Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Перспектива 2 класс "И.Пивоварова "Сочинение".Составление рассказа на тему "Как я помогаю маме"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тиунова Анастасия Павловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока И.Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа И.Пивоваровой «Сочинение».

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить учащихся с произведением И.Пивоваровой «Сочинение»
  • учить делить текст на смысловые части.
  • учить видеть скрытый смысл произведения.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление: умение предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над произведением
  • способствовать развитию речи через разные виды чтения текста

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся честность, правдивость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:14.05.2021

Школа: №95

Класс: 2-9

Урок: 2

Время: 08:55-09:35     Кабинет: 318

                                           Студент: Тиунова Анастасия

                                           Группа: 32

                                           Учитель: Мещерякова В.С.

                                           Методист: Галиуллина Н.К

Тема урока И.Пивоварова «Сочинение». Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»

Тип урока: "открытие" нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа И.Пивоваровой «Сочинение».


Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить учащихся с произведением И.Пивоваровой «Сочинение»
  • учить делить текст на смысловые части.
  • учить видеть скрытый смысл произведения.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление: умение предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над произведением
  • способствовать развитию речи через разные виды чтения текста

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся честность, правдивость.


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические и интерактивные средства

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная, словесный: слово учителя

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Павловна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

1. Показывают готовность к уроку.

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог

Фронтальная, Практический: викторина

Наглядный: демонстрация

 1.Выдает артикуляционную гимнастику

Веселая путаница

Есть сладкое слово — ракета,

Есть быстрое слово — конфета,

Есть кислое слово — вагон,

Есть слово с окошком — лимон.

Есть слово колючее — дождик,

Есть слово промокшее — ежик.

Есть слово зеленое — цель,

Есть слово упрямое — ель,

Есть книжное слово — синица,

Есть слово лесное — страница.

Есть слово пушистое — смех,

Есть слово веселое — снег.

М. Пляцковский

— Понравилось вам стихотворение?

Проговорим:

1р. - медленно, 2р. - быстро, 3р. - тихо, 4р - громко.

Начнем сегодняшний урок с небольшой викторины. Обратите внимание на экран.

Викторина:

Жанр устного народного творчества, стихотворение или рассказ о том, чего не может быть, не бывает. (Небылица)

Забавная, рифмованная поговорка, вставляемая в речь. (Прибаутка)

Образное описание какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится. (Загадка)

Вид закликательных песен, которые могут отражать определенные желания по разным направлениям. (Закличка)

Короткая фраза произносимая как можно быстрее. (Скороговорка)

- Что объединяет все отгаданные нами слова? Что это?

- Хорошо.

- А сейчас откройте страницу 135 в учебнике. Прочтите. Кто автор произведения?

1.Выполняют артикуляционную гимнастику

Отвечают на вопросы викторины.

После отгаданного слова, читают пример.

Небылица.

Прибаутка.

Загадка.

Закличка.

Скороговорка.

Жанры.

И.Пивоварова

К :умение строить сообщение в устной форме, выбирать адекватные речевые средства в диалоге.

Л : уметь выбирать и использовать языковые средства в различных ситуациях общения;

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: поиск и выделение необходимой информации.


П: анализ объектов с целью выделения признаков

Выдвижение гипотез и их обоснование

Слайд 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: составление плана

1.Организует формулирование темы и цели урока.

  • Предположите, какая тема будет нашего сегодняшнего урока?

Верно. Тему определили, теперь давайте поставим с вами цели на урок по опорным словам

- Познакомиться...

 

- Учиться правильно и …

-Проанализировать... 

-Молодцы!

  • Чтобы достичь этих целей давайте спланируем нашу работу.

1.С помощью учителя формулируют тему и цель урока.

И.Пивоварова и её произведение «Сочинение»

-- со сведениями из биографии И.Пивоваровой

-выразительно читать её произведение “Сочинение”.

-новое произведение.

План

  1. Прослушаем биографию о писательнице.
  2. Прочитаем произведение и проанализируем его.  
  3. Перечитаем произведение по смысловым частям, попробуем определить о чём говорится в рассказе.
  4. Определим главную мысль
  5. Сделаем выводы

Л:устойчивый познавательные интерес к родному языку.

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Р: планирование

П: выстраивание логической цепочки рассуждений, доказательство

Слайд 3

«Открытие» детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Групповая форма работы

Практический: выполнение задания

Вид чтения: прослушивание

-Знаете ли вы, что-нибудь о писательнице Ирине Михайловне Пивоваровой?

-Читали ли вы её произведения?

Ирина Михайловна Пивоварова родилась в Москве 3 марта 1939 г. в семье врача. Первые детские стихи были опубликованы в журнале «Весёлые картинки» в 1964 г., через год вышла первая книжка.

Её стихи, рассказы и повести были невероятно популярны у детей и в 1960-е, и в 1970-80-е годы. В середине 70-х – начале 80-х годов Ириной Пивоваровой написаны повести, ставшие золотым фондом детской юмористики.(слайд 5) Заразительно смешные, эксцентричные, психологически достоверные «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» (1975), повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А» (1977), «Старичок в клетчатых брюках» (1981) и «Однажды Катя с Манечкой» (1986). В рассказах Пивоваровой – насыщенная событиями и размышлениями жизнь школьников. На страницах её книг постоянно присутствуют игра, смех, песни – то, без чего немыслимо детство. Стихи о школе составили поэтический сборник «Школьное окно», проиллюстрированный самим автором.

Воспитание без назидания, без поучения – вот одна из задач, которую успешно выполняют книги Ирины Пивоваровой. О своей работе она написала так: «Прозу, как и стихи, я пишу весело. Очень люблю, когда дети смеются! Если мне приходится их учить, стараюсь, чтобы это было незаметно». Более 15 книг написано Пивоваровой для детей. Но они и для взрослых, родителей, педагогов. Ведь читая её повести, рассказы, стихи, мы становимся добрее к детям, терпимее к их оплошностям, понимаем мотивы поступков, учимся уважать малышей.

-А теперь давайте выясним, как хорошо вы меня слушали и на сколько были внимательны. Ответьте пожалуйста на мои вопросы. Объединитесь в группы по 4 человека.

-Какое настроение старается отображать Пивоварова в своих произведениях? 

-Для кого она пишет? 

-Какие произведения запомнили?

-Как вы думаете, какой смысл несёт в себе название рассказа «Сочинение»? 

-Ребята помните, что когда слушаешь и читаешь, то надо думать, представлять ,понимать и запоминать.

Включает аудиозапись рассказа

Какое значение несет в себе название рассказа «Сочинение»?

- О чем говорится в тексте?

-Какое настроение вызвало у вас произведение? 

-Каких слов больше всего в тексте?

Динамическая пауза

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Весёлое, жизнерадостное.

Для детей, взрослых, родителей и педагогов.

«Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», повести «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 «А», «Старичок в клетчатых брюках» и «Однажды Катя с Манечкой»

Сочинение истории какой-либо, написание сочинения.

Слушают рассказ.

Двоякое, девочка пишет сочинение, и ещё и сочиняет о том, как она помогает своей маме.

Грустное, весёлое.

Тема помощи.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П: смысловое чтение.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

Учебник,

Слайд 4

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод: Ф Словесный: учебный диалог.

Перечитывание рассказа и деление его на смысловые части

Работа с текстом во время чтения

-А для того что бы вы лучше поняли текст давайте разберем слова и выражения встречающиеся в нем:

- «строчила в тетрадки» - это что значит? 

- А что такое занавески и скатерть? 

-Ребята, а какую эмоцию нам передаёт автор через высказывание «я вытаращила глаза»? 

- А что такое галоши? 

-А теперь ещё раз прочитаем рассказ и ответим на вопросы, чтобы лучше понять его.

Учащиеся читают по частям:

1) чтение и анализ 1 части

-Где и когда происходят события? 

-С чего всё началось? 

-Как развивается действие?

-Какой поступок она совершила? 

-Как мы назовём первую часть? 

-Почему она так поступила? 

2) чтение и анализ 2 части

-Кто является действующими лицами?

-Какое событие является главным в этой части?

-Как поступила мама узнав о такой помощи дочери, найдите предложение в тексте? 

-Как назовем эту часть рассказа? 

-Какую характеристику можно дать нашей рассказчицы сочинения? Какая она?

3)чтение и анализ 3 части

-Найдите в тексте как девочка намыливала занавеску, как полоскала её, выжимала и вешала?

-Какое чувство вы испытываете к этой девочке? 

-Как можно озаглавим третью часть рассказа? 

-Давайте попробуем определить основную мысль рассказа?

-Какой вывод мы можем сделать?

Писала.

Занавески – шторы, скатерть - атрибут стола.

Удивление.

Резиновая обувь.

Однажды в классе.

С того что учитель задала написать сочинение на тему «Я помогаю маме».

Девочка начала рассказывать о том, что она подметает полы, моет посуду, а иногда стирает носовые платки…и т.д.

Придумала как она помогает маме.

Обман в сочинении.

Потому что не хотела получить плохую оценку.

Девочка-рассказчица, мама, папа.

Посещение мамы в школу на родительское собрание.

Сегодня же постирай наши занавески.

Наказание.

Чувство жалости от нагруженной работы.

Помощница.

Главная мысль рассказа состоит в том, что не надо хвастаться тем, чего не делал.

Рассказ учит помогать родителям, а не выдумывать. Учит отвечать за свои слова.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и  письменной форме.

П: выдвижение гипотез и их обоснование.

слайд 5

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация

Парная форма работы, Практический: выполнение самостоятельной работы

  • 1.Выдает задание на самостоятельное выполнение

  • 2.Контролирует процесс выполнения

Сейчас я предлагаю вам самим составить рассказ в парах «Как я помогаю маме».

Напоминаю, что сочинение имеет 3 части: вступление, основная часть, заключение.

-Как мы можем начать наш рассказ?

-Далее у нас идёт основная часть. Что мы будем писать там?

-И в заключении, что мы напишем?

-Кто хочет прочитать свой рассказ?

1.Выполняют самостоятельную работу

Начинаем со вступления, это подготовка к тому, о чём пойдёт дальше речь. Однажды…

Сам рассказ, как я помогаю маме.

Вывод, итог, своё отношение к рассказанному.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

Слайд 6

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная форма работы

Словесный: учебный диалог

Вид чтения:чтение по ролям

  • Ребята, давайте проверим как вы понимаете эти пословицы, и подходят ли они к теме нашего урока?
  • Прочитайте и объясните.

Не спеши языком, торопись делом

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

  • Давайте прочитаем по ролям диалог мамы, папы и дочки после родительского собрания так, чтобы слушатели поняли настроение каждого героя.
  • Над чем этот рассказ заставляет вас задуматься?

  • С какой целью написан этот рассказ?

  • Домашнее задание у вас будет составить свой рассказ «Как я помогаю маме».

Ответы детей.

Читают по ролям.

Нужно всегда помогать родителям, и всегда говорить и писать как есть на самом деле.

Обсмеять поступок девочки, и показать как не красиво придумывать подобного рода истории.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: анализ объектов с целью выделения признаков

Учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа,

Словесный: учебный диалог

1.Подведение итогов.

Давайте подведем итоги.

- Какая тема урока?

-Какие цели мы ставили? Достигли мы наши цели?

-С каким настроением вы завершаете урок?

Оцените свою работу на уроке.

Используя фразы, закончите ее, оценивая свою работу на уроке.

• было трудно…

• я научился…

• было интересно…

• мое настроение..

1.Отвечают на вопросы

И.Пивоварова «Сочинение».

Ответы детей.

Оценивают свою работу на уроке.

Р: оценка, контроль

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

Слайд 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Есть сладкое слово — ракета, Есть быстрое слово — конфета, Есть кислое слово — вагон, Есть слово с окошком — лимон. Есть слово колючее — дождик, Есть слово промокшее — ежик. Есть слово зеленое — цель, Есть слово упрямое — ель, Есть книжное слово — синица, Есть слово лесное — страница. Есть слово пушистое — смех, Есть слово веселое — снег. М. Пляцковский

Слайд 3

Жанр устного народного творчества, стихотворение или рассказ о том, чего не может быть, не бывает. Небылица

Слайд 5

Забавная, рифмованная поговорка, вставляемая в речь. Прибаутка

Слайд 7

Образное описание какого-то предмета или явления, по которому надо понять, о каком предмете или явлении говорится. Загадка

Слайд 8

Заяц

Слайд 9

Вид закликательных песен, которые могут отражать определенные желания по разным направлениям. Закличка

Слайд 11

Короткая фраза произносимая как можно быстрее. Скороговорка

Слайд 13

Тема: И.Пивоварова «Сочинение» . Цель: п ознакомиться… учиться правильно и…. п роанализировать… со сведениями из биографии И.Пивоваровой . в ыразительно читать её произведение «Сочинение». н овое произведение.

Слайд 14

План урока: 1 ) Прослушаем биографию о писательнице. 2) Прочитаем произведение и проанализируем его. 3) Перечитаем произведение по смысловым частям и определим главную мысль произведения. 4) Сделаем выводы .

Слайд 17

«Строчила в тетрадки»- п исала. Занавески- Скатерть- ш торы. а трибут стола. «Я вытаращила глаза»- у дивление. Галоши- р езиновая обувь.

Слайд 18

Вступление - это подготовка к тому, о чём пойдёт дальше речь. Однажды … Основная часть - с ам рассказ, как я помогаю маме . Заключение - в ывод , итог, своё отношение к рассказанному.

Слайд 19

Тема: И.Пивоварова «Сочинение» . Цель: п ознакомиться… учиться правильно и…. п роанализировать… со сведениями из биографии И.Пивоваровой . в ыразительно читать её произведение «Сочинение». н овое произведение.

Слайд 20

Было трудно… Я научился… Было интересно… Моё настроение…

Слайд 21

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу Л.Н. Толстого "Прыжок"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтения по рассказу В. Бианки "Мышонок Пик"

Публичное представление собственного педагогического опыта в форме открытого урока...

Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"

Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок  открытия нового знанияЦель:   формирование образовательных компе...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Знакомство с рассказом Е. И. Чарушина "Кабан"" - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведения Евгения Ивановича Чарушина «Кабан»; умение выр...

Технологическая карта урока литературного чтения: "Н. Сладков "Медвежья горка" (рассказ)"

Цель урока: формирование у учащихся представления о произведении Н. Сладкова «Медвежья горка».Задачи урока: 1. дидактические: отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять г...

Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Рассказ Б. А. Емельянова «Мамины руки»», УМК "Перспектива", 4 класс

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа Б. А. Емельянова «Мамины руки».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)...