Главные вкладки

    Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21век"
    рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

    Жилякова Наталья Николаевна

    Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой (Сборник программ к УМК "Начальная школа XXI века"). Программа рассчитана на 102 часа, содержит календарно-тематическое планирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx65.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     «Тимоновская средняя общеобразовательная школа»

     Валуйского района Белгородской области

    «Рассмотрено»

    Руководитель МО

    _________/Жилякова Н.Н./

    Протокол № ___  от    

    «____»________  2012г

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР  МОУ «Тимоновская  СОШ»  

    __________/Авраменко А.М./

    «____»____________2012 г.

    «Утверждаю»

    Директор

    МОУ «Тимоновская СОШ»  

    ___________/Рогачёв Н.А./

    Приказ № ___  от «___»___________2012 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    Жиляковой Натальи Николаевны

    I квалификационная категория

    по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

    4 класс

    Базовый уровень

    2012 – 2013 учебный год

    Пояснительная записка

            Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе федерального компонента Государственного Стандарта, примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы Л. А. Ефросининой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3 –е изд., дораб. и доп. – М. : Вентана-Граф, 2010).

    Программа рассчитана на 102 часа.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекcа:

    –  Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2012

    –  Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: учебная хрестоматия для 4 класса  – М.: Вентана-Граф, 2012.

    – Л. А. Ефросинина. Литературное чтение: рабочие тетради №1, 2. – М.: Вентана-Граф, 2012.

    Форма итоговой аттестации обучающихся – контрольная работа.

     В авторскую программу внесены изменения в сторону уменьшения количества часов. Это связано с тем, что в Базисном учебном плане для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих программы общего образования, на учебный предмет «Литературное чтение» определено 2 часа из федерального компонента базисного учебного плана и 1 час из компонента образовательного учреждения (из вариативной части).

    Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах:

    помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;

    обогатить читательский опыт.

    Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

    Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

    Система работы над навыками чтения.

    Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

    Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

    Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

    Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

    изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка, формирование его интеллекта и общей культуры;

    в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

    содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

    Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

    Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

    1.   Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

    2.   Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

    3.   Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

    4.  Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

    5.  Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

    6.  Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

     7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

    В 4 классе главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» классической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

    Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

    В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

    Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

    В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащиеся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, предание, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением произведений разных жанров. Усложняются и сами произведения. Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

    Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терминах, навык чтения, восприятие литературного произведения, творческая деятельность.

    Основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

    В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:

     знать:

    название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;

    элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

    называть, приводить примеры:

    сказок народных и литературных;

    стихов и рассказов из круга детского чтения;

    различать, сравнивать:

    произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

    жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

    сказки народные и литературные;

    словари и справочники;

    элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);

    виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);

    уметь:

    читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;

    выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;

    определять тему и главную мысль произведения;

    ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;

    делить текст на смысловые части и составлять простой план;

    пересказывать и рассказывать произведение по плану;

    составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;

    создавать небольшой устный текст на заданную тему;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    для самостоятельного чтения книг;

    высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;

    самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

    определять тему и жанр незнакомой книги;

    работать со справочной литературой.

    Календарно-тематическое планирование

    Программная         тема

    Дата по плану

    Фактическая дата

    № урока

    Тема урока

    Характеристика основной деятельности учащихся

     Произведения фольклора.  Сказки, легенды, былины, героические песни

    1.09

    1

    Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк»

    Особенности волшебной сказки. Объяснение заголовка. Работа с текстом сказки. Образы героев положительных и отрицательных. Книги с волшебными сказками. Повторение: сказки бытовые, волшебные, о животных

    4.09

    2

    Былина «Волх Всесла-вович».

    Повторение изученных былин, понятие о былине как жанре фольклора. Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине. Анализ содержания, составление плана. Рассказывание былины по плану. Подробный пересказ отдельных эпизодов

    5.09

    6.09

    3,

         4

    Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком»

    Легенда – жанр фольклора. Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин

    11.09

    5

    К. р. №1. Текущая про-верка навыка чтения вслух

    12.09

    6

    Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»

    Повторение народных песен( колыбельных, хороводных, песенок - закличек). Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни    (исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательный характер)

    13.09

    7

    Слушание и работа с книгами. Песня–слава «Русская Земля». Героическая песня «Суворов приказывает армии переплыть море»

    Сравнение героических песен с былинами. Выделение исторических фактов. Выразительное чтение народных песен. Самостоятельное чтение рассказов о А.В.Суворове

    18.10

    8

    Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора»

    Басни. Русские баснописцы.

    19.09

    9

    И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». Л. Н.  Толстой «Стрекоза и муравьи»

    Закрепление понятий "басня", "мораль", "вступление", "рассказ". Сравнение басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н.Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма). Упражнения в выразительном чтении. Заучивание наизусть одной из басен

    20.09

    10

    И. И. Хемницер «Друзья»   Дополнительное чтение:  И. А. Крылов «Крестьянин в беде»

    Особенности басни (сюжет, герои, мораль). Слушание басни И.А.Крылова "Крестьянин в беде". Сравнение басен И.И. Хемницера "Друзья" и И.А. Крылова "Крестьянин в беде". Выразительное чтение басен. Выполнение заданий в тетради

    25.09

    11

    А. Е. Измайлов «Кукушка», Л. Е. Измайлов «Лестница»

    Самостоятельная работа с басней А.Измайлова: чтение, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Слушание басни А.Измайлова «Лестница», работа с текстом басни, выразительное чтение.

    26.09

    12

    И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». Дополнительное чтение:  И. А. Крылов «Осёл и Соловей», С. В. Михалков «Слово о Крылове»

    Повторение басен И.А.Крылова: названия, герои, особенность языка. Закрепление понятий "олицетворение", "сравнение". Анализ басни И.А.Крылова "Мартышка и очки". Выразительное чтение наизусть басни "Квартет"

    27.09

    13

    Обобщение по разделу «Басни». «Проверь себя».

    Произведения  В. А. Жуковского.

    2.10

    14

    В.А. Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминания»

    Знакомство с произведениями В.А.Жуковского, темами и жанрами (стихи о природе, загадки). Особенность формы и содержания, языка (эпитеты, сравнения олицетворения)

    3.10

    15

    Волшебные сказки в стихах. В. А. Жуковский «Спящая царевна»

    Работа с текстом сказки. Сравнение сказки В. Жуковского "Спящая царевна" со "Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина

    4.10

    16

    Слушание и работа с книгами. В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери»

    Слушание сказки В.А. Жуковского "Сказка о царе Берендее…", беседа, образы героев, деление на части, самост. перечитывание, краткий пересказ сказки по плану. Моделирование обложки к сказке. Сравнение "Сказки  о   царе  Берендее…" В. Жуковского со "Сказкой о царе Салтане…" А.С.Пушкина (заголовки, сюжеты, герои, главная мысль)

    9.10

    17

    Обобщение по разделу «Произведения В.А.Жуковского».

    «Проверь себя»

    Обобщение по разделу. Конкурс чтецов «Наш Жуковский». Выполнение заданий в тетради.

    Произведения А. С. Пушкина.

    10.10

    18

    Повторение изученных произведений А. С. Пушкина.  А. С. Пушкин «Осень». Дополнительное чтение  Г. Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич»

    Повторение произведений А.С.Пушкина. Понятия: "эпитет", "сравнение", "рифма", "ритм", "тон", "логические ударения", "паузы. Чтение стихотворения «Осень». О определение темы. Комментирование заголовка. Выразительное чтение.

    11.10

    19

    А. С. Пушкин  «И. И. Пущину». И. И. Пущин «Заметки о Пушкине» (отрывок).  А. С. Пушкин «Зимняя дорога»

    Сравнение эмоционального настроения стихотворения А.С. Пушкина "И.И. Пущину" и "Заметки о Пушкине" И.И.Пущина. Слушание стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога", работа с текстом. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение наизусть

    16.10

    20

    А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля

    Слушание сказки, беседа, работа с сюжетом, героями. Наблюдение за изменением настроения, определение главной мысли. Выразительное чтение. Игра "По страницам сказок А. С. Пушкина". Творческая работа "Любимые герои сказок А.С.Пушкина".

    17.10

    21

    Контрольная работа №2. Тест

    Произведения  М. Ю. Лермонтова.

    18.10

    22

    Работа над ошибками.

    Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус»

    Работа с текстами стихотворений М.Ю. Лермонтова. Сравнение их содержания (мысли и чувства поэта), строф, рифмы. Выразительное чтение стихов. Заучивание наизусть одного из них

    23.10

    23

    Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес»

    Определение темы чтения. Сравнение стихотворений, выделение эпитетов, сравнений. Определение тона и темпа чтения. Наблюдение за употреблением знаков препинания, выделение логических ударений

    24.10

    24

    Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова. М. Ю. Лермонтов  «Казачья колыбельная песня»

    Работа с книгами М.Ю. Лермонтова/ Повторение колыбельных песен (народных и литературных). Выразительное чтение "Казачьей колыбельной песни"

    Произведения  

     П. П. Ершова.

    25.10

    6.11

    25,

        26

    Волшебные сказки.

    П. П. Ершов «Конек-Горбунок»

    Повторение особенностей волшебных сказок, сказки народные и литературные. Слушание сказки П.П.Ершова "Конек-Горбунок", выполнение заданий к тексту в учебнике и в тетради. Выразительное чтение. Определение главной мысли сказки. Заучивание наизусть отрывков ( по выбору)

    7.11

    27

    Обобщение по теме: «Русские поэты».

    «Проверь себя»

    Работа с книгами-сборниками и рубрикой «Книжная полка».

    Произведения    

    В. М. Гаршина.

    8.11

    13.11

    28,

        29

    В. М. Гаршин «Лягу-шка-путешественница

    Понятие об авторской (литературной) сказке. Деление на части, составление плана. Пересказ по плану. Образ лягушки. Главная мысль сказки. Повторение изученных литературных сказок ( А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.П.Ершова)

    14.11

    30

    Слушание и работа с книгами. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

    Слушание сказки В.Гаршина "Сказка о жабе и розе", работа с текстом сказки. Составление плана, пересказ по плану

    15.11

    31

    Обобщение по разделу «Проверь себя»

    Работа с книгами – сборниками сказок

    Произведения русских писателей

    о детях.

     

    20.11

    21.11

    32,

        33

    Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодезь» (главы из повести «Детство Темы»)

    Понятие о повести, главах повести. Образ Темы  (внешний вид, его поступки, отношение к Жучке). Работа с сюжетно-композиционном  треугольником, выделение кульминационного момента и выразительное чтение этого эпизода. Определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению и поступку героя

    22.11

    34

    Слушание и работа с книгами. Дополнительное чтение  К. М. Станюкович «Максимка».

    Книги о детях. Обсуждение рассказа К.М.Станюковича "Максимка", прочитанного самостоятельно. Определение главной мысли произведения.

    27.11

    35

    Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел»

    Образы детей – героев произведений русских писателей. Работа с  рассказом Д.Н.Мамина-Сибиряка "Вертел". Сравнение сюжетов и судеб героев

    Произведения зарубежных писателей.

    28.11

    29.11

    36,

        37

    Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

    Приключенческая повесть, юмор, герой ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь)

    4.12

    38

    В. Гюго «Козетта» (отдельные главы)  

     Работа с произведением В. Гюго "Козетта": слушание, работа с текстом каждой главы, образ "Козетты"

    5.12

    6.12

    39,

        40

    Сказка Х. – К. Андерсена «Дикие лебеди»

    Повторение изученных произведений Х.К.Андерсена. Особенность сказки : сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора ( что хотел сказать автор).

    11.12

    41

    Стихотворение Х. К. Андерсена «Дети года»

    Дополн. чтение: Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное»

    Знакомство с новым жанром произведений Х.К.Андерсена "Дети года". Строфа   (двустишие),  рифма, тон, темп чтения. Выразительное чтение, наизусть. Инсценирование стихотворения.

    12.12

    42

    Слушание и работа с книгами. Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник».

    Слушание сказки Х.К. Андерсена "Девочка со спичками". Самостоятельное чтение очерка К. Г.Паустовский "Великий сказочник". Произведения зарубежных писателей на страницах детских  журналов

    13.12

    43

    К. р. № 3 Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

    Мифы народов мира.

    18.12

    44

    Древнегреческие мифы «Арион»,  «Дедал и Икар»

    Понятие о мифе. Особенности древнегреческих мифов. Определение главной мысли. Герои мифов. Работа с текстом.

    19.12

    45

    Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи»

    Особенности славянского мифа  (язык, герои). Работа с текстом, выделение эпизодов "пробуждение Матери - Сырой Земли", "появление человека" и "вещая речь человека". Герои древнеиндийских мифов. Особенности построения текста, выделение пословиц (мудрых мыслей). Сравнение славянского мифа "Ярило - солнце" и древнегреческого мифа "Творение"

    20.12

    46

    Слушание и работа с книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И»

    Знакомство с китайскими мифами. Книги с мифами народов мира

    Книги Древней Руси.

    25.12

    47

    Отрывки из «Повести временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире»

    Знакомство с первыми книгами Древней Руси, памятниками культуры. Понятие о житие как жанре древнерусской литературы. Словарь древнерусских слов. Определение главной мысли (служение Родине.)

    26.12

    48

    К. р. №4. Проверка сформированности учебной и читательской деятельности

    27.12

    49

    Отрывки из «Повести временных лет»: «По-весть о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам».

    Сравнение "Повести о Никите Кожемяке" с былиной "Никита Кожемяка" и былиной в пересказе Л.Н.Толстого "Как боролся русский богатырь". Знакомство с первым русским алфавитом "кириллицей", именами просветителей – Кириллом и Мефодием. Самостоятельное чтение "Наставления Ярослава Мудрого славянам" ( творческая работа), составление наставлений для себя.

    Произведения  Л. Н. Толстого.

    15.01

    50

    Слушание и работа с книгами. Повторение произведений Л.Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания  Л. Н. Толстого»

    Повторение произведений Л.Н.Толстого. Темы и жанры(рассказ, басня, былина, сказка, быль). Герои произведений. справочный материал о писателе из детских книг и энциклопедий

    16.01

    51

    Л.Н. Толстой «Акула»

    Работа с рассказом: сюжет, кульминация произведения. Герои произведения: характеры и поведение. Усвоение нравственного опыта героев произведения.

    17.01

    52

    Басни Л.Н. Толстого «Мужик и водяной»

    Понятие о басне. Работа с частями басни, формулировка морали. Выразительное чтение басен Эзопа и Л.Н.Толстого

    22.01

    53

    Л.Н.Толстой «Черепаха»

    Чтение рассказа. Особенности описания героев. Поиск информации.

    23.01

    54

    Л.Н. Толстой  «Русак»

    Рассказ-повествование с эпизодами описания. Пейзаж зимней ночи. Особенности лексики.

    24.01

    55

    Л.Н. Толстой «Святогор – богатырь»

    Слушание стихотворной формы былины. Сравнение с народной былиной «Святогор». Характеристика былинных героев: благородство - высшая ценность в человеке, богатырская сила

    29.01

    56

    Обобщение по разделу: «Произведения Л. Н. Толстого». «Проверь себя»

    Стихи  А. А. Блока.

    30.01

    57

    Стихи о Родине. А. А. Блок «Россия»

    Определение темы, комментирование заглавия. Определение тона, темпа, ритма. Упражнение в выразительном чтении. сравнение стихотворения А.Блока с фольклорным произведением «Песня-слава «Русская Земля».

    31.01

    58

    А.Блок «Рождество»

    Комментирование заголовка, определение позиции автора. Определение интонационного рисунка, выразительное чтение

    Стихи   К. Бальмонта.

    5.02

    59

    Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия»

    Определение тем стихов. Комментирование заголовков. Повторение понятий: рифма, строка, строфа. Упражнение в выразительном чтении. Чтение наизусть одного стихотворения

    6.02

    60

    Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «К зиме»

    7.02

    61

    Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

    Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор. Повторение: логическое ударение. Подготовка выразительного чтения

    12.02

    62

    Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи»

    Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора. Выразительное чтение. Заучивание наизусть одного стихотворения

    13.02

    63

    К. р. № 5. Проверка навыка чтения молча.

    Произведения А.И. Куприна

    14.02

    64

    Работа над ошибками.

    А.И. Куприн «Скворцы»

    Объяснение заголовка. Аналитическое чтение: выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев.

    19.02

    65

    А.И. Куприн «Скворцы»  Дополнительное чтение: очерк «Воспоминания об А.П. Чехове»

    Выполнение заданий в учебнике и  тетради

    20.02

    66

    Слушание и работа с книгами.  Дополнительное чтение: А. И. Куприн «Четверо нищих»

    Выставка книг с легендами русских писателей. Аннотация "своей" книги. Слушание легенды А.И.Куприна "Четверо нищих". Произведения фольклора на страницах детских газет и журналов

    21.02

    67

    Слушание и работа с книгами. Дополн чтение: Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона»

    Работа с книгами о животных: титульный лист, оглавление. Аннотация, предисловие, справка об авторе. Слушание рассказа Э.Сетона -Томпсона "Виннипегский волк". Самостоятельное чтение очерка В. М. Пескова "В гостях у Сетона – Томпсона".

    Стихи   И. А. Бунина.

    26.02

    68

    И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Детство»

    Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков. Выразительное  чтение (тон, темп, ритм). Выполнение заданий. Заучивание наизусть одного стихотворения

    27.02

    69

    И. А. Бунин «Листопад»  

    Первичное восприятие стихотворения (читает учитель или учащиеся). Работа над выразительностью чтения. Закрепление понятий: эпитет, сравнение, олицетворение.

     

    28.02

    70

    Слушание и работа с книгами стихов русских  поэтов. Дополнительное чтение: К. И. Чуковский «Н. А. Некрасов»

    Повторение стихов русских поэтов. Слушание стихотворений Н.А.Некрасова "Генерал Топтыгин", "Саша". Сравнение стихотворений, выделение их главной мысли. Самостоятельное чтение очерка К. И. Чуковского "Н. А. Некрасов"

    Произведения   С. Я. Маршака.

    5.03

    71

    С. Я. Маршак «Словарь». Дополнительное чтение: «Загадки», «Зеленая застава»

    Повторение произведений С. Я. Маршака. Жанры произведений С.Я.Маршака ( загадки, стихи, сказки). Работа со стихотворением С.Я.Маршака "Словарь": самостоятельное чтение.

    6.03

    72

    С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

    Понятия:  пьеса, действия, картины, действующие лица, диалог, реплика,  ремарка (пояснение автора).

    7.03

    73

    С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины)

    Работа с пьесой по действиям (картинам): чтение, беседа по содержанию, выделение реплик и ремарок, инсценирование отдельных картин.

    12.03

    74

    Слушание и работа с детскими книгами С. Я. Маршака. Дополнительное чтение: «Сказка про козла»

    Чтение пьесы-сказки по действиям. Инсценирование отдельных эпизодов

    13.03

    75

    С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» С. Я. Маршак «Ледяной остров»

    Работа со стихотворением Р. Бернса "В горах мое сердце…": чтение, беседа, выполнение заданий. Слушание стихотворения С. Я. Маршака "Ледяной остров".

    14.03

    76

    Комплексная разно-уровневая  к. р. №6. Проверка начитанности и читательских умений

    Стихи     Н. А. Заболоцкого.

     

    19.03

    77

    Н. А. Заболоцкий «Детство»

    Работа с текстом стихотворения. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений Н.А.Заболоцкого «Детство» и И.З.Сурикова «Детство»

    20.03

    78

    Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».  Дополнительное чтение:  «Весна в лесу»

    Сравнение стихотворений: строф, тем, главная мысль. Выразительное чтение (паузы, логическое ударение).

    Произведения о детях войны.

    21.03

    3.04

    79,

        80

    В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

    Герой ребенок. Образ Вани Солнцева (внешний вид, поступки). Главная мысль, отношение автора к герою. Подготовка выразительного чтения или рассказывания одного эпизода

    4.04

    9.04

    81,

        82

    Слушание и работа с книгами. Детские журналы и книги. Дополн. чтение: К. М. Симонов «Сын артиллериста»

    Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры). Слушание стихотворения К.М.Симонова "Сын артиллериста".

    Стихи    Н. М. Рубцова.

    10.04

    83

    Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Березы».

    Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание березы. Определение главной мысли. Описание картин. Выделение эпитетов, сравнений.

    11.04

    84

    Стихи о Родине. Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина» Дополнительное чтение:  «Ласточка»

    Определение главной мысли. Выделение эпитетов, сравнений. Сравнение стихотворений Н.Рубцова «Тихая моя Родина» и И.Никитина «Русь»

    16.04

    85

    Стихи о животных.

    Н. М. Рубцов «Ласточка». Дополн.чтение: А.Т. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

    Работа с текстом стихотворения: строфы, рифма, описание поведения ласточки. Рассматривание книг. Слушание сказки-были А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»

    17.04

    86

    К. р. №7. Проверка навыка чтения вслух.

    Произведения    

     С. В. Михалкова.

    18.04

    87

     

    С. В. Михалков «Школа», «Хижина дяди Тома»

    Повторение произведений С. В. Михалкова. Чтение стихотворений, выполнение заданий в учебнике и в тетради. Заучивание наизусть одного стихотворения. Знакомство с книгой Г. Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома"

    23.04

    88

    Слушание и работа  книгами. С.Михалков «Как бы жили мы без книг?..», сказка «Как старик корову продавал»

    Выставка книг С.Михалкова: определение тем и жанров. Самостоят. чтение сказки в стихах, сравнение ее с русской народной сказкой "Как старик корову продавал" в прозаической форме.

    Юмористические произведения.

    24.04

    89

    Н. Н. Носов «Федина задача»

    Повторение изученных рассказов о детях Н.Носова, Л. Пантелеева, В.Драгунского. Понятия: юмор, ирония. "Вычитывание" юмористических эпизодов. Выразительное чтение диалогов

    25.04

    90

    Юмористические стихи И. Л. Гамазкова «Страдания». Дополнительное чтение:  В. Драгунский «Тайное становится явным»,

    Работа с произведениями И. Л. Гамазкова, выделение их особенностей. Слушание рассказа «Тайное становится явным»

    30.04

    91

    Слушание и работа с юмористическими произведениями для детей.

    Дополнительное чтение: М. Горький  «Пепе»

    Веселые рассказы о детях и для детей Н. Н. Носова и В.Ю. Драгунского. Юмористические произведения в детских газетах и журналах

    Очерки.

    92

    И. С. Соколов-Микитов «Родина». Дополнительное чтение: М. Шолохов «Любимая мать-отчизна»

    Понятия: очерк, герой очерка, тема очерка. Повторение изученных очерков. Чтение очерков И. М. Соколова-Микитова "Родина" и М.А.Шолохова "Любимая мать-отчизна", сравнение, определение темы и авторской позиции

    93

    Н. Шер «Картины сказки». А. Куприн «Сказки Пушкина».  Дополнительное чтение: М.Горький «О сказках»

    Работа с очерками, выделение их особенностей  (герой, описание, выражение точки зрения).

    94

    Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы

    Очерки о писателях. Повторение произведений и очерков А. И. Куприна о Чехове, Р. Сефа о Дж. Чиарди и т.д. Самостоятельное чтение очерка о Дж. Чиарди

    95

    Обобщение по разделу.

    «Проверь себя». Дополнительное чтение: Ю.Яковлев «Право на жизнь»

    Самостоятельная работа с очерком Ю. Яковлева «Право на жизнь». Выполнение заданий в тетради, обобщение.

    Путешествия, приключения,  

    фантастика.

    96,

        97

    Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста»

    Работа с произведениями. Сравнение сказок Н. П. Вагнера "Береза" и Х. К. Андерсена "Ель" ( 2 кл.) Слово учителя о Н.П.Вагнере ("русском Андерсене")

    98

    Слушание и работа с книгами. Н. П. Вагнер «Сказка», «Руф и Руфина»

    Знакомство с книгами Н. П. Вагнера разных годов издания. Слушание сказки Н.П.Вагнера "Сказка". Самостоятельное чтение сказки Н.П.Вагнера "Руф и Руфина", сравнение ее со сказкой Ц. Топелиуса "Зимняя сказка" (3 кл.)

    99

    Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

    Знакомство с книгами Дж. Свифта о Гулливере. Чтение отдельных глав, образ Гулливера     (внешний вид, отношение к другим людям).

    100

    Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов»

    Чтение отдельных глав, образ Гулливера ( внешний вид, отношение к другим людям), выполнение заданий в тетради и в учебнике

    101

    К. р. №8 Тест.

    102

    Библиотечный урок «В мире книг». «Летнее чтение»

    Конкурс "Книгочей класса": знание книг и произведений писателей из круга чтения (1-4 кл.): 1.Фамилии русских сказочников и их произведения. 2. Баснописцы и басни. 3 Произведения фольклора. 4. Дети-герои литературных произведений.

    Оформление "Дневника летнего чтения" по разделам: 1."Фольклор". 2."Стихи русских поэтов". 3."Рассказы о детях". 4. "О Родине и родной природе". 5. "Приключения, фантастика, детектив". 6."Детские газеты и журналы"

    Содержание программы

    4 класс (102 ч)

    Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.

    Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.

    Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари). 

    Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.

    Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.

    Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.

    Умение определять задачу чтения — что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается.  Умение находить  средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.

    Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении реальных и фантастических

    Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам.

    Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

    Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т. д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).

    Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.

    Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям.

    Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.

    Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.

    Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.

    Очерк — повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.

    Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.

    Тема, идея произведения; литературный герой, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.

    Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.

    Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

    Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.

    Навык чтения. Осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение молча. Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него; использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи). Использование сведений об авторе книги. Чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).

    Работа с текстом. Установление смысловых связей между частями текста. Определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков; сопоставление поступков героев.

    Понимание и различение значений слов в тексте; нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы; выделение в тексте эпитетов, сравнений. Составление простого плана к рассказу, сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану. Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины). Выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.

    Читательские умения (работа с произведением и книгой):

    • обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;

    •   самостоятельный выбор книги на определенную тему;

    •   чтение детской периодики;

    • использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т. д.  

    Межпредметные связи:

    • с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т. д.);

    •  с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;

    •  с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.

    Формы и средства контроля

    Контрольная работа №1. Текущая проверка навыка чтения вслух

    Контрольная работа №2. Тест  Проверь себя  

    Комплексная контрольная работа № 3. Итоговая проверка уровня начитанности и читательских умений

    Контрольная работа №4. Проверка сформированности учебной и читательской деятельности

    Контрольная работа № 5. Проверка навыка чтения молча.

    Комплексная разноуровневая  контрольная работа №6. Проверка начитанности и читательских умений

    Контрольная работа №7. Проверка навыка чтения вслух.

    Контрольная работа №8 Тест.

    Итого: 8 контрольных работ

    Учебно-методические средства обучения

      Учебно-методический комплект для обучающихся

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для 4 кл. , М., Вентана-Граф, 2012.

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь для  4 кл. в 2 ч., М., Вентана-Граф, 2012.

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебная хрестоматия 4 кл.., М.: Вентана – Граф, 2012.

    Методическая литература

    Сборник программ к комплекту «Начальная школа 21 века». М., Вентана-Граф, 2010.

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Комментарии к урокам. М., Вентана-Граф, 2010.

    Ефросинина Л.А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2011.

    Оборудование и приборы

    Серии сюжетных картинок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

    Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

    Рабочая программа по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

    Рабочая прграмма политературному  чтению УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс...

    Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

    Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

    Рабочая программа по литературному чтению УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

    Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....