Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. УМК "Школа XXI века".
рабочая программа по чтению (3 класс)

Данилова Ирина Михайловна

Рабочая программа составлена на основе ФГОС в соответствии с програмаой УМК "Школа XXI" века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literaturnomu_chteni._dlya_3klassa.docx88.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана

 «Средняя общеобразовательная школа № 20»

Рабочая программа

по литературному чтению

для 3   класса            

2021 – 2022 уч. г.

Составитель: Данилова И.М.,    

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Литературному чтению» для 3  класса «МБОУ «СОШ № 20» разработана для реализации ФГОС НОО в соответствии с «Положением о рабочей программе» ОУ  на основе основной образовательной программы начального общего образования «МБОУ «СОШ № 20».

Основная цель предмета - формирование читательской компетенции

Задачи учебного предмета «Литературное чтение»:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей;
  • обогащение нравственного опыта средствами художественного текста.

Цель и задачи учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе.

Цель:  создание условий по формированию читательского кругозора, совершенствованию всех видов речевой деятельности через изучение произведений русской и зарубежной детской литературы.

    Задачи:

  • продолжить формирование типа правильной читательской деятельности - читать текст осознанно, правильно и выразительно вслух и про себя;
  • воспитывать  интерес к самому процессу чтения, потребность читать;
  • формировать приемы понимания прочитанного: выделять ключевые слова в тексте, самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом, составлять простой план, отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • развивать приемы литературоведческого анализа произведения: находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики героя или события;  
  • познакомить с литературоведческими понятиями:  сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения;
  • развивать устную и письменную речь через обучение разным видам пересказа текста, заучиванию наизусть и    выразительному чтению стихотворений, написание творческих работ.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Литературное чтение» позволяет  помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах – подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.

Содержательные линии:  

  • произведения устного творчества русского и других народов;
  • стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей;
  • художественные и научно-популярные рассказы и очерки; приключенческая литера¬тура; справочная литература: словари, детские энциклопедии, книги-справочники.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Литературное чтение» программой предусмотрено 3  часа в неделю, 105 часов в год.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, технология, музыка, математика, изобразительное искусство.

Образовательные и воспитательные задачи обучения по предмету «Литературное чтение» решаются комплексно. Используются  современные образовательные технологии деятельностного типа: технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология развития критического мышления, технология оценивания достижений, позволяющие  повысить  эффективность обучения, активизировать мыслительную деятельность учащихся, учебную мотивацию и уровень активности на уроках. Методическая основа  уроков технологии – деятельностный подход, т.е.  организация максимально творческой предметной деятельности детей. Репродуктивным остаётся только освоение  новых технологических приёмов, конструктивных  особенностей  через  специальные упражнения.

Рабочая  программа учитывает особенности учащихся 3  класса. Учащиеся  могут сотрудничать в парах, в группах, владеют предпосылками контролировать и оценивать собственные действия. Особое внимание будет уделено  творческой и  исследовательской деятельности. Формирование  читателя продолжится на более сложных (но доступных) текстах. Чтение  становится более самостоятельным. Дети познакомятся с новыми литературоведческими понятиями (средства выразительности), научатся выделять особенности жанров.

Содержание учебного предмета

3-й класс – 105 ч. 3 часа в неделю)

Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки, былины.  

(«Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Лиса и Котофей Иванович», «Дочь-семилетка», «Умная внучка», «Царевич Нехитёр- Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич», «Вольга и Микула», «Первый бой Ильи Муромца»),

Басни. Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица»; И.А. Крылов «Лиса и виноград», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок».

Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Бой Руслана с головой», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».

Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.С. Никитин «Русь», «Утро», «Помню я: бывало, няня…»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».

Произведения Л.H. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Ореховая ветка»,  «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».

Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (от¬рывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуков¬ский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».

Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька», «Белолобый». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех», «Приёмыш», «Постойко»

Произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип».

Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька», «Собачье счастье».

Произведения C.A. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки», «Бабушкины сказки», «Сыплет черемуха снегом».

Произведения И. С. Тургенева «Деревня», «Воробей».

Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Теплый хлеб», «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Какие бывают дожди».

Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш» «Кошкин дом»; В. Субботин «С Маршаком».

Произведения Осеевой В. А. «Бабка»

Рассказы Л.. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель», «Новенькая», «Фенька».

Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Произведения Драгунского В. Ю. «Девочка на шаре»

Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Двойной след», «Выскочка», «Жаркий час»; В. Чалмаев «Воспоминания о М.М. Пришвине».

Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Бурый волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении), Дж. Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн».

Требования к уровню подготовки обучающихся

Личностные результаты.

У третьеклассника продолжится:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 3  классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы. 

Предметные результаты изучения предмета «Литературное чтение» в 3  классе.

Основные требования к результатам обучения в третьем классе

Учащиеся научатся:

  • читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60-75 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
  • читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
  • определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
  • пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
  • самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
  • работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  • пользоваться справочной литературой.
  • осознавать значимость чтения для расширения своего читательского кругозора;
  • понимать содержание прослушанных и самостоятельно прочитанных произведений, определять их главную мысль;
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя и самостоятельно;
  • читать выразительно подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • читать наизусть заранее подготовленные произведения;
  • пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения по собственному желанию и в зависимости от цели чтения;
  • практически различать художественные, научно-популярные и справочные тексты, сравнивать по принципу сходство/ различия;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;
  • правильно называть произведение и книгу, объяснять заглавие произведения и его соответствие содержанию;
  • понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану, различая краткий и подробный пересказ;
  • классифицировать изученные произведения по темам, жанрам, авторской принадлежности, выделяя существенные признаки;
  • различать типы книг: книга-произведение и книга-сбор ник; книги-сборники по темам и жанрам.

получат возможность научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного, давать оценку поступкам героев, высказывать своё мнение о произведении;
  • понимать авторскую точку зрения, аргументированно соглашаться или не соглашаться с авторской позицией;
  • работать с книгами разного типа (книгами-произведениями, книгами-сборниками), находить нужный элемент структуры книги (содержание, предисловие, тему, автора, словарь);
  • уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для выбора книги по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Учащиеся научатся:

  • различать стихотворный и прозаический тексты, называть стихотворные и прозаические жанры;
  • определять особенности жанров произведений (сказок, рассказов, стихотворений, загадок), выделяя 2-3 существенных признака;
  • подбирать синонимы к словам из текста произведения и осознавать контекстное и прямое значение слов;
  • находить в текстах произведений эпитеты, сравнения и обращения, пословицы;
  • находить средства выразительности, использовать в речи названия жанров и литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, сказки о животных, бытовые и волшебные, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения, сравнение, эпитет).

получат возможность научиться:

  • подбирать к словам синонимы, понимать прямое и контекстное значения слов;
  • употреблять в речи изученные литературоведческие понятия при анализе произведений;
  • находить и читать диалоги и монологи героев.

Раздел «Творческая деятельность»

Учащиеся научатся:

  • понимать особенности образов героев произведения, выбирать роль и читать реплики героя в соответствии с образом, созданным автором произведения;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые картины» к изученным произведениям;
  • создавать истории с героями произведений на основе интерпретации художественного произведения.

получат возможность научиться:

  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять различные творческие проекты коллективно или в группах по темам «Народные сказки», «Книги о детях . «Сказки о животных», «Животные — герои литературных произведений»;
  • творчески пересказывать произведение от лица героя:
  • создавать по образцу небольшие произведения (историк комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте произведения информацию о героях произведений, в структурных элементах книги — сведения об авторе, жанре;
  • работать с таблицами и схемами, использовать информацию таблицы для характеристики произведения, книги, героев;
  • делить текст на составные части, составлять план текста;
  • понимать информацию, представленную разными способами: в таблицах, схемах, моделях; дополнять, исправлять, уточнять её;
  • сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста.

получат возможность научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге, об авторе, пользуясь структурными элементами книги;
  • целенаправленно находить информацию о предметах, явлениях природы в текстах научно-популярных произведений и справочниках;
  • сравнивать полученную из текста информацию с информацией готовых таблиц и схем.

Тематическое планирование

п/п

Содержание программного материала

Количество

часов

1

Устное народное творчество

15

2

Басни

5

3

Произведения А.С. Пушкина

9

4

Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, A.H. Майкова, A.A. Фета

4

5

Произведения Л.Н. Толстого

5

6

Произведения Н.А. Некрасова

5

7

Произведения А.П.Чехова

4

8

Сказки зарубежных писателей

2

9

Стихи русских поэтов

5

10

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка

5

11

Произведения А.И. Куприна

8

12

Стихи С.А.Есенина

4

13

Произведения К.Г. Паустовского

7

14

Произведения С.Я. Маршака

3

15

Произведения Л. Пантелеева

4

16

Произведения А.П. Гайдара

6

17

Произведения М.М. Пришвина

5

18

Произведения зарубежных писателей

5

ИТОГО

102

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Характеристика видов деятельности ученика

по плану

по факту

1 четверть

УУД

Познавательные:   пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Регулятивные:   самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.

Личностные:  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

01.09.16

Произведения фольклора. Загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик-годовик».

Работать со справочным текстом, проверять свой читательский опыт. Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Различать виды загадок. Выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки.    Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы примерами. Выделять особенности пословиц, различать пословицы по темам. Определять скрытый смысл пословиц.

06.09.2016

Произведения фольклора. Пословицы.

Понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознавать значимость чтения для личного развития. Знать пословицы, темы пословиц, особенности построения пословиц. Определять тему пословиц, объяснять их значение

07.09.2016

Русская народная сказка «Самое дорогое». 

Воспринимать на слух фольклорное произведение, высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать по ролям диалоги героев. Самостоятельно работать с новым произведением: чтение, пересказ, восприятие. Находить и читать описание героев дочерей.

08.09.2016

Русская народная сказка  «Про Ленивую и Радивую».

Воспринимать на слух фольклорное произведение, высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать по ролям диалоги героев. Самостоятельно работать с новым произведением: чтение, пересказ, восприятие. Находить и читать описание героев дочерей. Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей.  

13.09.2016

Русские народные сказки. «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич».

Работать со схемой «Какие бывают сказки». Устно приводить примеры. Работать с текстом сказки (правильно называть, определять тему и жанр). Рассказывать сказки с присказками. Выразительно читать диалоги. Выявлять особенности языка сказки, тона и темпа чтения.

14.09.2016

Русская народная сказка «Дочь – семилетка»

Выделять особенности сказок с задками: сюжет, загадки, главная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных. Работать самостоятельно с  произведением: ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с таблицей).

15.09.2016

«Умная внучка» сказка в пересказе А.П. Платонова.

20.09.2016

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр».

Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения).  Писать информационный литературный диктант.

21.09.2016

Русская народная сказка «Царевич Нехитёр-Немудёр».

Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам. Рассказывать сказку с присказкой. Сравнивать волшебные и бытовые сказки.

22.09.2016

Малые жанры фольклора. Скороговорки, потешки.

Объяснять литературные понятия (фольклор, скороговорки, потешки, загадки, пословицы). Различать произведения фольклора. Определять алгоритм порядок выполнения работы. Пользоваться умениями читать вслух и молча, а так же видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике,  учебной хрестоматии, словаре-справочнике.  Писать литературоведческий диктант. Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. Заполнять таблицу.

27.09.2016

Устное народное творчество.  Проверь себя.  

Объяснять литературные понятия (фольклор, скороговорки, потешки, загадки, пословицы). Различать произведения фольклора.

Определять алгоритм порядок выполнения работы. Пользоваться умениями читать вслух и молча, а так же видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике,  учебной хрестоматии, словаре-справочнике.  Писать литературоведческий диктант. Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. Заполнять таблицу.

28.09.2016

Былины. «Добрыня и Змея»,

Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и называть признаки жанра. Различать формы записи былин (прозаическую и стихотворную). Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить – Родине служить». Сравнивать героев былин. Мини-проекты «Былинные герои».

29.09.2016

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Определять особенности былин: напевность, особенности языка, повторы, устойчивые эпизоды. Делить былину на смысловые части, перечитывают каждую часть, соотносят иллюстрацию с текстом былины, дают характеристику героям былины. Выразительно читают былины

04.10.2016

Былины. Алёша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула».

Пересказывать былину по готовому плану. Самостоятельно работать со схемой «Былинные герои».

05.10.2016

Былины. «Первый бой Ильи Муромца». Проверь себя.  

Самопроверка уровня начитанности: самостоятельная работа с заданиями рубрики «Проверь себя»; сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка). Презентация мини-проектов «Былинные герои».

06.10.2016

Басни. Эзоп «Лисица и виноград», И.А. Крылов «Лиса и Виноград».

Знакомиться с понятиями: мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать бани И.А. Крылова и Эзопа.

11.10.2016

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Эзоп «Ворон и Лисица».

Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать басни.

12.10.2016

И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок», «Крестьянин и Работник».

Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре.

13.10.2016

Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса». А.Е. Измайлов «Филин и Чиж».

Работать с книгами басен по группам: рассматривать, выделять название. Группировать по типам: книга-произведение,  книга-сборник.

18.10.2016

Басни. Проверь себя.

Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по готовому образцу, исправлять, доказывать, оценивать. Писать литературный диктант.

19.10.2016

А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»

Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы. Учить читать выразительно: определять задачу чтения, тон и темп чтения, объяснять знаки препинания и их значение в стихотворении. Находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте. Выполнять и комментировать задания в тетради.

20.10.2016

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

Воспринимать на слух стихотворное произведении, высказывать своё мнение. Моделировать обложку, указывать жанр (сказка) и тему (о семье, о людях). Сравнивать произведения, сходные по сюжету (сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..» и русскую народную сказку «Царевич Нехитёр-Немудёр»: сюжеты, герои, чудеса и превращения. Работать с таблицей. Писать литературный диктант (лексический). Наблюдать за изменениями состояния моря, движения кораблика.

25.10.2016

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

26.10.2016

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

27.10.2016

А.С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде».

Работать с книгами сказок А.С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания, разного размера, разных типов (книга-произведение, книга-сборник). Воспринимать на слух художественно-публицистический текст, высказывать свое мнение о книге. Работать в группах с произведениями: читать, слушать чтение.

2 четверть

УУД

Познавательные:   пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Регулятивные:   самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.

Личностные:  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

08.11.2016

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Работать с книгами сказок А.С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания, разного размера, разных типов (книга-произведение, книга-сборник). Воспринимать на слух художественно-публицистический текст, высказывать свое мнение о книге. Работать в группах с произведениями: читать, слушать чтение.

09.11.2016

А.С. Пушкин «Вот север тучи нагоняя…», «Зимний вечер».

Воспринимать на слух стихотворное произведение о природе, выражать своё отношение к прочитанному, моделировать обложку (автор, заголовок, тема и жанр). При анализе стихотворения использовать понятия: рифма, строфа, стихотворная строка (стих). Работать над выразительным чтением стихотворения. Выполнять задания в тетрадях и выполнять самопроверку по готовому образцу или под руководством учителя. Писать литературоведческий диктант.  

10.11.2016

А.С. Пушкин. «Няне»

15.11.2016

А.С. Пушкин. Проверь себя.

Выполнить задания рубрики «Проверь себя» в учебнике (работа в группах). Читать наизусть подготовленные произведения А.С. Пушкина. Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять выполнение (работа в парах) и оценивать работу. Писать лексический литературный диктант.

16.11.2016

Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..», «Чародейкою зимою…».  

Работать со стихотворным произведением: слушание, беседа по содержанию, чтение по строфам, выделение эпитетов, сравнений, упражнение в выразительном чтении.

17.11.2016

А.Н. Майков «Осень».

Воспринимать на слух стихотворное произведение, выполнять задание в учебнике и тетради. Читать выразительно – работа в парах.

22.11.2016

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…».

Выразительно читать стихотворное произведение, передать интонационный рисунок, эмоции. Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения А.А. Фета и работать с таблицей.

23.11.2016

Стихи русских поэтов. Проверь себя

Самостоятельно работать со схемой «Родные поэты»: заполнить, подтвердить примерами, прочитать выразительно одно из стихотворений по желанию. Выполнять контрольную работу пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником и книгами».  Проверять выполнение заданий по образцу или фронтально. Писать смешанный литературный диктант.

24.11.2016

Л.Н. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и Волк».

Знакомиться с новым разделом, находить в учебнике информацию об авторе. Воспринимать целостное художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради.  Выражать своё отношение к героям произведения, их поступкам с позиции нравственности.

29.11.2016

Л.Н. Толстой. Рассказы «Лебеди», «Зайцы».

Определять главную мысль произведения. Сравнивать художественные и научно-познавательные рассказы: особенности повествования, эмоциональная составляющая, позиция автора в каждом рассказе.  Выделять  информацию из научно-популярного рассказа, определять отношение автора. Читать  выразительно рассказ Л. Н. Толстого «Лебеди», осуществлять  поиск описаний, определений отношения автора к героям.

30.11.2016

Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

Л.Н. Толстой «Прыжок».

Л.Н. Толстой. Былина  «Как боролся русский богатырь».

Воспринимать произведение на слух: слушать чтение учителя, высказывать свои впечатления. Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему). Работать с текстом: читать по смысловым частям, составлять эскизно-модельный план с «заменителями» героев. Выражать своё отношение к героям на основе анализа их поступков. Использовать при  работе с текстом понятие «сюжет», показывать развитие сюжета на сюжетно-композиционном треугольнике

01.12.2016

«Произведения Л.Н. Толстого. Проверь себя.

Составлять список произведений автора, характеризовать произведения, пересказывать кратко. Работать со схемой «Герои произведений Л.Н. Толстого». Самостоятельно выполнять задания рубрики «Проверь себя», пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником.

06.12.2016

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок).

К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок».

Воспринимать на слух художественное произведение (стихотворение) Н.А. Некрасова. Самостоятельно работать со стихотворением: читать, моделировать обложку (определять ему, жанр, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с произведением: читать  по строфам, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать своё восприятие стихотворения с восприятием автора.

07.12.2016

Н.А. Некрасов «Славная осень…».

Самостоятельно работать с новым произведением: чтение названия, ознакомительное чтение текста, моделирование обложки.

08.12.2016

Н.А. Некрасов «Зелёный шум», К.И. Чуковский «Зелёный шум».

Сравнивать описание поздней осени и наступающей весны. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать своё восприятие стихотворения с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнять задания в тетради. Писать Лексический литературоведческий диктант.

13.12.2016

Н.А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

Воспринимать на слух произведение. Выражать своё отношение к герою (Морозу), объяснять слово «воевода». Определять тон, ритм чтения. Выразительно читать стихотворение наизусть. Создавать иллюстрации к тексту (работа в группах).

14.12.2016

К.И. Чуковский «О стихах Н.А. Некрасова». Н.А. Некрасов «Саша».

Слушать статью К.И. Чуковского, объяснять его отношение к стихам, подтверждать свои доводы словами из текста. Работать в группах: слушать стихотворение, выполнять задание в тетради. Классифицировать стихи Н.А. Некрасова по темам. Работать с рубрикой «Книжная полка», «Русские поэты»; читать изученные стихотворения, группировать по темам. Изучать книги со стихами Н.А. Некрасова.

15.12.2016

Произведения Н.А. Некрасова и К.И. Чуковского. Проверь себя.  

Работать с книгами по теме: выбирать, называть, представлять книги со стихами Н.А. Некрасова. Повторять изученные стихотворения. Обобщать знания,   работать с заданиями рубрики «Проверь себя». Участвовать в конкурсе чтецов (работа в группах).

20.12.2016

А.П. Чехов «Степь» (отрывок).

Знакомиться  с новым разделом: читать вступительную статью, находить информацию о писателе. Работать с рассказом А.П. Чехова, выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно читать рассказ И.С. Тургенева, находить описание леса и степи. Сравнивать произведения различных авторов и находить: описания, эпитеты, сравнения, олицетворение. Воспринимать на слух прозаические произведения, высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Писать лексический литературный диктант.

21.12.2016

И.С. Тургенев «Лес и степь», А.П. Чехов «Белолобый».

22.12.2016

А.П. Чехов «Ванька»

Учить работать с произведением до чтения: находить фамилию автора и заголовок, правильно читать название произведения. Читать по частям, озаглавливать, прогнозировать развитие событий. Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев рассказа, выделять эпизоды - описание жизни героя. Учиться понимать позицию автора и выражать своё отношение к герою, читать монолог Ваньки. Писать информационный литературный диктант.

27.12.2016

А.П. Чехов «Ванька»

28.12.2016

Ш. Перро «Подарки феи».

Повторять сказки Ш. Перро. Воспринимать на слух литературное произведение (сказку), выражать своё отношение к героям. Работать с текстом произведения: выявлять особенности речи, находить повторы.

29.12.2016

Ц. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка».

Первичное восприятие сказки: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы, дополнять одноклассников. Читать по абзацам, составлять план. Работать в группах: пересказывать сказку подробно, выполнять задания в учебнике и тетради, определять главную мысль произведения. Писать информационный литературный диктант.

3 четверть

УУД

Познавательные:   пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Регулятивные:   самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.

Личностные:  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

17.01.2017

И.С. Никитин «Русь».«Утро».

Называть изученные стихотворения русских поэтов. Читать наизусть стихотворения русских поэтов. Читать молча, без речедвижения, справочную статью об авторе. Работать со справочной статьей (читать по абзацам, выделять важные факты из жизни автора). Делить стихотворение на части. Упражняться в выразительном чтении стихотворения.

18.01.2017

И.З. Суриков «Детство».

Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы, выражать своё впечатление о произведении (первичное восприятие). Моделировать обложку, определять главную мысль текста. Читать стихотворение по строфам. Писать лексический литературный диктант. Читать наизусть выбранную часть стихотворения.

19.01.2017

И. С. Никитин «Помню я: бывало, няня…»

Сравнивать модели обложек. Выполнять словарную работу, объяснять значения слов, встречающихся в тексте. Слушать и понимать справочную статью об авторе.

24.01.2017

Стихи о Родине. С. Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».

Воспринимать на слух художественный текст: слушать чтение учителя, выражать своё мнение о произведении, объяснять заголовок. Определять композиционные особенности текста, объяснять значение знаков препинания, моделировать обложку. Использовать при анализе литературоведческие понятия «эпитет», «сравнение». Повторять и сравнивать изученные стихотворения. Выполнять задания в учебнике и тетради.

25.01.2017

Стихи о Родине. Проверь себя.

Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, атрибутировать отрывки из стихотворений, аргументировать свой ответ и подтверждать текстами. Соотносить фамилии авторов с заголовком произведений, отрывки стихотворений с их  названиями и иллюстрациями к ним. Классифицировать изученные произведения по жанрам: составлять общий список. Писать информационный литературоведческий диктант.  

26.01.2017

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш»

Осознавать понятия «авторская позиция» и «автор-рассказчик». Работать с сюжетом и планом. Находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора.

31.01.2017

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Самостоятельно работать с произведением, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы. Вырабатывать систему личностных смыслов через оценку поступков героев произведений. Определять авторскую позицию и предавать её через выразительное чтение. Работать с сюжетом, составлять план, выделять главную мысль. Выразительно читать отдельные эпизоды, диалоги, монологи. Высказывать мнение о произведениях и героях.

01.02.2017

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Умнее всех».

Самостоятельно работать с произведением: читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку. Выполнять задания в учебнике и тетради, находить диалоги. Читать по ролям, предавая особенности характеров героев.

02.02.2017

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Постойко».

Рассказывать об одном из героев. Воспринимать на слух новое произведение, работать с ним: определять главную мысль, читать отдельные эпизоды и монологи героев. Работать с книгами о животных, писать отзывы о прочитанных книгах.   Слушать отзывы о книгах, дополнять ответы одноклассников, задавать вопросы.

07.02.2017

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Составлять список произведений автора, характеризовать произведения, пересказывать кратко. Самостоятельно выполнять задания рубрики «Проверь себя», пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём-справочником.

08.02.2017

А.И. Куприн «Синяя звезда».

Воспринимать на слух художественное произведение, отвечать на вопросы. Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок), сравнивать свою модель с готовой. Работать с текстом произведения: читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения, определять главную мысль. Оценивать поведение героев произведения с точки зрения нравственности. Писать информационный литературный диктант.

09.02.2017

А.И. Куприн «Синяя звезда».

14.02.2017

А.И. Куприн «Синяя звезда».

15.02.2017

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Описывать героев рассказа. Выделять эпитеты и сравнения. Работать по сюжету. Дополнять план. Самостоятельно работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль).

16.02.2017

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

Сравнивать этот рассказ с рассказом Л.Н. Толстого «Лев и собачка». Выразительно читать подготовленный текст. Соблюдать паузы, выделять логические ударения в предложениях, передавать интонационный рисунок. Выполнять задания в учебнике и тетради.

21.02.2017

А.И. Куприн «Собачье счастье».

Слушать чтение одноклассников, беседовать о произведении (работа в группах). Читать выразительно монологи героев, определять главную мысль сказки. Объяснять позицию автора и определять свою. Готовить рассказ о герое, собирать информацию о породах собак (работа в мини-группах), пользуясь энциклопедией и другими источниками информации.

22.02.2017

А.И. Куприн «Ю-ю».

Читать выразительно монологи героев, определять главную мысль сказки. Объяснять позицию автора и определять свою.

28.02.2017

Произведения А.И. Куприна

Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, соотносить отрывки с произведениями (задания в учебнике и тетради), называть героев изученных произведений, подтверждать текстом. Соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки произведений с их названиями.

01.03.2017

С.А. Есенин  Стихи о Родине, «Я покинул родимый дом…» (отрывок).

Работа с произведением: читать, комментировать заглавие, выполнять задания в учебнике, определять эпитеты, сравнение, олицетворения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять логические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть.

02.03.2017

С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».  «Сыплет черемуха снегом…»

Воспринимать на слух стихотворное произведение. Моделировать обложку: жанр, тема, фамилия автора и заголовок, сравнивать с готовой моделью. Упражняться в чтении строф, находить сравнения и эпитеты. Читать выразительно, наблюдать за знаками препинания и объяснять их значение в тексте, оценивать выразительное чтение одноклассников.

07.03.2017

С.А. Есенин «Берёза», «Стихи о берёзе» (отрывок).

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

Читать стихи, выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, наблюдать за рифмами, выделять логические ударения. Готовить выразительное чтение одного из отрывков стихотворений о берёзе. Упражнять в выразительном чтении стихотворения «Берёза», определять интонационную партитуру, показывать отношение автора. Заучивать наизусть. Писать литературный лексический диктант.

09.03.2017

Стихи С. Есенина. Проверь себя.

Выполнять задания рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради. Принимать участие в конкурсе выразительного чтения стихов. Работать с каталогами и библиотечными формулярами. Писать литературоведческий диктант.  Работа с библиотечными каталогами и формулярами.

14.03.2017

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике. Использовать различные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное) для решения учебных задач. Анализировать отношения героев и авторскую точку зрения, вырабатывать своё отношение к героям. Работа в группах: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять ответы одноклассников. Самостоятельно выполнять задания в тетради. Находить и читать диалоги героев (работа в парах). Делить текст на части и составлять план. Находить описание героев, выделять сравнение и образные выражения. Обучаться художественному пересказу по плану в учебнике.

15.03.2017

К.Г. Паустовский «Стальное колечко».

16.03.2017

Рассказы о животных. К.Г. Паустовский «Кот – ворюга».«Какие бывают дожди».

Самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, тема, жанр) и сравнивать с готовой моделью. Читать рассказ вслух по абзацам, находить описание. Выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно работать с произведением, объяснять своё отношение к героям рассказа, определять позицию автора. Дифференцированная работа: чтение эпизодов. Работа с терминами: научно-познавательный рассказ, автор-рассказчик.

21.03.2017

К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»

 Воспринимать на слух новое произведение. Моделировать обложку: указывать название произведения, определять тему и жанр. Читать молча, выполнять задания в учебнике. Определять и аргументировать точку зрения автора, высказывать свою о поступках героев. Работать с книгами: рассматривать, находить предисловие, оглавление, аннотации. Определять отношение автора к герою. Выразительно читать кульминационный эпизод. Воспринимать на слух новое произведение.

22.03.2017

К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»

4 четверть

УУД

Познавательные:   пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

Регулятивные:   самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные:  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.

Личностные:  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

04.04.2017

И.С. Тургенев «Воробей».

Правильно  называть произведения (фамилия автора и заглавие), тему и жанр, выделять главную мысль произведения, высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении, выделять в тексте описание картины природы (пейзаж), выделять эпитеты и сравнения.  Моделировать обложку: указывать название произведения, определять тему и жанр.

05.04.2017

«Произведения К.Г. Паустовского. Проверь себя

Обобщение знаний и умений, полученных в ходе изучения тем раздела. Участвовать в викторине «По страницам нашего учебнике».  Выполнять задания рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради.

06.04.2017

С.Я. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш».

Работать с новым разделом: читать название, вступительную статью «Обратите внимание», знакомиться с содержанием раздела, определять учебную задачу изучения произведений данного раздела. Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: находить и читать название произведения, рассматривать учебный материал (иллюстрации, вопросы и задания, подсказки, памятки). Выполнять задания в учебнике и тетради под руководством учителя.

11.04.2017

С.Я. Маршак «Кошкин дом» (пьеса-сказка).

Воспринимать на слух художественное произведение, выполнять задания в учебнике и тетради. Учиться формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Находить в учебнике информацию об авторе. Давать свою  оценку произведению, аргументировать свой ответ. Определять главную мысль, подтверждать свой ответ текстом.

12.04.2017

Произведения и книги С.Я. Маршака. В.Е. Субботин «С Маршаком».

Читать наизусть стихи С.Я. Маршака. Сочинять аннотацию к книге, принесённой на урок. Участвовать в конкурсе творческих работ и конкурсе чтецов.

13.04.2017

Л. Пантелеев «Честное слово».

Воспринимать художественный текст, выражать первое впечатление (первичное восприятие). Определять главную мысль произведения, объяснять понятия «честь», «долг», «доброта», «отзывчивость» в контексте анализа произведения. Учиться читать диалоги героев по ролям. Различать литературоведческие понятия.

18.04.2017

В.А. Осеева «Бабка».

19.04.2017

Л. Пантелеев «Камилл и учитель».

Читать рассказы по частям, отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы одноклассников. Моделировать обложку, сравнивать с готовой моделью. Оценивать поступки героев, объяснять понятия: благородство, предательство, смелость, трусость; формировать собственные принципы, убеждения и нравственные принципы.  

20.04.2017

Л. Пантелеев «Фенька», «Новенькая».

Слушать и слышать художественное слово, высказывать своё мнение о произведении. Моделировать обложку: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, составлять план под руководством учителя, отвечать на вопросы к тексту произведения, дополнять ответы одноклассников.

25.04.2017

А.П. Гайдар «Горячий камень».

Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Выражать своё первое впечатление о произведении. Работать с произведением: моделировать обложку, делить на части, читать по частям, озаглавливать каждую часть. Готовить рассказ о герое, находить и читать нужные эпизоды.

26.04.2017

А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

Самостоятельно читать отдельные главы. Высказывать своё мнение о произведении, описывать героя и их поступки. Читать полный текст повести. Готовить рассказ о детях Великой Отечественной войны. Выполнять творческую работу «Дети войны рядом с нами».

27.04.2017

А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

02.05.2017

С.В. Михалков «Аркадий Гайдар», К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».

Работать со стихотворением: слушать, выполнять задания в учебнике и тетради. Читать очерк К. Г. Паустовского, находить факты из жизни писателя (работа в группах).  Работать со схемой. Повторять изученные басни. Писать информационный литературный диктант. Работать с новым произведением, выполнять самостоятельно задания в учебнике и тетради.

03.05.2017

Книги о детях. В.Ю. Драгунский «Девочка на шаре».

Воспринимать на слух литературное произведение, работать с текстом произведения: читать по частям, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять и формулировать главную мысль произведений, позицию автора. Воспитывать в себе доброту и толерантное отношение к людям.

04.05.2017

Произведения А.П. Гайдара. Проверь себя.

Учиться проверять и оценивать выполненную работу. Проверять свою читательскую эрудицию: называть полностью фамилию, имя и отчество автора, его произведения. Выполнять  задания в учебнике и тетради.

10.05.2017

Очерк М.М. Пришвина «Моя Родина».

Самостоятельно работать с новым произведением. Читать вслух и молча, моделировать обложку, определять тему и жанр. Выполнять задания в учебнике и тетради. Составлять план и пересказывать произведение подробно. Учить наизусть прозаический отрывок. Находить описание событий и образы героев. Обучаться поисковому чтению. Составлять план, пересказывать кратко.

11.05.2017

М.М.Пришвин «Двойной след».

16.05.2017

М.М. Пришвин «Выскочка».

Самостоятельно читать новое произведение, Комментировать заглавие. Работать с текстом рассказа: аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к героям. Выполнять задание в учебнике. Сравнивать рассказы. Объяснять заголовок рассказа словами из текста, определять особенности повествования (выделение глаголов). Сравнивать разножанровые произведения: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание. Писать литературный диктант.

17.05.2017

М.М. Пришвин «Жаркий час».

18.05.2017

В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».

23.05.2017

Детские  книги о природе.

Работать с книгами писателей-натуралистов М.М. Пришвина, Г.А. Скребицкого, И.С. Соколова-Микитова, В.В. Бианки, Э.Ю. Шима и др. Писать отзывы о прочитанной книге. Выполнять задания в учебнике и тетради. Проверять и оценивать свою работу. Отвечать на вопросы по изученным произведениям. Писать литературоведческий диктант. Работа с библиотечными каталогами и формулярами.

24.05.2017

Дж. Лондон «Бурый волк».

Читать рассказ и уметь слушать чтение одноклассников. Объяснять смысл заголовка и определять вид рассказа. Работать с текстом: читать, отвечать на вопросы, анализировать и сравнивать поступки героев, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять главную мысль произведения, раскрывать значение поступков каждого  героя. Рассуждать об отношениях людей и животных, об ответственности людей за животных.

25.05.2017

Э. Сетон-Томпсон «Чинк».

Слушать чтение учителя, отвечать на вопросы к произведению в учебнике. Работать с сюжетом, читать выразительно кульминационный момент. Раскрывать нравственное значение поступков героев, объяснять отношение между героями. Оценивать их поступки с точки зрения морали, аргументировать свою точку зрения.  Читать выразительно описание героев, высказывать своё отношение к ним.

Проектная деятельность «Произведения о братьях наших меньших».

30.05.2017

Произведения зарубежных писателей.

Выполнять задания в учебнике и тетради в рубрике «Проверь себя». Работать с книгами зарубежных писателей: правильно называть книги, находить в книгах-сборниках изученные произведения. Учиться выбирать книги на заданную тему, составлять список книг зарубежных авторов. Проверка  уровня начитанности. Самостоятельно выполнять здания по темам, изученным в третьем классе.

31.05.2017

Библиотечный урок «Летнее чтение».

Аннотировать «свою» книгу. Отбирать книгу по теме и жанрам. Рассказывать о любимом писателе (с использованием справочного материала в книгах и энциклопедиях). Оформлять дневник летнего чтения по разделам.Подготовка творческих проектов на выбранную тему (работа в группах).

Материально – техническое и информационное обеспечение

1. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru 

2. Издательский центр «Вентана Граф». – Режим  доступа: http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx 

3. Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru 

4. Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education 

5. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193 

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru 

2. Цифровые образовательные ресурсы.

1.        Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008, Цифровой образовательный ресурс (ЦОР), ООО «Нью Медиа Дженерейшн», г.Москва,  www.NMG.ru

2.        Авторские интерактивные учебные презентации.

3.        Авторские интерактивные учебные плакаты

3. Технические средства обучения.

1. Интерактивная система Mimio (доска, документ-камера, планшет).

2. Ноутбуки (10 шт.)

3. Сканер, принтер.

4. Наглядные пособия.

1. Комплект портретов.

2. Портреты детских зарубежных писателей.

Обеспеченность учебно-методическими комплектами  и методическими пособиями

У каждого учащегося:

1. Л. А. Ефросинина  Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся ОО: в 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.-196 с.: ил.

2. Л. А. Ефросинина  Литературное чтение: 3 класс: учебник для учащихся ОО: в 2 ч. Ч.2. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014.-196 с.: ил.

Список литературы

1. Методическая поддержка. Сайт Вентана Граф. http://www.vgf.ru/pedagogu/Metod.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа XXI века

календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.А. Ефросинина...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа XXI века"

Рабочая программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы Л.А.Ефросининой, М....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа 21 века

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф, 2012.).П...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению  4 класс "Школа 21 века"...

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа 21 века.

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Школа 21 века.

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Школа 21 века....

рабочая программа по литературному чтению 1 класс "Школа 21 века"

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС....