Н.Некрасов "Саша"
план-конспект урока по чтению

Царикаева Роза Хасановна

 Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Некрасов.  «Саша»  (отрывок из поэмы)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nekrasov_otryvok_iz_poemy_3_kl.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

на тему «Н. Некрасов.  «Саша»  (отрывок из поэмы)»

3 класс

Тема.  Н. Некрасов.  «Саша»  (отрывок из поэмы);

Цель: Ознакомление с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы);

Задачи: Познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова, вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности;

Развивать творческие способности детей, память, речь, внимание;

Воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства, любовь к природе, ее защиты.

Оборудование:  портрет Н.А.Некрасова, репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети",отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Крестьянские дети" (электронный учебник).

Ход урока

Организация класса.  

Психологический настрой на урок  

- Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы принесете радость себе и людям.

Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения. 

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.

Работа по теме  (Сообщение 2 учеников)

Слово о поэте. (1821-1877) Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе Грешнево на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был  небогатым помещиком, бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.  Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера. . С ранних лет мальчик увлекался охотой, а встречи с крестьянами на охоте знакомили его с жизнью и характером людей, способствовали сближению с народом. Поэта называли защитником обездоленных и бесправных людей.

Освоение содержания и анализ стихотворения.

- А сейчас послушайте стихотворение  в исполнении мастеров художественного слова.

Чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок). ( Электр. Учебник.см. диск).

Чтение продолжения стихотворения в хрестоматии.

Анализ стихотворения. Беседа по вопросам.

- О чем это произведение? 

- Что заставило плакать Сашу? Почему она плакала? О каких качествах характера говорят слезы девочки? Почему ей жалко вырубленный лес?

Физминутка

Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша»

Выборочное чтение

- Найдите ответы в стихотворении: Как и зачем вырубают лес лесорубы? Что чувствуют деревья? С кем сравнивает их поэт? Словно подкошен, осинник валился /Стоном стонали верхушки осин, /Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. /Сучья ломались, скрипели, трещали, /Раненый стонет, зовет, проклинает.

- Какой прием использует поэт, чтобы показать лес как живое существо?

- Что вы почувствовали, когда читали стихотворение? Разделяете ли вы печаль Саши?

-Как реагируют на рубку леса животные? А как вы относитесь к такой деятельности человека?

- К чему приведет вырубка леса на нашей планете?

Творческая работа.   Работа в группах .

Первая  группа   Дать положительную оценку деятельности  лесорубов.

Вторая  группа   Дать отрицательную  оценку деятельности лесорубов.

Работа с произведением. 

Рефлексия.

- Какова основная идея стихотворения? Природа - живое существо. Она дарит жизнь и здоровье человеку. Любите природу, берегите природу! Только тогда мы сможем сохранить жизнь на Земле.

Задание на дом. Выучить отрывок наизусть.