Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев»
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Климова Анжелика Андреевна

Тип урока: рефлексия

Цель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через художественное произведение писателя А. Платонова – рассказ «Цветок на земле».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умение давать характеристику главным героям на основе прочитанного произведения.
  2. Закрепить знания о главной мысли произведения «Цветок на земле».
  3. Закрепить умение делать выводы по прочитанному произведению

Развивающие:

  1. Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
  2. Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
  3. Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  3. Воспитывать любовь к чтению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.04.2022 г.

Школа: МБОУ «Непряхинская СОШ» им. И.К. Бондарева

Класс: 3.

Урок: 1

Время: 8:30-9:10
Кабинет: 3

Студент: Климова Анжелика Андреевна

Группа: 41

Учитель: Палина Ольга Федоровна

Руководитель практики: Кошкарова Любовь Сергеевна

Тема урока «А. Платонов «Цветок на земле». Характеристика героев»

Тип урока: рефлексия

Цель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через художественное произведение писателя А. Платонова – рассказ «Цветок на земле».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать умение давать характеристику главным героям на основе прочитанного произведения.
  2. Закрепить знания о главной мысли произведения «Цветок на земле».
  3. Закрепить умение делать выводы по прочитанному произведению

Развивающие:

  1. Развивать читательскую компетенцию у младших школьников.
  2. Развивать связную речь в процессе пересказа текста.
  3. Развивать навыки выразительно чтения в процессе работы над произведением.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать навыки конструктивного поведения в дружеском и учебном общении;
  3. Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: для учителя – учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф., учебная презентация, технологическая карта, раздаточный материал; для ученика - учебник Литературное чтение 3 класс Климанова Л. Ф.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словесный метод; психологический настрой. Фронтальная.

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, Ребята!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

1. Приветствуют учителя.

2. Показывают готовность к уроку.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося

Учебная презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод; побуждающий диалог. Фронтальная форма.

1.Организует повторение ранее изученного материала.

- Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.

 И старость не страшна, коли молодые помогут. Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.

- Прочитайте пословицы и поговорки выразительно и без ошибок.

 - Вспомните, кто автор рассказа «Цветок на земле»?

 - Как зовут дедушку?

- Как зовут внука?

Проверка домашнего задания

- Покажите, какой цветок вы нарисовали. Как вы его представляете?

 - Почему у вас получились такие разные цветы?

 -Как вы думаете, почему автор не дал точного описания цветка?

1.Повторяют ранее пройденный материал.

Читают, высказывают свое мнение.

- Андрей Платонов.

- Дед Тит.

- Афоня.

Представляют домашнее задание.

- Он считал главным не его внешний вид, а то, что он делает: из праха делает жизнь

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

К: Умеют оформлять свои мысли в устной форме

П: отвечают на вопросы учителя, используя жизненный опыт

Учебная презентация.

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный метод; побуждающий диалог. Фронтальная форма.

1.Орагнизует работу по постановке темы и задач урока.

- Вы столкнулись с затруднением?

- Тогда какая тема нашего сегодняшнего урока?

 - Какую цель мы с вами можем поставить?

 

1.Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

 - Нет.

- Андрей Платонов «Цветок на земле».

- Продолжать изучать рассказ и дать характеристику героям

Р: принимать и удерживать учебную задачу

Учебная презентация.

Включение в систему знаний, повторение

(25 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический; частично-поисковый. Фронтальная, в парах, самостоятельная форма работы.

1.Организует работу по теме урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать рассказ «Цветок на земле» и более подробно поговорим про каждого героя.

- Что нам поможет для характеристики героя?

- Верно. Как вы думаете, что важно раскрыть в герое?

- Я хотела помочь вам и поделиться алгоритмом, но пункты плана в нем перепутались.

- Давайте восстановим план характеристики героя.

4.Ваше отношение к герою.

2. Действия и поступки, совершаемые героем.

1. Имя героя, его место жительства.

4. Отношение автора к герою.

3. Внешность и характер героя.

- Теперь у нас с вами есть план характеристики героя.

- Давайте начнем с характеристики Афони.

- В какой части рассказа мы найдем больше всего сведений о поступках Афони? Перечислите его поступки.

 - Что можете сказать о внешности мальчика?

 - А каким вы его себе представляете?

- Как вы думаете, что ценил автор в людях, если не придавал значения их внешности?

— Что вы можете сказать о характере Афони?

 — Как вы считаете, как относился автор к герою?

— Выскажите словесно свое отношение к герою рассказа.

- Кто по плану готов полным ответом рассказать про Афоню?

- Мы с вами проанализировали одного из героев. Сейчас в парах, используя план и учебник составьте характеристику деда Тита.

- Повторите правила работы в паре.

- На выполнение задания у вас есть пять минут, затем мы прослушаем ваши результаты.

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

- Кто-то может добавить информацию?

- Молодцы, вы справились.

2.Организует динамическую паузу на уроке.

3.Организует выборочное чтение.

- Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131. Начните читать по цепочке.

- Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

- Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

 - Как реагировал дедушка на вопросы внука?

- Прочитайте эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135. Начните читать по цепочке.

- Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

- Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»

- Почему Афоня любил своего дедушку?

 - Какая главная мысль произведения?

- Дедушка приобрёл мудрость с годами. И её вместе с тайной передал внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

4.Организует самостоятельную работу с взаимооцениванием.

- Теперь поработайте самостоятельно.

- У вас на парте есть карточка с заданием.

- На выполнение вам дается пять минут.

Карточка:

1 Определите и подчеркните жанр произведения А.Платонова «Цветок на земле»:

рассказ;

сказка;

былина;

стихотворение.

 2. Найдите спрятавшиеся слова.

 П Р А Н Д Р Е Й У Ц

 П Б Ф В Ш Ы Д Ы В

 Я Ч О Л У Е Й Щ   Е

 Л О Н Д З Г Я Ш    Т

 Э Г Я Н А Ы Л Ф   О

 Х Д В Т П Л Д Е Д К

 3. Что значит осерчал? _______________________

- Обменяйтесь карточками с соседом по парте.

- На доске появятся верные варианты ответов. Если есть ошибка – отметьте ее аккуратным крестиком.

- Если нет ошибок нарисуйте – улыбающийся смайлик, - если есть 1 ошибка – смайлик с прямым ртом, если две ошибки – грустный смайлик.

- Поднимите руку, у кого смайлик улыбается.

- Поднимите руку, у кого смайлик с прямым ртом.

- Поднимите руку, у кого смайлик грустный.

- Молодцы, вы справились с заданием.

1.Слушают задание для работы в группе.

Выполняют указания учителя.

- алгоритм анализа\план.

Высказывают предположения.

1. Имя героя, его место жительства.

2. Действия и поступки, совершаемые героем.

3. Внешность и характер героя.

4. Отношение автора к герою.

5. Ваше отношение к герою.

Перечисляют по тексту.

 Высказывают предположения.

-Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный.

 - С симпатией, называл его «маленький Афоня», «добрый внук».

Высказываются.

Проговаривают характеристику героя.

- Один говорит-другой слушает, свое несогласные высказывай вежливо.

Из текста:

-В бороде деда были хлебные крошки. И там жил еще один комарик.

-Руки у дедушки лежали на столе, они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали.

-Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, в каждом глазу светилась большая капля слезы.

- Он жил в деревне с внуком и дочкой.

- Он умный и добрый.

- Автор относится к нему с уважением.

2.Выполняют физминутку.

3.Выборочно читают произведение.

Читают по цепочке.

- С заботою: «Мать подсадила его, сонного, на печку, укрыла одеялом».

Высказывают свои мысли по произведению.

Читают.

-Т.к. цветы расскажут свой секрет, и дед будет жить.

 - Сделал вывод о том, что он все понял! Но, на самом деле не так.

- Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.

4.Выполняют самостоятельную работу.

  1. Рассказ
  2. П Р А Н Д Р Е Й У Ц 

              П Б Ф В Ш Ы Д Ы В 

              Я Ч О Л У Е Й Щ   Е

              Л О Н Д З Г Я Ш    Т 

              Э Г Я Н А Ы Л Ф   О 

              Х Д В Т П Л Д Е Д К

  1. Рассердился.

Осуществляют взаимооценивание.

Метапредметные:

 Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Пр: систематизация изученного материала

Учебная презентация.

Раздаточный материал.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный; анализ.

1.Организует рефлексию деятельности по содержанию урока.

2.Организует эмоциональную рефлексию.

- Какая тема урока сегодня была?

- Какую цель мы ставили на урок?

-Достигли ли мы поставленных целей?

- Что вам сегодня было наиболее интересным?

- За что можете похвалить себя на сегодняшнем уроке?

- На ваших партах лежат кружки.

– Если вам было легко работать на уроке, раскрасьте кружок на тесте зеленым цветом. Если вы испытывали некоторые трудности, кружок должен быть желтым. Если вам нужна помощь товарищей и учителя, закрасьте кружок красным цветом.

- Поднимите свои кружки.

- Спасибо за урок, можете быть свободны.

 

1.Оценивают свою работу на уроке.

2.Делают выводы.

-  Андрей Платонов «Цветок на земле».

- Продолжать изучать рассказ и дать характеристику героям.

Отвечают на вопросы учителя.

Осуществляют рефлексию.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Учебная презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Прочитай пословицы, объясни их смысл. И старость не страшна, коли молодые помогут. Не обижай малого, уважай старого — сам в почете будешь.

Слайд 3

А.Платонов «Цветок на земле» Главные герои Дед Тит и его внук Афоня

Слайд 4

ТЕМА: Андрей Платонов «Цветок на земле». ЦЕЛЬ: Продолжать изучать рассказ и дать характеристику героям

Слайд 5

Алгоритм анализа героев 4.Ваше отношение к герою. 2. Действия и поступки, совершаемые героем. 1. Имя героя, его место жительства. 4. Отношение автора к герою. 3. Внешность и характер героя.

Слайд 6

Алгоритм анализа героев 1. Имя героя, его место жительства. 2. Действия и поступки, совершаемые героем. 3. Внешность и характер героя. 4. Отношение автора к герою. 5. Ваше отношение к герою.

Слайд 7

Характеристика Афони Мальчик добрый, понятливый, вдумчивый, упрямый, упорный, настойчивый, любознательный . Дедушка с симпатией , называл его «маленький Афоня », «добрый внук».

Слайд 9

Характеристика дедушки Тита В бороде деда были хлебные крошки. И там жил еще один комарик. Руки у дедушки лежали на столе, они были большие, кожа на них стала как кора на дереве, и под кожей видны были толстые черные жилы, эти руки много земли испахали.

Слайд 10

Характеристика дедушки Тита Глаза его были открыты, но смотрели равнодушно, не видя ничего, в каждом глазу светилась большая капля слезы. Он жил в деревне с внуком и дочкой. Он умный и добрый. Автор относится к нему с уважением.

Слайд 11

Выполните самостоятельно 1 Определите и подчеркните жанр произведения А.Платонова «Цветок на земле»: рассказ; сказка; былина; стихотворение . 2. Найдите спрятавшиеся слова. П Р А Н Д Р Е Й У Ц П Б Ф В Ш Ы Д Ы В Я Ч О Л У Е Й Щ Е Л О Н Д З Г Я Ш Т Э Г Я Н А Ы Л Ф О Х Д В Т П Л Д Е Д К 3. Что значит осерчал? _______________________

Слайд 12

Выполните проверку 1. Рассказ 2. П Р А Н Д Р Е Й У Ц П Б Ф В Ш Ы Д Ы В Я Ч О Л У Е Й Щ Е Л О Н Д З Г Я Ш Т Э Г Я Н А Ы Л Ф О Х Д В Т П Л Д Е Д К 3. Рассердился.

Слайд 13

ТЕМА: Андрей Платонов «Цветок на земле». ЦЕЛЬ: Продолжать изучать рассказ и дать характеристику героям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "А.Платонов Цветок на земле"

Конспект урока литературного чтения в 3 классе "А.Платонов "Цветок на земле" и презентация...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А. Платонов. Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о произведении А.Платонова «Цветок на земле»; формирование знаний о биографии А. Платонова. Планируемые результаты Предметные: -знать пр...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Цветок на земле», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты:Предметные: знать ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: А.Платонов «Цветок на земле» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении «Цветок на земле» А.П. Платонова; способствование осознанию учащимися жизненных ценностей; совершенствование н...

Литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России", тема - «А. Платонов «Цветок на земле»»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции учащихся через художественное произведение писателя А.Платонова – рассказ «Цветок на земле...

Технологическая карта-урока-литературного-чтения.Тема-«П.Платонов Цветок на земле».(УМК Школа России, 3 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Цветок на земле»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: : знакомство с жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема «П.Платонов Цветок на земле 2» (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: А.П. Платонов «Ещё Цветок на земле»Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление знаний текста рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»...