Обучение младших школьников оптимальному чтению как процесс комплксного воздействия на различные стороны деятельности учащихся в условиях ФГОС
статья по чтению (1 класс)

Наше общество стремительно движется вперёд. Объём информации огромен, но и он удваивается каждые десять лет. В условиях информационного потока и постоянного научно-технический прогресса и развития информационного общества 

 решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно всё больше и больше. Например, специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать около тридцати отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Без навыка быстрого чтения усвоить такой объём печатной продукции просто невозможно. Проведённые исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируется к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дисплеев. 

Нашим детям жить и работать в XXI веке. Готовиться к этому нужно сегодня. Детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе. У школы нет иного выбора, кроме как адаптации к информационному веку. 

В начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах обучения. Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника, научить его учить себя самого, направить процесс на развитие учебной деятельности учащихся. Не ученик приспосабливается к традиционной образовательной системе, а образовательная система адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, по- новому используя уже известные формы и рождая новые. 

Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать, подготовить из ребенка читателя. Чтение - главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности и успешности ребёнка в обучении на всех ступенях школы. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Когда ввели их в тесты, анкеты, протестировали более 2000 учеников - оказалось, что существует фактор, который более других влияет на успеваемость. Этот фактор - скорость чтения. 

Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок». Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе. 

Оптимальное чтение- чтение в темпе разговорной речи – 120 - 300 слов в минуту вслух и 400 - 450 слов в минут – чтение про себя. Если в 1 классе основное учебное время занимает слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10 - 15% в 1 классе до 80 - 85% в 4 классе). Чтение – это работа. Быстрое чтение - не напряжённый труд, а работа более производительная и эффективная. Во время быстрого чтения мы ведём глазами по тексту от начала до конца. Оно вовлекает в этот процесс сознание и удовлетворяет нашу потребность в ясном понимании прочитанного. При многократном предъявлении информации в скоростном режиме возникает эффект сверхзапоминания, позволяющий человеку за короткое время запомнить большие объёмы информации. 

Отработка навыка чтения остаётся одним из главных направлений работы на уроках литературного чтения и составляет основную линию преемственности с первого класса. Развитие навыка чтения проходит несколько этапов. Возможны три основных способа чтения. Первый способ - артикуляция или проговаривание вслух того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика. Второй способ чтения - чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи. Скорость чтения более быстрая. Наиболее совершенный способ чтения – тоже молча, в условиях максимального сжатия внутренней речи. Так читал А.М. Горький, пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий  и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно ...

«Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Обучение младших школьников оптимальному чтениюНаше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых сп...

«Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Обучение младших школьников оптимальному чтениюНаше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специали...

«Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС...

«Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий  и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно ...

Статья «Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно всё бо...

Статья " Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС»

В начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах обучения. Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника, научить его учить себя с...