Урок чтения "И.А. Крылов. "Лебедь, щука и рак"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Никшикова Елена Валентиновна
Работа над басней. Использование интерактивных технологий на уроке чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx16.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И.А.Крылов «Лебедь, щука и рак».

Цели: Ознакомить учащихся с творчеством И.А.Крылова, его басней «Лебедь, щука и рак». Донести до учащихся юмор и иронию басни. Учить находить мораль-поучение, развивать представление о басне. Совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать чувство взаимовыручки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Вот уже звенит звонок, начинается урок.

 -Мы, ребята не ленимся, к новым знаниям стремимся.

- Что ж, работать нам пора. Вы со мной согласны?

-Да!

  2. Сообщение темы, целей урока.

- Рассмотрите книжную выставку. Можно ли определить тему урока?

Почему?

- Сегодня мы побываем в гостях у дедушки Крылова и познакомимся с новой басней. Совершим экскурсию в историю жанра басни, проведем литературную игру, устроим маленький концерт, где вы сами побываете в роли баснописцев.

- А что значит слово басня? (ответы детей)

- Правильно. Все ваши ответы я собрала в одно определение. (учитель вывешивает определение басни).

3. Проверка домашнего задания.

- Домой вам было задание поработать самостоятельно и подготовить вопросы по теме «Басни И.А.Крылова». Озвучьте их.

1уч. – Ребята, с какой целью писались басни?  (Показ человеческих пороков, их высмеивание).

2уч. -  А какие пороки высмеивал Крылов? (Зависть, скупость, лень, лживость, хвастовство, невежество, эгоизм).

3уч. – Образы каких животных он для этого использовал?

4уч. – Докажите, что басни Крылова понятны не только взрослым, но и детям.

(Они интересны, смешны и поучительны, похожи на сказки, много диалогов, их  можно читать в лицах, инсценировать.)

4. Актуализация опорных знаний.

- А только ли И.А.Крылов писал басни?

- У И.А.Крылова были великие предшественники в мировой басенной литературе.  Расскажут о них ребята, которые подготовили эту информацию.

(Эзоп, А.П.Сумароков,  И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев).

- Эпиграфом к нашему уроку станут слова: «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками».

Как вы понимаете эти слова?

- Смех сближает людей. Важно, чтобы люди могли смеяться не только над другими, но и над собой. А это помогает себе и другим со смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки.

5.Работа над темой урока.

- Перед вами величавый, массивный, лукавый мудрец с умным прищуром глаз, взирающих на жизнь.

А что вы знаете об этом человеке? Может вам известны какие либо факты из его жизни? (Информация подготовленных заранее учащихся).

- Какие басни И.А.Крылова вы знаете?

- Прежде чем познакомиться еще с одной басней, послушайте сказку «Лев и лисица» и скажите, можно ли этих зверей назвать друзьями? (учитель читает сказку).

- Что вы узнали о льве и лисице?

- Можно ли назвать их друзьями? (-Нет. Друзья помогают друг другу.)

- О чем эта сказка? (- Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи.)

- Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость  - плохая черта человеческого характера.

Физкультминутка.

А сегодня мы познакомимся еще с одной басней И.А.Крылова. А кто ее герои, отгадайте из загадок:

  1. В воде купался, а сухим остался. (Лебедь)
  2. У нее во рту пила, под водой она жила,

Всех глотала, всех пугала,

А теперь в котел  попала.    (Щука)

  1. На мели сидит, усами шевелит.

А гулять пойдет – задом наперед.  (Рак)

Учитель показывает иллюстрацию, где изображены Лебедь, Рак и Щука.

- Что общего между ними?

Словарная работа.

Согласье – понимание, согласованность.

Поклажа – груз.

Чтение басни учителем.

- Что узнали из басни?

- Что поняли?

Чтение детьми молча.

- Как вы думаете, они могли бы справиться с этой работой?

- Какие слова из басни подсказывают нам, что воз они смогли бы свезти?

Чтение басни детьми вслух

- Найдите слова, которые помогают увидеть образ лебедя, рака, щуки.

- Как автор описывает их усердие?  (Из кожи лезут вон)

- Какие строчки подходят к иллюстрации в учебнике?

- Как, по вашему мнению, нужно читать эту басню?

Выразительное чтение учениками.

- Давайте найдем вывод-поучение.  Это мораль басни.

- Ребята, выражение «Да только воз и ныне там» стало крылатым. Когда так говорят?

6. Закрепление и повторение изученного.

- Сегодня мы вспомнили много басен. Игра в паре «Соотнеси». ( Суть игры заключается в том, чтобы правильно соотнести название и фразу из басни).

- Представьте себя в роли баснописца. – О каких человеческих пороках вы бы написали басню?

Работа в группах «Мы последователи Крылова». (Группа  придумывает басню. Тематику  выбирает бригадир группы).

7.Итог урока.

- Почему так происходит, прошло много  времени, а сюжеты не устаревают, и басни всегда нам интересны. (Человеческие пороки неискоренимы, поэтому басни сохраняют свою актуальность).

- Наш урок подходит к концу. Но мы не прощаемся с творчеством И.А.Крылова. Вы продолжите  изучать его произведения в старших классах.

8. Рефлексия.

- Используя смайлики настроения, покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Почему?

-  Какими чувствами хотите поделиться с товарищами?

9. Самооценка.

- По шкале самооценки как бы вы оценили свою работу на уроке?

- Насколько вы были успешны?  - В полную ли силу вы работали?

10. Оценка деятельности детей.

Активно работали. Были замечательными актерами. Правильно выражали свою мысль. Внимательно слушали товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Урок литературного чтения  во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак".

Урок посвящён ознакомлению обучающихся с творчеством И.А.Крылова и полностью соответствует новым стандартам....

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "И.А.Крылов " Лебедь, Щука и Рак"" 2 класс

разработка урока литературного чтения по теме "И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"" с  учетом УУД...

И.В. Крылов «Лебедь, Рак, Щука»

И.В. Крылов «Лебедь, Рак, Щука»...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл (мораль)- развивать умение выразительно читать, рассуждать, реш...