Как хорошо уметь читать!
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Васильева Мария Николаевна

Конспект к Литературное чтение по теме "Русский алфавит. Как хорошо уметь читать." Предназначен для детей начальных классов обеобразоваельных школ, а также для детей с ОВЗ,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Русский алфавит. Как хорошо уметь читать! 

Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»

Задачи: 

  • совершенствовать у учащихся навыки чтения, поддерживать стремление к лучшему чтению;
  • совершенствовать умение выделять звуки в словах;
  • закрепить знания об изученных буквах;
  • развивать любознательность, мышление, воображение, речь, оценивание своих возможностей в результате рефлексии;
  • воспитание интереса к книге, культуре речи.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, звукозапись стихотворения С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи», презентация, портреты поэтов, иллюстрации к произведениям, поезд, карточки для рефлексии.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Речевая разминка, чистоговорки.

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.
Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Ре-ре-ре – лиса в норе!

2. Актуализация опорных знаний

- Итак, начинаем путешествие с разминки.

Если мы в ладошки хлопнем,

Или мы ногою топнем,

Догадайся, милый друг,

Значит, мы услышим … (звук)

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Цветом они красные,

 Это звуки… (Гласные)

Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они… (Согласные)

- Встаньте, чьё имя начинается с гласного (согласного) звука, и представьтесь.

-Звуки мы……(слышим), а буквы….. (пишем). Из них мы строим…. (слоги)

Всему название дано —
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных — нету!
И всё, что может видеть глаз, —
Над нами и под нами, —
И всё, что в памяти у нас, —
Означено…
(Словами.)

Из слов состоят…. (предложения)

Говорить нам помогает,

Народ объединяет

Это …... (речь, язык)

3. Постановка темы и цели урока

- Что мы изучали на уроке чтения, начиная с 1 сентября до сегодняшнего дня? (Звуки и буквы)

- А для чего нам это было нужно? (Чтобы научиться читать, писать, красиво и правильно говорить)

- А как вы относитесь к чтению книг? (Нам нравится читать)

4.Работа по теме урока.

- Русский детский поэт, историк, археолог Валентин Берестов написал стихотворение, которое мы сегодня прочитаем.. Открываем учебники на стр. 83. Прочитаем название этого стихотворения. («Читалочка»)

- Как вы понимаете это слово? (Считалочка вовлекает детей в игру, а «читалочка» вовлекает детей в чтение)

- Садитесь правильно и послушайте. (уч-ся наизусть)

- Теперь прочитаем это стихотворение сами и ответим на вопрос:  Почему автор считает, что хорошо уметь читать?

- В этом стихотворении есть спор или утверждение? (Утверждение)

- Есть подтверждение того, что хорошо уметь читать?

- Найдите предложения, в конце которых стоит восклицательный знак. Как их нужно прочитать? Почему? (С чувством радости, удовлетворения)

- Потренируемся в чтении. Читаем цепочкой по строчкам.

5. Повторение о звуках и буквах

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква……. «А».

От буквы «А» до буквы «Я»
Идет и азбука моя.

- А теперь подумайте и скажите, почему именно эти стихи С.Я.Маршака я для вас выбрала? Это начало и конец алфавита. А сколько букв в русском алфавите?

Физкультминутка

- Расшалились остальные буквы, разбежались. Давайте их вернём на свои места.

Скажем медленно звук А – азбуку учить пора (тянем звук а)

Скажем Б – бежим вперед, будто кто-то нас зовет (бег по кругу)

Скажем В – мы быстро встали, руки высоко подняли (поднимаем руки вверх и тянемся)

Скажем Г – мы все нагнулись и коленочек коснулись (нагибаемся и достаем руками до коленочек несколько раз)

Скажем Д – давай, давай, выше ноги поднимай (шаг на месте с высоким поднятием колен)

Е и Ё сестрички вместе: ходят, топают на месте (шаг на месте)

Ж – как жук мы поползем, жук ползет в свой новый дом (опускаем руки на пол и ходим как жуки)

З – комариком летим, как комарики звеним (бег с расставленными руками, как самолетики)

И с Йкраткой – приседаем и коленочки сгибаем (приседания)

К – коленкой достаем до локтей мы все согнем (перекрестные движения колено-локоть)

Л – летаем мы как птицы, прилетели подкрепиться (бег с поднятием и опусканием рук)

М – мотаем головой, вправо, влево пред собой (наклоны головы в разные стороны)

Н – носочки потяни, вот другие, вот одни (вытягивание носочков каждой ноги по очереди)

О – опустим руки ниже, потрясем их к полу ближе (наклон к полу, расслабленные движения рук)

П – пойдем пешком по кругу, улыбаемся друг-другу (спокойная ходьба по кругу)

Р – расту, расту, расту, тянем руки к потолку (поднятие рук вверх во время ходьбы)

С – присели и привстали, до носочков мы достали (приседание, наклон с опущенными к коленям руками)

Т – тихонько потянулись, вправо, влево оглянулись (наклоны тела в стороны)

У – умеем мы скакать, раз, два, три, четыре, пять (прыжки)

Ф – фигура закрутилась, раз, два, три, остановилась (повороты вокруг себя)

Х – хотим мы бросить мяч, сами пустимся мы в скач (движения рук, как при кидании мяча)

Ц – как цапельки шагаем, выше ноги поднимаем (шаг с прямыми ногами)

Ч – ползем мы червячком, на коленочках ползком (шаг на коленях)

Ш – шагаем широко, нам шагается легко (широкий шаг)

Щ – щекотим мы друг-друга (легкое щекотание соседа)

Э – берем за руку друга

Ю – кружимся как юла (повороты вокруг себя)

Я – я снова начала

- Мы все буквы назвали? А чтобы знать буквы и хорошо читать, надо выучить весь алфавит.

6.Работа с иллюстрациями

- А какие произведения вы больше всего любите читать? (Сказки)

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 82, 83. Сколько сказочных героев пришли к нам на урок! Назовём их.(Лиса Патрикеевна, Волк, Кот в сапогах, Емеля, Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, Заяц).

- Они не просто здесь оказались, а пришли послушать, как вы умеете читать. Давайте прочитаем стихотворение С. Я. Маршака

7. Работа по стихотворению С. Я. Маршака

(Аудиозаись)

- О каких ключах идёт речь в стихотворении? (О буквах)

Прочитаем стихотворение по столбикам и ответим на вопрос:

- Почему буквы сравнивают с волшебными ключами? (Зная буквы, можно прочитать любую книгу)

Физминутка

8.Работа с выставкой книг. Сколько книг вы здесь видите!

- О чём вы можете прочитать в книгах? Какие края откроет вам азбука от А до Я?

- Значит, книги читать полезно. Есть много пословиц о пользе книг и пользе чтения.

С книгой поведёшься, ума наберёшься.

Золото добывают из земли, а знания - из книг.

Кто много читает, тот много знает.

- Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, и вас ждёт секрет,  который находится в этом волшебном ларце.

«Тем, кто любит приключения.

Мы откроем вам секрет:

Увлекательнее чтенья

Ничего на свете нет!

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума».

-Пока чтение для вас ещё труд, а скоро чтение станет для вас удовольствием, как игра.

8.Подведение итогов. Рефлексия.

– Понравился вам урок?

- Что было самым интересным на уроке?

-Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению. Выберите вагон, в котором вы будете возвращаться домой и прикрепите смайлик.

Урок полезен, все понятно. (зелёный вагон)

Лишь кое-что чуть-чуть неясно. (жёлтый вагон)

Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться.(красный вагон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

как хорошо уметь читать

рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

Блог "Как хорошо уметь читать!"

Блог находится по ссылке http://rtader.blogspot.com/...