Формирование читательских компетенций младшего школьника
статья по чтению

Миркова Маргарита Михайловна

В обучении литературе как учебному предмету наиболее востребован данный (компетентностный) подход как наиболее значимый для определения содержания литературного образования в современной школе. Развивающее чтение предполагает владение особыми стратегиями чтения с постановкой особых, личностно значимых целей чтения, предполагает совершение осознанного выбора круга чтения, особые формы работы с текстом. Другими словами, развивающее чтение – это когда ребенок  осознает, что и зачем он развивает в себе, занимаясь чтением. Педагогическим результатом развивающего чтения выступает читательская компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskih_kompetentsiy.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

младшего школьника на уроках литературного чтения

Происходящий сегодня процесс модернизации российского образования, изменение его целевой ориентации – от социализации личности к формированию человека, являющегося носителем культуры своего времени и народа, привело к тому, что для его результата стала применяться такая категория, как образованность. Если раньше учащийся на выходе должен был владеть определенным набором знаний, умений и навыков, то сегодня предлагается новая категория измерения результатов обучения – компетенция. Компетентностный  подход не является абсолютно новым, он достаточно давно используется в методике преподавания русского языка как иностранного и отражает тенденции развития европейского образования, которые не чужды России. В последние годы в методической литературе предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» применительно к конкретным предметам.

В обучении литературе как учебному предмету наиболее востребован данный (компетентностный) подход как наиболее значимый для определения содержания литературного образования в современной школе. В силу полифункциональности литературы как учебного предмета вопрос о природе, статусе, составляющих и механизмах компетенции в педагогической науке рассматривается сравнительно недавно и служит предметом научных дискуссий.

В общедидактическом смысле компетенция – это «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, также способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним». В отличие от интеллектуального, развлекательного и воспитывающего чтения развивающее чтение – это особый род читательской деятельности, ориентированной на задачи развития личности, ее конкретных качеств, черт, способностей, когнитивных процессов, аффективной и коммуникативной сферы. Развивающее чтение предполагает владение особыми стратегиями чтения с постановкой особых, личностно значимых целей чтения, предполагает совершение осознанного выбора круга чтения, особые формы работы с текстом. Другими словами, развивающее чтение – это когда ребенок  осознает, что и зачем он развивает в себе, занимаясь чтением. Педагогическим результатом развивающего чтения выступает читательская компетентность.

Читательская компетентность – совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).  Данное определение отражает информационно-когнитивный под-ход к чтению. Когда чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельно сти и отсюда имеет своей целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию информации, отвечающей информационной потребности читателя. В такой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. Сравним:  информационная компетентность – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.  Заметим, что ФГОС относят информационную и читательскую компетент ность к метапредметным образовательным результатам, т. е. действиям, формируемым в (между/сверх) конкретных учебных дисциплинах. Значит, не только учитель чтения, не только учитель русского языка и литературы организуют учебную деятельность с целью развития ребенка в деятельности чтения. Под компетенцией учащихся также обычно понимают уровень сформированности знаний, умений, способностей, инициатив личности, необходимых для эффективного выполнения  конкретной деятельности. Согласно государственному стандарту общего образования, у выпускника средней школы должны быть сформированы следующие компетенции: личностная, социальная, интеллектуальная и коммуникативная. Базовой компонентой интеллектуальной компетенци, формируемой на уроках литературы, является методологическая компетенция – способность субъекта к осуществлению собственной интеллектуальной деятельности в рамках научной методологии, а также к оценке и корректировке результатов данной деятельности.

«Литература  как искусство словесного образа –особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего», – такое определение литературы дано в Примерной программе по литературе. Таким образом, перед учителем литературы стоит вполне определенная цель – воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя.

 Исследования по психологии чтения показывают, что этот вид речевой деятельности представляет собой интеллектуально-познавательный процесс, состоящий из множества звеньев.  Обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному – заключается в овладении следующими умениями:

– предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опирясь на предыдущий опыт;

– понимать основную мысль текста;

– формировать систему аргументов;

– прогнозировать последовательность изложения идей текста;

– сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме;

– выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

– понимать назначение разных видов текстов;

– понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста;

– сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста;

– выражать информацию текста в виде кратких записей;

– различать темы и подтемы специального текста;

– ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

– выделять не только главную, но и избыточную информацию;

– пользоваться разными техниками понимания прочитанного;

– анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и ее осмысления;

– понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.

Объективные  требования к уровню чтения школьников весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Понятие «грамотность чтения» включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В результате наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества. Рефлексия текста предполагает размышление о содержании (или структуре) текста и перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения.

Один из главных критериев уровня навыка чтения – полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:

– общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначения текста;

  • умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом и т. д.);

– нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);

– интерпретация текста (умение сравнить и противопоставить заключенную в нем информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных предпосылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста);

– рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения, что подразумевает достаточно высокий уровень умственных возможностей, нравственного и эстетического развития обучающихся);

– рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений).

Существуют  пять основных уровней грамотности чтения, каждый из которых замерялся по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обос нование выводов», «рефлексия и оценивание»,

т. е. включал психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность школьников с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений. Необходимо рассмотреть структуру интеллектуальной компетенции, которая характеризуется не столько объемом предметных знаний и умений учащихся, сколько характером взаимосвязей этих знаний и умений, а также уровнем овладения надпредметными знаниями и умениями, философским осмыслением места человека в мире. Надпредметные знания и умения – это такие знания и умения, которые обеспечивают осознанность учащимися процесса собственного образования и его реальных итогов. К ним относятся знания о методах познания и структурах различных видов знания и деятельности, а также знания, обеспечивающие усвоение выделенных общеучебных (надпредметных) способов деятельности. В число последних, по мнению известного методиста Н. Ю. Русовой, входят:

1) логико-понятийная компетенция как непротиворечивость и последовательность интеллектуального процесса, обоснованность выделения базовых и второстепенных понятий, элементов и ситуаций, обязательное дифференциальное фиксирование связей и отношений между ними, наглядную систематизацию способов доказательств и опровержений, а также подчинение логическим правилам мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации – и логическую непротиворечивость форм мышления (понятий, суждений, умозаключений);

2) информационно-семиотическая компетенция как развитые навыки сбора, группировки и систематизации информации, а также единое, непротиворечивое и уместное использование знаковых элементов в рамках одной отдельно взятой знаковой системы и установление однозначного соответствия между этими элементами и их вербальным описанием.

Следует указать, какие составляющие интеллектуальной компетенции учащихся формируются в процессе анализа художественного текста. Анализ предполагает научное постижение литературного произведения, его эстетической целостности, когда субъективные впечатления проверяются

объективными методами. В процессе анализа первоначальное представление о смысле и художественном своеобразии произведения поддерживается текстовыми и логическими доказательствами, происходит выделение существенных для данного произведения свойств и качеств и отсеивание несущественных, идет процесс обобщения-синтеза. Учащиеся получают представление о ведущих эстетических принципах построения данного художественного текста, с одной стороны, а с другой – в процессе анализа наблюдается повышенное внимание к деталям, которые ускользают при первом чтении. При рассмотрении особенностей прозаической художественной речи во внимание принимаются следующие элементы: лексика, морфологическая структура текста; синтаксическая структура текста; тропы и фигуры; элементы  звукописи и звукоподражания; ритмическая структура текста.

Для  формирующейся личности также жизненно необходимы коммуникативная компетенция (способность к грамотному общению), общекультурная (совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих личности осуществлять свою жизнедеятельность в рамках культуры соответствующего социума) и филологическая компетенция, которая складывается из лингвистической (навыки разноуровнего лингвистического анализа) и литературоведческой (способность эстетического восприятия и оценки художественных произведений).

Предполагается,  что школьный курс литературы поэтапно и последовательно формирует у учащихся комплекс читательских умений и навыков филологического анализа. На уроках литературы формируются умения читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст, одновременно применяются изученные теоретико-литературные понятия, это формирование такого качества личности, как постоянная потребность в чтении, как смыслодеятельности, которая формируется в процессе школьного литературного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе по теме "Формирование читательских компетенций младших школьников"

Целью данного родительского собрания   является: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение  важной пробле...

советы родителям Формирование читательских компетенций младших школьников.docx

Формирование читательских компетенций младших школьников. Советы родителям. Копилка родительского опыта...

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»

Родительское собрание «Роль книги и чтения в формировании читательских компетенций младших школьников»...

Формирование читательской компетенции младших школьников

Федеральные государственные стандарты начального общего образования, в основе каторого лежит системно - деятельностный подход , предполагает воспитание и развитие личности, отвечающих требованияминфор...

Формирование читательских компетенций младших школьников

В материале представлены особенности и этапы формирования читательской компетентности учащихся начальной школы. Собраны памятки для уроков литературного чтения по работе с разными текстами....