Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Русалочка»», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гречишникова Екатерина Алексеевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока «Г.Х. Андерсен «Русалочка»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе изучения сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка».

Задачи урока

Дидактические:

  • познакомить учащихся с творчеством и жизнью Г.Х. Андерсена;
  • способствовать формированию навыка выразительного чтения;
  • учить анализировать авторскую сказку, основанную на фольклоре.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес и мотивацию к чтению через творческие задания;
  • развивать умение вести диалог посредством беседы.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус у учащихся;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся путём соблюдения правил общения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, автор Н.А. Чуракова, УМК «Перспективная начальная школа», рабочая презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Практический: упражнение

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

Учитель говорит:

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
  • Сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.
  • Занимайте свои места.

1. Показывают готовность к уроку.

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Словесный: повторение лексических сведений, викторина

1.Проверяет знания учеников по теме

- С каким жанром литературы вы работали на прошлых уроках?

- Что такое сказка?

- Какие они бывают?

-В чём разница?

– Вы на уроках читали сказки, сочиненные народом. А ведь в мире множество сказок, которые сочинили писатели. Вспомните, какие авторские сказки мы читали в прошлом году? Какие писатели-сказочники их сочинили?

– Народная сказка – это результат коллективного творчества, а авторская создается писателем.

- Ребята ,на доске вы заметили развешены картинки со сказочными героями. Предлагаю вам ответить на вопросы и вспомнить название сказок.

1) Как звали девочку, которая появилась на свет из чудесного цветка, похожего на тюльпан?

2) Все вы знаете сказку «Стойкий оловянный солдатик»? По сказке мы знаем, что мальчику подарили 25 оловянных солдатиков, все они были одинаковы, кроме одного. Чем же отличался 25-тый оловянный солдатик от своих братьев?

3) Из какой сказки эти строчки? - Славные у тебя детки!- сказала старая утка, с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Очень уж он велик, да чудной какой-то… Кто же этот чудной ребёнок, впоследствии превратившийся в прекрасного лебедя?

4) Кому из героев этого автора пришлось наниматься на работу к самому королю и выполнять при этом простую грязную работу, пасти свиней?

- Вы читали эти произведения? 

- Кто автор всех этих произведений?

-А сейчас я прочитаю вам  стихотворение-загадку, а вы послушаете и подумаете, о ком оно
Девочка спит и  пока что не знает

Что в этой сказке её ожидает:

Живёт на на дне морском,

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот…

Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

Кто эта девочка? Чья это сказка?

1. Отвечают на вопросы учителя

- Сказка

Предполагаемые ответы детей

Авторские и народные

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемые ответы детей

Дюймовочка

Его отливали последним, олова не хватило, но он так же стоял на одной ноге, как его братья на двух 

Гадкий утёнок

Принц – свинопас

Да/нет, мне понравилось…

Ганс Христиан Андерсен

Г.Х.Андерсена «Русалочка»

П: Научатся применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

М: Научатся адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи

Презентация

учебник

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная работа

Словесный: беседа, учебный диалог

Практический: работа с деформированным планом

1.Формулирует совместно с учениками тему урока.

  • Итак, ребята, кто догадался, какую сказку мы будем читать сегодня?

2. Формулирует совместно с учениками цель урока.

  • Молодцы, какая цель нашего сегодняшнего урока?
  • Что мы должны узнать? Чему научиться?

3. Составляет совместно с учениками план работы.

Итак, давайте составим план нашего сегодняшнего урока.

1.Формулируют тему урока.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

2.Формулируют цель урока.

Познакомиться с авторской сказкой Г.Х.Андерсена «Русалочка», её особенностями, узнать интересные факты из жизни писателя.

3. Составляют план урока.

ПЛАН

1. Познакомиться с биографией Г.Х. Андерсена.

2. Прочитать сказку  «Русалочка».

3. Выявить признаки авторской сказки, основанной на фольклоре.

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Л: умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Фронтальная работа

Словесный: беседа, рассказ

Объясняет новый материал.

- Сегодня на уроке мы с вами обратимся к творчеству великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

-Что вы знаете о Г.Х Андерсене?

Андерсен жил более 1,5 веков тому назад. Он родился в бедной семье сапожника, рано остался без отца, еще мальчиком пошел работать на фабрику, помогал матери. А учился он вечерами в школе для бедных. Трудно приходилось мальчику, но он упорно учился, много читал. В конце концов Андерсен добился своего – он стал писателем.

Признали его не сразу. Многие смеялись над героями сказок Андерсена, над простонародными выражениями в произведениях писателя. Часто писатель чувствовал себя «гадким утенком» на «птичьем дворе» среди надменных и заносчивых «кур», «петухов» и «индеек». Но прошло время, и все увидели в гадком утенке прекрасного лебедя.

Андерсен – великий сказочник. Какая-нибудь игрушка (одноногий оловянный солдатик), обычный предмет (штопальная игла), растение (цветок, стручок гороха) становились героями его сказок. Больше всего он любил сочинять сказки во время прогулок по лесу. Он мог в кусочке коры, еловой шишке, старом пне подметить такие детали, из которых потом рождались сказки.

Все ребята с большим удовольствием и интересом читают сказки Андерсена, но ведь они написаны не только для детей. В них много глубоких и мудрых мыслей. Они доставляют людям радость всегда, до самой глубокой старости.

- Вот и мы обратимся сегодня к сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка». Как вы думаете, почему автор так назвал сказку?

- Ребята, а что вы знаете о русалках?

– Русалка в народных поверьях и сказках существо в образе обнаженной женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в море. А также в поверьях гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека. Сегодня же мы узнаем, как Андерсен решает судьбу своей героини. Обретет ли его русалочка бессмертную душу.

2. Организует чтение сказки «Русалочка»

- Сейчас мы прочитаем первую часть произведения «Русалочка». Открывайте страницу 71. Сказка большая, хотя она дана в сокращении, мы сегодня прочитаем только первую часть, далее вы продолжите с Юлией Алексеевной.

- Читать будем по абзацам. Я начинаю, а вы все внимательно следите.

- Во время чтения проследите, как автор относится к героине сказки.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы детей

Предполагаемые ответы детей

Русалка – сказочный персонаж, живет в море.

2. Читают произведение «Русалочка»

Л: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

М: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

П: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе полученных   знаний.

Презентация

Учебник

Динамическая пауза

Выполнение детьми динамической паузы

Фронтальная работа

Словесный: выразительное чтение учителем

Организует и проводит динамическую паузу.

  • Ребята, а сейчас мы с вами немного подвигаемся. Все встаём. Повторяйте движения.

Шеей крутим осторожно –
Голова кружиться может.
Влево смотрим - раз, два, три.
Так. И вправо посмотри. 
(Вращение головой вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания — руки вверх, ходьба на месте.)
И за парты вновь вернёмся. (Дети садятся за парты.)

Выполняют упражнения

Л: формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная работа

Работа в парах

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

1.Организует анализ произведения.

- Какое чувство вы испытали, прочитав эту часть сказки?

- Кто главный герой сказки?

- Как вы думаете, как Г.Х. Андерсен относится к своей героине? Докажите тексом.

- В каком мире живет Русалочка?

– Где происходит действие в этой части сказки?

– Кто управлял хозяйством у морского царя? Как она выглядела? Прочитайте.

– Сколько дочек-русалочек было у морского царя? Какая из них была самая красивая? Прочитайте, с чем сравнивает ее автор.

– О чем больше всего любила слушать рассказы бабушки младшая русалочка? Что особенно удивляло ее в этих рассказах? Подтвердите тексом.

– Что разрешалось сделать каждой русалочке в свое 15-летие?

- Когда Русалочка всплыла, кого она увидела?

- Что случилось с принцем после?

- Изменилась ли Русалочка после этого события?

-Какое у Русалочки было самое заветное желание?

1.Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы детей

Русалочка

Земной и подводный мир

На дне морском

Бабушка

Зачитывают из текста

Всплыть на поверхность

Принца

Попал в кораблекрушение, но Русалочка его спасла

Стала ещё тише, ещё задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый вечер или каждую ночь

Один день человеческой жизни

П: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; взаимодействовать и находить общие способы работы

Презентация, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Самостоятельная работа

Фронтальная работа

Словесный: объяснение

Практический: упражнения

  1. Организует самостоятельную работу.

  • Сейчас каждый поработает самостоятельно, найди в тексте, каким цветом Андерсен описывает  перечисленные предметы и отметь в карточке.

Вода

Песок

Деревья

Окна

Стены

Крыша

Цветы

  • Давайте проверять, прочитайте, что у вас получилось.
  • Если у вас нет ошибок за эту работу поставьте 5, если 1-2 ошибки – 4, если 3 ошибки – 3, более 3 ошибок – 2.

Вода – синяя, как лепестки васильков

Песок – белый

Деревья – огненно-красные и тёмно-синие

Окна – из чистого янтаря

Стены – из кораллов

Крыша – из раковин

Цветы – сверкали горячим огнём

П: самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач;

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Презентация

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная работа

Словесный: учебный диалог

Практический: упражнение

Организует работу в группах.

- Итак, это задание вы будете выполнять в группах. Разделитесь на 6 групп. Сейчас вам необходимо составить план для пересказа первой части сказки «Русалочка».

- Что такое план?

Давайте с вами повторим правила работы в группах.

План:

1.Дворец морского царя.

2. Жизнь принцесс во дворце.

3. Странное дитя

4. Встреча с наземным миром.

5. Спасение принца.

6. Очарование земного мира.

Работают в группах.

Изложение текста по законченным смысловым частям.

1. Работать в группе должны все.
2. Уважай мнение других.
3. Один говорит, другие слушают.
4. Своё несогласие высказывай вежливо.

Пересказывают сказку по плану

.

М: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная работа

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

1. Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.
2.Проводит работу по самооценке.

  • Подведём итог нашего урока.

  • Какая тема у нас сегодня была?

 

  • Какая цель сегодняшнего урока?

  •   Мы достигли цели?
  • Какие возникали трудности?

  • Ребята, вы сегодня отлично поработали. На экране вы видите лестницу успеха.
  • Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке. Если вы поняли тему урока, но у вас осталось множество вопросов, то поднимите руку те, у кого человечек на ступеньке посередине. Ну а если вы не поняли тему, то поднимите руку те, у кого  человечек на нижней ступеньке.
  • Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Познакомиться с авторской сказкой Г.Х.Андерсена «Русалочка», её особенностями, узнать интересные факты из жизни писателя.

Да

Предполагаемые ответы детей

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

П: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Задачи с недостающими данными»», 3 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока «Задачи с недостающими данными»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения распозна...

Технологическая карта урока русского языка "Учимся применять правила", 2 класс (УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: рефлексии Цель урока: создание условий для формирования орфографического навыка. Задачи урока Дидактические: 1. Закрепить словарные слова 2. Закрепить правило написания безударных гласных в...

Технологическая карта урока литературного чтения "Как рождается герой", 3 класс (УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведением Н. Некрасова “Крестьянские дети&rdquo...

Технологическая карта урока литературного чтения "Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»" (УМК: «Перспективная начальная школа», 4 класс)

Мои методические разработки:Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе чтения рассказа И. Пивоваровой «Как провожают пароходы».Планируемые результат...

Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" (УМК "Начальная школа XXI", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что такое новости, какие источники новостей существуют, кто распространяет новости, умение работать с информацией детских журналов.Зад...

Технологическая карта урока литературного чтения "Чарушин Е.И. "Томкины сны" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цель урока:формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа рассказа Е. И. Чарушина «Томкины сны», умения ориентироваться в тексте, анализировать его и вы...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мария Вайсман «Шмыгимышь»» (4 класс, УМК: «Перспективная начальная школа»)

Тема урока «Мария Вайсман «Шмыгимышь»»Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа Марии ...