Г. Сапгир "Про медведя"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Климова Юлия Дмитриевна

Конспект урока литературного чтения по программе "Школа России" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4._sapgir.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 4. Г. Сапгир «Про медведя».

Цели: познакомить с произведением Г. Сапгира «Про Медведя"; учить анализировать и сравнивать произведения одного раздела; развивать воображение, речь, память, мышление; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, чтению по ролям, пониманию характеров героев, главной мысли текста.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения; объяснять название произведения, по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.

Учебные задачи: учиться выразительно читать, выделять голосом важные слова, обращать внимание на знаки препинания и делать паузы.

Оборудование: портрет и книги Г. Сапгира, текст речевой раминки, карточки с изображением удода.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний

- Кто попробует пересказать сказку И. Токмаковой со своим продолжением?

(Пересказ сказки И. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква "А"»)

- Кто прочитал всю сказку? (Если есть такие учащиеся, то они рассказывают содержание сказки. )

     III.       Речевая разминка

Прочитайте стихотворение.

Удивительный народ –

Птица с именем удод.

Не подстрижен, не причесан,

Рыжий клок торчит под носом –

Вся прическа на весу,

            перья даже на носу.

Парикмахерская, видно,

Не работает в лесу.

A. Пудваль

- О какой птице идет речь? Знаете ли вы такую птицу?

Птица размером чуть больше скворца, очень своеобразной внешности. Оперение обыкновенного удода пестрое, охристо-рыжее с черным и белым. Перья красивого веерообразного охристо-рыжего хохла имеют черные вершины, и на задних перьях имеются еще белые предвершинные пятна. Птица может складывать и распускать хохол веерообразно.

(Учащиеся рассматривают изображение удода на карточках или на слайде. )

- Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

        IV.     Постановка целей урока

- Найдите в стихотворении, которое мы только что прочитали, рифмующиеся слова. (Народ - удод, не причесан - под носом, навесу - наносу – в лесу.)

- При чтении этого стихотворения выделяется один звук. Какой? ([y].)

- Представьте, как можно было бы изобразить букву У, зная о птице удоде.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Жили-были буквы» и познакомимся еще с двумя произведениями замечательных писателей.

- Откройте учебник на с. 14, прочитайте Учебную задачу. На что надо обратить внимание? (Ответы детей. )

Учебная задача сегодняшнего урока - учиться выразительно читать, выделять голосом важные слова, обращать внимание на знаки препинания и делать паузы. Этим мы и займемся.

        V.      Работа по теме урока

- Узнайте, о ком идет речь.

Кто это?

Гуляло по лесу Большое-лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды кустов сгребает, себе в рот запихивает.

Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает Большое-лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет - карасей пугает.

Забеспокоились караси, губами зашлепали: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает Большое-лохматое. Далеко оно уже - на пасеке. Медом лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.

А пчелы вокруг вьются, жужжат: "Кто это? Кто это?»

А ты догадался, кто?

- Как вы думаете, о ком идет речь в этом тексте? (О медведе.)

Верно, это медведь. Про медведя нам рассказал в одном из своих произведений Генрих Вениаминович Сапгир. (Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г. Сапгира (см. Школьный словарик «Писатели в учебной литературе», с. 68).)

- Прочитайте название стихотворения Г. Сапгира.

(Хорошо читающие ученики читают стихотворение. Учитель проводит с учениками беседу по вопросам учебника на с. 15.)

- Выполните задания 2, 3 на с. 15 учебника.

           VI.        Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это - брасс,

Одной, другой - это кроль.

Все как один плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

        VII.     Продолжение работы по теме урока

Запускаем проект «Создаем музей "Город букв"» (Учитель объясняет, что такое проект, предлагает план работы. Можно составить план совместно с учениками, обговорить кр критерии оценивания. Класс разделить на группы. Распределить роли, задания, кто какую букву будет делать, из каких материалов.)

     VIII.    Рефлексия  

- Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше отношение ношение к материалу урока.

- Покажите учителю и друг другу.

      IX.      Подведение итогов урока

- Как называется произведение, которое мы читали на уроке?

- Назовите его автора. Что вы о нем узнали?

- Что такое интонация?

Рекомендации для занятий дома

Подготовить выразительное чтение стихотворения Г. Сапгира


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический урок "Медведи"

План -конспект тематического  урока по русскому языку...

тест по сказке Джанни Родари "Приезжает дядюшка Белый Медведь"

Тест по сказке Джанни Родари "Приезжает дядюшка Белый Медведь" для учащихся 2 класса по УМК"Перспективная начальная школа" можно провести с целью проверки осознанности прочитанного....

Игровой конкурс по правилам дорожного движения для начальной школы «Маша и Медведь в большом городе».

Игровой конкурс можно проводить по параллелям или для всей начальной школы . Заранее формируются две сборные команды. Каждый класс готовит творчкское выступление....

Диафильм. Маша и медведь.

Диафильм по русской народной сказке предназначен для урока внеклассного чтения в начальных классах....

Презентация "Медведи"

Исследовательская работа кружка "Проект в жизни человека" Коробицынской СОШ...

Занятие по сказке "Бурый медведь и белый медведь".

На занятии ребята совершили путешествие на север нашей страны, в места проживания белого медведя и в зону лесов в гости к бурому медведю, для знакомства с условиями их проживания. Затем ребята прослуш...

Урок литературного чтения. Ненецкая сказка "Белый медведь, бурый медведь"

Урок построен на работе исследовательских групп....