Особенности и приемы работы на уроках чтения в начальной школе с обучающимися ОВЗ
методическая разработка по чтению

Кудряшова Наталья Владимировна

Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка. Затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), нарушаются все формы общения (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и др.), существенно тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченкo и др.). Развитие речи должно осуществляться совокупностью разнообразных средств воздействия на детей в различных видах деятельности, одним из них является ознакомление детей с произведениями художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и приемы работы с детьми ОВЗ

на уроках литературного чтения в начальной школе

Все мы знаем, что чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика.

Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.

Опыт работы с учащимися доказывает, что чтение продолжает оставаться для учащихся с ОВЗ одним из предметов, трудности усвоения которого преодолеваются очень медленно. Все это отрицательным образом сказывается на изучении всех остальных предметов.

К началу школьного обучения у детей с ОВЗ, как правило, не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение. Они не умеют планировать свою деятельность. У таких детей отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, не могут установить связь между эпизодами. Воображение развито слабо, нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приемов овладеть чтением. Они испытывают трудности в произвольной деятельности. Учащиеся с ОВЗ быстро утомляются, перестают выполнять начатую деятельность.

Работая с «особыми» детьми, мы учитываем их индивидуальные особенности и интересы, ищем особые подходы, создаём определённые условия для развития и формирования читательских умений и навыков.

Итак, перед нами есть цель: формирование читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ на основе приемов чтения.

Сначала мы подобрали приемы формирования читательских умений и навыков.

Затем адаптировали эти приемы для обучающихся с ОВЗ и апробировали в учебном процессе.

Мы составили банк эффективных приемов формирования читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.

Данные материалы актуальны и направлены на отработку читательских умений, обучающихся с ОВЗ.

Материал преподносится небольшими частями, с использованием интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности. Использование иллюстративного материала помогает внести оживление в сложный процесс чтения.

Опыт использования данных приёмов позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые приёмы способствуют эффективному изучению художественного текста на различных уроках и формированию функциональной грамотности по чтению младших школьников.

Используя данные приемы в системе, отмечено, что у детей с ОВЗ повысилась мотивация, активизировалась познавательная деятельность, развивается речь и формируются навыки учебной деятельности. Появилась вера в себя и свои возможности.

Все приемы направленны на:

  • развитие четкости произношения
  • развитие подвижности речевого аппарата
  • создание прочных связей между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов, накопление в памяти слогов и слов
  • развитие бокового зрения и отработка прямого взгляда
  • развитие внимания к слову и его частям
  • развитие оперативной памяти, устойчивости внимания
  • развитие гибкости и скорости чтения про себя и вслух
  • развитие восприятия и понимания
  • развитие логического мышления

Приемы, направленные на развитие четкости произношения

Учащиеся с ОВЗ во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика. И используются упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: “звуковая разминка”.

Напримет, читаем слоги с ударением на одном из них:

- здесь произносятся слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

да’-да-да, да-да’-да, да-да-да‘

Или, сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

м с 3 к т р б н в 3 р л н x р

Приемы, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей с ОВЗ слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах эффективны следующие приемы:

1. Восстанови окончания слов. Для этого нужно прочитать в быстром темпе написанные на доске предложения с закрытыми окончаниями слов, по ходу чтения восстанавливая их.

Например:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал_

2. Скороговорки.

Лежит ежик у ёлки, у ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Дети читают скороговорку в соответствии с заданием тихо, громко, шепотом, немое кино (произносят беззвучно).

Используем также приемы, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

1. Найди лишнюю букву: о, и, б, я, у.

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям. Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра - другую и т.д.

2. Найди лишнее слово. Прочитай. Обоснуй свой выбор.

Слон медведь тигр лев бабочка кошка

3. “Да или нет?”

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

Приемы, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух.

1. “Игра в прятки”.

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

2. Игровое упражнение “Догони”.

Дети читают отрывок текста вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и “тянутся” за ним, пытаясь “догнать”.

Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания.

1. Из каждого слова убирай по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло

(кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

2. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

Бал рак

Приз кот

воз глас

бой рот

кон вой

банк кон

Приемы, развивающие логическое мышление.

Эти приемы способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

Например. Переставь буквы:

В лесу на сосне диситтеляд. Хвостом упирается в остлвереавд. Носом по стволу стучит, уоркбилотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет.)

Или. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Речевая зарядка.

Одним из эффективных приемов работы над техникой чтения у учащихся с ОВЗ в начальных классах является речевая зарядка.

Во время речевой зарядки можно использовать следующие виды упражнений.

1. Дифференциация сходных слогов и слов.

са - за

ма - мя

гол - кол

со –зо

мо - мё

гора - кора

су –зу

му - мю

игра - икра

2. Чтение слогов по подобию.

 

И

- А

- О

- У

ни

на

но

ну

зи

за

зо

зу

ли

ла

ло

лу

 

При выполнении этого задания не6обходимо обращать внимание детей на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, т.е. положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

3. Чтение слов по подобию.

мак

майка

Ваня

рак

зайка

Маня

бак

гайка

Таня

В процессе неоднократного воспроизведения подобных подборок в памяти учащихся с ОВЗ быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемые ими сразу, с первого взгляда.

Речевая зарядка дает больший эффект, если проводить ее перед чтением текста.

Также можно использовать прием «Перевертыши».

Предложите ученику расшифровать перевертыши пословиц, названий книг, строчки из стихов и песен.

Счастье перемещается кучами. — Беда не ходит одна.

Прочитайте слова, которые зашифрованы:

ИКЗАКС ЬТЯНИЧОС ЯСЬТИЧУ

Примеры перевёртышей встречаются в произведении К.И.Чуковского «Чудо-дерево», в русских народных небылицах: «Ехала деревня мимо мужика», «Лошадь ела сало, а мужик овёс» и т.д.

Приём «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации.

Перечисленные выше приемы, на мой взгляд, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствую развитию и формированию читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе

О приемах обучения навыкам чтения в начальной школе...

Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и ...

Методы и приемы повышения техники чтения в начальной школе

Обобщение опыта работы по увеличению скорости и качества чтения в начальной школе....