Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Кучина Елена Борисовна

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc443 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 94»

Рабочая программа

        по литературному чтению

на 2013-2014 учебный год

3 «В» класс

34 учебных недели

4 часа в неделю

количество часов в год – 136 часов

Учитель: Кучина Елена Борисовна

Программа составлена на основе программы по литературному чтению Н.А. Чураковой

Москва. Издательство: «Академкнига/Учебник», 2012 год.

Учебник:  Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: учебник.  М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.

Махоловская О.В.. Литературное чтение. 3 класс: хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.         

Махаловская О.В. Литературное чтений. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы. М.: Академкнига/Учебник, 2013 год.

Учебные пособия для учителя:  Лободина Н.В. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. УМК «Перспективная начальная школа». М.: Академкнига/Учебник, 2012 год

                     

Рассмотрено на заседании                                                     Утверждено

М/О учителей  начальных классов                                       Педагогическим    советом      

протокол №1 от 29.08.2013 г                                                 протокол № 1 от 30.08.2013г                    

Руководитель М/О_______ Л.П. Иванова                            Директор школы ______Н.С. Емельяненко                                            


                                                                       

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………….3
  2. Содержание учебного предмета, курса……………………………………….....15
  3. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся………………..…………….…………………………………….…........19
  4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………………………………………………....33

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы отдельных учебных предметов ООП НОО МАОУ «СОШ № 94» и на основе авторской программы Р.Г. Чураковой, «Литературное чтение» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).

Общие цели и задачи курса «Литературное чтение»

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. Освоить общекультурные навыки чтения и понимания текста; воспитывать  интерес к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет.

2. Овладеть речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

4. Формировать нравственное сознание и эстетический вкус младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Общая характеристика курса «Литературное чтение»

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Основные содержательные линии

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).

Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX—XX вв., а также современных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология».

Место учебного предмета «Литературное чтение»

в учебном плане

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебные недели по 9 ч в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями учащихся и спецификой используемых учебных средств. В примерной программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

После курса обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. Курс литературного чтения в первом классе рассчитан на 10 учебных недель, 40 часов в год, 4 часа в неделю.

Во 2 -4 классах курс «Литературное чтение» рассчитан на 34 учебных недели, 136 часов в год, 4 часа в неделю.

Ценностные ориентиры содержания

учебного предмета «Литературное чтение»

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок.

Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями(базовыми ценностями):добром, справедливостью правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.

Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их культурного и литературного развития.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения, формирование  потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно – историческим наследием  восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности.

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться  библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи.

В рамках данного предмета решаются разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственные;
  • духовно-эстетические;
  • литературоведческие;
  • библиографические.

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Учащиеся научатся:

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

• писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

• называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

• рассказывать о любимом литературном герое;

• выявлять авторское отношение к герою;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

Учающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

• самостоятельно читать выбранные книги;

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

• самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Учащиеся научатся:

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

• различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования;

• находить и различать средства художественной выразитель¬ности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать развитие сказки о животных во времени и поме¬щать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

• обнаруживать «бродячие» сюжеты («бродячие сказочные истории») в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Учащиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Учащиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями И наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Планируемые результаты формирования УУД

к концу 3-го года обучения

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
  • свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  • работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
  • работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины - определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

  • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Формы контроля

В рамках преподавания курса «Литературное чтение используются следующие формы контроля:

             - подробный и выборочный пересказ;

             - чтение наизусть;

             - творческие работы

             - тестовые работы

             - проверочные работы с текстами

             - диагностические работы

             - тематические проверочные работы


Содержание программы

Раздел

Содержание

Раздел № 1. Учимся наблюдать и копим впечатления

20 часов

Поэзия. Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор).Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Раздел № 2. Постигаем секреты сравнения

15 часов

Сказка о животных. Формирование общего представления о сказке о животных как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Развитие сказки о животных во времени. Простейшая лента времени: 1) самая древняя сказочная история, 2) просто древняя и 3) менее древняя сказочная история.

Особенность самых древних сказочных сюжетов (историй) — их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Особенность просто древних сказок — начинает цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Особенность менее древней сказки — ее нравоучительный характер: начинает цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благодарным. Представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Лента времени. Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени, а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

Раздел № 3. Пытаемся понять, почему люди фантазируют

16 часов

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

Раздел № 4.

Учимся любить

13 часов

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств. Сравнительный анализ характеров героев. Способы выражения авторской оценки в рассказе: портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя.

Раздел № 5. Набираемся житейской мудрости

12 часов

Жанр басни. Двучленная структура басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение). Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных. Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Международная популярность жанра и развитие жанра басни во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Жанр пословицы. Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Использование пословицы «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации. Пословицы разных народов. Подбор пословиц для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов.

Раздел № 6. Продолжаем разгадывать секреты смешного

15 часов

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ особенностей собственного чтения вслух: правильности чтения (соблюдения норм литературного произношения), беглости, выразительности (использование интонаций, соответствующих смыслу текста). Формирование потребности совершенствования техники чтения, установки на увеличение его скорости.

Раздел № 7.

Как рождается герой

25 часов

Формирование представлений о различии жанров сказки и рассказа

Различение композиций сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции; непредсказуемость композиции рассказа. Различение целевых установок жанров (на уровне наблюдений): приоткрыть слушателю-читателю тайны природы и тайны поведения (сказка); рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характер героя (рассказ).

Раздел № 8 Сравниваем прошлое и настоящее

20 часов

Библиографическая культура. Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формирование умений составлять разные сборники. Понятие «Избранное». Составление сборника избранных произведений любимого писателя или поэта. Воспитание потребности пользоваться библиотекой и выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями. Формирование начальных представлений о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость МИРОВОСПРИЯТИЯ их авторов (а не тематическое сходство).


Круг чтения

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север,  тучи нагоняя…»,  «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;  Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия

В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,

Примечание.

Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся

Календарные сроки

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Деятельность учащихся на уроке

Всего

Теория

Практика

1 четверть (37 часов)

 Раздел № 1.  Учимся наблюдать и копим впечатления

20

20

-

Сентябрь

1

С. Козлов «Июль»

Приём олицетворения

1

Знать понятие «олицетворение». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать

с толковым словарем

2

Ю. Коваль «Березовый пирожок».

1

Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  Давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной

3

Работа по хрестоматии.

В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари»

Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  Давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной

4

Как научиться порождать сравнения? В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…»

1

Знать понятие «сравнения». Находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения

5

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности

6

Работа по хрестоматии.

В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение»

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности

7

Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…»

1

Знать произведения А. С. Пушкина. Находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной

8

Олицетворение. Хокку Дзёсо

и Басё.

Вадим Шефнер «Середина марта»

1

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

9

Контраст. Хокку Басё.  Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон

1

Знать понятия «звукопись» и «контраст». Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

10

В. Берестов «Урок листопада»

1

Знать понятия «звукопись» и «контраст». Анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство

11

Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…»

1

Знать понятие «повтор». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы

12

Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину»

1

Анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев

13

Звуковые впечатления.

И. Бунин «Листопад»

1

Делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана  с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса

14

Записная книжка Кости Погодина

1

Анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке

15

А. Пушкин «Зимнее утро»

1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

16

В. Берестов «Большой мороз»

1

Работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения

17

В. Берестов «Плащ»

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).  Работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном

Октябрь

18

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

Работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение

19

Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем

20

Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся  наблюдать и копим впечатления»

1

Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора»)  в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств.

Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор)

Раздел № 2.  Постигаем секреты сравнения

15

15

-

21

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

1

Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. Работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы

22

Африканская сказка «Гиена и черепаха»

2

1

Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям

23

Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

3

1

Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Работать с толковым словарем; пересказывать текст

24

Самые древние сказочные истории

4

1

Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений

25

Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

5

1

Работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем

26

Корейская сказка «Как барсук и куница судились»

6

1

Предположить концовку сказки; работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок

27

Индийская сказка «О собаке, кошке

и обезьяне»

7

1

Знать особенности просто древних сказок – начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй

28

Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории

8

1

Знать сказки о животных и волшебные сказки. Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Анализировать и сравнивать разные сказки

29

Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории?

9

1

Определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание»

30

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

10

1

Знать особенности менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй

31

Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

11

1

Знать, что если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки. Сравнивать просто древнюю сказку и менее древнюю сказку; доказывать отрывками из текста время создания сказки; читать по ролям

32

Индийская сказка «Хитрый шакал»

12

1

Работать с толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки

33

Сборник «Сказки народов мира»

13

1

Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений. Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком

34

Бурятская сказка «Снег и заяц».

Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

14

1

Знать понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных

во времени. Анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ

35

Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»

15

1

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки

Раздел № 3.  Пытаемся понять, почему люди фантазируют

16

16

36

Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»

1

1

Знать понятия «фантазия», «фантазер». Доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение

37

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»

2

1

Работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика

2 четверть (29 часов)

Ноябрь

38

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»

3

1

Работать с толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика

39

Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»

4

1

Работать с толковым и фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя; выбирать книги для чтения

40

Т. Пономарева «Автобус»

5

1

Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры. Определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения

41

Т. Пономарева «В шкафу».

Э. Мошковская «Вода в колодце».

6

1

Знать, что в рассказе события развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрациями; с толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Пономаревой «В шкафу» и «Автобус»

42

Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»

7

1

Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей. Анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов

43

Изобретательность главного героя. Б. Житков «Как я ловил человечков»

8

1

Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность». Различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя

44

Тим Собакин «Игра в птиц».

Тарасова

9

1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

45

Работа по хрестоматии.

М. Яснов «Мы и птицы»;

Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…»

10

1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

46

Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии

11

1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

Декабрь

47

Работа по хрестоматии.

С.Козлов «Звуки и голоса»

12

1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

48

Работа по хрестоматии.

С.Козлов «Звуки и голоса»

13

1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

49

Работа по хрестоматии.

О.Кургузов «Мальчик – папа»

14

1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

50

Работа по хрестоматии.

О.Кургузов «Мальчик – папа»

15

1

Работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

51

К. Бальмонт «Гномы»

Обобщение по теме: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют»

16

1

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость  произведений, принадлежащих  к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика

Раздел № 4.  Учимся любить

13

13

-

52

Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике».

1

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией

53

Маша Вайсман «Лучший друг

медуз»

2

1

Анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения

54

А. Куприн «Слон»

3

1

Работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев

55

А. Куприн «Слон»

4

1

Ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев

56

А. Куприн «Слон»

5

1

Пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план

57

К. Паустовский «Заячьи лапы»

6

1

Работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр

58

К. Паустовский «Заячьи лапы»

7

1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости

59

С. Козлов «Если меня совсем нет»

8

1

Знать понятие «диалог». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией

60

Работа по хрестоматии.

 В.Драгунский «Кот в сапогах»

9

1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев.

61

Работа по хрестоматии.

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

10

1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев.

62

Работа по хрестоматии.

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

11

1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев.

63

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Нужен он…»

12

1

Работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев.

64

Обобщение по теме: «Учимся любить».

13

1

Знать изученные произведения раздела. Пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять  сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года»

Раздел № 5.  Набираемся житейской мудрости

12

12

-

65

Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».

1

1

Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль». Пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне

66

Двучленная структура басни.

Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

2

1

Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).

Определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль

3 четверть (37 часов)

Январь

67

Лента времени литературных произведений

3

1

Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени,  а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени. Размещать литературные произведения на ленте времени

68

Эзоп «Ворон и Лисица».  

И. Крылов «Ворона и лисица»

4

1

Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей. Использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов

69

Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград».

5

1

Знать понятие «обстоятельства». Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.

Сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией

70

И. Крылов «Квартет».

6

1

Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин. Анализировать басни; работать с толковым словарем; подбирать пословицы к басне

71

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

7

1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

72

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Волк и журавль»

8

1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

73

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях»

9

1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

74

Работа по хрестоматии.

И. Крылов «Волк и журавль

10

1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

Февраль

75

Работа по хрестоматии.

Индийская народная сказка «О радже и птичке»

11

1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям. Сравнивать басни, находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

76

Обобщение по теме: «Набираемся житейской мудрости»

12

1

Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов. Пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям

Раздел № 6.  Продолжаем разгадывать секреты смешного

15

15

-

77

Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме»

1

1

Объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте

78

И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги

«О чем думает моя голова.

Рассказы Люси Синицыной, ученицы

3-го класса»

2

1

Делить текст на смысловые части; находить строчки

в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты

79

М. Бородицкая «На контрольной».

3

1

Анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть

80

Л. Яковлев «Для Лены».

М. Яснов «Подходящий угол»

4

1

Разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения

81

Н. Тэффи «Преступник»

5

1

Работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте

82

Н. Тэффи «Преступник»

6

1

Анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста

83

К. Чуковский «От двух до пяти»

7

1

Выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного

84

Г. Остер «Вредные советы».

Т. Пономарева «Помощь»

8

1

Отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения

85

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

9

1

Знать приемы смешного: путаница, преувеличение. Анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении

86

В. Драгунский «Ровно 25 кило»

10

1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте

87

Работа по хрестоматии.

 Н.Носов «Мишкина каша»

11

1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте

88

Работа по хрестоматии.

 Н.Носов «Мишкина каша»

12

1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте

89

Работа по хрестоматии.

М.Вайсман «Приставочка моя любимая»

13

1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте

Март

90

Работа по хрестоматии.

Т. Кочиев «Такая яблоня»

14

1

Объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте

91

Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

15

1

Знать изученные произведения раздела. Открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа

Раздел № 7.  Как рождается герой

25

25

92

Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»

1

1

Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом. Определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские

93

Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»

2

1

Определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково

94

Б. Заходер «История гусеницы».

Л. Яхнин «Лесные жуки»

3

1

Анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста

95

Б. Заходер «История гусеницы»

4

1

Составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения

96

Б. Заходер «История гусеницы»

5

1

Работать с фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя

97

М. Яснов «Гусеница – бабочке».

6

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; проводить исследование, является ли герой произведения сказочным героем; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя

98

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

7

1

Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт». Делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев

99

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

8

1

Указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя)

100

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

9

1

Знать понятие «внутренний мир героя». Анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях

101

Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

10

1

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира

102

Л. Пантелеев «Честное слово»

11

1

Работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа

103

Л. Пантелеев «Честное слово»

12

1

Сравнивать героя сказки и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора

4 четверть (33 часа)

Апрель

104

Л. Пантелеев «Честное слово».

13

1

Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения

105

Н. Некрасов «На Волге»

14

1

Работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение

106

Н. Некрасов «На Волге».

15

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию

107

Работа по хрестоматии.

С. Махотин «Самый маленький»

16

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию

108

Работа по хрестоматии.

С. Махотин «Самый маленький»

17

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию

109

Работа по хрестоматии.

Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»

18

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию

110

Работа по хрестоматии.

Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»

19

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию

111

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

20

1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

112

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

21

1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

113

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

22

1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

114

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

23

1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

115

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

24

1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

116

Обобщение по теме: «Как рождается герой»

25

1

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела

Раздел № 8.  Сравниваем прошлое и настоящее

20

21

-

117

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства

1

1

Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках

118

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

2

1

Анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте

Май

119

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

3

1

Определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения

120

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

4

1

Работать с толковым словарем; определять главное чудо

в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение

121

К. Паустовский «Растрепанный воробей»

5

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство  и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия

122

А. Пушкин «Цветок»

6

1

Знать произведения А. С. Пушкина. Анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках

123

А. Гайдар «Чук  и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

7

1

Пользоваться толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения

124

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

8

1

Анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться  в тексте

125

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)

9

1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

126

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)

10

1

Пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста

127

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

11

1

Пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста

128

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

12

1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

129

А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)

13

1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

130

А. Гайдар «Чук  и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»).

14

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Работать с иллюстрацией; делить текст на смысловые части; озаглавливать части;

131

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко»

15

1

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

132

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко»

16

1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

133

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко»

17

1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

134

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко»

18

1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

135

Работа по хрестоматии.

Ю.Коваль «Под соснами».

19

1

Высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

136

Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее

20

1

Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

                                                               ИТОГО

136

136

-


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 3 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 - 2012.
  2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012
  3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
  4. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 3 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011 - 2012.

Специфическое сопровождение (оборудование):

  • портреты писателей;
  • репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы;
  • иллюстрации к литературным произведениям;
  • детская периодика;

Технические средства обучения

  • Интерактивная доска
  • Магнитная классная доска
  • Мультимедийный проектор
  • Персональный компьютер
  • Сканер, принтер
  • Телевизор

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Литературное чтение" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уро...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Перспективная начальная школа". 3 класс.

Рабочая программа по  литературному чтению составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта, примерной программы начального общего образования по литературному чтению...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...