И.В. Крылов «Лебедь, Рак, Щука»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Горшкова Анастасия Викторовна

И.В. Крылов «Лебедь, Рак, Щука»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.v._krylov_lebed_rak_shchuka.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Предмет

Литературное чтение

УМК

Школа России

Класс

2

Тема урока

И.В. Крылов «Лебедь, Рак, Щука»

Тип учебного занятия

Изучение нового материала

Цель урока

Ознакомление учащихся с произведением И.А.Крылова, формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы, способствование развитию навыка выразительного чтения, умения работать над прочитанным текстом, мышления, речи обучающихся, расширение читательского кругозора, обогащение словарного запаса.

Оборудования урока

Учебник В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Сели прямо! Ножки вместе!

Ручки палочкой на стол!

Начинаем разговор!

  1. Актуализация знаний.
  1. Проверка домашнего задания.

- Выразительное чтение “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С.Пушкина.

- Назовите героев “Сказки о рыбаке и рыбке”. 

- Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. 

 (Слова-ответы на вопросы записаны на доске.)

ЗОЛОТАЯ РЫБКА 
СТАРИК
СТАРУХА
НЕВОД

- Золотая рыбка, старик, старуха

-  Невод

  1. Формулирование проблемы, поиск решения (повторение материала).

- Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное отношение к уроку.

Третья буква в слове “рыбка” Б

Третья буква в слове “старик” А

Первая буква в слове “старуха” С

Первая буква в слове “невод” Н

Седьмая буква в слове “золотая” Я

- Какое получилось слово? Над каким жанром литературы мы будем сегодня работать?

- Посмотрите на выставку книг, которую мы оформили к сегодняшнему уроку. Кто автор всех этих произведений.

- Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (Слайд 1.)

“Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов.

- Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по характеру. (Добрый, умный и т.д.)

- Давайте прочитаем текст на стр.102 учебника. Что нового узнали о баснописце?

- Каким он был человеком? 

- Что удивило вас в этом сообщении? (Слайды 2-4.)

- Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов.

- Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал художник? (Слайд 5.)

- Что такое басня? (Слайд 6.)

- На какой жанр литературы похожа басня? 

- Что у них общего, чем отличаются?

- Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал свои басни И.А.Крылов.

КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (Слайд 7.)

- Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Будем учиться находить в басне мораль-поучение.

- Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Слайд 8.)

- Чтение учителем.

- Понравилась ли вам басня?

- Что заставило вас улыбнуться? 

- Каким был ваш смех?

- Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?

- Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение. (Слайд 9.)

1. Выборочное чтение.

- Прочитайте басню. Ответьте на вопросы словами из басни. (Слайд 10.)

  • Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак?
  • Как они старались выполнить работу? 
  • Получилась ли их затея? 
  • Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. 
  • Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы свезти? 

- (Слайд 11.). Посмотрите на следующий слайд и подумайте:

  • Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они будут действовать; не пригласили на помощь кого-то более сильного?

- басня

- Трудолюбивым, любил учиться

- Начал учить греческий язык в пятьдесят лет и за два года овладел им в совершенстве

- Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни

- На сказку

- Рак, Щука, Лебедь

- Они живут в воде

- Герои не смогли сдвинуть воз

- Добрым, не злым

- Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне

- Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

- Из кожи лезут вон

- А возу всё нет ходу

- “Лебедь рвется в облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” – настойчиво выполняет свое дело

- Товарищи, поклажа легка

VI. Закрепление материала

Физкультминутка.

Петушочек встрепенулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Крыльями похлопал,

Ножками потопал,

Шею вытянул, согнул

И по улице шагнул.

1. Словарная работа.

- (Слайд 12). Замените своими словами выражения из басни:

“Из кожи лезут вон” – очень стараются.

“А воз и ныне там” – воз стоит на прежнем месте.

“А возу все нет ходу” – герои не сдвинули воз с места.

2. Выразительное чтение басни.

- Давайте прочитаем басню выразительно.

- С каким настроением вы будете читать басню?

- Какое чувство вызывают у вас герои этой басни?

- Как автор относится к своим героям?

- Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню?

3. Работа над моралью басни.

- Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни.  (Слайд 13.)

- Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым?

-  Когда так говорят? 

4. Викторина по басням И.А.Крылова “Крылатые слова”. (Слайды 14-16.)

- Многие выражения из басен дедушки Крылова стали “крылатыми”. Мы часто их произносим, даже не задумываясь, что эти слова впервые произнесли герои Крылова. Вспомните, их и назовите басни, из которых взяты эти строчки.

“У сильного всегда бессильный виноват” (Волк и Ягнёнок)

“Сильнее кошки зверя нет” (Мышь и Крыса)

“А Васька слушает да ест” (Кот и Повар)

“Видит око, да зуб неймёт” (Лисица и Виноград)

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” (Квартет)

“Да только воз и ныне там” (Лебедь, Щука и Рак)

- Приведите примеры из жизни, которые соответствуют данным выражениям.

- (Слайды 17-18.) В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника украшают фигурки героев басен Крылова.

- выполнение физкультминутки

- Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз

- Он сожалеет, что в товарищах нет согласья

- Баснописец подсказывает нам, как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на чужих ошибках

- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет

- Да только воз и ныне там.

VI. Итог урок. Рефлексия.

- С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?

- Что такое басня?

- Для чего и зачем нужно изучать басни? (Слайд 19.)

- Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? 

Учащиеся отвечают на вопросы.

- чтобы избавляться от своих пороков

- глупость, лень и т.д.

VII.Домашнее задание.

- Самостоятельно прочитать басню “Лебедь, Рак, Щука”.

- записывают д/з

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/594518/Image3715.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение: И.А.Крылов « Лебедь, Щука и Рак» 4 класс

Цели:1.     Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова,вспомнить другие изучаемые ранее, расширять читательский кругозор.Научить определять басню как жанр литературы по...

Диафильм И. А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Литературное и внеклассное чтение, 1-4 класс. Данный ресурс можно использовать при фронтальной, групповой и индивидуальной работе....

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»...

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения во 2 классепо учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.В. Виноградской, М.В. Бойкиной...

И. Крылов. "Лебедь, щука и рак"

Презентация составлена к уроку "Басня И. Крылова "Лебедь, щука и рак"...

Конспект урока литературного чтения "И. А. Крылов "Лебедь, рак и щука"

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак  и Щука», дать понятие о басне....

Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Урок литературного чтения  во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...