Рабочая программа по литературному чтению (1 класс) УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (чтение, 1 класс) на тему

Михайлова Светлана Станиславовна

Данный материал содержит пояснительную записку и развёрнутый календарно-тематический план с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon lit_chtenie_1_pnsh.zip67.77 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение»

УМК «Перспективная начальная школа»

1 класс  (40 часов в год/ 4 часа в неделю/в 3- 4 четвертях)

Автор программы: Н.А. Чуракова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе  Федерального государственного  образовательного стандарта  начального общего образования и авторской программы Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (УМК «Перспективная начальная школа»).

 «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника.

Основная цель курса отражена в главных идеях, развиваемых на протяжении четырех лет обучения, а также в конкретных задачах, решение которых позволяет осуществить эти идеи и реализовать основную цель обучения — сформировать инструментарий для анализа художественных произведений.

Идея первая. Сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

Идея вторая. Постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа.

Идея третья. Учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

Идея четвертая. Необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

Главная задача обучения в 1-ом классе — формирование потребности и мотива чтения и совершенствование необходимых для этого умений и навыков — остается актуальной и на протяжении следующих лет начального обучения. В силу особенностей данного курса в его рамках решаются также  разноплановые предметные задачи:

        духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

        – духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

        – литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

        – библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).

Программа 1-го класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказки. Кроме того, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как о созвучных словах, находящихся в конце строк; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства. Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания (в рамках ответа на конкретный вопрос учебника). Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения; называют персонажей произведения, выражают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержательные линии:

        1. Виды речевой и читательской деятельности

        Аудирование

        Умение адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: выделение ее цели и смысловых доминант, удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

        Чтение вслух

        Укрепление мотива чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке, а также участия в инсценировках и драматизациях. Освоение особенностей выразительного чтения (от чтения отдельных предложений с интонационным выделением знаков препинания на начальном этапе до понимания не только сюжетных, но и жанровых требований и ограничений самого читаемого текста (лирическое стихотворение читается не так, как былина, а гимн – не так, как колыбельная песенка или прибаутка, и т. д.) и осознанный выбор подходящих к случаю интонации, тона, пауз, логических ударений).

        Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)

        Освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

        Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение (согласие/несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста, а не на собственные эмоции.

        Этическая сторона диалогического общения – использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне – рассматривается системно на занятиях по развитию речи в рамках уроков русского языка.

        Письмо (культура письменной речи)

        Освоение жанра письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»: умение самостоятельно заполнить два конверта (адресата и адресанта), использовать формулы вежливости в начале и в конце письма; отвечать на вопросы учебника и выполнять творческие задания (специальные вопросы и задания в конце каждой четверти, адресованные членам клуба и предназначенные для переписки).

        Накопление опыта предметной переписки: научиться реагировать на получение писем из клуба, отвечать на вопросы, заданные не только в учебнике, но и в этих письмах.

        Различение видов текста (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и их практическое освоение в форме мини-сочинений; краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; сочинения по живописным произведениям; письменное составление аннотаций к отдельным произведениям и сборникам произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание писем и поздравительных открыток, формулы вежливости); использование в письменной речи средств художественной выразительности (сравнений, олицетворений, синонимов, антонимов) – весь этот круг задач решается в комплекте «Перспективная начальная школа» на уроках русского языка средствами раздела «Развитие речи»

        Работа с текстом художественного произведения

        Анализ заголовка с целью прогнозирования содержания текста и повторный анализ заголовка после прочтения текста. Аспектный анализ текста (через систему вопросов и заданий), определение его эмоционально-смысловых доминант (основная мысль в басне, главные переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т. д.). Определение особенностей построения текста, выделение ключевых действующих лиц, выявление средств художественной выразительности. Умение определить характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, реконструировать мотивы его поступков; сравнительный анализ поведения разных героев и способность выработать собственную оценку их поведения. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах.

        В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; видеть разные точки зрения или позиции, транслируемые героями; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении героев; понимать авторскую точку зрения (этому учащиеся получат возможность научиться); выделять основную мысль текста (этому учащиеся получат возможность научиться); обнаруживать выразительные средства и понимать смысл их использования.

        Формирование библиографической культуры

        Умение пользоваться аппаратом учебника (страницей «Содержание» или «Оглавление», системой условных обозначений), навыки работы с дополнительными текстами и иллюстрациями. Представление о книге-сборнике, книге-произведении, о периодической печати, о справочной литературе. Практическое умение составить монографический (без использования термина), жанровый и тематический сборники, опираясь на содержание учебника «Литературное чтение». Систематическое использование словарной и справочной литературы на уроках и в домашних условиях (с опорой на систему учебных словарей, входящих в комплект «Перспективная начальная школа»). Представление об алфавитном каталоге библиотеки. Практическое использование фондов школьной библиотеки в учебном процессе для решения конкретных задач, сформулированных в методическом аппарате учебника.

        Знакомство с книгой как с особым видом искусства, изучение ее элементов, а также практическое освоение жанра аннотации – все эти задачи в комплекте «Перспективная начальная школа» решаются в учебнике «Русский язык» средствами раздела «Развитие речи».

        2. Литературоведческая пропедевтика

        Представление о фольклорных произведениях (древнее происхождение; существование в устных формах и способность транслировать содержание во времени за счет устойчивости жанровых и сюжетно-композиционных структур, за счет фигуры повтора). Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная и кумулятивная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, заклички, считалки, потешки, колыбельные песенки, пословицы и т. д.). Различение фольклорных произведений (мир общинных ценностей) и авторских произведений (мир индивидуальных переживаний). Представление о жанрах басни и былины как о пограничных жанрах (басни – авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей; былины – фольклорные произведения с элементами конкретно-исторических реалий).

        Авторская литература: жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности стихотворного текста (ритм, рифма). Различение парной, перекрестной и охватывающей рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы.

        Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете и о бродячих сюжетах (без освоения термина «сюжет», вводится термин «история»). Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике.

        Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

        Работа с текстами разных видов и жанров литературы

        Определение принадлежности текста к фольклорному миру или кругу авторских произведений (от указания формальных примет до понимания разной степени разработанности характеров героев, наличия/отсутствия в тексте слоя индивидуальных переживаний, обнаружения разного мира ценностей – коллективных или индивидуальных). Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, небылица, колыбельная песенка, закличка, гимн и т. д.) и начальные умения выявлять и обосновывать жанровую принадлежность текста, опираясь на его ярко выраженные жанровые особенности (наличие волшебного мира, а также волшебных предметов и/ или помощников в волшебной сказке; наличие композиции, замыкающей события в круговое движение в докучной сказке; наличие обращения к природному явлению с просьбой о помощи в закличке и т. д.).

        Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов (через анализ целей создания текстов, их содержания и средств выразительности). Понимание отличий прозаического и поэтического текстов (от указания формальных примет –наличия/отсутствия рифмы до понимания разницы создаваемых картин мира – мира внешней событийности и мира внутренних переживаний). Умение реконструировать (с помощью учителя) позицию автора в любом авторском тексте, а также понимать переживания героя (или лирического героя) в лирическом стихотворении.

        Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

        Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т. д.). Сравнение особенностей мировосприятия писателя/поэта, живописца и композитора (на материале близких концептуально-тематически литературных, живописных и музыкальных произведений). Способность произведений, принадлежащих к разным видам искусства, транслировать сходные мысли и выражать похожие переживания авторов-создателей.

        Представление о литературе как явлении художественной культуры (наряду с живописью, скульптурой, мелкой пластикой, прикладным искусством). Сравнение произведений, принадлежащих к разным видам искусства, для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира.

        3. Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведений)

        Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (в том числе и с опорой на цветовое маркирование).

        Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

        Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

        Практическое освоение малых фольклорных жанров (загадки, заклички, считалки, небылицы, колыбельные): сочинение собственных текстов и инсценирование их с помощью выразительных средств (мимики, жестов, интонации).

        Способность устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.

        4. Круг детского чтения

        Произведения устного народного творчества

        Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

        Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

        Литературные авторские произведения

        Произведения классиков отечественной литературы XIX– XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

        Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

        Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

        Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с Учебным планом образовательного учреждения, использующего УМК «Перспективная начальная школа»,  курс «Литературное чтение»  представлен в предметной области «Филология», изучается с 1 по 4 класс. Программа 1 класса рассчитана на 40 часов (4 часа в неделю) в 3-4 четвертях.  

      Количество часов в год                 40 ч.

      Количество часов в неделю           4 ч.

      Количество часов  в   III четверти  –  8 ч

      Количество часов  в   IV четверти  – 32 ч

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры содержания образования сформулированы в Стандарте и Образовательной программе. В силу особенностей учебного предмета выделяем:

  • Ценность патриотизма, гражданственности - любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству.
  • Ценность  нравственных чувств - нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; толерантность.
  • Ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни - уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
  • Ценность природы, окружающей среды - родная земля; заповедная природа; экологическое сознание.
  • Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве .

        Система ценностей важна, они  дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые  результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1 – го года обучения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

  • читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
  • читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
  • рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов;

Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:

  • находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
  • задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различие жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.). узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

  • отличать прозаическое произведение от стихотворного;
  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку,  закличку,  небылицу;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательные и вопросительные знаки, звукопись, рифмы).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  •  различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок;
  •  обнаруживать подвижность границ между жанрам фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку и т.д.)

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»; чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями,  создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтение и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
  • читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
  • рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, небылицу, считалку, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
  • находить в разделе «Музейный дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.

Навыки чтения. Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

        • ориентироваться в учебной книге, то есть читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;

        • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

        

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

        • выполнять работу по цепочке;

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

        

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся

получат возможность научиться:

        • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;

        • обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 1 класс (40 ч)

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Раздел « Виды  речевой и читательской деятельности»   (24 ч.)

      Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого текста, воспринятого на слух.

      Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным (в случае необходимости) подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

      Чтение по ролям, чтение по цепочке.

      Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.

      Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

     Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.

     Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

      Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора.  Устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьёзного и шуточного  (юмористического) характера произведения.

     Стихотворение. Первое знакомство особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.

     Формирование библиографической культуры  

Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них. Находя нужное произведение.

      Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение) (10 ч.)

      Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки  (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора. Как загадка,  докучная сказка.

      Средства выражения авторского отношения к  изображаемому  (название произведения,  характеристики героев, другие способы авторской оценки).

     Средства художественной выразительности. Обнаружение приёмов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

     Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различие.

      Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

     Стихотворение.  Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

     

Раздел «Элементы творческой деятельности  учащихся» (6.ч)

     Эмоциональная передача характера произведения при  чтении вслух наизусть:   использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и  несловесных средств – мимики, движений, жестов.

     Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.

Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

Содержание программы по разделам

№ п/п

Темы разделов

Количество часов

1

Раздел « Виды  речевой и читательской деятельности»  

24

2

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» (практическое освоение)

10

3

 Раздел «Элементы творческой деятельности  учащихся»

6

Итого:

40

КРУГ ЧТЕНИЯ

Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты

Л. Толстой «Косточка»*;

М. Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.

Проза

Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г. Остер «Эхо»;

С. Воронин «Необыкновенная ромашка»;

Ю. Коваль «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д. Биссет «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Н. Друк «Сказка»;

Б. Заходер «Серая звездочка»*.

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУУ

Личностные УУД

        Самоопределение

        Система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос»: с. 5, 9, 13, 17, 22, 34, 41, 46, 47, 48, 67.

        Смыслообразование

        Стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей: В. Лунин «Целыми днями» (с. 52), Э. Успенский «Разгром» (с. 53).

        Тексты, посвященные тайне особого зрения (способности видеть не глазами, а сердцем): И. Токмакова «В одной стране» (с. 57), С. Козлов «Туман» (с. 58–59); С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60–63).

        Контроль (и самоконтроль) процесса и результатов учебной деятельности

        В 1 классе задача создания условий для формирования данных учебных действий решается путем привлечения героев внешней интриги. Сквозные герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения на литературные тексты, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают друг с другом в противоречие и не носят оценочного характера. Более того, сами тексты, на которых формируется данное учебное действие, являются очень простыми и короткими.

        Приведем примеры: «Какие числа спрятались в этой считалке? – спросила Главная Ромашка». Миша нашёл одно число. Маша нашла ещё два числа. А ты?» (с. 10); «Что это за текст: «Архип – охрип?» Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А как ты думаешь?» (с. 47).

        С. 10, 12, 13, 16, 37, 46, 47, 67, 69, 70.

        Познавательные УУД

        1. Поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями).

        2. Перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстановка нужных слов.

        Загадки (с. 14–16, 18–19), заклички (с. 20–21), скороговорки (с. 22–23), Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» (с. 26), Н. Носов «Приключения Незнайки» (с. 28–31), И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки» (с. 32), А. Дмитриев «Шлагбаум» (с. 33), Максим Горький «Воробьишко» (с. 42–43), А. Усачев «Буль-буль» (с. 44), «Дора, Дора, помидора» (с. 47), Б. Заходер «Приятная встреча» (с. 55), С. Козлов «Туман» (с. 58), небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» (с. 66), колыбельная «Пошёл котик на торжок» (с. 68), небылица «Стучит, бренчит по улице» (с. 69), прибаутка «Села баба на баран» (с. 70), прибаутка «Как на тоненький ледок» (с. 71), прибаутка «Как у нашего соседа» (с. 72).

        3. Работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками

        Считалки (с. 10, 11), скороговорки (с. 23), А. Дмитриев «Шлагбаум» (с. 33), Максим Горький «Воробьишко» (с. 42–43), А. Усачев «Буль-буль» (с. 44), Б. Заходер «Где поставить запятую?» (с. 51), Э. Успенский «Разгром» (с. 53), С. Козлов «Туман» (с. 58), небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит» (с. 66), прибаутка «Иванушка» (с. 67), колыбельная «Пошёл котик на торжок» (с. 68), прибаутка «Села баба на баран» (с. 70), прибаутка «Как на тоненький ледок» (с. 71), прибаутка «Как у нашего соседа» (с. 72).

        4. Работа с дидактическими иллюстрациями

        С. 4–5, 6–7, 8–9, 14–15, 16–17, 18–19, 24, 27, 31, 36–37, 38, 50–51, 56, 60–61, 73–80.

        5. Универсальные логические действия

        Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

        • сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы (с. 6–9);

        • анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел (с.10–11);

        • анализ другой группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть 10 (десять) (с. 12– 13);

        • обнаружение одной из жанровых особенностей загадок: использование приема олицетворения (с.14–19);

        • обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера (с. 20–21);

        • выяснение секрета (общих черт) скороговорок (с. 22–23);

        • анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы (с. 26, 32–34);

        • анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом (с. 36–37);

        • сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы) (с. 37);

        • обнаружение прикладного характера колыбельной песенки (подстановка своего имени вместо имени героя) (с. 68–69);

        • обнаружение сюжетных признаков небылицы (с. 66, 67, 69) и дразнилки (с. 46, 47, 67, 69, 70);

        • сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров: 8 раз (с. 66, 73; 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80).

        Подведение под понятие:

        • формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать» (с. 4–5);

        • поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, говорить складно – говорить в рифму (с. 26–27, 32–34);

        • формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации (с. 36–37);

        • формирование понятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять, баюн, байка), значения которых объяснены;

        • формирование понятия «небылица» посредством привлечения антонима («быль» – «небылица»).

        Установление причинно-следственных связей:

        • между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить (с. 8–9; с. 72);

        • между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки (с. 46, 47, 67, 69, 70);

        • между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи (с. 26, 32–34);

        • между наличием в фольклорном тексте нереальных сюжетных подробностей и выводом о том, что это «небылица» (с. 66, 67, 69);

        • между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка (с. 20– 21);

        • между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста (например, как читать небылицу: «Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? Надо ли немножко тянуть некоторые слова?» (с. 66); как читать скороговорки (с. 23, 64); стихи, содержащие звукопись (с. 40, 48); заклички (с. 21);

        • между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему: 8 раз (с. 66, 73; 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80).

        

Коммуникативные УУД

        Коммуникация как кооперация

        ЧТЕНИЕ ПО ЦЕПОЧКЕ или ПО РОЛЯМ: докучная сказка (с. 9), считалки (с. 10–11), скороговорки (с. 23), Н. Носов «Приключения Незнайки» (с. 28–31), А. Дмитриев «Шлагбаум» (с. 33), «Репка» (с. 36), Е. Благинина «Жужжит над жимолостью жук» (с. 40), Максим Горький «Воробьишко» (с. 42–43), А. Усачев «Буль-буль» (с. 44), В. Лунин «Целыми днями» (с. 52), Э. Успенский «Разгром» (с. 53), Б. Заходер «Приятная встреча» (с. 55), И. Токмакова «В одной стране» (с. 57), С. Козлов «Туман» (с. 58), С. Воронин «Необыкновенная ромашка» (с. 60–63), И. Токмакова «Разговор Лютика и Ж учка» (с. 64), прибаутка «Как на тоненький ледок» (с. 71).

        Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника

        Обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки», – сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение?» (с.16); Маша уверена: «Это и прибаутка и небылица!», А ты как думаешь? Можешь объяснить ответ Маши» (с. 67); а также с. 34, 37, 38, 47, 69, 70.

        Понимание разных оснований для оценки одного и того же текста. Например, его жанровой принадлежности: один и тот же текст можно считать и дразнилкой (по одним основаниям) и считалкой (по другим основаниям) (с. 47); и дразнилкой и загадкой (с. 15–16); и дразнилкой и скороговоркой (с. 47); и дразнилкой и небылицей (с. 69), и прибауткой и небылицей (с. 67).

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

В условиях безотметочного обучения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 03.06.2003г. №13-51-120/13 “О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях”) проверка знаний учащихся 1 класса проводится с использованием контрольных измерителей, составленных в соответствии с разделами и темами программы “Перспективная начальная школа” по литературному чтению.

Контрольные измерители по литературному чтению выявляют умение ученика ориентироваться в тексте, просматривать его, находить нужное место и подтверждать свои ответы фрагментами текста. Также помогают учителю выявить способ чтения, учитывая индивидуальный темп чтения; сформированность умений и навыков осознанного и выразительного чтения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Концептуальные и теоретические основы

УМК «Перспективная начальная школа»

        1. Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно-методическом комплекте "Перспективная начальная школа" (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).– М.: Академкнига/Учебник.,2007

        2. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник., 2007

        3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник., 2011

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)

К – полный комплект (на каждого ученика класса)

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)

П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)

Наименования учебного оборудования

Единицы

Отдельные замечания

Книгопечатная продукция

1.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: учебник/ Н.А. Чуракова.— М.: Академкни-га/Учебник, 2011 г.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: хрестоматия/ Н.А. Чуракова.— М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.

Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы/ О.В. Малаховская. – М: Академкнига/Учебник, 2014 г.

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: методическое пособие для учителя/  Н.А. Чуракова,  О.В. Малаховская.— М.: Академкнига/Учебник,  2011 г.

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

К

К

К

Д

Д

Д

В библиотечный  фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ.

Печатные пособия

2.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).

Д

Ф

Д

Д/К

Д

Технические средства обучения

4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Мультимедийный проектор

Персональный компьютер

Экспозиционный экран

Сканер

Принтер.

Фотокамера цифровая (по возможности).

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

5.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Д

Д

Д

Игры и игрушки

8.

Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

Ф

Оборудование класса

9.

Ученические столы 1- местные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Полки для Уголка книг.

Ф

Д

Д

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Программа разработана к учебникам Л. Ефросининой, 2011 год издания,  Учебник+ учебная христоматия (3 ч в неделю)...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по литературному  чтению  4  класс  разработана  на  основе  примерной  программы  по  литературному чтению...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-те...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Литературное чтение" 3 класс (УМК " Начальная школа XXI века")...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21век"

Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к УМК "Начальная школа XXI века"). Программа рассчитана на 102 часа, содержит ...

Рабочая программа по литературному чтению. 2 класс. Перспективная начальная школа.

Рабочая программа по учебному курсу составлена с учетом изменений ФГОС 2015г....