План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Галинова Наталья Анатольевна

Конспект урока литературного чтения по теме: М.Горький «Случай с Евсейкой».

3 класс. УМК «Школа России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx32.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по теме: М.Горький «Случай с Евсейкой».

3 класс. УМК «Школа России».

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького; обучения определению темы и главной мысли произведения; составлению небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст, оцениванию событий, поступков героев произведения; способствовать развитию речи учащихся, творческого воображения, фантазии, наблюдательности, умения  использовать в речи образные сравнения

Планируемые результаты

Предметные: 

Метапредметные

Личностные: 

познакомятся с произведением М.Горького;

научатся определять тему и главную мысль произведения; работать с разными видами текстов, оценивать события, поступки героев произведения

познавательные:прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения; составляют план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе;

коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признают различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания  произведений художественной литературы; 

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками

Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе. В 2 ч. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2013. С. 4-11.

– портрет М. Горького, выставка книг писателя;

– компьютер, проектор, интерактивная доска;

– презентация о жизни и творчестве писателя.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (Осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I.Организация начала урока

Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют

Слушают в соответствии

1.Мотивация к учебной деятельности

-Настроение каково? Во! 

Все такого мнения? Все, без исключения.

Может, вы уже устали? Мы таких с собой не брали.

Может, ляжем отдохнём? Лучше мы урок начнём.

-Сегодня на уроке, ребята, мы с вами дружно плодотворно будем работать и оценим свои результаты. У вас на столе есть полоска для этого. Желаю всем успешной работы.

самоготовность к уроку («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

с целевой установкой, принимают и сохраняют цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме

2.Разминка

-Начнём мы с какого этапа? Что мы первое делаем? Для чего?

Прочитайте на доске слова сначала про себя.

Теперь хором тихонечко. А теперь громче.

Прочитать вопросительно. Вот не знает ещё кто-то, что за голотурия. А теперь с уверенностью, с видом знающего человека.

лангуст краб морская звезда актиния креветка черепаха рак голотурия морской пузырь моллюск сепия сифонофоры

А сами то вы можете себе представить тех, чьи названия здесь написаны?

Итак, справились с первым этапом работы?

Сейчас оценим себя за разминку в первом окошечке.

Сначала разминка.

Фронтальная работа:

Читают слова, соотносят их с прочитанным ранее произведением.

Работа в парах

Два ученика на доске прикрепляют правильно название к картинке у остальных маленькие карточки со словами, которые они размещают на листке с фотографиями Оценивают себя за этап разминка на листках самооценки.

Адекватно воспринимают информацию с опорой на наглядность.

Выразительно читают. Принимают на слух ответы обучающихся.

Слушают собеседника.

На слайде и на доске фотографии этих обитателей глубины

3.Постановка темы и задач урока.

А что же написано у меня дальше? Что это за слова, откуда они?

И жили они долго и счастливо.

Возникало ли у вас иногда желание узнать, что же было дальше с героями этой сказки? А мы с вами что за произведение читали на предыдущем уроке? Какое оно по жанру?

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая будет тема урока? Откроем учебник (сами ищут раздел с.11) На какие вопросы уже ответили? Какие вопросы будем сегодня разбирать?

Чему будем учиться? Какие задачи поставим? Новое будем учить или повторять?

Мы найдём это продолжение или придумаем сами? С чего начнём?

1.Вспомним сюжет рассказа и особенности героев, прочитаем по ролям.

2.Выберем настроение, которому должно соответствовать продолжение рассказа.

3.Подберём необходимых героев и слова для их описания.

4.Запишем свои предложения.

5.Оценим наши рассказы, выберем наиболее удачные.

Обсуждают тему урока

Формулируют цель урока

По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев.

-Сегодня на уроке мы будем читать произведение

М.Горького «Случай с Евсейкой»


Принимают и сохраняют учебную задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Строят понятные

4.Работа по теме урока.

-Сейчас поиграем и вспомним рассказ, особенности героев.

– Какой необычный случай произошел с Евсейкой?

– Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

– Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»

– Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?

– Чего он испугался?

– Почему же он не заплакал, испугавшись?


Я читаю с любого места в рассказе, а вы должны найти и продолжить.

Запишите на карточках, какие слова подбирает автор для описания героев. Какие слова характеризуют человека? Как мы оцениваем?

Умный

Глупый

Добрый

Злой

Хитрый

Честный

Храбрый

Трусливый

– Какой прием использует автор в описании морских животных? (Сравнение.)

– Вспомни с чем автор сравнивает сепию? (С мокрым носовым платком.)

– С чем автор сравнивает сифонофоры? (Со стеклянными шариками.)

– Как Евсейка старался смотреть на все вокруг? (Он старался смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)

Сейчас оценим себя за понимание и хорошее ориентирование в рассказе во втором окошечке

– Он удивился тому, что рыбы разговаривали.

– Он сказал, что узнал об этом от папы.

– «Так себе... Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый...».

– Он испугался того, что его сейчас съедят.

– Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.


-Кто первый нашёл читает, остальные уже про себя дальше ему не мешают.

Работают в паре. Пишут в карточке

Надо посмотреть поступки, которые он совершил.


Знает разных обитателей, говорит неправду, предлагает игру, объясняет кто такой папа, передумал плакать, никого не хотел обидеть

Объясняют

для собеседника высказывания. Формулируют и аргументируют свою точку зрения. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников.

Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации

5.Физминутка

Упражнения

Высказывают свои предложения.

Выполняют движения согласно тексту

6.Чтение по ролям

– Прочитайте разговор Евсейки с рыбой.

Чтобы читать по ролям, что сначала надо определить?

Какое чтение мы назовём отличным? Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать за каждого из героев.

Сейчас оценим себя за чтение по ролям в третьем окошечке. Какую задачу урока выполнили? Над чем будем работать дальше?

-Варианты ответов обучающихся.

Называют действующих лиц: автор, рыба, Евсейка. Читают по ролям со слов: «А болтливая рыба все спрашивает его...»

Приходят к общему мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа. Осуществляют контроль по результату

7.Сочинение продолжения рассказа

Как придумать продолжение сказки, используя слова «никто не поверил», «придется возвращаться», «бурлит», «сейчас съест», «со злостью».

С чего всё началось ?

Рассказал Евсейка, что с ним произошло, да только никто не поверил…

Вспомнил Евсейка случай, который с ним произошёл, и решил вновь отправиться к подводным обитателям…

Какие события могли произойти дальше? Кого Евсейка мог встретить? Они опустились на дно, где их ждала …

потому что он был очень голоден

Русалка, подводный царь, акула, говорящий пузырь, Спанч-Боб, врач, учитель, полицейский, телевизор.

Можно ли закончить рассказ так же, как и автор?

С тех пор … И он уже больше никогда не …

Фронтальная работа.

Структура текста-повествования

Должно называться время и место действия. Должны быть действующие лица. Действие должно завершаться, делается вывод. Всё идёт по порядку.

Смешное, грустное, страшное.

Сочиняют продолжение сказки

Слушают собеседников

Высказывают собственное мнение

8.Реализация плана Самостоятельная работа

-Переходим к выполнению письменной работы

Рассаживайтесь. Взяли листок, кто у вас секретарь (быстро пишет) сколько предложений надо дописать.

Письменная работа в группах

Рабочая тетрадь с.53

9.Проверка эффективности


-Давайте сравним наши рассказы.

Оценивать по каким критериям:

Настроение выражено.

Слова выразительные есть.

Интересно.

Правильно построены предложения.

Последовательно.

Верно написаны слова.

Оцените свою работу: кто справился с заданием – поднимите руку вверх.

Выступление и оценка групп.


Осуществляют самоконтроль учебной деятельности

10. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

1) Оформить свой рассказ иллюстрациями к нему.

2)Подготовить чтение по ролям.

3)Придумать продолжение сказки.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы.

Осознают, сохраняют учебные задачи принимают,

11. Итог урока. Рефлексия и самооценка

Вы справились. Мне понравилось. В последний кружок поставьте себе оценку. + - ?

- Для чего создаются такие литературные произведения?

Сказка «Случай с Евсейкой» была впервые опубликована в 1912 г. в журнале «День». В сказке заключен обширный познавательный материал, поданный поэтично, в занимательной и доступной детям форме. «Случай с Евсейкой» – прекрасный образец литературной сказки особого типа – научно-познавательной.

Оценивает результаты выполнения задания на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающихся с помощью беседы по вопросам:

-Какая была тема урока?

-Какие задачи мы перед собой ставили?

-Все ли мы успели выполнить?

-Где нам могут пригодиться полученные знания?

-Оцените свою работу на уроке. Оценивать свою работу вы будете с помощью смайликов

грустный - ничего не получилось, было трудно и неинтересно

спокойный – остались сомнения вопросы, справился не совсем

Весёлый - все получилось, было интересно.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Варианты ответов обучающихся.

Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

• сегодня я узнал…

• я выполнял задания…

• я понял, что…

• я приобрел…

• урок дал мне для жизни…

• мне захотелось…

Обучающиеся рисуют свои смайлики около нужного на общем формате на доску.

Осуществляют самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.Л. Барто "Верёвочка" с применением презентации " А.Л. Барто-детям"

План-конспект урока по литературному чтению по учебнику Л.Ф. Климановой  2 класс. На уроке используется презентация, которая позволяет детям  вспомнить  первые стихи своего детства....

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс К.И. Чуковский "Путаница", "Радость" с использованием презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет ввести детей в мир произведений К.И.Чуковского....

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...