басня?

-Есть замечательная русская пословица: Дружно-негрузно, а врозь – хоть брось. Слайд 9.учебник с. 104.

-В чём смысл этой пословицы?

- Сейчас вы должны постараться и прочитать басню выразительно,  без ошибок. Отметить лучшее чтение

 -Итак, научились ли мы читать басню выразительно, без ошибок?


- краткое нравоучительное заключение

Когда в товарищах согласья нет ,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука.


Эта басня учит в любом деле работать дружно, вместе.



Ответы детей (Вместе, согласованно работать не тяжело, а порознь — трудно)


Выразительное чтение басни детьми (2 чел).

Общеучебные познавательные УУД:

 Умение работать с текстом

Умение выделять существенное

Личностные УУД:

Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм

Инсценировка

-Ребята нашего класса посещают кружок «Кукольный театр» и покажут представление басни Крылова «Слон и Моська»

Итог урока

-С каким писателем  сегодня познакомились?

-С каким жанром литературы познакомились? Что такое басня?

-Как называется нравоучение в басни?                  

- Что такое мораль басни?                                                          

- С какой целью пишут басни?    

- Какую цель мы ставили в начале урока?


- Достигли мы этой цели?                      





Баснописец подсказывает человеку, как надо поступить, учит жить, учит видеть чужие ошибки

-Познакомились с творчеством Крылова и новым жанром литературы-басня.

- Да.

Рефлексия

- Нарисуйте смайлик в вашей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока слайд 10




Регулятивные УУД (самооценка)

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение басни (желающие могут выучить)

Оценивание

Отметить детей, наиболее активных на уроке.

Спасибо всем, кто работал старательно

И слушал внимательно!

СЛОН И МОСЬКА

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ — 
Известно, что Слоны в диковинку у нас — 
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
«Соседка, перестань срамиться»,
Ей шавка говорит: «тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает».— 
«Эх, эх!» ей Моська отвечает:
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс

Цели:1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...

Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"

Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...

Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Урок литературного чтения  во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак".

Урок посвящён ознакомлению обучающихся с творчеством И.А.Крылова и полностью соответствует новым стандартам....

Урок чтения "И.А. Крылов. "Лебедь, щука и рак"

Работа над басней. Использование интерактивных технологий на уроке чтения....

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"...