Главные вкладки

    рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе Начальная школа 21 века
    рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

    Богданова Оксана Рудольфовна

     

    Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_3_kl_lit_chtenie_efrosinina.doc324 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по предмету литературное чтение в 3 классе (УМК «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

    Пояснительная записка
    Рабочая программа по литературному чтению для
    3 класса разработана

    в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.),

    на основе Примерной программы начального общего образования (2004 год),

    авторской программы Л. А Ефросининой «Литературное чтение», напечатанной в Сборнике программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана-Граф, 2009.

    Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), что полностью соответствует авторской программе Л. А. Ефросининой.

    Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

    1. Литературное чтение.. Ефросинина Л. А. Ч. 1, 2. 3 кл. Вентана-Граф, 2010,2011
    2. Ефросинина Л. А. Литературное чтение. Р/т № 1 Ефросинина Л. А.Вентана-Граф , 2011
    3. Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. – М.: Вентана-Граф, 2009,2010
    4. Методическое пособие. Ефросинина Л. А. Вентана-Граф , 2009.

    Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

    В авторскую программу изменения не внесены. Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России. Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

    Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

    Следующее условие — овладение элементарными литературными представлениями и знаниями. Круг минимальных литературоведческих понятий вводится не для того, чтобы воспитать в начальной школе «минилитературоведов (С.В. Михалков), а для того, чтобы помочь ребенку разобраться в мире детской литературы, научиться осознанно читать и чувствовать художественное произведение, испытывать удовольствие от чтения.

    Важнейшим условием литературного образования младших школьников является освоение культуры речи, что достигается их участием в основных видах речевой деятельности: слушании, чтении, говорении, письме.

     Итак, основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

     1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

    2. Система работы над навыками чтения.

    3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

     4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

    5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

     В программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.

    Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

     • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

     • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

    • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    3 КЛАСС

    Содержание программы 3 класс (102 ч)

     Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

    Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

    Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой). Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные. Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания. Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений. Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

     Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль. Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа.

    Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм. Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли. Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям. Творческая деятельность.

    Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших про­изведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

    Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам. Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

    Читательские умения:

    • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

     • отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;

    • самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности. Межпредметные связи:

    • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);

     • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

    • с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

    • с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках. Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

    Практическая часть составлена в соответствии с локальным актом школы.

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Объем текста для прочтения на оценку

    -

    1/4 стр

    1/3 стр

    1/2 стр

    Количество стихотвор. наизусть

    8-10

    15

    18

    18

    Продолжительность чтения учащихся на уроке

    7-10 мин

    15 мин

    20-25 мин

    20-25 мин

    Оценка за темп чтения

    5

    4

    3

    2

    5

    4

    3

    2

    5

    4

    3

    2

    5

    4

    3

    2

    1 полугодие (слов/мин)

    45

    40

    35

    34

    70

    65

    60

    49

    90

    85

    80

    79

    2 полугодие (слов/мин)

    40

    35

    30

    29

    60

    55

    50

    49

    80

    75

    70

    69

    100

    95

    90

    89

    При проверке навыка чтения обязательно учитывать темп устной речи ребёнка, заикания, в данных случаях не снижать отметку за навык чтения.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 классов.

    К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

    1. Читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя.
    2. Знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы.
    3. Выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть.
    4. Определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение.
    5. Пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану.
    6. Самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам.
    7. Пользоваться библиотечным фондом.
    8. Отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности.
    9. Пользоваться справочной литературой.

    Литературное чтение 3 кл

    Тематическое планирование

    п\п

    Наименование раздела программы

    Тема урока

    Количество часов

    Тип урока

    Элементы

    содержания

    Требования к уровню подготовленности учащихся

    Вид контроля

    Элементы дополнительного содержания

    Дата

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    1

    Устное народное творчество.
    (12 ч+ 1 ч)

    Загадки. Какие бывают загадки.  В. Даль «Старик-годовик». Какие бывают пословицы.

    1

    Урок изучающего чтения

    Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения. Общее понятие о скороговорке, особенности их построения и чтения.

    Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении

    Знать:

    – жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;

    – особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; при-сказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);

    – различия жанров.

    Уметь:

    – называть произведения и выделять их особенности;

    – определять тему и жанр произведения;

    02.09.

    2

    Дорогами сказок.

    Русская народная сказка. «Самое дорогое».Виды присказок.

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки

    Присказка, зачин, концовка сказки. Выделение языковых средств художественной выразительности

    05.09.

    3.

    Русская народная сказка

     «Про Ленивую и Радивую». Пересказ от имени героя.

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом. Определение главной мысли. Пересказ сказки

    07.09.

    4

    Cказки  о животных.  «Лиса и Котофей Иванович» (хр), «Дрозд Еремеевич»  (хр) (слушание)

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

    Сказки бытовые, волшебные и о животных. Литературные и авторские.

    09.09.

    5

    Сказки с загадками. Русские народные сказки. «Дочь-семилетка». Сравнение героев.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление сказки на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу

    12.09.

    6

    Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». Сравнение сказок.

    1

    Урок изучающего чтения

    14.09.

    7

    Волшебные сказки. Русская народная сказка. «Царевич Нехитер-Немудер». Рассказывание сказки.

    1

    Урок изучающего чтения

    16.09.)

    8

    Русская народная сказка. «Елена Премудрая» (хр)., «Умная внучка» (хр).Ненецкая «Хозяин ветров» (слушание) 

    1

    контроль

    Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. Наблюдение за развитием событий. Деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям

    19.09.

    9

    Скороговорки, потешки.  Повторение: малые жанры фольклора.

    .

    1

    Урок изучающего чтения

    Загадки, виды загадок. Пословица, темы пословиц, особенности построения. Общее понятие о скороговорке, особенности их построения и чтения.

    Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении

    Повторение жанров фольклора. Самостоятельное чтение или слушание произведения. словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя

    Былина, особенности былин. Понятия: былинный герой, сказитель. Сравнение былин

    21.09.

    10

    Проверь себя. Обобщение.

    Проверка навыка чтения.

    1

    Проверка навыка чтения по следующим параметрам: способ чтения, правильность, темп, понимание прочитанного.

    23.09.

    11

    Cлушание и работа с детскими книгами. Былины. «Добрыня и змея». Понятие о былине

    1

    Урок изучающего

    чтения

    Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста – называть и сравнивать героев

    (положительных и отрицательных);

    – определять главную мысль сказки;

    – делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказывать по плану произведение или отдельные эпизоды;

    – сравнивать сказки (былины) разных народов;

    – самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова;

    – характеризовать особенности речи сказителя;

    – использовать при чтении средства выразительности:

    Выявление характера героя, его

    поступков и их мотивов

    26.09.

    12

    Былины «Алеша Попович»,»Добрыня и змея»

    «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»

    1

    Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в учебнике и тетради. Связь произведений литературы с произведениями изобразительного искусства

    Тематический контроль.

    Литературная викторина

    Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

    28.09.

    13

    Обобщающий урок по теме «Былины»

    1

    30.09.

    14

    Басни

    (4 ч)

    Эзоп. «Лисица и виноград». И. Крылов «Лиса и виноград». Сравнение басен Эзопа и Крылова.

    (наизусть №1)

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки.

    Знать:

    – литературоведческие понятия: басня, мораль;

    – о структуре басни;

    – о художественных особенностях басни.

    Уметь:

    Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания,

    03.10.


    Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение

    – правильно называть басни из круга детского чтения;

    – различать сказку и басню;

    – сравнивать героев басни;

    – выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;

    – выразительно читать басни с листа и наизусть;

    – работать с

    книгами басен: выбирать, рассматривать, читать

    меткость языка, юмор).

    Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

    15

    Эзоп «Ворон и лисица» (хр). И. Крылов «Ворона и лисица»

    (наизусть №2)

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание басни. Словарная работа. Выделение главной мысли. Формулирование личной оценки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).

    Работа с внутритекстовой иллюстрацией

    05.10

    16

    И. А. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно» (хр), «Волк и Ягненок» (хр).

    Олицетворение, мораль, вступление.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание басни. Словарная работа. Выделение частей

    басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении

    07.10.

    17

    Басни Эзопа(хр),

    И. А. Крылова(хр).

    А. Е. Измайлова(хр)

    Проверь себя.

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. выставка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов

    Тематический контроль. Конкурс чтецов басен

    10.10

    18

    Произведения

    А. С. Пушкина. (9 ч)

    А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» Понятие об олицетворении, эпитете.

    (наизусть №3)

    1

    Урок изучающего чтения

    Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией

    Знать:

    – литературоведческие понятия: литер. сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм

    Иметь пред-ставление об эпитетах, устойчивые эпитеты

    12.10

    Упражнения в выразительном чтении: определение задач чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения

    Уметь:

    – находить сходство и различие литературной и народной сказки (герои, структура, язык

    произведения);

    – ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;

    – находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи

    19

    А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (хр) (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Понятие о поэме.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Связь произведений литературы с музыкой. Работа с текстом: чтение и

    деление на части, составление словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией. Упражнение в выразительном чтении. Описание героев, их поведения, чувств

    Поэма

    14.10.

    20-21

    А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев

    (наизусть №4)

    2

    Урок изучающего чтения

    Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразит. чтение

    Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)

    17.10

    19.10

    22-23

    А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе…», Э. Бабаев «Там лес и дол видений полон»

    2

    Урок изучающего чтения

    Слушание сказки. Словарная работа. Деление текста на части, составление плана. Выборочное выразительное чтение

    по частям. Вы-ставка книг «Сказки Пушкина». Работа с аппаратом книги, составление краткой аннотации к книге

    21.10

    24.10

    24

    А. С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер». Сравнение стихотворений

    .(наизусть №5)

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение или слушание стихотворений.

    Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении

    Выделение языковых средств художественной

    выразительности (олицетворение). Поиск олицетворений

    26.10

    25

    А. С. Пушкин «Няне», К. Г. Паустовский «Сказки Пушкина»

    (наизусть №6) Проверь себя. Обобщение по разделу.

    1

    Проверочный урок Контроль

    Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина

    Тематический контроль. Самостоятельная работа

    Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

    28.10


    2 четверть

    26

    Стихи русских поэтов. Ф. И. Тютчев,

    А. Н. Майков,

    А. А. Фет.

    (5 ч)

    Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…» Сравнение стихотворений.

    (наизусть №7)

    1

    Урок изучающего чтения

    Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении

    Уметь:

    – находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;

    – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

    – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения

    (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

    – выразительно читать стихотворение;

    – давать оценку своему чтению

    Выделение языковых средств художественной выразительности.

    Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха

    Учебник,

    с. 102–104, выучить наизусть стихотворение по выбору

    09.11

    27

    А. Майков  «Осень». Упражнение в выразительном чтении.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении.

    Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа

    Учебник,

    с. 104–105. Хрестоматия, с. 111–116, выразительное чтение наизусть понравившегося отрывка

    11.11

    .

    Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание

    28

    А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»Сравнение стихотворений.

    (наизусть №8)

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка

    Учебник,

    с. 106–107, выразительное чтение

    14.11

    29

    И. Бунин «Листопад». Стихи русских поэтов

    Проверь себя.

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Выставка книг. Работа с книгой: тип книги, автор, заглавие. Оглавление, составление аннотации. Конкурс чтецов

    Тематический контроль. Конкурс чтецов

    Дополнительное чтение стихов русских поэтов о природе

    16.11

    30

    Произведения
    Л. Н. Толстого. (7ч)

    Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк». Сравнение сказки и басни.

    1

    Урок изучающего чтения

    Обобщение читательского опыта. Самостоятельная

    Знать:

    – произведения
    Л. Н. Толстого разных жанров

    Учебник,

    с. 109–110, пересказ сказки по плану

    18.11

    31

    Слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан». Определение вида сказки (волшебная, бытовая).

    1

    работа со сказкой: чтение, определение жанра, деление текста на части, составление плана, выбор пословицы, выражающей главную мысль сказки. Слушание басни. Сравнение жанров, выделение их особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали. Чтение по ролям

    (в рамках программы).

    Уметь:

    – различать художественные рассказы (повествование и описание) и научно-познавательные рассказы;

    – работать с научно-познавательным текстом (выделять факты и их описания);

    – называть героев произведения, понимать их эмоционально-нравственные переживания;

    – понимать содержания литературного произведения, выделять события или систему событий, составляющих основу художественного произведения, определять главную мысль;

    – делить текст на

    21.11

    32

    Л. Н. Толстой. рассказы. «Зайцы», «Лебеди»

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение. Работа с текстом: выявление сходства и различия. Научно-познавательные и художественные рассказы (сравнение жанров). Выделение

    Учебник,

    с. 112–113, пересказ

    23.11

    в научно-познавательном тексте фактов и их описание

    композиционные части;

    – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое мнение;

    – рассказывать и пересказывать по готовому плану;

    – уметь представлять прочитанную книгу;

    – работать с книгами-справочниками (словарями, энциклопедиями)

    33

    Л. Н. Толстой «Прыжок»

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения, аргументация позиции с привлечением текста произведения.

    Учебник,

    с. 113–115, пересказ

    25.11.

    34

    Л. Н. Толстой «Как боролся русский богатырь». Былина.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Обсуждение произведения: понимание переживаний героев,

    Работа со справочно-энциклопедической литературой

    Дополнительное чтение произведений

    Л. Толстого, составление

    28.11

    формулирование личной оценки героя, аргументация своего мнения. Определение главной мысли. Деление текста на части, составление плана. Выразительное чтение по частям

    аннотации. Составление справки об авторе

    35

    Л. Н. Толстой  «Ореховая ветка». А. Сергиенко «Как Толстой рассказывал сказку об огурцах».

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Работа с книгами
    Л. Н. Толстого: деление по жанрам, работа с аппаратом книги, составление аннотаций, зачитывание эпизодов. Справка об авторе

    Тематический контроль. Самостоятельная работа

    Хрестоматия, с. 78–90, само-стоятельное  чтение по выбору

    30.11

    36

    Произведения

    Л. Н. Толстого. Обобщение по разделу. Проверь себя.

    1

    02.12.

    37

    38.

    Произведения
    Н. Некрасова. (6 ч)

    Н. Некрасов «Крестьянские дети»

    Н. Некрасов «Мужичок с ноготок». К. И. Чуковский «Мужичок с ноготок»

    (наизусть №9)

    1

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия  лирический герой, поиск слов, выражений, показывающих отношение

    автора к герою (выборочное чтение). Упражнение в выразительном чтении

    Знать:

    – имя, отчество и фамилию поэта;

    Учебник,

    с. 122, выразительное чтение отрывка наизусть

    05.12

    07.12.

    – произведения Н. А. Некрасова (в рамках программы);

    – понятие лирический герой сказочный и реальный.

    Уметь:

    – находить справку о поэте в книгах-справочниках;

    – использовать языковые средства художественной выразительности для понимания содержания стихотворения;

    – самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения;

    – читать выразительно подготовленные тексты стихов, выбирая соответствующую содержанию и смыслу текста интонацию;

    – выражать свое отношение к прочитанному;

    39

    Н. Некрасов «Славная осень», .

    К. И. Чуковский «Зеленый шум»

    (наизусть №10)

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение, работа над стихотворением «Славная осень». Слушание стихотворения «Зеленый шум» и статьи К. И. Чуковского. Работа над содержанием

    Выделение языковых средств художественной выразительности (сравнения, звукопись). Поиск сравнений в тексте стихотворения

    Учебник,

    с. 124–126, наизусть (по выбору)

    09.12.

    40

    Н. Некрасов «Мороз воевода». Создание словесного образа Воеводы.

    (наизусть №11)

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Словарная работа. Создание словесного образа Мороза-воеводы. Упражнение в выразительном чтении песни Мороза

    Учебник.,

    с. 127–129, выразительное чтение

    12.12.

    41

    42

    Н. Некрасов «Перед дождём», «Саша». Чуковский «О стихах

    Н. А. Некрасова»

    Проверь себя. Обобщение по разделу.

    1

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Работа с книгами Н. Некрасова. Составление справки об авторе

     – работать с аппаратом книг стихов

    Н. А. Некрасова

    Тематический контроль.

    Самостоятельная работа

    Работа со справочно-энциклопедической литературой

    Хрестоматия, с. 124–126, выразительное чтение; тетрадь № 1, с. 53

    14.12.

     16.12.

    43

    Произведения
    А. П. Чехова.

    (4 ч)

    А. П. Чехов «Степь». Описание луны, грозы, ветра, дождя.

    1

    Урок изучающего чтения

    Введение в круг чтения произведений А. П. Чехова. Слушание. Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана.

    Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художественному пересказу.

    Знать:

    – имя, отчество и фамилию писателя;

    – произведения А. П. Чехова (в рамках программы).

    Уметь:

    – сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование;

    – находить в тексте описания портрета героя, интерьера, пейзажа;

    – понимать главную мысль,

    19.12.

    44

    А. П. Чехов «Ванька»

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Определение жанра. Словарная работа. Перечитывание и выделение главной мысли, композиционных частей, комментирование заголовка. Выборочное чтение: поиск описания героя, отношения автора к герою произведения

    Учебник,

    с. 140–146, составление рас-сказа о Ваньке по готовому плану

    21.12.

    45

    Слушание рассказа Л. Андреева «Кусака». Предисловие и послесловие.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание, выявление главной мысли, комментирование заглавия. Определение жанра рассказа. Аналитическое чтение по частям: образы героев, отношение автора к героям. Подготовка собственных высказываний по заданным темам

    объяснять заглавия (заглавие-жанр, заглавие-имя героя, заглавие-главная мысль);

    – участвовать в диалоге при обсуждении произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

    – передавать краткое содержание изученного произведения и пересказывать текст, сохраняя его художественные особенности;

    – читать выразительно подготовленное произведение или эпизод;

    – пользоваться предисловием и послесловием в книгах

    Промежуточный контроль техники чтения

    Учебник,

    с. 133–139, составить план.

    Краткий пере-сказ по плану

    23.12.

    46

    Обобщение по разделу. Проверь себя.

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Рассказы детей об
    А. П. Чехове: собственные впечатления, справочный материал об авторе. Выполнение самостоятельной работы, самооценка

    Тематический контроль. Самостоятельная работа

    Хрестоматия, с. 132–140, чтение, выполнение заданий в тетради

    26.12.

    47

    Сказки зарубежных писателей.

    (4ч)

    Ш. Перро «Подарки Феи». Сравнение отечественных и зарубежных сказок.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечественных и зарубежных писателей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Характеристика героев, данная автором (выборочное чтение). Деление текста на части, составление плана

    Знать:

    – имена зарубежных писателей-сказочников и названия произведений (в рамках программы).

    Уметь:

    – различать сказки народные и литературные;

    – определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора

    Учебник,

    с. 148–151, рассказ о фее по плану

    28/12/


    .

    3 четверть

    48

    И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре», «Зимняя сказка»

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение сказки. Выявление особенностей

    сказки. Выборочное чтение: описание земли, трав, волн, Солнечного луча. Выразительное чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по готовому плану

    к героям и выражать свое отношение к ним;

    – передавать сюжет сказки, находить его части;

    – сравнивать сказки народов мира (видеть их сходство и различие), а также сказки отечественных и зарубежных писателей

    Хрестоматия, с. 236–247, чтение, выполнение заданий в тетради

    49

    «В мире сказок».

    Сказки Г. Х. Андерсена «Снеговик» и бр. Гримм «Умная дочь крестьянская».

    1

    Проверочный урок

    Хрестоматия, с. 226–236, чтение,

    50.

    Обобщение по разделу. Проверь себя.

    1

    Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра

    Тематический контроль.
    Литературная викторина

    выполнение заданий в тетради

    51

    Стихи русских поэтов.

    (6 ч)

    И. Никитин «Русь».Языковые средства.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Словарная работа. Определение

    Знать:

    – имена русских поэтов и их произведения;

    Выделение языковых средств

    Учебник,

    с. 4–7, выразительное чтение


    темы и содержания стихотворения. Деление на части, выразительное чтение, подготовленной части

    – понятия: тон, темп, ритм стихотворения.

    Уметь:

    – выделять языковые средства художественной выразительности;

    – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

    – самостоятельно готовить стихотворения для выразительного чтения;

    – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение (с листа и наизусть)

    художественной выразительности

    52

    И. Никитин «Утро». Описание картин природы. И. Никитин «Помню я, бывало, няня».

    1

    Урок изучающего чтения

    Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Выразительное чтение стихотворения

    Работа над логическим ударением, выделение слов, на которые падает логическое ударение

    Хрестоматия, с. 9–12, выразительное чтение наизусть любой части

    53

    И. Суриков «Детство». Олицетворение, сравнение, эпитеты.

    (наизусть №12)

    1

    Урок изучающего чтения

    Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание.

    Словарная работа, выявление главной мысли и содержания

    Учебник,

    с. 9–12, выразительное чтение наизусть любой части


    стихотворения. Деление текста на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям

    54

    С. Дрожжин «Привет», «Зимний день». Пейзаж в стихотворении.

    (наизусть №13)

    1

    Урок изучающего чтения

    Чтение. Объяснение заглавия стихотворения. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе

    Учебник,

    с. 12–13, наизусть по выбору

    55

    Стихи русских поэтов о Родине. Ф. Глинка «Москва». Сравнение стихов по темам, авторам.

    1

    Проверочный урок

     

    Тематический

    контроль.

    Хрестоматия, с. 127–128, выразительное чтение

    56

    Конкурс «Выразительное чтение стихов русских поэтов» Творческая работа «Мой любимый поэт»

    1

    57.

    Проверь себя. Обобщение.

    (наизусть №14)

    1

    Обобщение по разделу. Работа с книгами стихов русских

    поэтов.


    58-60

    Произведения

    Д. Н. Мамина-Сибиря-ка.

    (5 ч)

    Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

    -Работа по содержанию.

    -План рассказа.

    -Художественный пересказ.

    3

    Урок изучающего чтения

    Выявление читательского опыта детей. Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушанного, высказывание собственного мнения. Выделение главной мысли, авторской позиции, построение сюжета. Озаглавливание частей. Аналитическое чтение по частям: обучение краткому пересказу. Работа над образом Тараса: портрет, особенности речи, поступки

    Знать:

    – фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора;

    – произведения

    Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров.

    Уметь:

    – работать с сюжетом и планом;

    – пересказывать по плану подробно и кратко;

    – рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста;

    – определять авторскую позицию (находить в тексте слова, подтверждающие позицию автора), выделять главную мысль;

    – читать вслух и про себя быстро и правильно (не менее

    Учебник,

    с. 15–21, работа со словарем

    Учебник,

    с. 15–21, выразительное чтение диалога автора и Тараса

    Учебник,

    с. 15–21, краткий пересказ

    61

    Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех». Сравнение сказки с басней.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Выявление авторской позиции, формулирование личной оценки. Повторное чтение по частям и озаглавливание. Работа над образами героев. Сравнение жанров: сказка, басня, рассказ

    60–70 слов в минуту);

    – читать выразительно самостоятельно подготовленный эпизод или произведение

    Учебник,

    с. 21–30, выразительное чтение сказки

    Выполнение заданий в тетради

    Учебник,

    с. 30–42, выразительное чтение последней части

    62

    Рассказы Д. Мамина-Сибиряка

     Проверь себя.

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Выставка книг, представление выбранной книги, составление аннотации

    Тематический контроль. Самостоятельная работа

    Дополнительное чтение из рекомендованного списка «Книги о животных»

    63

    64

    Произведения

     А. Куприна.

    (4 ч)

    А. Куприн «Синяя звезда».

    Выявление авторской позиции.

    А. Куприн «Барбос и Жулька». Описание героев рассказа.

    1

    1

    Урок изучающего чтения

    Введение в круг детского чтения произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произведении. работа над сюжетом. Деление на части, озаглавливание. Работа над образами героев

    Знать:

    – произведения

    А. И. Куприна разных жанров (в рамках программы).

    Уметь:

    – различать основные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;

    – делить текст на смысловые части и составлять план, пересказывать подробно и кратко по плану;

    – выделять в тексте описания, использовать их в собственных творческих работах и устной речи;

    Учебник,

    с. 43–49, подробный или краткий пересказ

    Творческая работа: рассказ от лица одного из героев

    65

    А. Куприн

     «Ю-ю». Пересказ эпизода.

    1

    Урок изучающего

    чтения

    Слушание. Работа с текстом:

    комментирование заголовка, определение главной мысли, деление на части, чтение по частям и составление плана, выделение описания, рассуждения. Упражнение в выразительном чтении

    – самостоятельно

    работать с текстами произведений (читать вслух и молча, определять главную мысль);

    – выразительно читать (в лицах), передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам

    Учебник,

    с. 49–59, рассказ о фиолетовом псе

    Хрестоматия, с. 140–155, выбрать и пересказать описание кошки

    66

    Рассказы А. Куприна. Обобщение по разделу. Проверь себя.

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Выставка книг о животных: представление выбранной книги, составление аннотации. Составление устных рассказов-описаний животных

    Тематический контроль. Самостоятельная работа

    Сочинение с элементами описания «Мой четвероногий друг»

    7

    Стихи С. Есенина.

    (5 ч)

    Есенин. Стихи о Родине. Изобразительные средства языка.

    1

    Урок изучающего чтения

    Обобщение читательского опыта. Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении

    Знать:

    – стихотворения С. Есенина, вошедшие в круг детского чтения;

    – наизусть 2–3 стихотворения С. Есенина

    Уметь:

    – определять тему и содержание стихотворения (мысли и чувства автора);

    – находить языковые средства художественной выразительности;

    – передавать содержание стихотворения, свои чувства через выразительное чтение

    Выделение языковых средств художественной выразительности

    Учебник,

    с. 61–62, выучить наизусть стихотворение по выбору

    68

    С. Есенин. Стихи о природе: «Нивы сжаты, рощи голы», «Берёза».

    (наизусть №15)

    1

    Урок изучающего чтения

    Чтение. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Сравнение стихов: темы, заглавия, содержания. выразительное чтение, работа над интонацией

    Учебник, с. 63, выучить наизусть

    69

    С. Есенин. «Бабушкины сказки». Сравнение со стих. Сурикова «Детство».

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта) Повторение: стихи русских поэтов И. Сурикова, И. Никитина, А. Пушкина о детстве. Выразительное чтение

    Учебник,

    с. 64–65, выразительное чтение наизусть

    70

    Стихи С. Есенина «Топи да болота», «Сыплет черёмуха снегом».

    (наизусть №16)

    1

    71

    Обобщение по разделу. Проверь себя.

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Составление справки о поэте. Выставка книг, работа с аппаратом книги

    Тематический контроль. Конкурс чтецов

    Хрестоматия, с. 130–132, выразительное чтение

    72

    73

    Произведения

    К. Г. Паустовского

    (7 ч)

    К. Паустовский «Стальное колечко»

    -Деление на части, составление плана.

    -Образ Вари.

    2

    Урок изучающего

    чтения

    Слушание. Работа с произведением: чтение,

    выявление главной мысли, деление на смысловые части, со-ставление плана. Работа над образом Вари, отношение автора к девочке (поисковое чтение). Подготовка выразительного чтения диалога Вари и бойца. Работа над жанром

    Знать:

    – произведения

    К. Г. Паустовского

    разных жанров (в рамках программы).

    Уметь:

    – читать правильно не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов в минуту про себя;

    – различать художественные и научно-познавательные рассказы;

    – различать рас-сказ-повествование,

    Учебник,

    с. 66–74, подробный пересказ части

    «Поиск колечка»

    Краткий пере-сказ

    Хрестоматия, с. 209–216, чтение

    Слушание. Обсуждение, ответы на вопросы по содержанию текста. Комментирование заголовка. Деление текста на части, аналитическое чтение: выявление позиции автора, структура текста. Выделение описания летнего дня, грозы, переживаний Вани. Составление отзыва о прочитанном произведении

    рассказ-описание,

    юмористический рассказ;

    – работать с научно-познавательным рассказом (выделять факты и их описания);

    – самостоятельно работать с текстом: прочитать, разделить на смысловые части, составить план;

    – пересказывать по

    плану (подробно и кратко);

    – понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения;

    – выражать свою точку зрения о произведении, о героях и поступках;

    Учебник,

    с. 74–80, краткий пересказ

    Хрестоматия, с. 155–165, чтение, составление отзыва по плану

    74

    К. Паустовский. «Кот-ворюга». Творческая работа: рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь».

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное чтение рас-сказа. Беседа по содержанию, объяснение заголовка. Определение главной

    Учебник,

    с. 81–85, рас-сказ от имени кота


    мысли. Работа над жанром: юмористический рассказ. Самостоятельная работа над образом кота: внешний вид, поведение, отношение к людям.

    – различать героев (главных и второстепенных), воссоздавать их образ (внешний вид, поступки, отношение автора);

    – работа с книгой (в том числе и со справочной книгой).

    75

    К. Паустовский. «Какие бывают дожди».Научно-познавательный рассказ.

    1

    Урок изучающего чтения.

    Самостоятельное чтение. Работа над жанром: научно-познавательный рассказ; сравнение рассказов

    «Заячьи лапы», «Какие бывают дожди» (чувства и отношение автора), выделение фактов и их описания.

    Учебник.

    с. 85–87, найти описание, сделать иллюстрацию.

    76

    Сказка К. Паустовского «Тёплый хлеб». Особенности сказки.

    1

    Проверочный урок.

    Обобщение по разделу. Знакомство с выставкой книг о животных и приро-

    Тематический контроль.

    Выбор книг на основе рекомендованного списка

    Составление отзыва о прочитанной книге по плану.

    77

    78

    Обобщение по теме. Проверь себя.

    Слушание рассказа В. Астафьева «Стрижонок Скрип».

    1

    1

    де: рассматривание, сравнение художественного оформления, группировка по авторской принадлежности. Выбор книг для чтения

    Самостоятельная работа

    в библиотеке

    79

    Произведения С. Маршака. (3 ч)

    С. Маршак. «Урок родного языка». Языковые средства художественной выразительности.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

    Знать:

    – и называть произведения С. Я. Маршака.

    Уметь:

    – понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);

    – самостоятельно

    готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);

    Выделение языковых средств художественной выразительности

    Учебник, с. 88, наизусть

    80

    С. Маршак. «Ландыш».

    В. Субботин.

    «С Маршаком»

    (наизусть №17)

    1

    Урок изучающего чтения

    Учебник,

    с. 89–90, наизусть

    81.

    Произведения и книги С. Маршака. Аннотация «своей» книги.

    1

    – выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое отношение к персонажам);

    – давать оценку своему чтению

    82

    Рассказы Л. Пантелеева.

    (4 ч)

    Л. Пантелеев «Честное слово». Автор-рассказчик. Автор-герой рассказа.

    1

    Урок изучающего чтения

    Обобщение читательского опыта детей. Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление текста на части, составление плана. Чтение по частям. Упражнение в выразительном чтении диалогов

    Знать:

    – рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы);

    – понятия: автор-рассказчик, автор-герой произведения, фантастический рассказ, исторический рассказ.

    Уметь:

    – различать исторические и фантастические рассказы;

    – выделять смысловые части рассказа, составлять план, рассказывать по плану подробно и кратко;

    83

    Л. Пантелеев «Камилл и учитель». Сюжет рассказа.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Беседа по выявлению первичного

    Учебник,

    с. 91–98, рас-сказ о герое

    восприятия, словарная работа. Знакомство с жанром: исторический рассказ. Работа с сюжетным треугольником. Чтение по частям

    – рассказывать о герое, его поступках и отношении к другим героям произведения;

    – определять главную мысль рассказа, авторскую позицию и выражать свою точку зрения;

    – читать вслух и про себя доступный текст бегло и правильно;

    – составлять отзыв о прочитанном.

    Краткий пересказ по плану

    84

    Л. Пантелеев. «Фенька», «Новенькая». Характеристика главных героев.

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Беседа по содержанию. Определение темы произведения, главной мысли. Работа над образом героя. Выделение особенностей рассказа: описание, юмор, волшебное в реальной жизни. Жанр: фантастический рассказ

    Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

    Хрестоматия, с. 165–189, чтение, составление отзыва

    85

    Рассказы Л. Пантелеева. Обобщение по разделу. Проверь себя.

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по теме. Работа с книгами Л. Пантелеева. Составление отзыва о прочитанной книге

    Тематический контроль. Самостоятельная работа

    Работа со справочной литературой: составление справки об авторе

    86

    87

    Произведения
    А. Гайдара.

    (4 ч)

    С. Михалков «Аркадий Гайдар».

    А. Гайдар «Горячий камень»

    2

    Урок изучающего чтения

    Чтение. Справка об авторе. Работа с сюжетом рассказа по сюжетно-композиционному треугольнику: деление на части, чтение по частям, составление плана. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение автора и высказывание своего отношения к герою. Сравнение героев рас-сказа

    Знать:

    – произведения

    А. П. Гайдара, вошедшие в круг детского чтения.

    Уметь:

    – работать с сюжетом и планом;

    – определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и его героям;

    – рассказывать эпизоды с сохранением художественных особенностей произведения;

    – читать вслух со скоростью не менее 75 слов в минуту и про себя не менее 95 слов в минуту;

    – читать выразительно подготовленный текст

    Находить справку о писателе в книгах-справочниках

    Учебник,

    с. 104–110, краткий пересказ по плану Подготовить справку о писателе

    88

    89

    К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре».

    А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывок)

    Обобщение по разделу. Проверь себя.

    1

    1

    Урок изучающего чтения

    Представление книги. Чтение отрывка. знакомство с персонажами. Выразительное чтение диалогов. Знакомство с жанром: повесть

    Знакомство с жанром: повесть. Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

    Самостоятельное чтение.

    А. Гайдар «Тимур и его команда»

    90

    Произведения М. Пришвина.

    (5 ч)

    М. Пришвин «Моя Родина». Научно-познавательный и художественные рассказы.

    (наизусть №18)

    1

    Урок изучающего чтения

    Обобщение читательского опыта детей. Чтение. Тема произведения. Упражнение в выразительном чтении

    Знать:

    – произведения

    М. Пришвина разных жанров.

    Уметь:

    – различать художественные и научно-познавательные рассказы;

    – находить в тексте описания картин природы, внешнего вида героя, их переживаний;

    – определять главную мысль, комментировать значение заглавия произведения;

    – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного)

    Жанр: очерк (небольшой документальный рассказ)

    Учебник,

    с. 119–120, выучить наизусть последние два абзаца

    91

    М. Пришвин «Выскочка». Составление плана.

    1

    Урок изучающего чтения

    Самостоятельное ознакомительное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Аналитическое чтение по частям, составление плана.

    Учебник,

    с. 126–129, рас-сказ о герое


    Работа над образами Вьюшки и

    Выскочки (внешний вид, повадки, отношение автора, высказывание своего мнения)

    92

    М. Пришвин «Жаркий час».

    В. Чалмаев «Воспоминания о

    М. М. Пришвине»

    1

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Жанр: рассказ-описание. Выделение описания картин природы, поведение зайца в тексте. Отработка навыка выразительного чтения

    Выбор книг по рекомендованному списку

    Дополнительное чтение: «Писатели-натуралисты»

    93

    Книги писателей-натуралистов

    Проверь себя.

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Выставка книг писателей-натуралистов: представление самостоятельно прочитанной книги.

    тематический

    Хрестоматия, с. 200–209, чтение и выполнение заданий в тетради

    94

    Контрольный тест за год.

    1

    контрольный

    Проверить ЗУН по лит чтению за 3 класс

    итоговый

    5-97

    Произведения зарубежных писателей.

    (8 ч)

    Дж. Лондон «Волк». Характеристика главных героев. Составление плана.

    2

    Урок изучающего чтения

    Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение (поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета. Темы) произведений Дж. Лондона. А. Чехова, А. Куприна

    Знать:

    – произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона,

    Э. Сетона-Томпсона, Дж. Чиарди).

    Уметь:

    – называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения;

    – сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и отечественных писателей;

    – работать с текстом произведения (делить на смысловые части. Выделять эпизоды описаний героев и их поступков, составлять план);

    Тематический контроль.. Самостоятельная работа

    Работа со справочной литературой

    Составление справки зарубежных писателей

    Учебник,

    с. 133–148, выразительное чтение эпизода «Решение волка»

    98-99

    Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Кульминация. Составление плана.

    2

    Урок изучающего чтения

    Слушание. Чтение по частям и озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер)

    Учебник,

    с. 149–157, со-ставление плана.

    Хрестоматия, с. 248–253, чтение и выполнение заданий в тетради

    100

    101

    Сравнение стихотворений Дж.. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей».

    Проверь себя.

    1

    1

    Проверочный урок

    Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей

    – правильно, бегло и осознанно читать текст;

    – самостоятельно выбирать книгу по заданной теме;

    – уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного);

    – писать отзыв о прочитанной книге

    Тематический контроль. Самостоятельная работа

    Работа со справочной литературой

    Составление справки о зарубежных писателях

    102

    Библиотечный урок «Летнее чтение». Выбор книг по темам.

    1

    Обобщающий урок

    Обобщающий

    Чтение книг из рекомендованного списка «Летнее чтение»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению.1 класс.УМК Перспективная начальная школа.

    Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по УМК Перспективная начальная школа  содержит УУД....

    Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)

    Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом   РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".Структура программы по литературному чтению включает ...

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...

    Рабочая программа по литературному чтению (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"

    Данный материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД...

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Перспективная начальная школа

    Соответствет ФГОС, Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК Перспективная начальная школа...

    рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

    представлена разработка авторской программы по литературному чтению для 2 класса УМК "Перспективная начальная школа"...

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"...