Рабочая программа по литературному чтению 2 класс "Школа XXI века"
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Новичкова Юлия Евгеньевна

Рабочая программа курса разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой и предназначена для обучения чтению учащихся общеобразовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_chteniyu_2_klass.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, на основе учебного плана школы и расписания уроков, по варианту авторской программы для 2 класса Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова  /Программа к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - М.: Вентана - Граф, 2012 г./ и     предназначена для обучения литературному чтению учащихся общеобразовательных учреждений.

Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:

  1. Изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и  основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
  2. В результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия;
  3. Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.

Характерной чертой  программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идёт обучение работе  с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования

В основу построения курса «Литературное чтение» в системе учебников «Начальная школа 21 век» были положены следующие принципы:

  1. систематичности – обеспечивает комплексное решение задач обучения, воспитания и развития младшего школьника;
  2. эстетический – обуславливает требования к произведениям, вошедшим в курс литературного чтения. Постоянное общение младших школьников с лучшими образцами детской литературы создаёт условия для формирования их эстетического вкуса и читательских предпочтений;
  3. эмоциональности – учитывает воздействие литературного произведения и книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя;
  4. преемственности – обеспечивает связь разных уровней литературного образования и уроков литературного чтения с уроками русского языка, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства;

При конструировании курса литературного чтения с учётом принципа системности были сформулированы следующие требования к содержанию:

  1. содержание учебников представлено блоками, построенными по жанрово-тематическому, жанровому и авторскому принципам;
  2. развитие основных видов речевой деятельности входит содержательной линией в каждый изучаемый раздел и носит практико-ориентированный характер;
  3. последовательное знакомство с литературоведческими понятиями на пропедевтическом уровне служит литературному развитию и формированию читательской компетентности;
  4. система творческих заданий, представленная в каждом блоке, позволяет учитывать уровень обученности и индивидуальные возможности уч-ся;
  5. умение работать с информацией формируется последовательно во всех классах начальной школы.

Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

  1. сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;
  2. одновременная работа над языком произведения и речью детей;
  3. сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
  4. освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью уч-ся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Основная цель литературного чтения:

  1. сформировать основы читательских и речевых умений.

Задачи курса:

  1. обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  2. научить уч-ся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения;
  3. систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения;
  4. включать уч-ся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учит работать в парах и группах;
  5. формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  6. расширять круг чтения уч-ся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки уч-ся.

Место литературного чтения в учебном плане.

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается с курса «Обучение грамоте», продолжительность которого зависит от уровня готовности класса, темпа обучения. В этот период объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению, всего 9 ч в неделю, из которых 1 ч отводится на литературное слушание. После периода обучение грамоте идёт раздельное изучение литературного чтения и русского языка, которые входят в образовательную область «Филология».

        На изучение литературного чтения со 2 класса по 4 класс отводится по 4 ч еженедельно (136 ч)


Учебно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе.

№ п/п

Название темы урока

Дата

Тип урока

Кол-во час

Вспомогательные ср-ва

Корректировка

I четверть (36 ч)

О нашей Родине (5 ч)

1

Стихотворения о Родине. Ф. Савинов. «Родина»

Открытие нового знания

1

2

Стихотворения о Родине. И.Никитин. «Русь» (отрывок)

Рефлексия

1

3

Рассказы о Родине. С.Романовский «Русь»

Рефлексия

1

4

Литературное слушание. С.Романовский «Слово о Русской земле»

Общеметодологической направленности

1

5

Стихи русских поэтов: А.Прокофьев «Родина». Доп.чт.  Н.Рубцов «Россия, Русь -…» Навык чтения вслух. Текущая проверка.

Общеметодологической направленности

1

Народная мудрость (6 ч)1

6

Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Доп.чт.  Народная хороводная песня «Я посею, я посею…»

Открытие нового знания

фонохрестоматия

7

Загадки народные.

Общеметодологической направленности

1

ИКТ-диск «Уроки»

8

Былины. «Как Илья из Мурома богатырём стал»

Открытие нового знания

1

картины

9

«Три поездки Ильи Муромца»

Общеметодологической направленности

1

10

Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы.  Доп.чт. Заклички, небылицы, докучные сказки, пословицы и поговорки.

Общеметодологической направленности

1

11

Обобщение по теме «Фольклор». .  Начитанность. Текущая проверка.

Комбинированный

1

О детях и для детей (13 ч)

12

Стихотворения о детях. А.Барто «Катя». Б.Заходер «Перемена»

Открытие нового знания

1

13

Произведения для детей. С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах» Доп.чт.  А.Рубинов «Ступенька»

Общеметодологической направленности

1

презентация

14

Рассказы о детях. С.Баруздин «Как Алёше учиться надоело»

Общеметодологической направленности

1

15

Е.Пермяк «Смородинка».  Доп.чт. С.Михалков «Прогулка»

Рефлексия

1

16

Н.Носов «Заплатка». Доп.чт.  «На горке». П.Воронько «Мальчик Помогай»

Рефлексия

1

презентация

17

Разножанровые произведения для детей. Г.Сапгир «Рабочие руки». Доп.чт.  Скороговорки. Нанайская народная сказка «Айога»

Общеметодологической направленности

1

18

Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Н.Толстой «Страшный зверь»

Открытие нового знания

1

фонохрестоматия

19

Рассказы о детях. М.Зощенко «Самое главное». Доп.чт.  Я.Аким « Жадина»

Рефлексия

20

Сказки о детях. В.Сутеев «Кто лучше?». Доп.чт. В.Осеева «Волшебная иголочка»

Рефлексия

1

презентация

21

Произведения о детях и для детей. А.Митта «Шар в окошке». Е.Пермяк «Две пословицы». Доп.чт. В.Берестов «Прощание с другом»

Рефлексия

1

22

Сказки для детей. Л.Пантелеев «Две лягушки». Доп.чт. В.Катаев «Цветик-семицветик»

Рефлексия

1

23

Литературное слушание. Произведения и книги о детях. В.Беспалько «Совушка»

Рефлексия

1

24

В.Сутеев «Снежный зайчик»

Рефлексия

1

Мир сказок (6 ч)

25-26

Русские народные сказки «У страха глаза велики». Доп.чт.  «Царевна-лягушка»

Открытие нового знания

2

27

Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки». Доп.чт.  «Три брата»

Открытие нового знания

1

презентация

28

Х.-К.Андерсен «Пятеро из одного стручка».  Доп.чт. «Принцесса на горошине»

Общеметодологической направленности

1

презентация

29

Литературные сказки. Братья Гримм «Семеро храбрецов». Доп.чт. Б.Заходер «Серая Звёздочка»

Общеметодологической направленности

1

30

Обобщение по теме «Сказки». Работа с детскими книгами. Текущая проверка.

Комбинированный

1

«Уж небо осенью дышало…» (6 ч)

31

Произведения об осени. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», Г.Скребицкий «Осень», Доп.чт. М.Пришвин «Осеннее утро». Выразительность чтения. Текущая проверка.

Рефлексия

1

ИКТ- диск «Уроки»

32

Э.Шим «Белка и Ворон». Е.Трутнева «Осень»

Общеметодологической направленности

1

33

Н.Сладков «Эхо». Доп.чт. А.Твардовский «Начало осени»

Общеметодологической направленности

1

презентация

34

Разножанровые произведения о природе» Н.Рубцов «У сгнившей избушки». Загадки. М Пришвин «Недосмотенные грибы.

Общеметодологической направленности

1

35

Литературное слушание. Произведения о природе.  Э.Шим «Храбрый Опёнок». К.Бальмонт «Осень». Доп.чт. А.Майков «Осень»

Общеметодологической направленности

1

36

Обобщение по разделу «Произведения о родной природе (об осени)».

Общеметодологической направленности

1

ИКТ

II четверть (28 ч)

«Снежок порхает, кружится…» (18 ч)

1

Произведения о зиме. З.Александрова «Зима». Доп.чт. К.Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Рефлексия

1

ИКТ-диск «Уроки»

2

Научно-познавательные и художественные произведения о природе. С.Иванов «Каким бывает снег». Доп.чт.  С.Есенин «Пороша»

Открытие нового знания

1

3

Рассказы о природе. И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»

Рефлексия

картины

4

Литературное слушание. Сказки о природе. Э.Шим «Всем вам крышка». К.Ушинский «Мороз не страшен»

Рефлексия

1

5

Народные сказки. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза». Доп.чт.  Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица»

Рефлексия

1

6

Рассказы и сказки о природе. М.Пришвин «Деревья в лесу». Доп.чт.  Е.Пермяк «Четыре брата»

Рефлексия

1

ИКТ

7

Стихотворения о зиме. И.Суриков «Детство» (отрывок).

Рефлексия

1

8-9

Литературное слушание. Литературные сказки. В.Даль «Девочка Снегурочка»

Рефлексия

2

аудиозапись

10-11

Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка». Доп.чт. Японская народная сказка «Журавлиные перья»

Рефлексия

2

12-13

Произведения о детях. Н.Некрасов «Саша» (отрывок) Доп.чт. В.Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»

Открытие нового знания

2

14

Рассказы о животных. Г.Скребицкий, В.Чаплина «Как белочка зимует»»

Открытие нового знания

1

15

Рассказы и стихотворения о природе. И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И.Беляков «О чём ты думаешь, снегирь?». Выразительность чтения. Итоговая  проверка.

Рефлексия

1

16

Литературное слушание. Произведения для детей. В.Одоевский «Мороз Иванович»

Рефлексия

1

17

Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»

Рефлексия

1

проект

18

Комплексная контрольная работа.

Развивающий контроль

1

«Здравствуй, праздник новогодний!» (10 ч)

19

Произведения о новогоднем празднике. С.Михалков «В снегу стояла ёлочка»

Открытие нового знания

1

ИКТ

20

Литературное слушание. Сказки Х.-К.Андерсена.

Рефлексия

1

21-22

Произведения о детях и для детей. А.Гайдар «Ёлка в тайге» (отрывок)

Открытие нового знания

2

23

Стихотворения о Новом годе. С.Маршак «Декабрь»

Открытие нового знания

1

24

Произведения о Новом годе. С.Городецкий «Новогодние приметы»

Открытие нового знания

1

25

Обобщение по теме «Зима»

Рефлексия

1

26

Стихи о природе.

Урок-конкурс

1

27

Книги о Новом годе для детей. Работа с детскими книгами. Текущая проверка.

Библиотечный урок

1

28

Здравствуй, праздник новогодний!

Урок-утренник

1

III четверть (40 ч)

О братьях наших меньших (12 ч)

1

Произведения о животных. Русская народная песня «Бурёнушка», В.Жуковский «Птичка», Доп.чт. К.Коровин «Баран, заяц и ёж»

Открытие нового знания

1

аудиозапись

2

Разножанровые произведения о животных. К.Ушинский «Кот Васька». Считалки, загадки. Е.Благинина «Голоса леса». Доп.чт.  М.Пришвин «Как поссорились кошка с собакой»

Открытие нового знания

1

3

Рассказы и стихотворения о животных. М.Пришвин «Старый гриб». Доп.чт. Н.Рубцов «Про зайца». Навык чтения вслух. Текущая проверка.

Общеметодологической направленности

1

4

Рассказы о животных. К.Ушинский «Лиса Патрикеевна». П.Комаров «Оленёнок». Е. Доп.чт. Чарушин «Перепёлка» Выразительность чтения. Текущая проверка.

Рефлексия

1

5

Произведения о животных. В.Бианки «Ёж-спаситель». Скороговорки. Доп.чт.  М.Пришвин «Журка»

Рефлексия

1

ИКТ

6

Присказки и сказки. М.Дудин «Тары-бары…» Доп.чт. В.Бианки «Хвосты»

Открытие нового знания

1

7

Литературное слушание. Произведения о животных. К.Ушинский «Плутишка кот». Доп.чт. К.Паустовский «Барсучий нос»

Рефлексия

1

ИКТ

8

Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля». Доп.чт. Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену»

Рефлексия

1

фонохрестоматия

9

Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей». Доп.чт. Ненецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

Рефлексия

1

10

Авторские сказки. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича». Доп.чт. Р.Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

Общеметодологической направленности

1

ИКТ

11

Народные сказки. Русская народная сказка «Белые пёрышки»

Рефлексия

1

12

Сказки о животных. Начитанность. Работа с детскими книгами. Текущая проверка.

Библиотечный урок

1

Зарубежные сказки (13 ч)

13-14

Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок». Доп.чт. Французская народная сказка «Волк, улитка и осы»

Общеметодологической направленности

2

15-16

Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Рефлексия

2

17-18

Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе». Доп.чт. Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

Рефлексия

2

19-20

Литературное слушание. Братья Гримм «Бременские музыканты»

Рефлексия

2

21-22

Английская народная сказка «Сказка про трёх поросят»

Рефлексия

2

23

Повторение по теме «Зарубежные сказки»

Рефлексия

1

ИКТ

24

Дорогами сказок.

Библиотечный урок

1

проект

25

Проверка уровня обученности.

Развивающий контроль

1

Семья и я (15 ч)

26

Произведения о семье. Л.Н.Толстой «Лучше всех»

Открытие нового знания

1

27

Фольклорные произведения о семье. Народная песня «Колыбельная»

Открытие нового знания

1

аудиозапись

28

Авторские колыбельные песни. М.Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»

Открытие нового знания

1

аудиозапись

29

Рассказы о детях. Е.Пермяк «Случай с кошельком». С.Аксаков «Моя сестра»

Рефлексия

1

30

В.Осеева «Сыновья». Пословицы.

Рефлексия

1

31

Авторская колыбельная песня. А.Майков «Колыбельная песня». Пословица.

Общеметодологической направленности

1

аудиозапись

32

Литературное слушание. Л.Н.Толстой «Отец и сыновья». Доп.чт. И.Панькин «Легенда о матерях». Навык чтения молча. Текущая проверка.

Рефлексия

1

33

Разножанровые произведения о семье. А.Плещеев «Дедушка». Л.Воронкова «Катин подарок»

Общеметодологической направленности

1

34

Стихотворения о семье. Ю.Коринец «Март». А.Плещеев «Песня матери»

Рефлексия

1

35

Сказки народов России. Татарская народная сказка «Три сестры». Доп.чт. русская народная сказка «Белая уточка»

рефлексия

1

36

Литературное слушание. С.Михалков «А что у вас?»

Рефлексия

1

37

Стихотворения о семье. В.Солоухин «Деревня». Доп.чт. Б.Заходер «Сморчки»

Рефлексия

1

38

Произведения ко Дню Победы. С.Михалков «Быль для детей»

Открытие нового знания

1

ИКТ-презентация

39

С.Баруздин «Салют». Литературное слушание.  К.Курашкевич «Бессмертие»

Общеметодологической направленности

1

40

Обобщение по теме «Семья»

Рефлексия

1

IV четверть (32 ч)

«Весна, весна красная…» (24 ч)

1

Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная…». А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

Рефлексия

1

аудиозапись

2-3

А.Чехов «Весной». А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…». Г.Скребицкий «Весна-художник»

Рефлексия

2

аудиозапись

4

Литературное слушание. Произведения о природе. Н.Сладков «Снег и Ветер». Доп.чт. Н. Сладков «Проталина»

Рефлексия

1

5

Разножанровые произведения о весне. С.Маршак «Весенняя песенка». Э.Шим «Чем пахнет весна»

Рефлексия

1

6

Стихотворения о природе. Е.Баратынский «Весна, весна» Как воздух чист!» Доп.чт. В.Маяковский «Тучкины штучки»

Рефлексия

1

7

Произведения разных жанров о весне. Ф.Тютчев «Зима недаром злится…». Доп.чт. М.Пришвин «Лесная капель»

Рефлексия

1

фонохрестоматия

8

Литературное слушание. Произведение о животных. А.Куприн «Скворцы». Н.Сладков «Скворец-молодец»

Рефлексия

1

9

Произведения о природе. Н.Сладков «Апрельские шутки». Доп.чт. «Весенний разговор»

Рефлексия

1

ИКТ

10

Разножанровые произведения о природе. А.Барто «Апрель» Доп.чт. Н.Сладков «Ивовый пир»

Рефлексия

1

11

Рассказы о природе. Г.Скребицкий «Жаворонок». Доп.чт. П.Воронько «Журавли»

Рефлексия

1

12

Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.

Открытие нового знания

1

13

Заклички, загадки.

Общеметодологической направленности

1

14

Разножанровые произведения о природе. В.Жуковский «Жаворонок». Доп.чт. В.Бианки «Что увидел Жаворонок, когда вернулся на родину»

Рефлексия

1

15

О.Высотская «Одуванчик». М.Пришвин «Золотой луг»

Рефлексия

1

16

Литературное слушание. Произведения о родной природе. П.Дудочкин «Почему хорошо на свете». Доп.чт. Э.Шим «Муравейник»

Рефлексия

1

17

Рассказы и стихотворения о природе. Н.Сладков «Весенний гам». А.Барто «Воробей»

Рефлексия

1

18

Произведения для детей. М.Пришвин «Ребята и утята»

Рефлексия

1

19

Литературное слушание. Сказки о животных. Б.Заходер «Птичья школа». Доп.чт. М.Горький «Воробьишко»

Рефлексия

1

20

Произведения о природе. К.Ушинский «Утренние лучи»

Рефлексия

1

21

Стихотворения о природе. А.Барто «Весна, весна на улице…». Доп.чт. Р.Сеф «Чудо». Работа с детскими книгами. Итоговая проверка.

Рефлексия

1

22

Комплексная контрольная работа.

Развивающий контроль

1

23

Книги о родной природе.

Библиотечный урок

1

24

Обобщение по теме «Произведения о природе»

Рефлексия

1

картины

Волшебные сказки (8 ч)

25

Литературное слушание. Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, диво-дивное»

Открытие нового знания

1

ИКТ

26

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Общеметодологической направленности

1

проект

27-28

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Доп.чт. индийская народная сказка «Золотая рыба»

Рефлексия

2

29-30

Литературное слушание. Ш.Перро «Кот в сапогах». Доп.чт. А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». Выразительность чтения. Итоговая проверка.

Комбинированный

2

31

Обобщение по теме «Сказки». Сформированность учебной и читательской деятельности. Итоговая проверка.

Комбинированный

1

проекты

32

Литературное слушание. Л.Кэрролл «Алиса в Стране чудес». Летнее чтение.

Рефлексия

1

Содержание тем учебного курса.

Виды речевой и читательской деятельности.

Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей и различных произведений. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям.

Чтение. Осознанное правильное плавное чтение вслух. Обучение чтению молча небольших текстов или отрывков. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.

Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие случаев многозначности, выделение сравнений. Деление текста на части. Пересказ по готовому плану. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

УУД:

  1. Воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;
  2. Читать самостоятельно небольшие произведения и детские книги объёмом 1-2 стр.
  3. Овладевать умениями читать вслух, молча, выразительно;
  4. Понимать роль чтения и использовать умения читать для решения познавательных и коммуникативных задач;
  5. Воспринимать духовно-нравственные, эстетические и морально-этические ценности и идеалы;
  6. Понимать учебную задачу, определять способы её решения;
  7. Анализировать тексты произведений разных жанров;
  8. Определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;
  9. Выделять положительных и отрицательных героев произведений;
  10. Формулировать высказывание;
  11. Планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
  12. Использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач;
  13. Группировать книги по темам, жанрам, авторской принадлежности;
  14. Объяснять, сравнивать, подбирать синонимы к словам из произведения, сравнивать прямое и контекстное значения слова.

Круг чтения.

Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.

Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.

Работа с книгой.. Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.

Ориентировка в литературоведческих понятиях.

 Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, юрой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение.

УУД:

  1. Усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия, использовать их в речи;
  2. Группировать пословицы и загадки по темам и видам;
  3. Характеризовать жанры и темы изучаемых произведений;

Творческая деятельность.

 Проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения, фольклора. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные героин, «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и т. д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.

УУД:

  1. Понимать позицию автора текста и выражать свою точку зрения;
  2. Читать выразительно, инсценировать небольшие произведения или отдельные эпизоды;
  3. Создавать истории о героях произведений.

Чтение: работа с информацией.

Сбор информации (книга, автор, жанр, тема) с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловия). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Использование таблиц для характеристики героев, произведений, книг.

УУД:

  1. Искать, находить и выделять нужную информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
  2. Слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять, используя информацию из текста;

Требования к уровню подготовки учащихся.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  1. Читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту)
  2. Читать молча (про себя) небольшие произведения;
  3. Читать выразительно подготовленные тексты;
  4. Отвечать на вопросы по содержанию и вести диалог о произведении;
  5. Определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  6. Понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного;
  7. Находить в тексте пословицы, сравнения и обращения;
  8. Пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

Ученик может научиться:

  1. Понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
  2. Пользоваться умением читать молча произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу;
  3. Пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;
  4. Читать доступные периодические издания и находить в них нужные произведения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  1. Различать стихотворный и прозаический тексты;
  2. Определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;
  3. Различать пословицы и загадки по темам;
  4. Использовать в речи литературоведческие понятия;

Ученик может научиться:

  1. Осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  2. Выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  3. Находить в тексте сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

  1. Понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
  2. Инсценировать небольшие произведения или эпизоды;
  3. Моделировать «живые картины»;
  4. Рассказывать сказки с присказками;
  5. Создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории;

Ученик может научиться:

  1. Делать иллюстрации к изученным произведениям;
  2. Иллюстрировать отдельные эпизоды произведений;
  3. Выполнять проекты индивидуально и в группе по темам: «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
  4. Инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

  1. Находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведения;
  2. Определять тему и главную мысль произведения;
  3. Работать с таблицами и схемами;

Ученик может научиться:

  1. Самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  2. Находить информацию о книге в её аппарате;
  3. Сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
  4. Высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

Контроль уровня обученности.

Система оценки достижений учащихся.  Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определённых обязательным минимум содержания в начальной школе. Показатели обученности по литературному чтению, которые соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию:

  1. навык чтения (умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения - ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
  2. начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, знание книг и произведений из круга детского чтения);
  3. умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги);
  4. навыки и умения собственно читательской деятельности.

Виды проверочных и контрольных заданий: комплексные разноуровневые работы, литературные диктанты, тестовые задания, тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного, диагностические задания, контрольные работы для проверки умений работать с книгой.

Инструментарий для оценивания результатов.

Тестовые задания  - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Объём заданий во 2 классе – 10. Выполненное задание оценивается  в 1 балл. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):

«5» - если ученик набрал 9 – 10 баллов.

«4» - если ученик набрал 7 - 8 баллов.

«3» - если ученик набрал 5 - 6 баллов.

«2» - если ученик набрал менее 5 (от 0 до 5 баллов).

Литературные диктанты форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Количество слов во 2 классе – 5-10. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:

«5» - если в работе нет ошибок;

«4» - ели в работе одна ошибка;

«3» - если в работе две ошибки;

«2» - если в работе более двух ошибок.

Диагностические задания  - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Для 2 класса составляется тест из 10 заданий.  Отметки за выполнение диагностических заданий:

0 баллов – задание не выполнено;

1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;

2 балла – задание выполнено верно.

Проверка навыков чтения и понимание прочитанного служит средством проверки овладения способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту).

«5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

«4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок..

«3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.

 «5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.

«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.

 «2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».

План проведения проверочных и контрольных работ.

Компетенция. Вид проверки.

Время выполнения.

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка.

Сентябрь, февраль

Начитанность. Текущая проверка.

Октябрь, март

Выразительность чтения. Текущая проверка.

Октябрь, январь

Работа с детскими книгами. Текущая проверка.

Октябрь, декабрь, март

Выразительность чтения. Итоговая проверка.

Ноябрь, май

Комплексная контрольная работа. Сформированность учебной и читательской деятельности.

Декабрь, май

Навык чтения вслух. Итоговая проверка.

Март-апрель

Навык чтения молча. Текущая проверка.

Март-апрель

Начитанность. Работа с детскими книгами. Итоговая проверка.

Апрель

Список литературы (основной и дополнительной).

  1. Программа. Литературное чтение. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. 1-4 классы М.: «Вентана-Граф», 2012
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1. -  М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Вентана-Граф, 2012 ( Начальная школа XXI века).
  4. Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: 2 класс: Учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века).

5 Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для  учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012  ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

6 Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: рабочая тетрадь № 2 для  учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – 5-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012  ( Начальная школа XXI века). Соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.

7  Беседы  с  учителем:  Методика  обучения:  2 класс  / Под  ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф,2006.  (Начальная школа XXI века).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века

 Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой....

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. По программе "Начальная школа XXI века".

Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению "Школа 21 века" 2 класс...