И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Сульдяйкина Надежда Владимировна

Цель урока: создать условия для знакомства со сказкой И. П. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А». В данной разработке присутствуют все формы работы, а акже интересные приёмы: составление обложки произведения и облако слов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_alya_klyaksich.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

УМК: Школа России

Предмет: Литературное чтение

Класс: 1 класс

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: «Аля, Кляксич и буква А» (И. П. Токмакова)

Цель урока: создать условия для знакомства со сказкой И. П. Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А».

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- создать условия для развития речевых умений, творческих способностей, воображения, памяти;

- воспитывать читательский. интерес.

Метапредметные:

-

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть 1 Климанова Л. Ф., видео-физминутка, учебная презентация, облако-слов, раздаточный материал «Обложка книги».

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

Мотивационный этап

– Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Обратите внимание на гостей и им тоже улыбнитесь.

– Теперь нам нужно настроиться на рабочий лад. На доске вы видите набор слов: аккуратность, смелость, внимательность, лень, неряшливость, злость, грубость, любознательность. Как это можно назвать одним словом? (Качества)

– Из списка данных качеств нам нужно выбрать те, что нам пригодятся на уроке и прикрепить на центральную часть доски.

Актуализация знаний

– Мы уже с вами познакомились с творчеством нескольких авторов. Поэтому предлагаю вам выполнить следующее задание. Соотнести автора с произведением, которое она подарил нам, читателям. Работать будем в паре. Какие правила парной работы мы знаем? (Ответы учащихся)

– Приступаем к выполнению задания. Одна пара у доски на закрытой части.

Фронтальная проверка.

Постановка учебной задачи

Речевая разминка

Ши-ши-ши – любят сказки малыши,

Ша-ша-ша – книга есть у малыша,

Шо-шо-шо – мы читаем хорошо,

Шу-шу-шу – я читаю и пишу.

Хором – 3 раза, индивидуально – 2 человека.

– О каком жанре идет речь в чистоговорке? (О сказке)

– А какие сказки вы знаете? (Ответы детей)

– Вы назвали такие сказки, как Теремок, Колобок – а есть ли у них автор? (Ответы детей)

– Эти сказки написал народ и передавал от поколения к поколению. Поэтому такие сказки и называются – народные.

А все ли сказки написал народ? (Ответы детей)

 Вы правы, нет. Есть и авторские сказки, например очень хорошо знакомая вам «Сказка о рыбаке и рыбке», которую написал А. С. Пушкин. Поднимите руку, кто знаком с этой сказкой.

– С произведением какого жанра мы с вами сегодня будем знакомиться? (С произведением-сказкой)

– В учебнике на с. 12 авторы поставили перед нами учебные задачи. Давайте с ними познакомимся. (Хорошо читающий ученик читает задачи из учебника)

– Я уверена, что мы справимся с этими задачами. Но начать мне хотелось бы не с фрагмента сказки, а с автора.

Изучение нового материала

–Сказку «Аля, Кляксич и буква «А» написала Ири́на Петро́вна Токмако́ва. Она была не только детским поэтом, но и переводчиком детских стихов. Ирина Петровна Токмакова родилась в Москве 3 марта 1929 года и прожила до 5 марта 2018 года.
Стихи Ирина Петровна писала с детства, но считала, что писательских способностей у нее нет. Окончив университет, стала работать переводчиком. Однажды в Россию из Швеции приехал друг семьи Токмаковых и подарил книжку детских песенок на шведском языке. Ирина Петровна решила перевела эти стихи для своего сына. Но муж Лев Алексеевич Токмаков, отнес эти переводы в издательство, и вскоре они были напечатаны в виде книги.

Посмотрите на одну из книг Ирины Петровны Токмаковой. Что вы видите на странице? (Ответы детей)

А как вы думаете, кто создает эти рисунки-иллюстрации для книги, сам автор? (Ответы детей)

– Есть такая профессия художник-иллюстратор – вот он и создает эти иллюстрации, картинки к тексту произведений. Мы не спроста остановились на этом, муж Ирины Петровны работал художником-иллюстратором, и даже вместе создали книгу стихов «Деревья». Стихи написала Ирина Петровна, а её муж, Лев Алексеевич нарисовал к ним иллюстрации.  И вот, в 1967 году появилась сказка, с которой мы сегодня познакомимся.  Давайте прочитаем все вместе её название. «Аля, Кляксич и буква «А».

Как вы считаете, кто будут героями этого произведения? (Ответы детей)

– Давайте предположим, кто такая Аля? (Ответы детей)

– А Кляксич? (Ответы детей)

 Ребята, сейчас я вам расскажу тайну появления сказочного персонажа Кляксича. Данное произведение Ирина Петровна писала во времена, когда шариковых ручек, которыми мы пользуемся сейчас еще не было, а были чернильница и перьевая ручка. Чтобы что-то написать нужно было перьевую ручку окунуть в чернильницу, и вот пока перьевую ручку несли к листу бумаги, на котором нужно было написать, чернила могли стечь и капнуть на бумагу. Вот эти капли чернила и называли кляксами.

Словарная работа

– Посмотрите, пожалуйста, на слайд, здесь представлены слова, которые встретятся вам в тексте и могут быть непонятны. Давайте попробуем объяснить значение данных слов.

Изумилась - удивилась.

Воскликнула - громко сказала, крикнула.

Клякса - чернильное пятно на листе бумаги.

Племянница - родственница.

– Отлично! Прекрасно справились. Ну а теперь, я попрошу Вас сесть так, как вам удобно и приготовиться к прослушиванию произведения.

Чтение произведения учителем.

– Какие эмоции у Вас вызвало данное произведение? (Ответы учащихся)

–Хотели бы Вы прочитать данное произведение полностью и узнать о всех приключениях героев данного произведения?

– Ну а чтобы продолжить нам работу по произведению, прочитаем эту сказку по цепочке.

–Ответьте на вопрос, легко ли давалось письмо Але? Почему?

–Найдите в тексте описание того, что происходило с буквами, когда Аля писала письмо.

Физминутка (видео)            

–А сейчас, давайте с вами составим обложку к этому произведению. Вспомним алгоритм составления:

1. Вверху страницы – автор произведения.

2. Внизу страницы – название произведения.

3. В центре жанр произведение (геометрическая фигура, которая его обозначает)

4. Закрашиваем жанр тем цветом, о чем идет речь в данном произведении.

Проверка по образцу.

–Покажите, как вы справились с работой. Зеленый квадрат, у кого обложка совпала с образцом. Желтый круг – если есть какие-то недочеты, и красный – если совсем все не правильно.

–Все из Вас указали, что данное произведение – сказка. Почему вы так решили?(Ответы учащихся)

– Да, вы правы. И убедиться в нашей правоте поможет вывод в рамочке на странице 13 учебника. (Читает хорошо читающий ученик)

– Давайте вспомним, какой мы сейчас изучаем раздел?

– «Жили были буквы» и не случайно авторы учебника взяли это произведение. Как вы думаете, почему выбор пал именно на это произведение? (Ответы детей)

– В этом произведении особенные герои, они сказочные. Мы с вами уже прошли несколько стихотворений о буквах. Встретились ли нам ожившие персонажи букв? А такой персонаж как Кляксич? (Ответы детей)

–Сейчас нам предстоит с вами групповая работа. Спокойно и тихонечко займите свое место в группе. Правила работы в группе у нас точно такие же, что и в паре. И мы уже повторили. Как только закончите работу, покажите, сделав замок из рук.

–Для каждой группы есть облако слов и оно необычной формы. У одних в модель – … кляксы, у других – модель девочки. Кляксе соответствует какой персонаж из нашей сказки? А девочке? На данных моделях у вас написаны слова-описания. Вам нужно выбрать слова, которые описывают вашего героя. Если форма кляксы – значит, выбираем слова, описывающие Кляксича, если форма девочки – значит слова подходящие для Али.

Ваша задача, определить, какие слова-описания подходят этому герою.

(АЛЯ) Злая, старательная, ленивая, заботливая, грязнуля, аккуратная.

(КЛЯКСИЧ) Злой, старательный, вредный, грязнуля, аккуратный.

–У кого не так?

–Молодцы! Пожалуйста, займите свои рабочие места.

Итог урока

–С каким детским автором мы сегодня познакомились? (Ирина Петровна Токмакова)

–Какое произведение подарила Ирина Петровна детям, которые мы сегодня с вами прошли? (Аля, Кляксич и буква «А»)

– Давайте вспомним, какие учебные задачи ставили перед нами авторы учебника?

– К какому жанру относится это произведение и почему? (Аля, Кляксич и буква «А» - это авторская сказка, потому что буква и клякса в ней могут разговаривать.)

– Какие сказочные герои встретились вам во фрагменте сказке Ирины Петровны? (Буква А и Кляксич)

Творческое задание

– Предлагаю вам дома превратиться в автора сказки. С обратной стороны обложки придумать продолжение этой сказки. И записать на обратной стороне продолжение этой сказки 4-5 предложений. И конечно же побыть в роли художника-иллюстратора и нарисовать к своему продолжению красочную иллюстрацию.

Рефлексия

– Давайте вернемся еще к одному герою, помимо Али и Кляксича, догадались о ком я говорю?

– Предлагаю Вам оценить свою работу на уроке. Если вы работали активно и довольны своей работой, прикрепите зеленый квадрат, если у Вас возникали какие-то трудности прикрепите желтый квадрат, ну а если вы считаете, что совсем не работали на уроке – красный.

–Спасибо за урок! Вы сегодня отлично постарались. Я вами горжусь! Ну а теперь, пришло время поблагодарить наших гостей, что они нашли время прийти к нам на урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературного чтения в 1 классе на тему: "И. Токмакова "Аля, Кляксич и буква А" с презентацией

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе. Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”. Цели деятельности педагога: продолжить совершенствова...

Аля, Кляксич и буква А.(1ч.)

Диафильм по сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А"...

Аля, Кляксич и буква А.(2ч.)

Диафильм по сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А"...

Аля, Кляксич и буква А.(3ч.)

Диафильм по сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А"...

Аля, Кляксич и буква А. (4ч)

Диафильм по сказке И. Токмаковой "Аля, Кляксич и буква А"...

Методическая разработка теста по произведению И.Токмаковой " Аля, Кляксич и Буква Я".

Для проверки знания содержания произведения И.Токмаковой " Аля, Кляксич и Буква Я"   в 1-2 классе....

Литературное чтение 1 класс. Тема: Ирина Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”.

Литературное чтение 1 класс.Тема:  Ирина Токмакова     «Аля, Кляксич и буква “А”.Цели деятельности педагога: продолжить совершенствовать умение читать вслух по слогам и ...