Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.
материал по чтению

Кабанова Анна Сергеевна

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами»

В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами»

В.А.Сухомлинский

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться

Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

В качестве одного из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования стандарт выделяет овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей относятся также к общеучебным универсальным учебным действиям, на усвоение которых должен быть направлен образовательный процесс в начальной школе.

Естественно, что навык смыслового чтения формируется, прежде всего, при обучении литературному чтению. В рамках этого учебного предмета навык смыслового чтения выступает как один из предметных результатов освоения учебной дисциплины. Однако  этот навык не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении другим школьным предметам.

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной.

Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

Восприятие текста.

Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

        Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

1. Увеличить ширину поля зрения;

2. Уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

3. Сократить время  каждой отдельной фиксации;

4. Избавиться от регрессий;

5. Развитие антиципации текста.

        В своей работе я применяю такие упражнения на увеличение поля зрения:

-работа по буквенным и числовым таблицам проводится следующим образом:  подготовительный этап - зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы по порядку нарастания  в цифровом ряду или алфавите (время выполнения - 25 секунд);

исполнительный этап – последовательный поиск всех цифр или букв. Найденные цифры указываются карандашом.

         При работе с буквенной таблицей после выполнения основных упражнений предлагается игра «Печатная машинка». Напечатать называемые учителем слова (это могут быть словарные слова на уроках русского языка, термины – на уроке окружающий мир и т. п.)

По типу предыдущего упражнения используются слоговые таблицы и таблицы слов.

- Упражнения на тренировку восприятия

В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом. Или быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.

-Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации:

1) Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.

2)Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.

        Регрессия – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Определить наличие регрессии можно с помощью наблюдения. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад или он постоянно прочитывает несколько слов на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность, то это значит в чтении ребёнка присутствуют регрессии.

      Причины регрессий: вы видите на экране

Сила привычки.

Кажущиеся трудности текста.

Отсутствие внимания.

       Последние  две  причины  - явления   временные   и  достаточно   легко

снимаются. Первая причина – сила привычки -  явление достаточно устойчивое, и для её преодоления требуются регулярные занятия с использованием специального упражнения «Чтения с окошечком».

                                           10 см

 5 см

   Листок накладывается на строку и передвигается по строке сначала взрослым, а потом самим ребёнком.  Взгляд ребёнка при этом будет плавно передвигаться вместе  с листком, повторное перечитывание будет исключено. Постепенно ребёнок привыкнет скользить взглядом по строке.

Антиципация или смысловая догадка – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение.

      Для того чтобы определить, владеет ли ребёнок данным приёмом, надо предложить ему для чтения два текста: с пропусками, затем без них. Если разрыв не превышает 15-20 секунд, значит ребёнок пользуется приёмом антиципации. Если слов, над которыми ребёнок думал долго, оказалось много, то необходимо поработать над развитием антиципации.

          Для развития антиципации надо использовать следующие упражнения: тексты с пропущенными буквами в окончаниях и в других частях слова или пропущенными целыми словами, тексты с ошибками в содержании или несуразицы. Кроме того, польза этих упражнений состоит в развитии словесно-логической памяти.

         Работа над развитием антиципации тесно связана с работой по развитию речи. Это обусловлено тем, что и в том и в другом случае идёт работа над расширением возможности лучше осознавать прочитанное. Работа по развитию речи включает в себя такие виды упражнений: расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков, понимание переносного смысла и т. д. Поэтому необходимо сочетать работу  по развитию антиципации с упражнениями по развитию речи.

Развитие внимания.

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Поэтому предлагаю задания, позволяющие повысить уровень внимания.

Для расширения объема и распределения внимания  использую корректурные пробы. Подчеркнуть в ряду буквы.

Для развития избирательного внимания использую такие упражнения: --найди среди буквенного текста слова, подчеркни их;

-найди общее понятие для слов общего ряда. Какое из них лишнее?

-найди ошибку в тексте

Чтение и память.

Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7+2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

Игровые упражнения, направленные на развитие памяти детей:

-игра «Слова» - кто больше запишет слов, относящихся к определенным темам;

-игра «Кто больше запомнит?» первый  участник называет слово, следующий повторяет названное слово и произносит свое и т.д.(перед началом игры необходимо определить тему);

-игра «Запоминаем рисуя»;

-игра «Посмотри и запомни»;

-игра «Прочитай и ответь».

Конечным результатом и целью любого чтения  является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.

1)выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

2) антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.

3) реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в прцессе чтения.

Упражнения для формирования умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей:

-Подобрать к каждому заголовку(пункту плана) соответствующую часть текста (определить где она заканчивается)

-Работа с деформированным текстом.

-Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Упражнения используемые для работы над прогнозированием текста:

-Допиши словосочетания

-Допиши предложения

-Допиши текст

-Восстанови пропущенные строчки в произведении.

        Предложенные упражнения не занимают много времени  и позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке.

Полноценное чтение – это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль и многое другое. В процессе чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и другие. Работа с текстом  вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем дисциплинам в начальной школе.

Приложения

Карточки для индивидуальной работы.

                                          Карточка 1.

    Прочитай  медленно, договаривая слова, затем постарайся прочитать быстро за 1 минуту.      

Море.

           Море таит в се...   огром...   богатст... .   Человек  издавна  лов...  в   мо...  ры...  Из морских  водорос...  приготовл...   вкус...   кушанья и питатель... корм для скота. Морс...  вода полезна для здор... . На берег...  морей строят дома отд..., лагеря. По морям плав...  пассажир...   и грузо...  суда. Морс...  дороги соедин....  даль...   страны.  

                               (47 слов.)

                   Научись читать за 1 минуту.

              но-во-год-них                стек-лян-ны-е  

              из-го-тов-ля-ют             ра-зо-гре-ва-ют

                                         Фабрика игрушек.

           Наряды для новогодних ёлок изготовляют на фабриках. Вот цех

Изделий из ваты. Здесь делают бородатых дедов- морозов в красивых шубках

и голубых снегурочек. А вот из этого цеха выходят стеклянные шары.

          Сначала делают заготовки для шаров. Потом трубки разогревают и

надувают. Шары попадают в жаркие камеры и получают цвет.

      В магазины стеклянные игрушки привезут в коробках. Это очень хрупкий

товар.                  

                                    (60 слов.)  

Среди этих букв найди спрятавшиеся слова.

оадщшксворобеймтрвдметродостровтокрзчпричальювасрастратюла

пужшолввтоварищдквдомтидарикраингромлйясчасхвлэйтрудристре

Карточка 2.

                      Прочитай, договаривая слова.

      Гроза надвига...  . Огромная лило....  ту...  медленно поднима...  из-за

ле...Ракиты тревож...  шелесте... и лепетали. Сильный ветер загу...  в выши...

Дере...  забуше...Крупные кап... дож... резко застуча... по листь... . Сверкнула

мол... . Грянул гром. Дождь полил ручь... , но вот солн... опять засия... . Как

всё засвер...  вокруг. Как свеж и прозра... воздух! Как пах... земляни... и гри... .

               ( 54 слова.)

            а                  о              сып-лют-ся         жа-лу-ют-ся              пе-ре-лес-ка-ми

           у      ств       е              пря-чут-ся          пе-ре-би-ра-ют-ся     бес-кор-ми-цу

           и                 ю             жа-лу-ют-ся          по-гру-жа-ют-ся     о-го-лён-ном

                   Научись читать за 1 минуту.

                                              Осень.

       Ударили холодные утренники. На некоторых кустах листву, как ножом,

срезало. С деревьев дождём сыплются листья. Бабочки, мухи, жуки

прячутся. Певчим перелётным птицам уже становится холодно. Они торопливо

перебираются рощами и перелесками. Не жалуются на бескормицу только

дрозды. Они стаями накинулись на гроздья спелой рябины. В оголённом лесу

свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу

больше не слышно.

                        ( 61 слово.)

   Прочитай предложения и скажи, всё ли в них верно.

            Зимой в саду зацвели яблони.

            Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

            Мальчик стеклом разбил мяч.

            В ответ я киваю ему рукой.

                                     Карточка 3.

        Научись быстро произносить скороговорку.

      Шёл Егор через двор

      С топором чинить забор.

  о               а           е             о              сбросил             направление

 у    ткр     ы          о    сбр    и              открытое          отцепился

 я             и                а              ю                     плавником       неосторожности    

                                    Научись читать за 1 минуту.

     

Мальчик на дельфине.

     Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом.

     Вдруг смелый мальчик очутился верхом на дельфине. Он уцепился за

дельфина. Дельфин   не   сбросил  седока  и  взял  направление  прямо  в

море.  По неосторожности он ранил мальчика своим плавником. Мальчик не

испугался. Он крепко держался за дельфина. Когда же он увидел, что

дельфин уносит его в открытое море, он отцепился и поплыл к берегу.

                                     (65 слов.)

            «Слово потерялось».

        Помогите поставить слова на свои места. Разыгралась буря. Волны

обрушились на борт корабля. Всё перепуталось, книги рассыпались.

        Из одного стихотворения исчезли слова: август, астры, апельсины,

аппетит. Попробуй вернуть их на место.

                     _________ выпал жаркий-жаркий.

                   Ах, как душно в зоопарке!

                   ___________ пропал у пони.

                   ___________ вянут на газоне,

                   А мартышка не страдает –

                   ___________ уплетает!

                                   Карточка 4.

                 Прочитай, договаривая слова.

        Зимним вечер…   мы возвраща…   с лыжн…  прогул… . Мы выш…

из берёзо… рощи. Вдали  виднелась соседн…  деревн… . Дорога выве… нас

к небольш… речуш… . Оставал… крутой подъём по холм… - и мы у шко… .

        На площад… около шко…. нас ждала учительни… с групп… ребят.

        Выходн… день мы всегда провод… на свеж… возду… .Завтра с нов…

сила… за ученье.

соорудили             поваленных             чувствуют                   подобраться  

               сооружение           удивительное          безопасности

                                    Научись читать за 1 минуту.

     

                                                  Бобры.

            Это было летом во время похода. Ребята вышли на берег лесной речки

и увидели удивительное сооружение.                                                                                            Оно было сделано из поваленных деревьев, веток и ила. Эту плотину

соорудили  бобры. Около самой воды у бобров домик-хатка. В нижней части

домика - вход, внутри - коридор и комнаты. В домике бобры чувствуют себя

в безопасности. Вход скрыт под водой, и к хатке трудно подобраться.

             (61 слово.)

                  Подбери пару.

         Поставь стрелочку к подходящему по смыслу прилагательному  (окончание можно изменять).

               блузка                      бодливый

              брюки                       белый

              банан                        большой

              брат                           больной

              баран                         бережливый

              бабушка                    бархатный

              больница                  бодрый

              бабочка                     быстрый

              берег                         болтливый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по улучшению техники чтения в начальной школе

В работе используются упражнения по улучшению техники чтения. Образцы упражнений по учебникам "Литературное чтение"  программа "Школа 2100"....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

В работе представлена система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения.Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения....

Улучшение техники чтения в начальных классах.

Работа учителя по улучшению техники чтения в начальных классах....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Осваивая навык чтения, дети закономерно проходят определенные этапы, которые различаются по психологическому содержанию....

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

материал для улучшения качества техники чтения и заинтересованности детей к чтению...

Работа по улучшению техники чтения в начальных классах.

Чтение - основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учитьсяБыстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса ...