Конспект урока по литературному чтению Летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Азизян Лариса Николаевна
УМК "Школа России", 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ЛЕТОПИСИ. «И ПОВЕСИЛ ОЛЕГ ЩИТ СВОЙ
НА ВРАТАХ ЦАРЬГРАДА»

Цели: продолжать знакомить учащихся с литературными произведениями Древней Руси – летописями; учить понимать смысл, заключённый в летописях; показать роль князя Олега в истории Руси.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные дома работы («летописи»), их оформление, зачитывают отрывок, а затем вывешивают свою работу на доску (стенд).

Таким образом появляется  классная  коллекция  страничек  из  «летописей».

Учитель может спросить учащихся о том, какая из работ им понравилась больше всего и почему, какая работа им показалась наиболее оригинальной, какая работа наиболее точно отражает содержание текста летописи.

 Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала.

Учитель, опираясь на знания детей, полученные ими при изучении истории и  чтении художественной и исторической литературы, спрашивает учащихся:

– Кто был первым князем на Руси? (Рюрик.) 

– Кто стал княжить после смерти Рюрика? (Олег.)

– Сегодня на уроке мы прочитаем отрывок, в котором рассказывается о походе князя Олега на Царьград.

Далее учитель для более успешного восприятия учащимися текста произведения в краткой и доступной форме рассказывает ученикам о князе Олеге.

Деятельность Олега оставила глубокий след в исторической памяти народа. К исходу своей жизни он стал властелином огромного государства. Ему покорились многочисленные славянские племена, перед ним отступили хазары; ему удалось поставить на колени сильнейшее государство того времени – Византийскую империю.

В 907 году он совершил успешный поход на её столицу – г. Константинополь, или, как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать отпор войску Олега. Греки запросили мира. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.

Крупнейшим  русским  городам – Киеву,  Чернигову,  Переяславлю византийцы должны были заплатить дань. Русские купцы, которые находились в Константинополе (Царьграде), должны были получать помесячное содержание  в  виде  хлеба,  вина,  мяса,  рыбы и фруктов в течение шести месяцев.

В знак верности заключённому соглашению византийцы целовали крест.

Олег также дал клятву на верность договора. В конце церемонии Олег повесил свой щит на вратах города.

Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи, и та вынуждена была принять их.

«И прозвали Олега, – пишет летописец, – Вещий».

2. Словарная работа.

Учитель сообщает учащимся о том, что в тексте встречаются незнакомые им слова и предлагает познакомиться с их значением (слова записаны на доске).

Варяги – обитатели Скандинавского полуострова.

Словене, чудь, кривичи, меря, древляне, радимичи, поляне, северяне, вятичи, хорваты – славянские племена.

Царьград – столица Византии.

Дань –  налог, который брал победитель с побеждённого народа.

Гривна – денежная единица в Древней Руси. 

Паволоки – шёлковые ткани, покрывала.

Узорочье – драгоценности, наряды.

Перун – Бог молнии, грозы, войны и оружия, главное божество восточных славян.

3. Работа с текстом.

Учитель читает текст произведения. (После окончания чтения целесообразно выдержать паузу, для того чтобы учащиеся осмыслили содержание услышанного.)

– Что хотите сказать?

– Что показалось непонятным в тексте?

– Каким вам представляется Олег?

– Почему народ прозвал Олега Вещим?

IV. Итог урока.

Домашнее задание: выразительно читать текст «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» (с. 14–15, часть 1-я); поискать в библиотеке тексты других летописей об Олеге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"

Познакомить учащихся с понятием "летопись". Развивать навыки смыслового чтения. автор учебника Л.Ф. Климанова. УМК "Школа России". 4 класс...

"И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"

Данная презентация поможет осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений, воспитать культуру и уважение к истории России....

Конспект урока по литературному чтению «Проверим себя и оценим свои знания" по разделу «Писатели-детям» (УМК Школа России) 2 класс

Конспект урока по литературному чтению «Проверим себя и оценим свои знания" по разделу «Писатели-детям» (УМК Школа России) 2 класс...

Проверочная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего».

Автор: Саттарова Виктория Владиславовна, учитель начальных классов 1-й квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. – к. АнапаПроверочная работа по литер...

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Школа России"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Летописи. Былины. Жития. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда", "И вспомнил Олег коня своего" (4 класс), УМК "Шк...

Конспект урока по литературному чтению "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «И в шутку и всерьез». "

Конспект урока + презентация по литературному чтению "Проверим себя и оценим свои достижения по разделу: «И в шутку и всерьез». "...

Презентация к уроку "Летописи. Былины. Жития. Летопись "И повесил Олег щит свой..."" ( УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" новых знанийЦель урока: знакомство обучающихся с летописью "И вспомнил Олег коня своего"....