Читательский дневник в начальной школе
статья по чтению

Статья предназначена для родителей и учителей начальной школы. Является вспомогательных материалом при ведении читательского дневника в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskiy_dnevnik_v_nachalnoy_shkole.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Читательский дневник в начальной школе.

   Читательский дневник – это тетрадь, в которую ученик записывает важные сюжетные моменты художественных произведений. Если приучить ученика регулярно делать пометки в читательском дневнике – можно легко улучшить успеваемость по литературе.

   Через несколько лет ученик, листая этот дневник, вспомнит о своей первой книжке, о своей самой любимой сказке…

   Для читательского дневника лучше взять толстую тетрадку, тоненькой (18 листов) тетрадки будет маловато, да и потеряться такому дневнику несложно.

   Каждую страницу читательского дневника нужно расчертить на 3 столбца:

  • название произведения
  • дата прочтения
  • отзыв или заметка о прочитанном

   Первый столбец.

   По моему мнению, лучше писать сначала название книги, а потом автора. Дети быстро могут вспомнить название литературного произведения, а имя автора часто забывают.

   Второй столбец.

   Здесь запись очень индивидуальная. Один ребенок читает быстро (один день), а другому нужно несколько дней или недель.

   Дата – это очень интересный показатель в чтении – она поможет вспомнить когда и за какое время книга была прочитана. А может возле одного и того же произведения стоять несколько дат. Это будет говорить о том., что книга или произведение были прочитаны не один раз.

   Третий столбец 

   Это отзыв о прочитанном. Здесь ученик может поразмышлять, написать свое впечатление от прочитанного, что понравилось, а что показалось неинтересным, сделать вывод и выразить его короткой фразой. Если у ребенка возникло желание  можно:

  • нарисовать иллюстрацию к прочитанной книге
  • придумать загадки или ребусы
  • составить кроссворд по прочитанному
  • написать в дневнике письмо героям или автору произведения
  • узнать и записать интересные факты из биографии автора

   Очень хочется, чтобы чтение стало важнейшим  инструментом роста ребенка, меняло его жизнь и поступки.

   Эйдан Чемберс – замечательный английский писатель и педагог, очень точно заметил: «Наша читательская история – это не просто список прочитанных нами книг. Она таинственным образом связана с началом самостоятельного мышления, с осознанием себя как личности.»

   Читательский дневник поможет младшему школьнику понять и запомнить первые школьные произведения, будет способствовать развитию познавательной и творческой активности.

   Существует три причины для ведения читательского дневника:

  • стимуляция самостоятельного чтения детей вне класса
  • развитие памяти: чтобы легко было вспомнить прочитанное
  • библиографическая культура, дети знали, что кроме писателя есть переводчики и иллюстраторы произведений и книг.

   Мне кажется странным, вести дневник для того, чтобы сделать в нем только запись. Важно рассказать о прочитанной книге другим, показать свои иллюстрации (рисунки). Ребенок рассказчик учится выделять главное, кратко пересказывать, обращать внимание на основные сюжетные повороты.

   Ведение читательского дневника помогает сделать выводы о прочитанном и формулировать свои мысли письменно.

   Главная задача – научить ребенка не переписывать сюжет, а мыслить самостоятельно, делать выводы, пусть даже они не будут расписаны, а уложатся в несколько предложений.

   Стоит обратить внимание и следовать нескольким правилам при ведении читательского дневника.

  • не заставлять ребенка высказывать мнение о книге до того, как он ее дочитает и не старайтесь повлиять на его мнение
  • ребёнок сам должен выбрать книгу (вы можете только подкорректировать направление чтения) и темп чтения
  • не оценивайте дневник и не сравнивайте с дневниками других детей – это подорвет у вашего ребенка уверенность в себе, и он просто не захочет продолжать описывать впечатления от прочитанных книг
  • покажите личный пример

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведение тетрадей и дневников в начальной школе

Ведение тетрадей и дневников в начальной школе...

Читательский дневник в начальной школе

Здесь вы найдёте ответ на вопрос "Для чего нужно вести читательский дневник?" и получите пример его оформления....

Ведение тетрадей и дневников в начальной школе

Правила ведения тетрадей и дневников в начальной школе...

Примерный образец читательского дневника в начальной школе

Привить хорошее отношение к чтению, помочь ребенку достичь хороших результатов в овладении техникой чтения — задача каждого родителя и педагога. А когда малыш много читает, неплохо было бы подумать о ...